Начальное обучение - это старт сознательной жизни ребенка
Начальное обучение – это старт сознательной жизни в мир взрослых, и от его успешности зависит, кем станет ребенок и каким он станет.
Почему у ребенка могут возникнуть трудности?
- В школе предъявляются новые требования: внимательно слушать, не отвлекаться, подчиняться установленным правилам и порядку.
- Появляются новые требования со стороны родителей: изменение режима дня, появление самостоятельности в поведении, выполнение поручений по самообслуживанию.
- Ребенок входит в новые отношения со сверстниками: ребенок начинает волноваться, сможет ли он учиться как все,будут ли дружить с ним ребята, не будут ли обижать его словами или действиями.
ЗАКОН ТРЕХ «А»: АДАПТАЦИЯ, АВТОРИТЕТ, АКТИВНОСТЬ
АДАПТАЦИЯ РЕБЕНКА К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ – задача родителей: оказать первокласснику моральную и эмоциональную поддержку, помочь разобраться в непривычной обстановке; период адаптации к школе может продолжаться от 2 недель до полугода.
АВТОРИТЕТ – задача родителей: укрепление и развитие на новом уровне авторитета родителей, формирование авторитета учителя, школы.
АКТИВНОСТЬ – задача родителей: установить тесный контакт с педагогом, согласовать требования, чтобы ребенок не пострадал от разногласий, прислушаться к советам, предложить помощь в организации праздников и общих дел — любое участие взрослых в школьной жизни пойдет на пользу ребенку, и тогда сын или дочь будут гордиться своими родителями.
АДАПТАЦИЯ РЕБЕНКА К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ Советы родителям
Совет первый: самое главное, что вам необходимо дать своему ребенку — это ваше внимание.
- Будьте терпеливы: внимательно выслушивайте его рассказы о школе, задавайте уточняющие вопросы.
- Помните: то, что кажется вам не очень важным, для вашего сына или дочери может оказаться самым волнующим событием за весь день!
- Слушай своего ребенка внимательно: тогда сможете понять, в чем малышу нужна ваша помощь, о чем следует поговорить с учительницей, что реально происходит с ребенком после того, как вы прощаетесь с ним у дверей школы.
- Школьнику нужно внимание и мамы, и папы. Не забывайте выделять для него время, не обремененное домашними делами, просмотром телевизора или «общением» с компьютером.
- Помните, что ребёнок больше всего нуждается в нашей любви тогда, когда он её меньше всего её заслуживает (польский педагог, писатель Януш Корчак).
Если ребенок увидит ваш интерес к его делам и заботам, он обязательно почувствует вашу поддержку.
Совет второй: поддержите в ребенке его стремление стать школьником, развивайте и поощряйте желание учиться.
- Выражайте свою искреннюю заинтересованность в школьных делах и заботах вашего ребенка.
- Отмечайте его успехи и не скупитесь на похвалу. В каждой его работе обязательно найдите, за что можно было бы его похвалить.
Помните: похвала и эмоциональная поддержка («Молодец!», «Ты так хорошо справился!») способны заметно повысить интеллектуальные достижения ребенка.
Совет третий: помогите ребенку войти в новый режим жизни.
- Обсудите с ребенком те правила и нормы, с которыми он встретился в школе. Объясните их необходимость и целесообразность.
- Составьте вместе с ребенком распорядок дня, следите за его соблюдением.
Распорядок дня в жизни первоклассника имеет важное значение. У ребенка появились новые обязанности, которые требуют от него большей собранности, дисциплинированности – распорядок дня помогает правильно сочетать труд и отдых, привыкать к новым условиям жизни.
- Контролируйте продолжительность сна ребёнка (сон детей младшего школьного возраста должен составлять не менее 9-10 часов в сутки для полноценного отдыха).
- Помните: в распорядке дня необходимо чередовать малоподвижные виды деятельности с двигательной активностью, интеллектуальные и физические виды деятельности.
- Проследите за тем, чтобы уменьшить количество (и отследить качество) просматриваемых телепрограмм и время игры на компьютере.
- Уделяйте внимание гигиене сна! За полтора-два часа до засыпания никаких гаджетов, очень подвижных игр и других нагрузок, перевозбуждающих нервную систему ребёнка.
Совет четвертый : умейте сохранять спокойствие по отношению к школьным заботам и трудностям ребенка.
- Ребенок пришел из школы - не торопитесь приставать к нему с вопросами, дайте ему расслабиться. Если видите, что он огорчен, лучше позже в спокойной беседе попытайтесь узнать о причинах его беспокойства.
- Помните: для ребёнка чего-то не уметь, что-то не знать – это нормальное положение вещей. На то он и ребёнок – этим нельзя попрекать. Упреки понижают самооценку ребенка, лишают его уверенности в себе.
- Ребенок имеет право на ошибку. Ваш ребенок пришел в школу, чтобы учиться. Когда человек учится, у него может что-то не сразу получаться, это естественно.
Видя родителей спокойными и уверенными, ребенок почувствует, что бояться школы просто не нужно.