ПРОГРАММА « ЖАЗ -2023»
ПРОГРАММА «ЖАЗ - 2023»
Лето. Жара. Вы спросите, что интересного в школьном лагере? Вас ждут увлекательные поездки в кинотеатр, зоопарк, музей, парк развлечений, походы и экскурсии, игры на свежем воздухе, забавные конкурсы, веселые старты, театрализованные представления и многое другое. Мы будем Вас ждать с нетерпением 5 июня в 10.00.
Пояснительная записка
Летняя оздоровительная кампания – важнейшая составляющая часть воспитательной деятельности по формированию разносторонне развитой личности школьника.
Период летних каникул – это период укрепления здоровья школьников, их физической закалки, организованного досуга, а также период социализации и духовного развития ребенка. Значительное расширение поля деятельности создает благоприятные возможности для личностного роста каждого ребенка его самовыражения и самосовершенствования.
В связи с этим педагогический коллектив школы во время летних каникул ставит перед собой определенные задачи по формированию и созданию соответствующих условий по обеспечению полезной и содержательной занятости детей. Постоянная занятость ребенка разными видами деятельности способствует формированию положительных качеств личности т. к. опирается на многообразие форм и методов активной деятельности и общения.
Программа «Жаз–2023» разработана на основе и с учетом рекомендаций Министерства образования Республики Казахстан, управления образования Карагандинской области, отдела образования города Караганды.
Целевая группа. Действие программы направлено на максимальный охват всех категорий учащихся различными видами общественно полезной деятельности, организацию занятости учащихся, состоящих на учете в ВШК, находящихся в социально опасном положении, с целью предупреждения противоправных действий учащихся, активизации работы с одаренными учащимися.
ЦЕЛЬ: организация отдыха и занятости учащихся в летний период, развитие физического, нравственного и интеллектуального потенциала личности.
ЗАДАЧИ:
- Создание условий для формирования полноценной личности, осознание своей индивидуальности на основе самопознания
- Развитие интересов и духовно-творческих возможностей каждого ребенка через организацию активной досуговой деятельности и вторичной занятости
- Вовлечение в интеллектуальную, патриотическую, туристско-краеведческую деятельность
- Профилактика детской безнадзорности, правонарушений и преступлений среди учащихся в летний период
- Формирование у учащихся навыков здорового образа жизни
- Формирование лидерских качеств через работу в детских общественных объединениях.
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
- Подготовительный этап (май).
- Основной этап (июнь-август).
- Заключительный этап (сентябрь)
Ежегодно для учащихся школ проводится оздоровительная смена в лагере дневного пребывания на базе КГУ «ШЦДО №5». В нём отдыхают учащиеся начальных классов и среднего звена. Обязательным является вовлечение в лагерь ребят из многодетных, малообеспеченных семей и опекаемых. В 2023 году работа организовывается в форме пришкольного лагеря и пришкольной площадки.
В реализации проекта принимают участие учащиеся 1-5 классов КГУ «ШЦДО №5», учреждения культуры и досуга г.Караганды, музеи города, библиотеки, формирования на базе школы (работа спортивного зала, спортивной площадки, компьютерного класса, библиотеки, кружков по интересам)
1 сезон – с 05.06 по 16.06.23 г.–Летний пришкольный лагерь
2 сезон – с 19.06 по 30.06.23 г. – Летний пришкольный лагерь
3 сезон – с 03.07 по 14.07.23 г. – Летняя пришкольная площадка
4 сезон – с 17.07 по 28.07.23 г. – Летняя пришкольная площадка
Работа отряда по озеленению «Зелёный патруль» мая-август 2023 г.
Организация отдыха учащихся планируется по следующим направлениям:
- Пропаганда здорового образа жизни
- Духовно-нравственное и патриотическое воспитание
- Профилактика асоциального поведения несовершеннолетних
- Расширение кругозора учащихся, познавательных интересов
- Работа с семьями, дети в которых признаны находящимися в социально опасном положении.
- Трудовая деятельность центра по работе с молодежью, отряд «Жасыл ел».
Цели из задачи программы «Жаз - 2023»
Цель – организация отдыха и оздоровления учащихся школы в летний период.
Задачи:
- создание системы физического оздоровления детей в условиях временного коллектива.
- преодоление разрыва между физическим и духовным развитием детей, познавательной и трудовой деятельностью.
- формирование у школьников навыков общения и толерантности.
- утверждение в сознании школьников нравственной и культурной ценности.
- привитие навыков здорового образа жизни, укрепление здоровья.
- приобщение ребят к творческим видам деятельности, развитие творческого мышления.
- развитие и укрепление связей школы, семьи, учреждений дополнительного образования, культуры и др.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
- Максимальный охват всех категорий учащихся общественно полезной деятельностью, стопроцентный охват общественно полезной деятельностью учащихся, находящихся в социально опасном положении, состоящих на учете в ВШУ.
- Оздоровление учащихся, укрепление здоровья школьников
- Профилактика противоправного поведения учащихся
- Формирование лидерских качеств учащихся, развитие их творческих способностей.
Принципы, используемые при планировании работы в летний период
Безусловная безопасность всех мероприятий.
- Учет особенностей каждой личности.
- Возможность проявления способностей во всех областях досуговой и творческой деятельности всеми участниками лагеря.
- Достаточное количество оборудования и материалов для организации всех видов деятельности.
- Распределение эмоциональной и физической нагрузки в течение каждого дня.
- Четкое распределение обязанностей и времени между всеми участниками лагеря.
- Моделирование и создание ситуации успеха при общении разных категорий детей и взрослых.
- Ежедневная рефлексия с возможностью для каждого участника лагеря высказать своё мнение о прошедшем дне.
Направления и виды деятельности
Патриотическое направление.
Лингвистическое направление
Художественно –эстетическое направление
Физкультурно – оздоровительная деятельность
Образовательное направление
Досуговая деятельность
Экологическое направление
Трудовая деятельность
Физкультурно – оздоровительная работа
Задачи физкультурно – оздоровительной деятельности:
- вовлечение детей в различные формы физкультурно – оздоровительной работы;
- выработка и укрепление гигиенических навыков;
- расширение знаний об охране здоровья;
Основные формы организации
Утренняя гимнастика (Утренняя гимнастика проводится ежедневно в течение 10-15 минут: в ясную погоду – на открытом воздухе (корте ), в непогоду – в спортивном зале школы)
Основная задача этого режимного момента, помимо физического развития и закаливания, создание положительного эмоционального заряда и хорошего физического тонуса на весь день
Спортивные игры на спортивной площадке, подвижные игры на свежем воздухе, эстафеты.
Подвижные игры включают все основные физкультурные элементы: ходьбу, бег, прыжки. Они способствуют созданию хорошего, эмоционального окрашенного настроения у детей, развитию у них таких физических качеств, как ловкость, быстрота, выносливость, а коллективные игры – ещё и воспитанию дружбы.
Экологическое воспитание
Задачи экологической деятельности:
- Воспитать бережное отношение к природе;
- Повысить уровень пропаганды здорового образа жизни, уровень экологической культуры детей;
Эстетическое направление
Прекрасное окружает нас повсюду: в природе, и в обществе, и в отношениях между людьми. Надо только его видеть, чувствовать и понимать. Ростки этого чудесного умения заложены в каждом ребёнке. Развивать их – значит воспитать эстетически. Вот почему эстетическое воспитание всегда было и остается важнейшей частью педагогической деятельности детских оздоровительных лагерей.
Задачи эстетической деятельности:
- Пробуждать в детях чувство прекрасного;
- Формировать навыки культурного поведения и общения;
- Прививать детям эстетический вкус;
Основные формы проведения:
- Посещение кинотеатров, музеев;
- Творческая деятельность –это особая сфера человеческой активности, в которой личность не преследует никаких других целей, кроме получения удовольствия от проявления духовных и физических сил.
- Основным назначением творческой деятельности в лагере является развитие креативности детей и подростков.
Формы организации художественно-творческой деятельности:
- Изобразительная деятельность
- Творческие конкурсы
- Концерты
Рисование в лагере дает большие возможности в развитии художественных способностей детей. Рисуя, дети усваивают целый ряд навыков изобразительной деятельности, укрепляют зрительную память, учатся замечать и различать цвета и формы окружающего мира. В своих рисунках они воплощают собственное видение мира, свои фантазии.
Трудовая деятельность
Трудовое воспитание есть процесс вовлечения детей в разнообразные педагогически организованные виды общественно полезного труда с целью передачи им минимума трудовых умений навыков, развития трудолюбия, других нравственных качеств, эстетического отношения к целям, процессу и результатом труда.
Основные формы работы:
- Бытовой самообслуживающий труд;
- Организация работы отряда по озеленению «Зелёный патруль»
Самообслуживающая деятельность детей в лагере включает дежурство по площадке. Дети привлекаются к самообслуживанию в секциях, кружках, в которых они занимаются.
Образовательная деятельность.
В условиях летного отдыха у ребенка не пропадает стремление к познанию нового, неизвестного, просто это стремление реализуется в других, отличных от школьного урока, формах. С другой стороны, ребята стремятся к практической реализации тех знаний, которые дала им школа, окружающая среда. Отсюда основные задачи образовательной деятельности:
Расширение знаний детей и подростков об окружающем мире;
Удовлетворение потребности ребенка в реализации своих знаний и умений.
Основные формы работы:
- Экскурсии в музеи города, городские библиотеки, участие в викторинах и конкурсах.
Досуговая деятельность –это процесс активного общения, удовлетворения потребностей детей в контактах. Творческой деятельности, интеллектуального и физического развития ребенка, формирования его характера. Организация досуговой деятельности детей –один из компонентов единого процесса жизнедеятельности ребенка в период пребывания его в лагере.
Задачи досуговой деятельности:
Вовлечь как можно больше ребят в различные формы организации досуга.
Организовать деятельность творческих мастерских.
В основе лежит свободный выбор разнообразных общественно-значимых ролей и положений, создаются условия для духовного нравственного общения, идёт закрепление норм поведения и правил этикета, толерантности.
Виды досуговой деятельности:
- Развлечение имеет компенсационный характер, возмещает затраты на другие виды деятельности. Развлекаясь, ребенок включает в свой досуг те физические и духовный способности и склонности, которые не может реализовать в труде и учебе. Развлечениями являются: кинотеатров, спортивных соревновании, представлений, прогулки, путешествия;
- Отдых в какой-то мере освобождает от повседневных забот, дает ощущение эмоционального подъема и возможности открытого выражения своих чувств.
- Самообразование направлено на приобщение детей к культурным ценностям. К самообразованию относятся: экскурсии, дискуссии, деловые игры.
- творчество–наиболее высокий уровень досуговой деятельности. Воспитанники лагеря посещают творческие мастерские.
- Общение является необходимым условием развития и формирования личности, групп на основе общего интереса.
Механизм реализации программы
І этап. Подготовительный - май.
Этот этап характеризуется тем, что за 2 месяца до открытия пришкольного летнего оздоровительного лагеря начинается подготовка к летнему сезону. Деятельностью этого этапа является:
- Проведение совещаний при директоре и заместителе директора по воспитательной работе по подготовке школы к летнему сезону;
- Издание приказа по школе о проведении летней кампании;
- Планирование работы летнего пришкольного лагеря, пришкольной площадки;
- Подготовка методического материала для работников лагеря;
- Отбор кадров для работы в летний период;
- Составление необходимой документации для деятельности лагеря (план работы, положение, должностные обязанности, инструкции т.д.)
ІІ этап. Организационный – июнь
Этот период короткий по количеству дней, всего лишь 1-2 дня.
Основной деятельностью этого этапа является встреча детей, проведение диагностики по выявлению лидерских, организаторских и творческих способностей;
Запуск программы «Жаз -2023»;
Знакомство с правилами жизнедеятельности пришкольной площадки
ІІІ этап. Практический –июнь- июль
Основной деятельностью этого этапа является:
- Реализация основной идеи смены;
- Вовлечение детей в различные виды коллективно-творческих дел;
- работа творческих мастерских.
ІVэтап. Аналитический – август
Основной идеей этого этапа является:
- Подведение итогов смены;
- выработка перспектив деятельности организации;
- анализ предложений детьми, родителями, педагогами, внесенными по деятельности летнего оздоровительного лагеря в будущем.
Организация взаимодействия летнего пришкольного лагеря с дневным пребыванием детей «Достык» с социумом;
Летний пришкольный лагерь «Достык» |
Зоопарк |
Бассейн |
Кинотеатры города |
Пожарная часть №15 |
Областной историко – краеведческий музей, Эко музей, музей ИЗО |
Дворец Детей и Юношества |
В соответствии со штатным расписанием в реализации программы участвуют:
Координаторы смены:
- начальник летнего пришкольного лагеря
- старший воспитатель (в каждом сезоне)
Кураторы отрядов:
- воспитатели отрядов (из числа педагогов школы);
Методические условия предусматривают:
- наличие необходимой документации, программы, плана;
- проведение инструктивно-методических сборов с педагогами
- коллективные мастерские
- индивидуальная работа
- деловые и ролевые игры
Диагностика
Вводная диагностика |
Начало смены. Выяснение пожеланий и предпочтений, первичное выяснение психологического климата в детских коллективах: - анкетирование; - беседы в отрядах; |
Пошаговая диагностика |
Ежедневная рефлексия по итогам дня |
Итоговая диагностика |
Анкетирование Творческий отзыв (рисунок «Вместе мы отряд») |
Ожидаемые результаты
В ходе реализации данной программы ожидается:
- Общее оздоровление воспитанников, укрепление их здоровья.
- Укрепление физических и психологических сил детей, развитие лидерских и организаторских качеств, приобретение новых знаний, развитие творческих способностей, детской самостоятельности и самодеятельности.
- Получение участниками смены умений и навыков индивидуальной и коллективной творческой и трудовой деятельности, социальной активности.
- Развитие коммуникативных способностей и толерантности.
- Повышение творческой активности детей путем вовлечения их в социально-значимую деятельность.
- Приобретение новых знаний и умений в результате занятий в кружках (разучивание песен, игр, составление проектов)
- Расширение кругозора детей.
- Повышение общей культуры учащихся, привитие им социально-нравственных норм.
Режим дня летнего пришкольного лагеря «Достык»
Пребывание детей с 8.30 до 14.30 часов
• Сбор детей, зарядка - 8.30 - 9.00
• Утренняя линейка - 9.00 - 9.15
• Завтрак - 9.15 - 10.00
• Работа по плану отрядов, организация досуга (бассейн – 3 раза в неделю, театр, кинотеатр – 1 раз в неделю, пожарная часть, зоопарк, музеи, парки, скверы) - 10.00 - 12.00
• Оздоровительные процедуры, спортивный час - 12.00 - 13.00
• Обед - 13.00 - 14.00
• Кружки по интересам (шахматы, шашки, робототехника, рисование, 3D анимация, кулинария, резьба по дереву, танцы, шитье, вязание, вышивание, вокал, игры на свежем воздухе) - 14.00 - 14.30
• Подведение итогов дня, уход домой - 14.30
• Совещание воспитателей, анализ работы за день - 14.50- 15.00