Коммунального государственного учреждение «Школа-центр дополнительного…
КГУ "ШЦДО №13"

Учебный план

                 Пояснительная записка

 

 

Особенности дополнительного образования детей в 2023-2024 учебном году обусловлены необходимостью более тесной интеграции общего среднего и дополнительного образования. В процессе организации обучения на школьном уроке возможно использование технологий, присущих системе дополнительного образования. Это комплексные занятия, учебные проекты, дискуссионные технологии, игры, которые предполагают выход за рамки самого урока, предусматривая самостоятельную индивидуальную и групповую деятельность учащихся непосредственно под руководством учителя.

В числе задач образовательной политики Республики Казахстан - создание соответствующих условий для формирования духовно-нравственной личности, воспитание патриотизма, толерантности, гражданского самосознания, развитие общечеловеческих ценностей, творческих способностей, креативного мышления и социализации подрастающего поколения.

Эффективным способом расширения творческих возможностей детей и молодежи, привлечения их к успешной самореализации является дополнительное образование детей. Дополнительное образование – процесс воспитания и обучения, осуществляемый с целью удовлетворения всесторонних потребностей обучающихся и воспитанников (подпункт 39 статьи 1 Закона РК «Об образовании»).

Работа блока дополнительного образования в общеобразовательной школе осуществляется на основе годовых и других планов, образовательных программ.

Обладая открытостью, мобильностью и гибкостью, система дополнительного образования детей способна быстро и точно реагировать на «вызовы времени» в интересах ребенка, его семьи, общества, государства.

Ценность дополнительного образования детей состоит в том, что оно усиливает вариативную составляющую общего образования, помогает подросткам в профессиональном самоопределении, способствует реализации сил и знаний, которые дети получают в школе.

Дополнительное образование детей направлено на удовлетворение вариативных потребностей детей, дополняющих предметное обучение, помогает раннему самоопределению ребёнка и дает возможность ребенку реализовать себя, решая социально значимые задачи.Дополнительное образование детей – целенаправленный процесс воспитания, развития и обучения посредством реализации дополнительных образовательных программ, оказания дополнительных образовательных услуг и информационно-образовательной деятельности как дополнение к основному базовому образованию, а также развитие умений и навыков самопознания, саморегуляции, самосовершенствования.Таким образом, основное образование и дополнительное образование детей должны стать равноправными, взаимодополняющими друг друга компонентами и тем самым создать единое образовательное пространство, необходимое для полноценного личностного развития каждого ребенка.С помощью дополнительного образования дети развивают свой творческий потенциал, навыки адаптации к современному обществу и получают возможность полноценной организации свободного времени. Дополнительное образование детей предоставляет ряд возможностей, стимулирующих процессы личностного саморазвития. Занятость учащихся во вне учебное время содействует укреплению самодисциплины, развитию само организованности и самоконтроля школьников, появлению навыков содержательного проведения досуга, позволяет формировать у детей практические навыки здорового образа жизни, умение противостоять негативному воздействию окружающей среды. Массовое участие детей в досуговых программах способствует сплочению школьного коллектива, укреплению традиций школы, утверждению благоприятного социально-психологического климата в ней.

Цель работы: созданиесоответсвующих условий для формирования духовно-нравственной личности, воспитание патриотизма, толерантности, гражданского самосознания, развитие общечеловеческих ценностей, творческих способностей, креативного мышления и социализации подрастающего поколения.

Задачи:

  • обеспечивать духовно-нравственное, патриотическое, толерантное  воспитание обучающихся;

  • выявлять и развивать творческий потенциал учащихся;

  • предоставить возможность  для профессиональной ориентации учащихся;

  • создавать необходимые условия для личностного развития, креативного мышления, профессионального    самоопределения и социализации подрастающего поколения;

  • осуществлять процесс адаптации детей к жизни в обществе;

  • формировать общую культуру обучающихся;

  • организовывать содержательный досуг учащихся.

 

Школа-центр дополнительного образования №13

реализует следующие направления:

 

  • Автодело;

  • Танцевальный кружок «Шабыт»;

  • Creative KIDS;

  • Тоғызқұмалақ;

  • Вокальный кружок «Әсем әуен» ;

  • Английский без границ;

  • Чудесная палитра;

  • Лаборатория Робототехники;

  • Театральный кружок «Дарын».

 

 

 

Рабочий учебный план дополнительного образования составлен на основании:

  • Закон Республики Казахстан «Об образовании» от 27 июля 2007 года № 319;

  • Закон Республики Казахстан «О правах ребенка в РК» от 8 августа 2002 года N 345. (определено право каждого ребенка на отдых и досуг, соответствующие его возрасту, здоровью и потребностям);

  • Закон Республики Казахстан «О профилактике правонарушений среди несовершеннолетних и предупреждении детской безнадзорности и беспризорности» от 9 июля 2004 года N 591 (статья 12) (предусмотрена компетенция органов образования по организации летнего отдыха, досуга и занятости несовершеннолетних);

  • Приказ Министра просвещения Республики Казахстан от  23.09.2022 года     

№ 406«Об утверждении государственных общеобязательных стандартов дошкольного воспитания и обучения, начального, основного среднего и общего среднего, технического и профессионального, послесреднего образования»;

  • Приказ Министра просвещения Республики Казахстан от 27.08.2022г.  №382

«Об утверждении Перечня документов, обязательных для ведения педагогами организаций дошкольного воспитания и обучения, среднего, специального, дополнительного, технического и профессионального, послесреднего образования, и их формы»;

üПриказ Министра просвещения Республики Казахстан от 31 августа 2022года №385 «Об утверждении Типовых правил деятельности организаций дошкольного, среднего, технического и профессионального, послесреднего образования, дополнительного образования соответствующих типов и видов»;

 

  • Инструктивно-методическое письмо «Об особенностях учебно-воспитательного процесса в организациях среднего образования Республики Казахстан в 2023-2024 учебном году».

При составлении рабочего учебного плана соблюдалась преемственность между ступенями обучения и классами.

 

  • Кружок «Автодело» (10-11кл.)

Целью данного кружкаявляется обучить первоначальным навыкам управления транспортным средствам категории ВС1, изучения устройства назначения и принципа действия механизмов, приборов и систем автомобиля. К управлению легковыми автомобилями допускаются лица, которые прошли соответствующую подготовку по выбору «Автодело» и достигли 18 лет. Водитель должен обладать нормальным слухом, зрением, наблюдательностью, быстрой и точной реакцией. Опыт и мастерство водитель приобретает постепенно, другие же качества характера - чувство ответственности за безопасность других людей, способность сосредоточиться только на управлении автомобилем, выдержка и восприимчивость к информации – он должен воспитывать в себе с самого начала вождения. Для обучения кружка учащихся 10 класса практические занятия проводится на автотренажере, для 11 класса на автомобиле «Hyundai H-100», «Нива» и Газ 52. В результате учащиеся будут знать устройства и правила эксплуатаций современных автотранспортных средств; правила дорожного движения, основы законодательства в сфере дорожного движения; основы управления транспортными средствами и безопасности движения; порядок выполнения контрольного осмотра автомобиля перед выездом и работ по его ежедневному техническому обслуживанию.

  • Танцевальный кружок «Шабыт»(0-5кл.)

Целью данного кружкаявляется развитие творческих способностей детей и подростков средствами искусства хореографии. Задачи курса хореографии: формирование базовых хореографических навыков для творческого выражения заданного образа. Приобщение воспитанников к истории искусства танца, его традициям, пониманию значимости танца в жизни народа. Выявление и развитие заложенных в воспитание способностей: музыкального слуха, памяти, чувства ритма, формирование умений говорить на языке танца через эмоции, жесты, пластику, мимику, умение двигаться грациозно.

Формирование навыков коллективного творчества, сотрудничества,стремление к самосовершенствованию и творческому росту. Расширение эрудиции и кругозора.

  • Кружок «CreativeKIDS» (5-9кл.)

          Целью данного кружка формирование функциональной грамотности в области искусства и технологий труда, развитие личности с творческим отношением к действительности.

    Становление творческой индивидуальности в школьном возрасте является важным условием дальнейшего полноценного развития личности. Творчество нужно в любой сфере человеческой деятельности: научной, художественной, производственно-технической, хозяйственной и т.д.

Создание  и название кружка «Creative KIDS» вызвано актуальностью интеграции школьного образования с окружающей действительностью и обусловлено необходимостью введения подростка в современное информационное, социокультурное пространство. Содержание программы обеспечивает понимание школьниками значения творчества в жизни человека, воздействие на его духовный мир, формирование ценностно-нравственных ориентаций.

        Реализация данного курса включает в себя развитие фантазии, воображения, художественных склонностей в процессе трудовой деятельности; развитие мелкой моторики пальцев, обеспечение высоких двигательных навыков, способствующих интеллектуальному и физическому развитию; формирование у учащихся первоначального представления об основах применения современных технологий в общественном питании, подготовка обучающихся к осознанному самоопределению в выборе профессии;формирование умений и навыков художественного самообразования, умений создавать своими руками творческие произведения, ощущения себя творцами.

  • Кружок «Тоғызқұмалақ» (3-6 кл.)

Целью данного кружкаявляетсяразвития личности, умственного прогресса и деятельности мозга, способствует воспитанию воли, выдержки, развивает остроту мышления, смекалку, сообразительность, учит логично мыслить.

Программа курса «Тоғызқұмалақ» предназначена для обучающихся общеобразовательных школв системе дополнительного образования и предусматривает изучение школьниками материалов по теории и истории казахской игры, участие в соревнованиях. Сегодня развитие интеллектуальных игр во всем мире приобретает важное значение. Ведь именно через такие игры оттачиваются квалификационные качества личности. Интеллектуальные игры-это вид спорта, развивающий мыслительное творчество.

Главная задача в теоретической части состоит в том, чтобы научить учащегося анализировать и осмысливать действия за игральной доской свои и соперника. Методы теоретической части проводится в виде: беседы (рассказ), показ, учебная игра. Занятия тоғызқұмалаком воспитывает у детей: уважительное отношение к товарищам, к соперникам, к тренеру, к судьям, к зрителям.Даннаяпрограмма направлена на создание условий для самореализации ребенка через достижение им личного успеха в освоении правил данной игры, развивать математические способности и вычислительные умения, техническую смекалку и  мастерство в данной игре.

  • Вокальный кружок «Әсем әуен» (1-7кл.)

Целью данного кружка является создание условий дляразвития   потенциальных творческих способностей через  певческую деятельность  детей младшего и среднего  школьного возраста.  Программа предполагает решение образовательных, воспитательных и развивающих задач с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей.Данная программа связана  с популяризацией  в последнее   время  детского  вокального  творчества,  ростом числа  детских вокальных  конкурсов и фестивалей.

      В  певческой  деятельности происходит  творческое  самовыражение  детей, которое  формируется как  в  ансамблевом  пении,  так и сольном  пении.  Дети удовлетворяют свои личностные потребности быть увиденными и услышанными,  обогащают  свой   вокальный  опыт, получая яркие эмоциональные впечатления.

        В процессе занятий   у детей повышается интерес к  вокальной музыке, развивается вокальный слух, ребенок учится исполнять сам вокальные произведения и тем самым расширяет свой кругозор, формирует знания во многих областях музыкального искусства, приобщается к общечеловеческим ценностям. Обучение  вокалуобеспечивает личностное, социальное, познавательное, коммуникативное развитие учащихся. У школьников обогащается эмоционально – духовная сфера, формируются ценностные ориентации, умение решать художественно – творческие задачи; воспитывается художественный вкус, развивается воображение, образное и ассоциативное мышление, стремление принимать участиев различных музыкальных конкурсах и фестивалях.

           Кружок «Английский без границ» (3-7кл.)

Целью данного кружка является развитие познавательных интересов и формирование коммуникативной компетенции у учащихся.Дополнительная общеразвивающая программа «Английский без границ» имеет социально-педагогическую направленность. Программа способствует готовности учащегося к дальнейшему развитию – социальному, личностному, познавательному, появлению у него первичной адаптации к полилингвальной и поликультурной ситуации в современном мире. Необходимость создания дополнительной общеразвивающей программы по английскому языку «Английскийбез границ» продиктована современным обществом, в котором приоритетным становится английский язык как язык международного общения.Отличительной особенностью данной образовательной программы является в закреплении и совершенствовании умении и навыков, полученных учащимися на уроках английского языка, в возможности применения знании в неформальной обстановке. Данная программа поможет использовать потенциальные возможности учащихся для овладения языком, в расчёте на получение более высокой результативности обучения предмету, сохранит устойчивую положительную мотивацию учащихся к изучению английского языка.Программа содержит интересные страноведческие материалы, которые способствует расширению лингвострановедческой компетенции.

  • Кружок «Чудесная палитра» (1-5кл.)

Целью данного кружка является развитие индивидуальности каждого ребенка средствами взаимодействия различных форм основного и дополнительного образования в условиях обогащенной образовательной среды с многовариантным выбором.Содержание программы расширяет представления учащихся о видах, жанрах изобразительного искусства, стилях, знакомит с техниками и оформительской деятельности (графика, живопись и декаративно-прикладное искусство), формирует чувство гармонии и эстетического вкуса.Программа пронизывает все этапы развития личности ребёнка, пробуждает инициативу и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе.Художественное творчество передает духовный опыт человечества, воспитывает связь между поколениями.Программа вводит ребенка в удивительный мир творчества, дает возможность поверить в себя, в свои способности, предусматривает развитие у обучающихся изобразительных, художественно-конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности. Занятия изобразительным искусством являются эффективным средством приобщения  детей к изучению народных традиций. Основной формой подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы является периодическая организация выставок, что дает детям возможность заново увидеть и оценить свои работы. 

  • Театральный кружок «Дарын» (4-5кл.)

Целью данного кружка является развитие творческих способностей школьникових речевую и сценическую культуру, наблюдательность, воображение, эмоциональную отзывчивостьсредствами театрального искусства.

Актуальность программы обусловлена потребностью общества в развитии нравственных, эстетических и креативных качеств личности человека. Именно средствами театральной деятельности  возможно  формирование социально активной творческой личности, способной понимать общечеловеческие ценности, гордиться достижениями культуры и искусства, способной к творчеству, сочинительству, фантазированию.

Театрализованное представление может быть посвящено историческим и культурным датам, общественным событиям, творчеству поэтов, художников, известных деятелей театра. Участие школьников в кружковой работетеатрального искусства «Дарын» способствует поддержке и развитию детского и молодежного театрального творчества как фактора духовно-нравственного, эстетического воспитания подрастающего поколения, гармоничного развития личности, формирование и развитие уникальных способностей к самовыражению, эстетическому и образному постижению мира.

  • Кружок «Лаборатория Робототехники» (3-7кл.)

         Целью данного кружкаявляется  изучение основ алгоритмизации и программирования с использованием робота Lego Mindstorms EV3, а также 3д принтера в программе Blender, создание условий для развития научно-технического и творческого потенциала личности ребенка через организацию его деятельности в процессе интеграции первичной инженерно-технической конструкции и основ робототехники. Трехмерное моделирование служит основой для изучения систем виртуальной реальности.Знания, полученные при посещении занятий «Лаборатория Роботехники», обучающиеся могут применить для подготовки качественных иллюстраций к докладам и мультимедийным разработкам по различным предметам — математике, физике, химии, биологии и др.

Программа направлена на развитие творческих и дизайнерских способностей учащихся, создание условий для мотивации, подготовки и профессиональной ориентации учащихся для продолжения обучения в высших учебных заведениях и последующей работы на предприятиях по специальностям, связанным с робототехникой.Всоответствии с интересами и склонностямиучащихся, кружок позволяет обеспечить интеграцию дисциплин, осуществить преемственность в обучении, установить принципы развития детскогоколлектива, актуализировать дальнейший  поиск .

      Предлагаемые образовательные кружки центра дополнительного образования направлены на самоопределение учащихся по их профессиональным предпочтениям и развитие общечеловеческих ценностей, творческих способностей, креативного мышления, социализации подрастающего поколения.

 

Приложение №1.

Количество часов кружка

                                                         

 

№ п/п

 

 

Кружки

 

Классы

 

Кол-во часов

 

 

Общая нагрузка

1

Автодело

10-11

16

1

2

Танцевальный кружок «Шабыт»

0-5

16

1

3

CreativeKIDS

5-9

8

0,5

4

Тоғызқұмалақ

3-6

8

0,5

5

Вокальный кружок «Әсем әуен»

1-7

8

0,5

6

Английский без границ

3-7

8

0,5

7

Чудесная палитра

1-5

8

0,5

8

Лаборатория Робототехники

3-7

4

0,25

9

Театральный кружок «Дарын»

4-5

4

0,25

Всего:

 

 

80 ч.

5