Қарағанды облысы білім басқармасының Қарағанды…
"№73 НОМ" КММ
Опрос "Готов ли Ваш ребёнок к школе?"
Голосовать
Да полностью готов - 39
Мой ребенок не идёт в школу в этом году - 16
Нет не готов - 11
Частично готов - 6
Всего проголосовало: 72
Смотреть результат

Learning the Kazakh language

жұқа
тонкий
Question answer
Всего ответов: 48
Новых вопросов: 0

Кәсіподақ тарихы

           Почти 30 лет назад кардинально изменилась жизнь в нашей стране. Казахстан обрел независимость.

           Наше государство сделало решительные шаги по пути свободного развития, укрепления безопасности, углублению рыночной экономики и демократизации общества. На начальном этапе социально-экономическая и политическая ситуация в стране оказались не предсказуемыми. Фактически начался демонтаж производства.

            Был взят курс на разгосударствление и приватизацию, когда государственная собственность преобразовалась в негосударственные ее формы, осуществлена либерализация цен, провозглашен принцип открытой экономики. Все это привело к экономическому кризису, острому дефициту бюджетных и платежных средств, нарастающей инфляции. Резко снизился жизненный уровень населения. Обострились разрушительные тенденции в сфере образования. Сокращение финансирования сказалось на дальнейшем развитии и совершенствовании сети образования (1991 год – 8,1 процента от доходной части бюджета, 1996 год – 3,3 процента). Устойчивой становится тенденция снижения материально-технического оснащения объектов системы образования.

            В ходе реформ республика потеряла 80 процентов дошкольных учреждений, охват ими детей сократился с 50,8 до 10,6 процента. Значительно уменьшилась сеть малокомплектных школ, интернатов, объектов профессионально-технического образования. Прекратили существование 90 процентов внешкольных учреждений. Непоправимый ущерб организациям образования нанесла приватизация. Здания и имущество государственных учреждений при их реорганизации или ликвидировались, или передавались в руки людей далеких от образования и зачастую использовались не по назначению.

            Серьезной проблемой стало кадровое обеспечение учебных заведений. Средняя зарплата в отрасли оказалась почти на половину ниже средне-республиканской. Хроническими были задержки с выплатой заработной платы. Недостаток средств резко ухудшил оздоровление работников образования и их детей, пришли в упадок санатории и дома отдыха. На фоне всеобщей неразберихи, давления на профсоюзы в немалой степени был подорван их авторитет, утрачены прежние позиции, вера людей и эффективность проводимой работы.

            Образование всегда было определяющей сферой в жизни общества. Благополучие, процветание государства, его положение в мировом сообществе определяется развитием образования. Проблемы образования, положение учителя, его социальный статус – это проблемы общественные и общество заинтересовано в их решении. В этих сложных и противоречивых условиях Профсоюз стремился привести содержание своей работы в соответствие с требованиями времени. В работе использовались все предоставленные законодательством формы и методы, в том числе обращения в органы государственной, судебной власти, прокурорского надзора, организация и проведение акций протеста, митингов, забастовок, пикетирования и т.д. Перед Правительством и Парламентом республики ставились требования об увеличении ассигнований на образование, осуществлении реформы системы оплаты труда, финансового обеспечения, принятия необходимых полноценных законов. По инициативе ЦК профсоюза работников образования и науки республики совместно с учеными был проведен в 1991 году первый социологический опрос школьных учителей в пяти областях республики, который показал в каком нищенском положении находится эта категория населения.

          Очень тяжелыми становились жилищные и бытовые условия, материальное положение. Каждый пятый учитель – вынужден был работать на полторы и более ставок, а каждый третий – проживал в общежитии или на частной квартире. В большинстве случаев квартиры учителей не имели соответствующих удобств, коммунальные услуги не оплачивались, выявились серьезные проблемы с оздоровлением. Не случайно, каждый пятый учитель был готов сменить профессию. В этот период начался отток наиболее способных, молодых и перспективных кадров, из школы ушел каждый десятый учитель. В образовании ощущался острый дефицит кадров, не хватало 17 тысяч учителей, а более 14 тысяч – работали не по специальности, росла доля пенсионеров.

          Впервые в истории образования республики в мае 1992 года прошла забастовка учителей, которой предшествовала большая организаторская работа профсоюзных комитетов всех уровней. Республиканским стачечным комитетом руководил бывший в то время председателем Алматинского обкома профсоюза работников образования и науки Оралбаев Совет Оспанович – один из опытных, грамотных, инициативных профсоюзных лидеров, умеющий четко определить направления действий, сформулировать и добиться их исполнения.

          В соответствии с Законом «О порядке разрешения коллективных споров (конфликтов)» стачечным комитетом были соблюдены все процедуры осуществления этой акции. Вступив в диалог с правительственными органами, учителя и преподаватели продемонстрировали решительность в отстаивании своих интересов. Правоохранительные органы и администрации на местах пытались противоборствовать, а средства массовой информации вообще проигнорировали это событие.

          Для снятия напряжения Правительство организовало встречу представителей стачкома с заместителем Премьер-министра Республики Казахстан, руководителями соответствующих министерств. Было принято решение об оперативном рассмотрении текущих вопросов на открывающейся восьмой сессии Верховного Совета Республики, в печати срочно опубликовали коммюнике. После этого стачком постановил прекратить забастовку. В результате этой акции удалось добиться снижения нагрузки учителям, определить должностные разряды в ЕТС, что позволило увеличить зарплату.

          Проведенная забастовка показала, что профсоюзы реальная сила, а администрации всех уровней повернулись лицом к образованию, первичные профсоюзные организации тогда обрели уверенность. Судебные разбирательства, которые продолжались более чем полгода Профсоюзом были выиграны, а забастовка признана законной.
Принятие первой Конституции суверенного Казахстана, Закона «О профессиональных союзах» создало новую правовую базу для профсоюзов всех уровней. Разработанная Федерацией профсоюзов Казахстана Концепция профсоюзного движения базировалась на целом ряде принципов в области труда, социальной защиты, оздоровления, межотраслевого и международного сотрудничества, социального партнерства, что способствовало укреплению профсоюзного движения.

          Злободневными становились вопросы недопущения нарушения трудовых прав в условиях рынка, задержек заработной платы, ускоренного реформирования системы оплаты труда. Негативный резонанс в системе образования вызвало постановление Правительства от 07. 12. 1999 года № 1876 «О доплатах за работу в сельской местности, за проживание в зонах экологического бедствия, за классное руководство, за проверку тетрадей, письменных работ, за заведование учебными кабинетами, углубленное преподавание предметов и других выплат работникам образования». Около тридцати ранее действующих доплат и надбавок были сняты. Педагогическим работникам уменьшили на 50 процентов должностной оклад в период каникул учащихся.

           По результатам этого дискриминационного постановления педагогические работники потеряли 25-30 процентов заработной платы. За отмену этого постановления Профсоюз отрасли многократно обращался в Правительство, Парламент, Генеральную прокуратуру, Министерство юстиции республики. Совместно с Министерством образования и науки республики была создана рабочая группа. Потребовалось значительное время, чтобы общими усилиями убедить должностных лиц в неправомерности действий, в восстановлении прежней оплаты труда. Фактически в течение года было принято четыре постановления Правительства со всевозможными изменениями, разъяснениями, но они создавали тупиковую ситуацию и напряженность в трудовых коллективах. Созванная Профсоюзом работников образования и науки пресс-конференция с участием средств массовой информации, встреча с депутатами Парламента и прием у главы государства Н. А. Назарбаева поставили точку в этой затянувшейся ситуации. Спустя год постановлением Правительства от 29 декабря 2000 года № 1927 восстановлены все виды доплат и надбавок, а ранее принятое постановление отменено.

           Казахстанский отраслевой профессиональный союз работников образования и науки – это самая массовая профсоюзная организация страны. Сегодня в рядах нашего союза свыше семиста тысяч работников и студентов.

           В 2019 году профсоюз отметил свое девяностопятилетие. За эти годы пройден большой и сложный путь становления и развития отраслевого профсоюзного движения, сформирована прочная, эффективная и авторитетная организация, успешно решающая поставленные перед ней задачи. Мы всегда отстаивали и сегодня добиваемся  улучшения качества жизни трудящихся сферы образования и науки, повышения уровня оплаты труда и социального статуса педагогической профессии, создания комфортных условий труда и обучения.

          Одним из ключевых факторов успешного развития профсоюза является его единство и исключительная нацеленность на защиту прав и законных интересов работников. Даже в самые трудные времена становления суверенного Казахстана, в период кардинального переустройства экономики, когда существующие профсоюзы распадались, мы сохранили свою профсоюзную организацию. Переходный период в Казахстане сопровождался обострением ситуации в сфере труда и занятости населения. В конце девяностых годов прошлого столетия педагоги и другие работники образования, переживавшие оптимизацию образовательной системы, месяцами не получающие заработную плату, находящиеся в бедственном положении, не потеряли веру в профсоюз. Это произошло благодаря тому, что профсоюзные органы заняли принципиальную позицию, требуя от государства принятия необходимых мер по спасению отрасли от разрушения. Мы боролись и боремся теперь за права работников всеми законными способами защиты.

         Стабильность, общественное согласие и громадный экономический рост нашей страны создают для людей большие возможности. В этих условиях профсоюз работников образования и науки считает приоритетным дальнейшее развитие социального партнерства, как одного из самых эффективных и полезных инструментов защиты прав и законных интересов работников отрасли.

         9 октября 2019 года состоялся XIV Съезд Профсоюза, на котором принята Программа деятельности Казахстанского отраслевого профессионального союза работников образования и науки на 2019-2024 годы, которая направлена на выполнение уставных целей и задач Профсоюза, основных направлений государственной политики в области развития образования и науки, определенных Законами РК "Об образовании", "О науке".

         Сегодня, Профсоюз объединяет 20 областных и территориальных организаций и 4 филиала Профсоюза, 9296 первичных профорганизаций с общей численностью 730 302 членов профсоюза. Является крупнейшим общественным объединением страны. Профсоюз на правах членской организации входит в состав Федерации профсоюзов Республики Казахстан.

         Своей ключевой задачей Профсоюз считает дальнейшее повышение социального статуса педагогических и научных кадров, развитие социального партнерства в отрасли, повышение эффективности системы правовой и экономической защиты прав и профессиональных интересов своих членов.

         Профсоюз подтверждает приверженность принципам профсоюзного движения: единства, солидарности, справедливости, независимости.

         Профсоюз выступает за высокие стандарты и качество образования, престижность и общественное признание педагогической и научной профессии, достойные условия труда работников образования и науки.