Коммунального государственного учреждение «Школа-центр дополнительного…
КГУ "ШЦДО №13"

Профиль «Технология обработки древесины»

 

 

Изучение педагогического опыта через посещение уроков.

        Великий русский педагог К.Д.Ушинский утверждал, что если человек удачно выберет труд и вложит в него душу, то счастье само его отыщет.

Творческая деятельность немыслима без осознания цели поиска, без активного воспроизведения ранее изученных знаний, без интереса к пополнению недостающих знаний из готовых источников, к самостоятельному поиску, наконец, без воображений и эмоций.

Для постоянного повышения педагогического мастерства преподаватель должен перенимать опыт работы других учителей. Это достигается посещением уроков, как внутри своей школы, в частности профильной подготовки, так и возможное посещение преподавателей других школ при проведении семинаров, конференций и т.д. В 2009- 2010 уч. году мною посещены уроки, как практического, так и теоретического обучения у преподавателей профиля:

- Тарасенко Светланы Демьяновны, преподавателя профиля «Операторы ПК». Мною были посещены 2 урока теоретического обучения.

- Пашинского Анатолия Павловича, преподавателя профиля « Автодело».

Посещено 3 урока, из которых 2 урока теоретического обучения и 1 урок практического обучения.

- Пенчуковой Елены Александровны, преподавателя профиля « Комьютерное

делопроизводство и машинопись» Посещено 2 урока.

При посещении уроков этих преподавателей обязательно нахожу что-то новое, интересное, полезное.

На уроках информатики Тарасенко С. Д. всегда присутствует дисциплина, рабочий настрой учеников, желание учеников побыстрее освоить данную тему. Это же самое я стараюсь применить и на своих уроках. Особенно это относится к практическому обучению. При изготовлении табуретки в 11-м классе, сначала задаю им рабочий настрой с помощью вопросов касающиеся назначения табуретки, из какого материала она изготавливается, виды табуреток, составные части табуреток и т.д. Учащиеся осознавая, что данное изделие необходимо в хозяйстве, стараются побыстрее ее изготовить, не нарушая дизайна и технико-эстетических данных табуретки. Также на ее уроках беру для себя полезное в отношении организации урока, его последовательности и содержания.

При посещении уроков Пашинского А. П. обращаю внимание на оснащенность кабинета «Автодело». У себя в мастерской стараюсь полностью оснастить рабочие места инструментами и выставить лучшие изготовленные изделия, для ознакомления учащихся с эстетическим видом и правильностью выполнения этих изделий. На уроках нахожу много полезной информации, касающейся автомобильного транспорта. Карточки-задания применяемые при изучении правил дорожного движения, так же применяю на своих уроках.

 

Уроки посещенные мною у Пенчуковой Е.А. также позволили обогатиться моему педагогическому опыту. При проведении урока преподаватель придерживается быстрого темпа ведения урока. Этому способствует и специфика профиля. Учащимся необходимо быстро уметь работать на клавиатуре, набирая буквы, слова, предложения, текст. При этом все надо делать без ошибок. Вот и у себя на уроках практического обучения стараюсь прививать учащимся быстро изготавливать изделия без ошибок. Если при работе с клавиатурой можно исправить ошибки, то здесь это может быть браком. А это лишний расход материала, времени, качества. Очень четко у Елены Александровны поставлен организационный момент. И это тоже можно применить у себя на уроке.

Посещая уроки преподавателей других профилей всегда можно найти для себя что-то полезное, которое затем можно опробовать на своем уроке. При этом надо учитывать специфику урока для данного профиля и личностно-ориентированный подход. При этом стараюсь опираться на личностно-ориентированную модель образования, которая базируется на следующих постулатах:

- если есть возможность не подавлять ребенка, и строить отношения на равных, то педагог выбирает возможность строить отношения на равных.

- если есть возможность принять учащихся такими, какие они есть, то педагог принимает их такими, какие они есть, со всеми достоинствами и недостатками.

- если есть возможность разрешать конфликты мирным путем, то этот шанс надо использовать.

Таким образом, такая модель образования базируется на равноправии субъектов педагогического процесса, принятии ценности внутреннего мира каждого каждым, организации совместной деятельности на основе сотрудничества.

 

 ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС 

УЧЕБНЫЙ ПЛАН

«Художественная обработка древесины»

9 класс

Тематический план

 

 

Наименование темы

часы

 

1.

2.

 

3.

 

4.

5.

6.

7.

8.

 

Введение

Правила техники безопасности, электробезопасности и пожарной безопасности при выпиливании лобзиком и выжигании

Материалы, инструменты и приспособления для выпиливания лобзиком

Технические приемы выпиливания древесины

Выполнение работ по выпиливанию изделий

Сборочные и отделочные работы при выпиливании

Художественное выжигание

Общие основы технической эстетики

 

1

2

 

6

 

4

10

4

5

2

 

 

П Р О Г Р А М М А

элективного курса «Художественная обработка древесины»

Введение                                                                                       1 час

Современное самодеятельное творчество. Народные художественные традиции и их влияние на самодеятельное творчество. Источники орнаментальных узоров для выпиливания.

Правила техники безопасности, электробезопасности и пожарной безопасности при выпиливании лобзиком и выжигании2 час.

Электробезопасность. Действие электрического тока на организм. Виды электрических травм. Первая доврачебная помощь пострадавшим от электрического тока. Пожарная безопасность. Противопожарные мероприятия. Действия при обнаружении пожара. Способы тушения пожара.

Материалы, инструменты и приспособления для выпиливания лобзиком                                                                                       6 час.

Древесина, ее строение. Разрезы. Текстура древесины. Основные свойства и пороки. Характеристика пород.

Шпон и фанера. Разновидности шпона и способы его получения.

Фанера, способ получения. Виды фанеры. Материалы для фанеры.

Клеи. Требования к клеям. Виды клеев и их применение.

Отделочные материалы. Шлифовальные материалы. Шпаклевки. Грунтовки. Красители. Отбеливатели. Лаки.

Нетрадиционные материалы.

Инструменты и приспособления. Основные инструменты и приспособления.

Ручной лобзик, пилки, шило, нож, надфили, специальный станочек.

Инструменты для обработки древесины. Струбцины.

Измерительные и разметочные инструменты. Затачивающий инструмент.

Технические приемы выпиливания древесины                      4 час.

Подготовка материалов. Перевод рисунка. Перевод рисунка на прозрачную бумагу (кальку).

Копировальная бумага. Последовательность перевода рисунка на материал с помощью копировальной бумаги.

Приемы выпиливания. Правильность посадки работающего учащегося. Правила удерживания лобзика. Движения пилки лобзика. Выпиливание сложных и мелких орнаментов.

Способы соединения деталей. Соединение на задвижных пазах. Соединение на шипах. Связывание. Филеночное соединение.

Выполнение работ по выпиливанию изделий                        10 час.

Правила выпиливания. Масштаб рисунка. Выпиливание изделия «ларец».

Выпиливание изделия «Светильник-ночник».

Выпиливание изделия «Подставка книжная».

Выпиливание изделия «Шкатулка для рукоделия».

Выпиливание изделия «Рамочка для фотографии».

Выпиливание орнамента на наличники окон, внешних и внутренних дверей.

Выпиливание полочки «Свежесть».

Выпиливание орнамента для отделки фасада или интерьера.

Сборочные и отделочные работы при выпиливании           4 час.

Выявление дефектов после выпиливания и их устранение.

Подгонка деталей при сборке.

Отделка поверхностей шпоном.

Подготовка основы. Подготовка шпона. Декоративный набор шпона.

Наклеивание шпона на основу.

Циклевание и шлифование.

Прозрачная отделка.

Устранение дефектов выпиливания и сборка изделий.

Художественное выжигание                                                      5 час.

Прибор для выжигания, его конструкция.

Требования к материалу при выжигании.

Материал для выжигания.

Правила работы с прибором для выжигания.

Техника безопасности при работе с прибором для выжигания.

Перевод рисунка или орнамента на материал.

Выжигание рисунка и орнамента на подручных материалах (фанера, крагис, доска).

Общие основы технической эстетики                                       2 час.

Чувствование и понимание человеком прекрасного.

Этика детского труда.

Эстетические цели при установке на трудовое задание.

Эстетическая роль результата труда.

Эстетическое воспитание как одна из важнейших задач трудового воспитания.

 

 

 

Литература

 

Ф.А.Шемуратов   «Выпиливание лобзиком».

Ю.В.Соколов       «Альбом по выпиливанию».