Физика и поэзия
Наука и искусство также тесно связаны между собой Как легкие и сердце.
А. С. Пушкин
Опрятней модного паркета
Блистает речка, льдом одета.
Мальчишек радостный народ
Коньками звучно режет лед.
Почему коньки режут лед?
Ответ. "Режут лед" - т.е. легко скользят по льду. Лезвия коньков тонкие, поэтому давление на лед большое. Под давлением лед плавится, образуется хорошая смазка. Коэффициент трения становится малым, прикладывая небольшие усилия, мальчишки быстро перемещаются.
А. А. Фет "Метель"
Все молчит, - лучина с треском
Лишь горит багровым блеском
Да по кровле ветр шумит.
Почему лучина "горит с треском"?
Ответ. Треск лучины при горении можно объяснить тем, что при повышенной влажности деревянные предметы отсыревают. При горении влага из древесины интенсивно испаряется. Увеличиваясь в объеме, пар с треском разрывает древесные волокна.
М.А.Дудин.
Ах, как играет этот Север!
Ах, как пылает надо мной
Разнообразных радуг веер
В его короне ледяной!
Ему, наверно, по натуре
Холодной страсти красота,
Усилием магнитной бури
Преображенная в цвета...
О каком явлении идет речь?
Ответ.О полярном сиянии.
И. А. Бунин.
Бледнеет ночь...
Туманов пелена
В лощинах и лугах становится белее,
Звучнее лес, безжизненней луна
И серебро росы на стеклах холоднее.
Что такое туман?
Ответ.Все о туманах.
Н. Гумилев. "Капитаны".
Там волны с блесками и всплесками
Непрекращающегося танца,
И там летит скачками резкими
Корабль Летучего Голландца
Ни миф, ни мель ему не встретятся,
Но знак печали и несчастий
Огни святого Эльма светятся,
Усеяв борт его и снасти.
Какое физическое явление описывает поэт?
Ответ. Электрические разряды в газе
Некоторые рекомендации по проверке знаний учащихся в форме физического диктанта.
Приобретение учащимися знаний по физике имеет важное значение в условиях современного развития общества, так как на физике основывается не только техническая деятельность, но и сам предмет является необходимой основой для научно-исследовательской работы в разных областях наук.
Современному учителю необходимо выявить степень подготовленности учащихся общеобразовательных учреждений по физике.
Физические диктанты, во-первых, помогут учащимся систематизировать учебный материал. Во-вторых, он ориентировать на умение применять полученные знания. В-третьих, диктанты помогут учащимся подготовиться к проверке учебных достижений, а учителю - провести тематическое оценивание.
Форма работы такого вида имеет определённые преимущества перед традиционными средствами проверки учебных достижений:
1. база вопросов открыта и доступна, поэтому можно подготовиться заранее;
2. проверка таких работ намного легче, чем проверка письменных работ;
3. решается проблема «решебников», которые мешают проведению объективного контроля.
Каждый физический диктант охватывает, как правило, одну учебную тему или её часть. В основу диктантов положены методические принципы, благодаря которым они являются не только контролирующими, но и обучающими.
Физические диктанты могут быть включены во все формы и методы обучения и использоваться на разных этапах учебного процесса для контроля и самоконтроля учащихся в процессе овладения материалом темы.
Рекомендации по выполнению физических диктантов
Физические диктанты, рассчитанные на 10-15 минут, предназначены для оценивания знаний по основным разделам физики. Все физические диктанты состоят из 20 основных физических терминов, явлений, формул, приборов и 20 вопросов к ним. Ученик сам выбирает верный, на его взгляд, ответ и ставит номер своего ответа напротив номера вопроса.
Работу с физическим диктантом можно осуществлять и в обратном порядке. Ученику даётся текст диктанта и по его содержанию он должен дать краткий ответ по каждому из заданий. Например, . Ученик даёт ответ: закон Ома для участка цепи.
Необходимо придерживаться следующей системы оценивания:
КОЛИЧЕСТВО БАЛЛОВ |
ОЦЕНКА |
18-20 |
5 |
14-17 |
4 |
9-13 |
3 |
Менее 9 |
2 |