Қарағанды облысы білім басқармасының Қарағанды…
№5 қосымша білім беру мектеп-орталығы

Қазақ тілін үйренеміз

кеш
поздно
Сұрақ-жауап
Барлық жауаптар: 128
Жаңа сұрақтар: 51
Областной интерактивный урок

 

Тема: Противопожарная служба в Карагандинской области

 

Дата проведения: 12.10.2011

Место проведения: Ресурсный центрСОШ № 5 г. Караганды

Участники: сотрудники департамента ЧС, учащиеся сш № 5 и его Ресурсного центра (10,8А,6,7  классы).

Оборудование: интерактивная доска, фото и видеоматериал, пожарное оборудование, обмундирование, плакаты и буклеты по пожарной безопасности

 

Цель урока:

  • Ознакомление учащихся с работой Карагандинского гарнизона  противопожарной службы.
  • Профессиональная ориентация учащихся на профессию «пожарный».
  • Получение учащимися теоретических знаний об опасностях при возникновении пожара.
  • Формирование у учащихся умений и навыков действий при пожаре.

 

Ход урока

Проверка связи между городами

  1. Вступительное слово: Качалова Л.В., Бушман Л.Н. – классный руководитель 8А класса, капитан Тлеугабулова Айжан Мукановна, начальник отдела подготовки и обучения населения Департамента ЧС.
  2. Рассказ учащихся об их посещении Карагандинского гарнизона противопожарной службы.
  3. Как вести себя в тех или иных ситуациях
  4. Тренинг
  5. Вопросы сотрудникам ДЧС из других школ
  6. Заключительное слово Тлеугабуловой А.М.

 

1. Сегодня мы совместно с ДЧС проводим интерактивный урок. Он посвящен Дню создания служб ЧС, который отмечается 19 октября. Накануне ученики 8А класса нашей школы посетили пожарную часть №5 и  школу профессиональной подготовки Карагандинской области.

Они побывали в пожарном депо, в административном корпусе, диспетчерской и учебно-тренировочном комплексе. Им удалось не только взять интервью у пожарных, сделать фотографии, но и самим пройти испытания, побывать в лабиринте и дымокамере, почувствовать на себе физические и психологические нагрузки, которые пожарные получают во время тренировок. На уроке они вам расскажут много интересного о пожарной части, о пожарных, о том, как они работают и учатся, какие бывают пожарные машины и как они работают. Учащиеся подготовили и ситуационные задачи для других школ, как действовать при пожаре в тех или иных случаях.

Слово передаю капитану Тлеугабуловой Айжан Мукановне, начальнику отдела подготовки и обучения населения Департамента ЧС. Она представит наших гостей и представит статистику пожаров в нашей области.

 

2. Рассказ учащихся об их посещении Карагандинского гарнизона противопожарной службы.

27 сентября 2011 года наш 8А класс был на экскурсии в пожарной части  № 5 г. Караганды. Мы познакомились с начальником школы профессиональной подготовки Галимжановым Робертом Раисовичем. Он нам рассказал много интересного о пожарной части, о пожарных, о том как они работают и учатся, какие бывают пожарные машины и как они работают.

Мы побывали в пожарном депо, в административном корпусе, диспетчерской и учебно-тренировочном комплексе.

 

В пожарном депо стоят специализированные машины. По  сигналу тревоги они выезжают на место пожара.

Это особая комната! В ней хранятся баллоны с кислородом при определенном температурном режиме. В части существует поговорка: пожарный с аппаратом на «вы», у каждого пожарного свой аппарат, он должен каждый день следить за его исправностью.

В комплексе части есть спальня, столовая и тренажерный зал. Здесь находятся пожарные, заступившие на дежурство. Спать они должны в одежде, снимать разрешают только обувь. В тренажерном зале они  тренируются и поддерживают себя в форме.

В административном корпусе как и в каждом учебном учреждении существует актовый зал. В нем пожарным проводят лекции, награждения, семинары. В учебных комнатах проводятся занятия.

«Военный готовится к подвигам – всю жизнь, а пожарный – совершает их каждый день». Однажды, как говорил Роберт Раисович, на улице Театральной случился сильный пожар. Было ужасающе-буйное пламя, работникам части № 5, едва удалось потушить его. После завершения работы, пожарные  вернулись в часть уставшие, но счастливые, что им удалось потушить этот пожар. И они понимали, что это всё получалось, благодаря тому, что у них дружный и сплоченный коллектив.

Командир отделения  Ардак Жумашев работает в пожарной части вот уже 11 лет. Он и не думал, что станет пожарным, но так сложились обстоятельства. Вызовы бывают редко и что бы ни скучать, они со своими сменщиками, обустраивают пожарную часть. Там есть клумбы с цветами, красочные стенды с информацией. Все пожарные говорят, что часть № 5 стала им родным домом!

У пожарных есть свои приметы, шутки и т.д. Например, есть такая примета, согласно которой, перед сменой нельзя чистить сапоги, иначе на пост поступит много вызовов.

 

Пожарная служебная часть

В ПСЧ работают диспетчера, которые проходят специальную подготовку.

 Это очень ответственная должность, покидать служебное место запрещается, так как в любой момент может поступить вызов.

Из интервью с диспетчером мы узнали, что сначала вызов обрабатывается на центральной диспетчерской «101», а затем   поступает по радиосвязи на пункт пожарной части. Бывают случаи, что в часть поступают ложные звонки, по статистике  это 5 - 6 случаев из 100. Как правило звонят дети или взрослые просто ради развлечения. К месту такого вызова выезжает сразу 3 специализированные машины, а в это время может случиться настоящий пожар.

27 сентября в 14:35 в пожарную часть №5 поступил звонок о возгорании в частном секторе. Нам удалось увидеть, как пожарные выезжают на место пожара. К счастью вызов оказался «ложным»: на огородах сжигали сухую траву, а прохожие вызвали пожарных.

 

Учебно-тренировочный комплекс

Как тренируют спасателей? Обычно в заброшенных помещениях, бросают на бетонные плиты дымовые шашки и отрабатывают модель поведения. В пожарной части № 5 есть специальный учебно-тренировочный комплекс, в который входит теплодымокамера, кстати, пока единственная в Республике.

Тепловая камера – это маленькая комната, в которой имеется тренажеры, и специальная машина генерирующая тепло. Здесь стоит беговая дорожка и силовые тренажеры. Спасатели должны научиться двигаться в условиях высокой температуры. Температура поднимается от 20 до 40 градусов по Цельсию.

Дымокамера, это комната  оснащенная спецэффектами и искусственными препятствиями. Местами можно идти во весь рост, местами – только ползти. В лабиринте сложная планировка и неожиданные препятствия. Темнота, густой дым, стробоскоп, который мешает сосредоточиться, крики о помощи, падение двадцати кирпичей, сделанных, правда, из пенопласта

В комнате установлены видеокамеры. Для каждого занятия можно создавать новый маршрут.

С пульта управления на экранах видно, как бойцы ведут себя в лабиринте, о чем говорят. Мы с интересом наблюдали, как наши  ребята проходили эти испытания.

Внутри камеры лично я чувствовал некое беспокойство, было такое ощущение, что это происходит в реальности. Генератор дыма, стробоскоп и звуковые эффекты могут сделать невероятное. Но это никак не сравнится с истиной, настоящей работой пожарного!

В дымокамере я почувствовала себя так, как будто побывала на месте реального пожара. Когда на нас падали «кирпичи» было ощущение тревоги и опасности. Лично мне это безумно понравилось! Когда я вышла оттуда, я долго не могла придти в себя. Как же пожарные во время тренировок выдерживают такие психологические нагрузки!

Они шагают в самое пекло. Их защищает только костюм и кислородная маска. Под костюмом от жара струится пот, он заливает глаза под маской. Они идут в сплошном дыму и не знают, обвалится под ними пол или  рухнет на голову горящая балка. Но они идут, потому что там впереди может быть ждущий помощи человек.

 

Боевая одежда и снаряжение пожарного

Костюм пожарного состоит из:
- шлема, предохраняющего голову от падающих объектов;
- толстых защитных рукавиц;
- комбинезона, защищающего от огня и действия высокой температуры.

Снаряжение состоит из спасательного пояса, карабина и кобуры с поясным топором.

Важными элементами снаряжения пожарного являются маска, соединённая с кислородным баллоном. Маска позволяет пожарнику избежать отравления угарным газом, концентрация которого в местах пожара крайне высока.

 

Пожарная техника

На пожар выезжает  специализированная техника:

Пожарная автоцистерна – пожарный автомобиль, оборудованный пожарным насосом, емкостями для жидких огнетушащих веществ и предназначенный для доставки к месту пожара личного состава и пожарно-технического вооружения ПТВ.

Пожарная  автолестница - пожарный автомобиль со стационарной механизированной выдвижной и поворотной лестницей.

Пожарный автомобиль пенного тушения АПТ - автомобиль для приготовления и подачи пены.

Стволы пожарные служат для формирования и направления струи огнетушащего средства при тушении пожаров. Пожарные стволы в зависимости от вида подаваемого огнетушащего средства разделяются на водяные, порошковые и воздушно-пенные, а в зависимости от пропускной способности и размеров - на ручные и лафетные.

 

Легко ли быть пожарным?

Я уверена, что пожарное дело только для крепких парней. Работа в экстремальных условиях - это риск для жизни и огромная ответственность за других людей. Здесь нет места слабостям и эмоциям, ведь на кону, зачастую, человеческая жизнь. И действия пожарных должны быть четкими, быстрыми и решительными.

(Гриб Карина)

Не просто вытащить человека из горящего жилого дома. И когда приезжает машина с длинной лестницей и помогает людям, которые закрыты  и дико кричат - «СПАСИТЕ!», пожарный, поднимаясь по лестнице, испытывает такое чувство, что «мурашки по коже»… Ведь жизнь пожарного - это тоже большой риск… Он может и не вернуться.

(Мыржабаев Аслан)

Я с большим уважениям отношусь к пожарным, этим скромным людям. Они просто выполняют свой долг. У них работа такая - спасать!  (Залесская Маша)

 

3. Как вести себя во время пожара?

Часто во время пожара бывают такие ситуации, что люди не знают, что делать и впадают в панику.

Мы хотим предложить вам несколько ситуаций, на которые вы должны ответить в течение минуты.

 

Ситуация 1) Твой класс в количестве 20 учеников и двух преподавателей отправились в турпоход, в лесной массив. На привале разожгли костер, но из-за сильного ветра начался пожар, горит трава на поляне на площади 10кв. метров, вокруг лес, до ближайшей трассы 3 км. Каковы ваши действия?

ОТВЕТ: Трава горит очень быстро, поэтому попробуйте сбивать огонь ветками, мокрой одеждой, затаптывать ногами. Если не удастся потушить самим, необходимо послать кого-нибудь в ближайший населённый пункт за помощью, и вызвать пожарную охрану.

Если вы разводите костер на привале, то вы обязательно должны соблюдать правила пожарной безопасности, разводить костер только на участках лишенных растительности.

 

Ситуация 2)Вы с младшим братом находитесь в 3ех этажном супермаркете, на 3 этаже. Вдруг свет погасает, вы чувствуете сильный запах дыма, слышите крики "Пожар! Пожар!" Ваши действия?

ОТВЕТ: Услышав крики, сохраняйте спокойствие, постарайтесь идти к выходу, держась за стены и поручни, дышите через носовой платок или рукав одежды. Ребенка при этом крепко держите за руку.

 

Ситуация 3)Ты стал свидетелем автоаварии. Из машины выбежал человек, на котором горит одежда, ты и твой одноклассник находитесь рядом. Ваши действия?

ОТВЕТ: Не давайте ему бежать, так как пламя разгорается сильнее. В крайнем случае - повалите на землю. При необходимости накиньте на горящего человека куртку или пальто, оставив голову открытой, чтобы он не задохнулся продуктами горения. Вызовите скорую медицинскую помощь.

 

Ситуация 4) Дома, в зале, где ты находишься, загорелся телевизор, и сразу дверь в коридор. Твои действия?

Ответ:Обесточьте телевизор или полностью квартиру (помещение); Сообщите о возгорании в пожарную охрану; Если после отключения телевизор продолжает гореть, то залейте его водой через отверстия задней стенки, находясь при этом сбоку от аппарата, или же накройте его плотной тканью.Если горение, несмотря на попытки потушить, продолжается, то остается последнее - выбросить телевизор через окно на улицу. Но прежде чем бросить, не забудьте посмотреть вниз.

 

Ситуация 5)Ты едешь в общественном транспорте - в автобусе на тренировку. В салоне начинается пожар. Твои действия?

ОТВЕТ: Немедленно сообщите о пожаре водителю. Откройте двери кнопкой аварийного открывания дверей. Если это не удается, разбейте боковые окна или откройте их как аварийные выходы (по инструкции). По возможности тушите огонь с помощью огнетушителя, находящегося в салоне. Боритесь с паникой. Спасайте в первую очередь детей и тех, кто не может сам о себе позаботиться. Не толпитесь у дверей, если там образовалась давка, лучше выбейте окно. Защитите рот и нос от дыма платком, шарфом, рукавом, полой куртки и т.д. Выбравшись из горящего транспорта, сразу же начинайте помогать другим. Не трогайте при этом металлические части транспорта - они могут оказаться под напряжением.

 

 

 

Если вы оказались в таких ситуациях, запомните основные правила:

 

1. Никогда не паникуйте, вам это не поможет, а только приведёт к трагическим последствиям.Услышав крики "Пожар!', сохраняйте спокойствие и выдержку, призывайте к этому рядом стоящих людей.

2. Первым делом звоните в противопожарную службу – за вас это просто может никто не сделать.

3.Для того, чтобы расти и усиливаться, огню нужен кислород, желательно в форме ветра – не оставляйте сквозняков, закрывайте двери и окна.

4. Большинство людей погибает не в огне, а задохнувшись угарным дымом. При пожаре сразу же приготовьте намоченную тряпку, через которую, возможно, придётся дышать. В задымленном помещении передвигайтесь как можно ниже к полу – дым всегда стремится наверх.

5. Даже не думайте тушить включенные электроприборы водой – нужно накинуть на воспламенившуюся технику покрывало или тяжелую штору

 

4. Тренинг: учащиеся на время должны надеть костюм пожарного – комбинезон, шлем, спасательный пояс с карабином и кобурой с поясным топором. Потом надеть маску со сжатым воздухом.

 

5. Вопросы сотрудникам ДЧС из других школ

6. Заключительное слово Тлеугабуловой А.М.

Авторство: