"Помни, ребёнок! Знай каждый класс!
Есть служба спасения в школе у нас! "
Уважаемые родители!
Вы можете стать участником Республиканской акции
«Что может быть семьи дороже?»
Консультации психолога по проблемным вопросам семейного воспитания проводятся 15 мая, в международный день семьи.
Время проведения: 9.00 до 19.00.
Место проведения: кабинет социально-психологической службы СОШ №20.
Организатор проекта: Центр семейного воспитания.
"Радуга настоения" 1 класса
Адаптационное занятие с учащимися 5 класса "Планета моего класса"
выступление на педсовете по адаптации учащихся 1-х и 5 классов
Мастер-класс, совместно с СОШ №32
Участники мастер-класса.
Всемирный день ГО.
Анкетирование учащихся 9 класса
4 класс на занятии.
Защита работы группы.
Профпробы учащихся 9 класса - парикмахерское искусство
Колледж Технологии и Сервиса.
Профпробы - моделирование одежды.
Рекомендации родителям пятиклассников.
• Обязательно проявляйте интерес к школе, классу, в котором учится ребёнок. Воодушевите ребёнка на рассказ о своих школьных делах.
• Регулярно беседуйте с учителями вашего ребёнка о его успеваемости, поведении и взаимоотношении с другими детьми.
• Обязательно познакомьтесь с одноклассниками и предоставляйте им возможность общаться.
• Не связывайте оценки за успеваемость ребёнка со своей системой поощрений и наказаний.
• Предоставляйте ребёнку самостоятельность при выполнении домашнего задания, помогите, если это необходимо, но не делайте домашнее задание за него.
• Помогите ребёнку почувствовать интерес к тому, что преподают в школе.
• развивайте самоконтроль, самооценку, самодостаточность ребёнка.
Формула успеха: как помочь ребенку поверить в себя
С трудностями при обучении сталкиваются почти все дети. Но одни преодолевают их, а другие мучаются сами и доставляют немало хлопот родителям и учителям. Как же нам, взрослым, помочь ребёнку поверить в себя? Как научить работать, не боясь неудач? Советуем следовать следующим правилам: Старайтесь не давать неудовлетворительную оценку действиям и умениям своего ребёнка. Не сравнивайте его с товарищами, знакомыми, братьями и сёстрами, подчёркивая удачи, успехи других детей («С Аней у меня никаких проблем не было, а ты сам уроки сделать не можешь, как следует»). Это травмирует ребёнка, обостряет ситуацию неудачи. Если есть хоть малейший прогресс, похвалите, подбодрите, подчеркните старание ребёнка. Даже если не за что похвалить, обязательно подбодрите. Похвала, одобрение, дают уверенность в своих силах и способны разорвать «заколдованный круг» неудач. Не встречайте ребёнка вопросом «Что ты сегодня получил?» Даже если вы не будете его ругать за неудачу, даже если вы найдёте в себе силы подбодрить, посочувствовать, вы все равно не сможете скрыть своего огорчения, а ваши переживания и огорчения для ребёнка хуже, чем плохие оценки (это часто приводит к неврозу). Не надоедайте ребёнку упрёками по поводу домашних заданий. Если вы будете сидеть всё время «над душой», следя за каждым движением ребёнка, постоянно делая ему замечания, то это ещё один повод для него поверить в свою беспомощность. Не ограничивайте любимые занятия (в кружке, секции) из-за неудач в школе. Отлучение от любимого дела может вызвать желание забросить уроки. Наоборот, при школьных неудачах нужно дать ребёнку возможность реализоваться в чём-то другом, доказать (прежде всего самому себе, а потом окружающим), что есть дело, которое он может сделать хорошо. Он что-то может без неудач. Если такого дела нет, его надо обязательно найти. Найдите причину трудностей, не скрывайте её от ребёнка, объясните, почему что-то не получается, и что нужно сделать, чтобы исправить положение, пообещайте свою поддержку. Подчеркните при этом, что ваше отношение к ребёнку не зависит от его неудач. |
Особенности тестовых заданий
В настоящее время тестирование стало методом контроля знаний, умений и навыков, учащихся не только на уроках, но и во время экзаменов. Такая новая форма экзамена требует хороших знаний по предметам, предварительной психологической подготовки всех участников образовательного процесса (учителей, родителей, учащихся).
Термин «тестирование»(английское – экзамен) используется для измерения или оценки природных и приобретенных способностей с целью предвидения или достижений человека в определенных обстоятельствах.
Тест - означает «испытание», «проба», «исследование» - это «стандартизированные задания, по результатам которых судят о психологических и личностных характеристиках, а также знаниях, умениях и навыках испытуемого».
«Тестирование – это метод педагогической диагностики, с помощью которой выбор поведения, презентующего предпосылки или результаты учебного процесса, должен максимально отвечать принципам сопоставления, объективности, надежности и валидности измерений. Он должен пройти обработку и интерпретацию и быть приемлемым для применения в педагогической практике» - классическое определение тестирования
Тестирование нельзя рассматривать как идеальный метод, исключая на этом основании все иные. Однако нет сомнений – при надлежащей предварительной подготовке именно тесты лучше других средств удовлетворяют основные методические критерии качества, обеспечивают приемлемую объективность всех трех главных стадий процесса оценки – измерения, обработки данных и их интерпретации.
Хорошо подготовленное тестирование дает возможность удовлетворить и критерий валидности. Знания оцениваются по объему и полноте, системности, обобщенности и мобильности. Последние характеристики определяются с помощью теста соответствующей сложности, а объем знаний – путем получения ответов на определенное количество вопросов.
В основе современной процедуры оценки результатов тестирования лежит теория шкалирования, обеспечивающая получение достоверных данных об уровне знаний, умений и навыков учащихся.
В настоящее время в мире существует множество разнообразных тестов, применяемых для контроля, испытания знаний, умений и навыков. Все они могут быть классифицированы в следующие 7 видов:
1. Тест с дополнениями (в тексте, чертеже, в написании формулы оставляют место, куда вписывают пропущенное слово, знак, обозначение).
2. Тест – напоминание (ответ на вопрос теста – какой-либо факт, смысл закона, правила, положения. При этом проверяется фактическое знание однозначного ответа на прямой вопрос).
3. Тест с альтернативным ответом (дается возможность для решения какого-либо утверждения. Ответ заносится в виде знака ( + ) или « - », либо записывается «да», «нет» или «правильно», «неправильно».
4. Выборочный тест (из нескольких ответов выбирается один верный. Количество ответов должно быть 3-5).
5. Тест соответствия (сличения). Задание ориентируется на нахождение связанных между собой фактов, данных, находящихся в двух столбиках, относящихся друг другу по смыслу, содержанию.
6. Тест единства порядка (предложенные данные, характеризующие величины, наименования и другие показатели, должны быть расположены в каком-либо единственно возможном порядке, в последовательности по подчиненности какому-либо закону, правилу, положению, знание которых и проверяется).
7. Комбинированные тесты (по построению они могут содержать вопросы из разных видов тестов. Задания этого теста могут быть представлены в виде текста или набора таблиц, формул, графиков, чертежей, схем. По уровню этот тест может быть емким и обладать высокой вариативностью).
Возрастные особенности первоклассников
Мышление
Преобладание наглядно-образного мышления. Классификация, обобщение на уровне конкретных понятий, часто критерием являются второстепенные признаки. Теоретическое мышление не сформировано.логические умозаключения на стадии формирования. Анализ и синтез на стадии формирования, трудно выделять свойства, существенные качества. Только развивается способность рассматривать и оценивать свои собственные действия.
Память.
Наиболее развита наглядно образная память. Большое значение имеет механическое запоминание, материал пытаются заучивать дословно. Не умеют организовывать смысловое запоминание, выделять смысловые группы для запоминания. Преобладает непроизвольное запоминание, лучше запоминаются яркие, эмоционально насыщенные события.
Внимание.
Слабо организовано, имеет небольшой объём, плохо распределяется, неустойчиво. Возможности волевого регулирования внимания ограничены. Внимание зависит от яркости происходящих событий.
Учебная деятельность
Не сформированы основные приёмы учебной деятельности. Учебная мотивация зависит от внешних условий. Темп урока неровный, не способны выдержать весь урок. Требуется частая смена деятельности.
Общение со сверстниками и взрослыми.
Достаточно велик авторитет взрослого, регуляция поведения опирается на оценку взрослого. Поведение ситуативное, не сформированы эффективные приёмы конструктивного взаимодействия.
Приоритетные направления развития.
· Ориентация в пространстве, ориентация в тетради, копирование с доски, учебника.
· Восприятие инструкции, произвольность психических процессов.
· Мышление: сравнение, анализ, логика, выделение существенного.
· Внимание: концентрация, объём.
· Память: объём, опосредованность.
· Восприятие: произвольность.
Возрастные возможности развития самостоятельности.
· Организовывать самостоятельную деятельность с опорой на образы, регламентирующие, задающие определённую последовательность действий.
· Расширять деятельностный опыт с совместным проговариванием эффективных приёмов выполнения.
· Обучение критериям оценки и приёмам контроля своей деятельности (правильность и последовательность выполнения работы).
Возрастные психологические особенности пятиклассников
Возраст детей пятого класса можно назвать переходным от младшего школьного к младшему подростковому. Психологически этот возраст связан с постепенным обретением чувства взрослости - главного личностного новообразования младшего подростка. Путь осознания себя сложен, стремление обрести себя как личность порождает потребность в отчуждении от всех, кто до этого привычно оказывал на ребенка влияние, и в первую очередь - от семьи, от родителей. Внешне это отчуждение зачастую выражается в негативизме - стремлении противостоять любым предложениям, суждениям, чувствам взрослых. Отсюда такое количество конфликтов с взрослыми. При этом негативизм -первичная форма механизма отчуждения, она же является началом поиска подростком собственной уникальности, познания собственного Я. Этому же способствует и ориентированность подростков на установление доверительно-дружеских отношений, усваиваются навыки рефлексии последствий своего или чьего-то поведения, социальные нормы взаимодействия людей, нравственные ценности. Познание другого похожего на меня, дает возможность как в зеркале увидеть и понять свои собственные проблемы. Именно в силу психологической ценности отношений со сверстниками происходит замена ведущей учебной деятельности (что было характерно для младшего школьника) на ведущую деятельность общения. Таким образом, постепенно меняются приоритеты и в стенах школы. Умственная активность подростков высока, но способности будут развиваться только в деятельности, вызывающей положительные эмоции; успех (или неуспех) существенно влияет на мотивацию учения. Оценки играют важную роль в этом: высокая оценка дает возможность подтвердить свои способности. Совпадение оценки и самооценки важно для благополучия подростка. В противоположном случае неизбежен внутренний дискомфорт и даже конфликт. Учитывая при этом физиологические особенности пубертатного возраста (рассогласование темпов роста и развития различных функциональных систем и т.п.), можно понять и крайнюю эмоциональную стабильность. Некоторые анатомо-физиологические особенности подростков 11-15 лет. Специфика подросткового возраста определяет прежде всего биологическим фактором – процессом бурного полового созревания. Этот период. Начавшийся в 10-11 лет у девочек и в 11-12 лет у мальчиков, продолжается в среднем от3 до 5 лет и заканчивается наступлением половой зрелости. Процесс полового созревания протекает под контролем нервной системы и при участии желез внутренней секреции. У девочек изменяется форма скелета, таз расширяется, иначе распределяются мышечная и жировая ткань, фигура приобретает женские очертания. У мальчиков в процессе взросления меняется голос, меняется работа половых органов. Интенсивный рост скелетных мышц идет в условиях тканевой и кислородной недостаточности. Организм испытывает перегрузки. Подросток быстро утомляется, у него снижается выносливость. Очень важно в этот период жизни не предъявлять по отношению к подросткам завышенных требований, спокойно и уважительно относиться к тому, что успехов стало меньше, чем в 10 лет. У подростка 11-13 лет снижается скорость оперативного мышления, ухудшается умственная работоспособность. Но эти явления носят кратковременный характер и вовсе не означает, что ребенок ленив, слаб в интеллектуально или обладает плохим характером. Просто по объективным причинам он в настоящее время не может в должной степени контролировать и управлять собой. Т.к. социальное и биологическое созревание у подростка идет параллельно и взаимосвязано, то установившееся в 8-9 лет личностная гармония претерпевает сокрушительные изменения. В этом и состоит трудность переходного возраста как для самой личности, так и для окружающих людей. В 11-13 лет подросток пытается определить свою роль и место в социуме. В общении на первое место выходит налаживание контактов со сверстниками. Самоощущение в среде одноклассников, товарищей по секции, кружку, тусовке становится определяющим. Потребность в признании и самоутверждении тоже реализуется в среде сверстников. Подросток старается найти вне школы новую сферу для реализации своей потребности.
Рекомендации психолога родителям пятиклассника
Будьте терпеливы. Давайте ребенку время на осознание нового. Внушайте положительное. Не пугайте будущими бедами. Лучше говорить о хорошем, что ждет его, если вести себя правильно. Почаще позволяйте ребенку делать то, что хочется ему, а не Вам. Принуждая, Вы вырабатываете у него негативизм – отрицательное отношение ко всему, что вы можете сказать или сделать. Давайте ребенку отдых от Ваших внушений. По статистике, к ребенку 37 раз в сутки обращаются в повелительном тоне, 42 - в увещевательном, 50 раз - в обвинительном. Ребенку нужен отдых от каких бы то ни было воздействий и обращений. Он нуждается в доле свободы, чтобы вырасти самостоятельным. Уважайте право ребенка на тайну. Если ребенок вас боится – он будет лгать. Чаще хвалите и поощряйте ребенка. Взрослые часто не замечают что–то хорошее, но сразу же реагируют на ошибки и проступки. Ребенок должен чувствовать Вашу поддержку и одобрение, когда добивается успехов. Внушайте ребенку, что он смелый, трудолюбивый, умный, находчивый, ловкий, аккуратный, думающий, любимый, нужный, незаменимый… Давайте больше самостоятельности в домашних делах, поручите обязательную работу по дому, спрашивайте за ее выполнение как со взрослого. Формируйте положительную самооценку: «Я - умный», «Я – смелый», «Я все могу». Верьте в своего ребенка. Ваша вера способна превратить возможность в действительность. Ты замечательный! Ты умный и сообразительный! Ты это сможешь! Любите своего ребенка безвозмездно! Будьте его другом! ВНИМАНИЕ! Очень важно похвалить и обнять ребенка с самого утра. Это аванс на весь долгий и трудный день!
Несколько советов для родителей
по профилактике подростковых суицидов.
1. Открыто обсуждайте семейные и внутренние проблемы детей.
2. Помогайте своим детям строить реальные цели в жизни и стремиться к ним.
3. Обязательно содействуйте в преодолении препятствий.
4. Любые стоящие положительные начинания молодых людей одобряйте словом и делом.
5. Ни при каких обстоятельствах не применяйте физические наказания.
6. Больше любите своих подрастающих детей, будьте внимательными и, что особенно важно, деликатными с ними.
От заботливого, любящего человека, находящегося рядом в трудную минуту, зависит многое. Он может спасти потенциальному суициденту жизнь.
Самое главное, надо научиться принимать своих детей такими, какие они есть. Ведь это мы, родители, формируя отношения, помогая ребёнку в его развитии, получаем результат воздействия, результат своего труда.
"Что посеешь, то и пожнёшь!" - гласит народная мудрость.
Принятие человека таковым, каким он является, принятие его сущности и сути его существования на Земле - и есть Любовь в истинном её проявлении.
Поэтому мой совет родителям прост и доступен: "Любите своих детей, будьте искренне и честны в своём отношении к своим детям и к самим себе".
КУДА ПОЙТИ УЧИТЬСЯ
Построение жизненных планов и перспектив - важнейшая задача развития на данном возрастном этапе. Именно сейчас школьнику необходимо «задумать» свое будущее (используя термины психологии - построить целостный замысел жизни), и важнейший шаг здесь - выбрать ту или иную форму завершения среднего образования. Большинству юношей и девушек трудно сделать этот выбор. Тем не менее, какое бы решение ни принял школьник. Главное чтобы это было его собственное решение.
Не секрет, что специальность, полученная по настоянию родственников, может не принести человеку успеха и радости, а высказывания бабушек и дедушек о том, что надо быть швеей-мотористкой или стоматологом, потому что это всегда «кусок хлеба», вызывают у подростков в лучшем случае усмешку.
Роль родителей в период поиска ребенком своего призвания заключается в оказании ему психологической поддержки. Они должны быть внимательными и заинтересованными слушателями. Надо рассказать своему сыну или дочери о том, как в свое время сами выбирали профессию, и о своих одноклассниках (кто куда пошел и кто чего добился). Даже если профессиональный выбор ребенка огорчает родителей, нельзя его отговаривать и запрещать идти по намеченному пути. Но в то же время необходимо убедиться в том, что школьник имеет адекватные представления о выбранной профессии.
Как правило, у выпускников девятых классов упрощенные или ложные знания о профессиях, носящие самый общий, стереотипный характер, который усиливается под воздействием средств массовой информации. Часто предпочтение отдается не содержанию работы, а ее предполагаемой оплате. Взрослые должны помочь ребенку сориентироваться в мире профессий.
С другой стороны; случается, что школьник стремится полностью снять с себя ответственность за выбор своей будущей профессии и переложить ее на родителей. На вопрос: «Кем ты хочешь стать?» - он отвечает: «Не знаю», «Мне все равно» - или вообще избегает разговоров на эту тему. Тем не менее, родители не должны давать конкретных советов, как завершить среднее образование или куда пойти учиться. Нужно помочь школьнику понять себя и правильно оценить собственные способности.
Советы подросткам
Отношения с родителями
Проявляй участие к своим родителям. Они устают на работе и дома. Порадуй их чем-нибудь. Это помогает наладить контакт.
Постарайся объясняться с родителями человеческим языком — это даст лучший результат, нежели крики и хлопанье дверьми.
Попроси родителей рассказать о своей юности, о конфликтах с родителями. Это приведет к более глубокому пониманию между вами.
Помни, что иногда у родителей бывает просто плохое настроение. Постарайся не устраивать в это время дома шумных вечеринок.
Если родители ведут себя с тобой, как с маленьким ребенком, напомни вежливо им, что ты уже повзрослел и хотел бы вместе с ними решать проблемы, связанные с твоей жизнью.
Дай понять родителям, что ты нуждаешься в их совете и помощи. Это поможет установить дома благоприятную обстановку.
Разговаривай со своими родителями, сообщай им новости твоей жизни.
Старайся не обманывать родителей. Тайное все равно становится явным.
Помни, что родители тоже могут совершать ошибки. Будь снисходителен.
Родительский запрет чаще всего оказывается правильным решением. Задумайся, что бы произошло, если бы тебе было позволено все!
Если произошла ссора и ты чувствуешь себя виноватым, найди в себе силы подойти первым. Уважение ты не потеряешь, поверь.
Установи с родителями границы личной территории, но, не раздражаясь, не требуя. Просто попроси их об этом.
Возвращение домой к определенному времени — это способ оградить тебя от неприятностей, то есть мера безопасности. Если задерживаешься, обязательно позвони, они же волнуются! Побереги их для себя.
О наказаниях. Родители могут прекратить поощрения, отлучить тебя от друзей. И все это может произойти, как ты считаешь, из-за пустяка. Родителей же этот “пустяк” может вывести из себя. Подумай, может быть, родители видят опасность, которую ты либо не осознаешь, либо приуменьшаешь.
Требуй, чтобы родители объясняли мотивы своего поведения по отношению к тебе и твоим друзьям. Может быть, тебе станет понятно, почему они поступают так или иначе.
Если родители решили разводиться, конечно, — это особый случай. Стоит понимать, что отец и мать — самостоятельные люди, они должны все решить сами. Тем более люди со временем меняются, поэтому нельзя винить родителей за то, что они утратили любовь друг к другу. И главное — запомни: родители разводятся не из-за тебя! Ты в этом не виноват!
Одиночество
Если ты одинок — подумай, что можно сделать, чтобы это исправить.
Помечтай, поразмысли, как ты реализуешь свои мечты.
Найди среди своих знакомых, друзей, близких и приятелей хороших людей. Подумай об их жизни. О твоих отношениях с ними.
Не пугайся, когда остаешься один на один с собой — это необходимо, чтобы повзрослеть.
Подумай, есть ли такие люди в твоем окружении, с которыми ты не общаешься. Почему?
Оставаясь наедине с собой, не придумывай себе занятие, а поразмышляй, почитай.
Каждый человек иногда испытывает чудовищное одиночество. Тебе кажется, что ты один такой на целом свете, но это не так. Рядом обязательно кто-то есть, только его надо заметить.
Помни, что человек, который испытывает чувство одиночества, забывает о том, что его окружают люди. Сделай что-либо приятное для родителей, друзей, сестры или брата. Это поможет сблизиться с ними, наладить контакт. Помогай, и помогут тебе!
И, наконец, ты действительно одинок или тебе это только кажется?
Стресс
Ты можешь испытывать психическое или физическое напряжение. Тебя могут одолевать новые ощущения. Ты взволнован, ты испытываешь чувство беспокойства. Очень может быть, что рядом бродит стресс!
Признаки стресса узнаваемы: потливость, бессонница, ощущение подавленности, повышенное кровяное давление и т. д. Наблюдай за собой.
Борьба со стрессом заключается в том, чтобы не копить дурные эмоции. Если ты зол, не раскручивай свою злобу. И не выплескивай ее на окружающих, так как рискуешь остаться один.
Если случается что-то действительно из ряда вон выходящее и ты должен принять решение, но эта мысль приводит тебя в ужас, вспомни старинную русскую пословицу: “Утро вечера мудренее!”. Это означает — с проблемой нужно ночь переспать. Поэтому необходимо лечь спать или заняться чем-либо отвлеченным. Отдохни от беспокойства и увидишь новые перспективы.
После отдыха приступай к решению проблемы. Не канючь, занимайся делом!
Выдели в своей жизни моменты, которые никак не сможешь изменить, и перестань беспокоиться по их поводу. Не наказывай себя за уже сделанные ошибки беспокойством и тоской. Сделай так, чтобы это не повторялось.
Твоя жизнь не будет такой мрачной, если ты поймешь, что имеешь очень много: ты не голодаешь, у тебя есть дом, любящие тебя люди — семья, ты не глуп, даже если тебе это кажется. Всегда можно найти что-то хорошее.
Тебе плохо, попробуй поговорить с родителями. Если это не удалось, то найди того человека, которому доверяешь, и поговори с ним. Носить все в себе вредно для здоровья. Задумайся над этим!
Помогают избавиться от стресса занятия спортом и любимым делом. Физические упражнения улучшают мышечный тонус, а вместе с ним настроение становится лучше.
Если все советы не помогают приходите в социально-психологическую службу! Выход есть всегда!!!