ВСТРЕЧА С ПРОШЛЫМ
Качалова Любовь Васильевна,
Заместитель директора Ресурсного центра
профильного обучения СШ №5 г.Караганда
Прошлое помогает лучше узнать настоящее. Бережное хранение бесценных документов – надежная гарантия того, что наши потомки получат объективное представление о времени, в котором мы живем.
В преддверии Дня памяти жертв политических репрессий и голода в Казахстане в рамках послания Президента Республики Казахстан Н.А.Назарбаева Народу Казахстана Стратегия «Казахстан-2050» - новый политический курс состоявшегося государства» 21 мая 2013 года областной архив организовал и провел традиционный урок - экскурсию для учащихся Ресурсного центра на Спасском мемориале. Занятие провела начальник отдела использования, публикации документов и НСА Беркун Ольга Евгеньевна. Расширение знаний о родном крае, воспитание любви к нему способствует формированию гражданственности у подрастающего поколения казахстанцев.
Н.А.Назарбаев в статье «Социальная модернизация Казахстана»: двадцать шагов к Обществу Всеобщего Труда дал оценку Казахстанской образовательной системе, в которой указывал, что в настоящее время «важной составляющей учебно – воспитательного процесса» являются «исторические знания», изучение истории родного края, введение в общеобразовательных учреждениях такого предмета как «Краеведение».
Обращение к исторической памяти, к социально-культурному наследию общества, воссоздание картины прошлого всегда актуально и востребовано. Изучение и восстановление событий истории своей области на фоне общеказахстанских имеет огромное значение для будущих поколений.
Актуальной, на сегодняшний день, является использования архивных документов в проведение нетрадиционных уроков истории. Государственный архив Карагандинской области традиционно проводит курсы «Историческое краеведение и архивы», «Центральный Казахстан в архивных документах» для старшеклассников РЦПО СШ №5, которая объединяет 12 школ Юго-восточного района города.
Задачи по патриотическому, нравственному и духовному воспитанию граждан Казахстана выдвигаются в качестве первоочередных задач государства и общества. Необходимость их решения предъявляет повышенные требования как к культурно – просветительской деятельности государственных архивов, так и к проведению учебно – воспитательной работы среди учащихся. Это связано с тем, что архивный документ является не только одним из источников наших знаний о том или ином периоде исторического воспитания, но и служит важным средством патриотического и нравственного воспитания.
Работа учащихся с подлинными источниками на занятиях в архивах является самым эффективным методом развития интереса к познанию истории. Наиболее традиционными, привычными для архивистов и чаще всего используемыми в учебном процессе являются школьные уроки, лекции, круглые столы, презентации по темам и экскурсии по архиву и архивным выставкам.
Прежде всего следует отметить, что темы для архивных уроков выбираются такие, которые могут заинтересовать школьную аудиторию.
Накопленный материал о Великой Отечественной войне – тема многих архивных уроков, таких как: «Герои Советского Союза – карагандинцы», «Герои афганской войны», «Война в письмах и фотографиях», «Фронтовая печать», «Депортация и репрессия народов Советского государства», «Они были первыми» (о педагогах и врачах), «Знатные шахтеры», «Подвиг женщины–карагандинок в годы Великой Отечественной войны», «История КарЛага» и т.д.
Встречи с учащимися и студентами, как правило, сопровождаются показом подлинных документов. Трепетно, с волнением рассматривают ребята на таких встречах пожелтевшие фотографии, присланные с фронта, пробитую штыком обложку удостоверения с пятнами запекшейся крови, партбилет, фронтовые газеты, похоронки, военные дневники, солдатские письма-треугольники.
Даже десять прочитанных учебников истории не дали бы возможности почувствовать все тяготы войны так, как это сделают всего лишь несколько архивных документов. Такая подача материала позволила конкретизировать, сделать нагляднее и доступнее для большего числа школьников изучение общеказахстанской истории.
К концу 30-х годов тоталитарная система бывшего Советского Союза имела большой опыт преступлений над людьми: насильственная коллективизация, ликвидация кулачества и байства, организация искусственного голода, подавление народных волнений, массовое переселение целых народов, физическое истребление цвета интеллигенции, организация исправительно-трудовых лагерей и т.п.
В 30-е годы в Казахстане была образована целая сеть лагерей.
13 мая 1930 г. на территории будущей Карагандинской области Казахстанским исправительно-трудовым лагерем ОГПУ для использования труда заключенных в сельском хозяйстве был создан совхоз «Гигант».
17 сентября 1931 г. на базе совхоза «Гигант» был образован Карагандинский исправительно-трудовой лагерь (Карлаг) НКВД с центром в с. Долинка, просуществовавший до 27 июля 1959 г., когда он был реорганизован в Управление мест заключения УМВД Карагандинской области. Лагерь занимал территорию свыше 1 млн. 780 тыс. гектаров.
Во время войны в Центральном Казахстане, на территории Карагандинской области было образовано четыре лагеря для военнопленных и интер¬нированных: Спасский № 99 (1941-1950 гг.), Балхашский № 37 (1945-1948 гг.) и Жезказганские № 502 (март – октябрь 1945 г.) и № 39 (1945-1948 гг.).
Одной из трагических страниц истории Казахстана является депортация на его территорию народов практически со всех регионов бывшего Советского Союза.
Уже с начала 30-х годов будущая Карагандинская область стала местом ссылки крестьян из так называемых кулацких и байских хозяйств. Национальный состав трудпереселенцев 30-х гг. был весьма разнообразен. Основную массу «кулаков» составляли русские, украинцы и немцы, но среди них немало было казахов, поляков, белорусов, татар, евреев, эстонцев, мордвы, армян, литовцев и др.
Расселенные в Карагандинской области трудпереселенцы работали не только в специально созданных на территории поселков спецпереселенцев совхозах, но и на различных промышленных предприятиях области. Приток спецпереселенцев в Казахстан, и в Карагандинскую область в частности, увеличился во второй половине 30-х годов, когда депортация народов, проводимая Советским правительством, приняла массовый характер.
По различным данным в Казахстане в период Великой Отечественной войны находилось на спецпоселении от 900 тыс. до 1 млн. 209 тыс. человек. Представители практически всех народов, депортированных в Казахстан, находились на спецпоселении в Карагандинской области. С февраля 1948 г., в связи с Указом Президиума Верховного Совета СССР «О направлении особо опасных государственных преступников по отбытии наказания в ссылку на поселение в отдаленные местности СССР», список спецпереселенцев, депортированных из различных регионов Советского Союза и расселенных на территории Карагандинской области пополнился лицами, освобожденными из Карлага и других лагерей, размещенных на территории области и поставленными на учет в спецкомендатуры.
Согласно данных, содержащихся в справке Карагандинского обкома КП Казахстана, на 1 августа 1948 г. на территории Карагандинской области проживало в общей сложности 39990 семей – 117043 человека спецпереселенцев различных национальностей. Для учета спецпереселенцев в области было образовано 113 спецкомендатур МВД, выполнявших роль распорядительных органов.
Во время Великой Отечественной войны, в июле 1941 г., на территории Карагандинской области, на базе Спасского отделения Карлага НКВД был образован Спасский лагерь для военнопленных и интернированных № 99, располагавшийся в 45 км от г. Караганды на территории бывшего Спасского медеплавильного завода. За годы существования лагеря через него прошло 66160 (по другим данным 66746) военнопленных и интернированных: 29777 немцев, 22225 японцев, 6740 румын, 1633 австрийца, 1208 поляков, 1088 итальянцев, 1139 венгров, 236 французов, 202 финна и т.д.
Военнопленные размещались в лагерных отделениях по национальностям и содержались отдельно от интернированных. Все интернированные, среди которых помимо мужчин были и женщины, и дети, находились в одном отделении, расположенном в пос. Кок-Узек.
Более 7 тысяч военнопленных Спасского лагеря во время нахождения в заключении умерли и были захоронены на территории практически всей Карагандинской области.
Кладбища для военнопленных организовывали либо на территории лагерных отделений, либо в непосредственной близости от них. Со временем, кладбища практически всех лагерных отделений Спасского лагеря для военнопленных и интернированных № 99 были разрушены. Многие из них попали в зоны промышленного или гражданского строительства, некоторые, располагавшиеся в районах шахтных выработок, были затоплены. На сегодняшний день единственным сохранившимся кладбищем для военнопленных и интернированных и самым крупным из кладбищ для военнопленных в Центральном Казахстане, является Спасское кладбище.
Авторство: