Коучинг «Организация групповой работы»
Дата |
13.03.17 |
Цель |
Демонстрация участникам коучинга конкретных примеров организации групповой работы на уроке |
Ожидаемые результаты |
Участники коучингана практикеовладеют знаниями и умениями для организации групповой работы на уроке |
Материалы и оборудование |
Компьютер, проектор, экран, правила «Работа в команде», раздаточный материал, флипчарты, маркеры, цветные стикеры |
Ход занятия |
||
Этапы прведения коуч сесии |
Время |
Действия коуча и действия участников коучинга |
Приветствие, позитивный настрой |
5 мин |
Приветствие участников коучинга, объявление темы и формулирование цели данного коучинга |
Деление на группы |
5 мин |
Коуч раздает участникам цветные пазлы, затем участники формируют группы по собранным картинкам |
Работа в группах |
10 мин |
Изучение действий над дробями 1гр –сложение 2гр-вычитание, 3гр-умножение и деление Каждая группа по два спикера которые всем озвучат свое действие и пример. |
Взаимооценивание спикеров |
5 мин |
По готовым листам оценивания по критериям оценят выступление спикеров (приложение 1). |
Работа в группах |
10 мин |
Задание по геометрии тема: обобщение треугольники. Составить кластер таблицу опорную схему. |
Взаимооценивание кластера |
5 мин |
На листах оценивают готовый продукт также по критериям (приложение2) |
Самооценивание |
5 мин |
Оценивают свой вклад в работу группе. (приложение3) |
Обратная связь. Рефлексия. |
5 мин |
Пишут обратную связь коучу о пройденном занятии.
|
ПРАВИЛА РАБОТЫ В ГРУППЕ
1. Будь доброжелательным по отношению к товарищам, работай в полную меру своих сил.
2. Слушайте каждого члена группы внимательно, не перебивая.
3. Говорите коротко, ясно, чтобы все могли высказаться
4. Поддерживайте друг друга, несмотря на интеллектуальные разногласия.
5. Отвергая предложенную идею, делайте это вежливо и не забывайте предлагать альтернативу.
6. Если никто не может начать говорить, начинайте по часовой стрелке от капитана (координатора)
7. Координатором выбирайте того, кто сможет распределить нагрузку, уладить разногласия, выбрать лучшее решение вместе со всеми.
8. Выступать от имени группы почетно. Это делает не камикадзе, а подготовленный все группой ее полномочный представитель.
КАК ВЕСТИ ДИСПУТ, ДИСКУССИЮ
1. Четко определите собственную позицию. Не отходите от темы диспута.
2. В начале спора изложите свои основные идеи и аргументы. Опирайтесь на факты.
3. Не искажайте в споре доводы, высказывания оппонентов. Не говорите «вы не правы». А только - «я с вами не согласен»
4. Излагайте свое мнение спокойно и логично.
5. Не бойтесь признать, ошибочность совей точки зрения, если другая сторона оказалась более убедительной.
ПРАВИЛА РАБОТЫ В ГРУППЕ
1. Будь добросовестным по отношению к товарищам, работай в полную меру своих сил.
2. Слушайте каждого члена группы внимательно, не перебивая.
3. Говорите коротко, ясно, чтобы все могли высказаться
4. Поддерживайте друг друга, несмотря на интеллектуальные разногласия.
5. Отвергая предложенную идею, делайте это вежливо и не забывайте предлагать альтернативу.
6. Если никто не может начать говорить, начинайте по часовой стрелке от капитана (координатора)
7. Координатором выбирайте того, кто сможет распределить нагрузку, уладить разногласия, выбрать лучшее решение вместе со всеми.
8. Выступать от имени группы почетно. Это делает не камикадзе, а подготовленный все группой ее полномочный представитель.
КАК ВЕСТИ ДИСПУТ, ДИСКУССИЮ
1. Четко определите собственную позицию. Не отходите от темы диспута.
2. В начале спора изложите свои основные идеи и аргументы. Опирайтесь на факты.
3. Не искажайте в споре доводы, высказывания оппонентов. Не говорите «вы не правы». А только - «я с вами не согласен»
4. Излагайте свое мнение спокойно и логично.
Не бойтесь признать, ошибочность совей точки зрения, если другая сторона оказалась более убедительной.
Правила работы в группах
Необходимо слушать своих товарищей, проявляя вежливость и доброжелательность;
Каждый должен работать активно, совместно и ответственно относиться к порученному заданию;
Каждый может просить о помощи, когда она ему необходима;
Каждый может оказать помощь, если его об этом попросят;
Каждый может принимать участие в оценке результатов работы группы;
Памятка участника дискуссии
1. Дискуссия является методом решения проблем, а не выяснения отношений.
2. Не говорить чересчур долго, чтобы дать возможность высказаться другим.
3. Взвешивать слова, произносить их обдуманно, контролировать эмоции
4. Стремиться понять позицию оппонента, относись к ней уважительно.
5. Возражать корректно, не искажая и не передёргивая смысла сказанного оппонентом.
6. Высказываться только по предмету дискуссии, не бравируя своей начитанностью и общей эрудицией.
Специфика работы в парах и группах
Особенности групповой работы на уроке обозначены уже давно и очень чётко. Конечно, в первую очередь это особенная организация учебного процесса, когда за итоговый результат отвечает не каждый отдельный ученик, а несколько человек сразу. Для учителя этот процесс сложен тем, что при его организации необходимо учитывать специфику каждого класса и не ждать, что в классе будет тихо. Дисциплина на таких уроках весьма относительна. Далеко не на каждом можно предмете организовать работу в группах, далеко не каждую тему можно уместить в рамки самостоятельного изучения в парах или группах, далеко не на каждом уроке такая работа целесообразна. Кроме того, одной из особенностей групповой работы на уроке является специфика оценивания этой работы, когда, например, групповая оценка во многом зависит от учащегося, который будет озвучивать итоги этой работы, т.е. выступать перед классом.
Целесообразность оценивания работы в парах и группах
Приступая к планированию работы в парах или группах, необходимо решить для себя проблему оценивания деятельности учащихся.
Во-первых, нужно определить, когда оценивание целесообразно, а когда – нет. Например, при организации работы в группах во время изучения новой темы оценивание целесообразно далеко не всегда, если же речь идёт о закреплении или повторении материала, то оценивание работы учащихся просто необходимо.
Оценивание работы в парах при изучении нового материала
При изучении нового материала оценивание работы в парах может осуществляться следующим образом:
Устная взаимооценка при помощи вопроса по теме партнёра. (Например: каждый из участников пары изучал свой фрагмент нового материала, затем объяснял его своему соседу. Взаимооценка: каждый участник отвечает на вопрос, относящийся не к тому фрагменту, который он изучал самостоятельно, а к тому, что он прослушал.) Устная взаимооценка по критериям.
Оценивание работы в группах при изучении нового материала
При изучении нового материала оценивание работы в группах может осуществляться следующим образом:
Взаимооценка деятельности по критериям Оценивание учителем работы каждой группы при помощи таблицы критериев Оценивание и взаимооценивание внутри группы при помощи таблицы критериев
Оценивание работы в группах и парах при закреплении материала
Взаимооценивание чужих работ по критериям или образцу Оценивание учителем работы каждой группы по таблице критериев Оценивание учителем нестандартной работы по стандартной шкале (например, если итог работы в группах – выполнение какого-либо письменного задания).
Сложности оценивания работы в парах и группах
Несомненно, основная сложность будет заключаться в вопросе оценивания слабых учеников, когда вы знаете, что ученик материал знает плохо, выполнить самостоятельно хорошо работу не может, но попадая в сильную группу «выезжает» за счёт других. Ещё одна сложность заключается в том, что при взаимооценивании проявляется «ученическая солидарность» и взаимопомощь учащихся. Конечно, они не захотят поставить своим друзьям плохую оценку.
Эти проблемы каждый учитель должен решить для себя.
Например, формировать группы можно с учётом слабых учеников, объединив их в одну группу, но тогда задания этой группе можно давать более лёгкие, чтобы ориентация на успех оставалась. При взаимооценивании нужно не ставить оценки, а ставить плюсы и минусы по каждому из критериев, оценку будет давать определённое количество итоговых плюсов и минусов.
Но прежде, чем начать планировать работу в парах или группах на конкретном уроке, необходимо решить для себя – что будет оцениваться: конечный результат или работа учащихся на уроке.
Критерии для оценивания работы группы (примерная табл. для учителя):
№ гр. |
Правильность изложения материала |
Логика изложения материала, чёткость |
Культура изложения материала |
Дополнения других групп |
Поведение в группе, умение сотрудничать |
I |
|
|
|
|
|
II |
|
|
|
|
|
III |
|
|
|
|
|
IV |
|
|
|
|
|
Критерии для оценивания выступления от группы:
Время Правильность Доступность изложения Логика изложения Речь Эмоциональность
В целом, необходимо отметить, что каждый учитель имеет возможность самостоятельно устанавливать критерии, причём не только для работы в группах вообще, а на каждую отдельно взятую тему, в зависимости от целей и задач урока и конкретной групповой работы.
Рефлексия к проведенному коучингу по теме:
«Микропреподавание»
Тема коучинга определена командой развития по проведению коучингов. Целью занятия намечена демонстрация на конкретных примерах способов организации групповой работы , а также виды оценивания по определенным критериям.
Деление на группы проводилось по полученным пазлам, собирая картинку группа получала и название (Рыбы, Кошки, Птицы)
Первый вид групповой работы это работа с новым материалом, каждая группа готовила свою часть, затем спикеры презентовали свою тему с примерами.
Цель задания: освоить вид групповой деятельности «Пазлы»
Участники коучинга проявили креативность и представляли материал и театрализовано, и с иллюстрациями. Таким образом каждая группа представила свою часть материала и в общем сложился материал по теме: Действия над обыкновенными дробями.
После при оценивании выступления спикеров учитывали предложенные критерии (доступность, логичность и артистизм и тд). Все участники отметили, что оценивать по критериям просто и объективно.
Далее участники коучинга, работая в группе, создавали кластер по теме: Треугольники. Микроцель задания: Умение обобщать пройденный материал , выделение главного , обозначение связей и закономерностей.
После по стратегии «Карусель» участники оценивали кластер другой группы также по критериям.Коллеги с удовольствием осваивали приемы и методы работы в группе. Обсуждали и спорили о принципах выбора заданий для групповой работы, насколько задания должны быть доступными для всех членов группы, интересными , а с другой стороны обязательно проблемными, о том что критерии должны быть понятными и прозрачными. Учились давать обратную связь выступлениям спикеров и составленным кластерам по стратегии «Сэндвич». На последнем этапе занятия участники оценивали свою работу, свой вклад в работу группы. Самооценивание проходило также критериально. На мой взгляд удачным моментом было то что рассматривались различные виды оценивания и то что участникам стало понятно на одном уроке можно оценить любой вид участия в групповой работе.
В обратной связи участники отвечали на вопросы: Что полезного узнали?, Что применяли или применяют в своей практике? Считают ли важным рассмотренные вопросы? Все ли было понятно?
По обратной связи можно судить о том что полученные практические навыки полезны, и многие обязательно применят на различных этапах урока. Ожидаемые результаты коучинга достигнуты. Для мониторинга эффективности проведенного коучинга решено составить план проведения уроков и мастерклассов для посещения коллег, где учителя на уроках покажут свои формы и методы групповой работы.