№ исх: 04-2-6/4118 от: 11.08.2016 |
Программа формирования антикоррупционной культуры в школьной среде в контексте духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания 1. Общие положения
1. Настоящая Программа формирования антикоррупционной культуры в школьной среде в контексте духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания (далее – Программа) разработана в соответствии с Концептуальными основами воспитания и определяет порядок проведения воспитательной работы, который включает в себя организацию воспитательных мероприятий антикоррупционного характера для детей, которые обучаются по программам начального, основного среднего, общего среднего образования.
2.Цельи задачи воспитательной работы
2. Целью настоящей Программы является создание условий в школе для становления и развития высоконравственного, ответственного, инициативного и социально компетентного гражданина и патриота.
3. Для реализации указанной цели ставятся следующие задачи:
1) реализация мер, направленных на духовно-нравственное и гражданско-патриотическое воспитание;
2) укрепление доверия обучающихся к институтам государственной власти;
3) формирование у обучающихся политико-правовых знаний;
4) формирование у обучающихся нравственно-этических ценностных основ антикоррупционного поведения.
4. Для проведения комплекса мероприятий используются следующие виды воспитания:
1) нравственное воспитание направлено на формирование морально-этических установок, формирование у каждого школьника нулевой терпимости к коррупции;
2) социально-правовое воспитание направлено на получение представления о сущности взаимоотношений между гражданином и государством, знания о правах и обязанностях, убеждение в необходимости соблюдения правовых норм, осознание общественной опасности коррупции;
3) эстетическое воспитание направлено на развитие у школьников понимания красоты произведений искусства, литературы, содействующее воспитанию у школьников эстетического вкуса и доброжелательного и патриотического отношения к окружающей действительности.
3. Организация воспитательной работы
5. Организация воспитательной работы осуществляется в учебных заведениях, реализующих общеобразовательные учебные программы начального, основного среднего и общего среднего образования (далее - общеобразовательные школы).
6. Руководство воспитательной работой возлагается на руководство общеобразовательной школы и педагогического работника, осуществляющего классное руководство.
7. В общеобразовательных школах проводится комплекс мероприятий, направленных на формирование антикоррупционной культуры в школьной среде, то есть сохранение и укрепление системы ценностей, отражающей нетерпимость к коррупции, в том числе формирования у школьников стремления к соблюдению требований законов, повышению образовательного и культурного уровня.
8. В общеобразовательных школах создаются добровольные школьные клубы «АдалҰрпақ», которые оказывают содействие и участвуют в организации воспитательной работы.
9. Организационной основой воспитательной работы являются:
1) комплексный план воспитательной работы общеобразовательной школы на соответствующий учебный год;
2) план воспитательной работы педагогического работника, осуществляющего классное руководство;
3) план работы добровольного школьного клуба «Адал Ұрпақ».
10. Предусмотренные в пункте 9 настоящей Программы планы формируются согласно Модельному плану воспитательной работы по формированию антикоррупционной культуры в школьной среде (прилагается).
11. В планах отражаются основные направления воспитательной работы, проведения календарных мероприятий, направленных на формирование антикоррупционной культуры, взаимодействия с общественными организациями, уполномоченным органом по противодействию коррупции и иными государственными органами.
12. В проведении воспитательной работы могут участвовать граждане и попечительские советы, родительские комитеты, общественные объединения, уполномоченный орган по противодействию коррупции и иные государственные органы.
4. Добровольные школьные клубы «АдалҰрпақ»
13. Основными задачами добровольных школьных клубов «Адал Ұрпақ» являются формирование антикоррупционной культуры в школьной среде, поощрение инициатив по укреплению нетерпимого отношения к коррупции, участие в организации мероприятий антикоррупционного характера.
14. Добровольные школьные клубы «Адал Ұрпақ» состоят из секций следующего характера: антикоррупционные знания; антикоррупционная информация и творчество; культурно-массовые мероприятия.
15. Секция антикоррупционные знания принимает участие в организации лекций, «круглых столов» и других просветительских мероприятий.
16.Секция антикоррупционная информация и творчество участвует в организации мероприятий и конкурсов на лучшие видеоролики, рисунки, сочинения.
17. Секция по культурно-массовым мероприятиям участвуют в организации акций, флэш-мобов, диалоговых площадок, встреч с представителями общественных, ветеранских организаций, государственных органов и организаций и других социально-значимых мероприятий.
5. Модельный план воспитательной работы по формированию антикоррупционной культуры в школьной среде.
№ |
Наименование |
Рекомендации |
Целевая группа |
Сроки |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Раздел I. Организационно-подготовительные мероприятия |
||||
1 |
Организовать деятельность добровольного школьного клуба «АдалҰрпақ» |
Добровольные школьные клубы «АдалҰрпақ» создаются при содействии руководства общеобразовательной школы, педагогических работников, осуществляющих классное руководство, как правило, детьми, которые обучаются по программам основного среднего и общего среднего образования |
Учащиеся 5-11 классов |
Сентябрь |
2 |
Утвердить комплексный план воспитательной работы общеобразовательной школы на соответствующий учебный год; планы воспитательной работы педагогических работников, осуществляющих классное руководство; план работы добровольного школьного клуба «Адал Ұрпақ» |
План должен содержать наименования мероприятий, ответственных за их исполнение, участников мероприятия, сроки проведения мероприятий |
Учащиеся 1-11 классов |
Сентябрь |
3 |
Создать постоянно обновляемый уголок «Парасатты азамат» |
Главное предназначение уголков - воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека, нравственных чувств и этического сознания, культуры неприятия коррупции, воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни. |
Учащиеся 1-11 классов |
Сентябрь |
4 |
Включить в тематические планы классных часов вопросы по повышению нравственной и правовой культуры обучающихся |
Необходимо особое внимание уделять формированию таких нравственных качеств как совесть, честь, достоинство, ответственность, честность, справедливость и др. |
Учащиеся 1-4 классов |
Сентябрь |
Рекомендуется культивировать такие качества личности как патриотизм, гордость за Родину, уважение к общественному порядку, трудолюбие, ответственность, дисциплина, знание и уважение правовых основ. Основная задача антикоррупционного воспитания в этой возрастной группе - формирование правового сознания. |
Учащиеся 5-8 классов |
|||
В работе со старшеклассниками главной задачей системы антикоррупционного воспитания должно стать формирование у обучающихся антикоррупционной позиции. |
Учащиеся 9-11 классов |
|||
5 |
Провести родительское собрание |
Раскрыть в ходе собрания роль семьи в правовом воспитании и формировании культуры неприятия нарушений, в том числе коррупционных. Дать родителям практические рекомендации по воспитанию у детей уважения к праву, законам и правопорядку. |
Учащиеся 1-11 классов |
Сентябрь |
Раздел II. Реализация комплекса календарных мероприятий |
||||
6 |
Дискуссионный практикум «Основы общественного порядка» |
Основной формой осуществления практикума будет являться дискуссия, в ходе которой учащимся будет предложено высказать свое мнение. Предлагается разделить участников на 2 группы. 1 задание Раскрыть понятие «Нулевая терпимость к правонарушениям». Почему так важно сформировать в обществе культуру «нулевой терпимости к беспорядку»? 2 задание Обосновать утверждение «Коррупция – подрыв доверия общества и государства к государственному служащему». Что может сделать каждый? Каким будет государство без коррупции? |
Учащиеся 9-11 классов |
Сентябрь |
7 |
Месячник «Казахстан - правовое государство» |
Сюжетно-ролевая игра «Выборы Главы класса» согласно принципам избирательного права страны |
Учащиеся 1-4 классов |
Октябрь |
Встреча с ветеранами государственной службы, государственными служащими на тему: «Мемлекеттік қызмет – өмірлік ұстаным» |
Учащиеся 5-8 классов |
|||
Круглый стол «Наш выбор - правовое государство» В ходе круглого стола предлагается обсуждение базовых принципов функционирования правового государства, а также особенности формирования правового государства в нашей стране |
Учащиеся 9-11 классов |
|||
8 |
Конкурс рисунков среди учащихся «Образ честного и неподкупного труда» |
Основной идеей организации конкурса является популяризация стержневых, «якорных» общегражданских ценностей Мәңгілік Ел. Это - равенство всех перед законом, трудолюбие, честность. |
Учащиеся 1-4 классов |
Ноябрь |
9 |
Деловая игра «Получение государственной услуги» |
Главная цель данного мероприятия – показать, что государство является «сервисной площадкой». Базовой идеей при этом должно стать понимание того, что госаппарат содержится налогоплательщиками, которые вправе ожидать исчерпывающего и своевременного предоставления всего спектра государственных услуг на самом высоком уровне. Групповая работа, в ходе которой одна группа учащихся демонстрирует «как надо» оказывать государственную услугу, то есть оказывающий государственную компетентен, вежлив и ориентирован на нужды услугополучателя, другая - «как не надо»: услугодатель груб и некомпетентен. |
Учащиеся 5-8классов |
Декабрь |
10 |
Конкурс проектов «Карта коррупционных правонарушений» |
В течение месяца учащиеся должны проводить мониторинг региональной прессы за прошедший год. По результатам мониторинга составить карту коррупционных правонарушений в регионе. |
Учащиеся 9-11 классов |
Январь |
11 |
Театральная постановка |
Организовать для детей постановку, в которой пропагандируются: совесть, честь, достоинство, ответственность, доброта, милосердие, честность, справедливость и др. |
Учащиеся 1-4 классов |
Февраль |
12 |
Конкурс эссе «Мемлекттікқызмет – елдіңмүддесінеадалеңбек»
|
Главная цель конкурса – популяризация среди подрастающего поколения понимания государственной службы, как важнейшего института, призванного реализовывать цели и приоритеты развития страны, добросовестно служить интересам и удовлетворять ежедневные потребности каждого гражданина |
Учащиеся 5-8классов |
Март |
13 |
Конкурс видеороликов «Транспарентное и подотчетное государство» |
Главная цель конкурса –продемонстрировать достижения Казахстана в решении задач, направленных на формирование открытого и подотчетного обществу государства |
Учащиеся 9-11 классов |
Апрель |