
Профессия столяра накрепко связана с деревом. Практически нет ни одной отрасли промышленности, где бы сегодня не применялась древесина и продукты ее переработки. И у нас и за границей ценятся изделия из дерева, сделанные по заказу, мебель, изготовленная руками, подчеркивает интерьер и самобытность.
Учит работать на станках и другим премудростям столярного дела Гончаренко Владимир Григорьевич.
На профиле обучаются учащиеся 10, 11 классов школ Октябрьского района. Они изготавливают продукцию полезную для дома, школы, предприятий. Изделия изготавливают начиная с простых, постепенно усложняя. Перечень изготовленных изделий на профиле примерно следующая: указки, терки для штукатурных работ, швабры, вешалки-плечики, детские стульчики, маленькие табуретки, большие табуретки, стулья.
За два года обучения учащиеся как минимум изготавливают по одному экземпляру каждого изделия перечисленных выше.
Закончилась I четверть 2010 – 2011 года с 1.09.10 по 4.11.10 за это время учащиеся освоили навыки работы с деревообрабатывающими инструментами. Научились строгать, пилить, шлифовать. Учащие старших классов работали на деревообрабатывающих станках, таких, как токарный по дереву , сверлильный, заточной, шлифовальный. Появилась первая продукция изготовленная руками учащихся. Это указки и вешалки-плечики. Продолжаются работы по изготовлению детских стульчиков и маленьких табуреток, а также больших табуреток. На теоретическом учащиеся ознакомились со строением дерева и древесины, видами пород древесины, а также физико-механическими свойствами древесины.
|
|
Урок по профилю «Технология обработки древесины».
Тема: Средства и методы измерения. Характеристика средств измерения. Значение контроля. Точность измерения.
Цель: 1. Показать учащимся какие средства и методы измерения применяются в деревообработке, а также дать им характеристику.
2. Развивать у учащихся навыки работы с измерительными инструментами.
3. Воспитывать у учащихся чувство ответственности за сохранность измерительного инструмента.
Оснащение: Простейший измерительный инструмент: Линейка, метр, рулетка. Учебное пособие.
Тип урока: Комбинированный
Ход урока
I. Организационный момент.
1. Проверка наличия учащихся находящихся на уроке.
2. Проверка готовности учащихся к уроку (тетрадь, ручка, карандаш,
линейка).
II. Опрос пройденного материала.
1. Работа по карточкам. 2.Фронтальный опрос:
а) Что называют лаками?
б) Какие бывают лаки?
в) Когда применяют краски?
г) Как подразделяются краски в зависимости от вида
пленкообразующих веществ?
д) Что такое сиккатив?
е) Что представляют собой эмали?
ж) Для чего предназначены эмали?
з) Какие бывают эмали?
и) Перечислить последовательность технологических операций при
подготовке изделий к окраске? к) Чем наносят лакокрасочные материалы вручную на поверхность
изделия.
III. Изложение нового материала.
Измерить какой-либо размер — значит сравнить его с другим определенным размером, принятым за единицу измерения. Предметы, приборы, приспособления, устройства или совокупность их, необходимые для осуществления технических измерений, называются средствами технических измерений или измерительными средствами. Метод измерения характеризуется применяемыми средствами измерения и приемами их использования. Различают методы измерения:
1. Абсолютные (непосредственные), когда определяется значение всей
измеряемой величины непосредственно по показаниям
измерительного средства.
2. Относительные (сравнительные), основанные на сравнении
измеряемой величины с известной величиной — эталоном.
Все средства измерения можно разделить на следующие основные группы:
1. Меры;
2. Калибры;
3. Измерительные инструменты;
4. Контрольные автоматы.
Меры - тела или устройства, при помощи которых воспроизводят единицы измерения либо их кратные значения.
Калибры - бесшкальные измерительные средства для контроля размеров и форм и взаимного расположения частей изделия.
Измерительные инструменты служат для абсолютного и относительного сравнения измеряемой величины с единицей измерения. По принципу действия и конструкции они бывают:
а) Штриховые;
б) Микрометрические;
в) Рычажно-механические;
г) Рычажно-оптические;
д) Оптико-механические;
е) Пневматические;
ж) Электрические.
Контрольные автоматы — важнейшая составная часть автоматических
средств контроля.
Характеристика средств измерения:
Шкала — устройство для отсчета показаний измерительного средства, меющее ряд отметок (штрихов, точек и т.п.), соответствующих определенным значениям измеряемой величины.
Деление шкалы - расстояние между осями рядом расположенных трихов.
Цена деления шкалы — значение измеряемой величины, соответствующее одному делению шкалы.
Предел измерения измерительного средства - предельное значение измеряемой величины, которое может быть получено с установленной точностью без использования дополнительных устройств.
Точность отсчета — точность, достигаемая в процессе отсчета на данном измерительном средстве.
Погрешность измерения - разность между показаниями средства измерения и действительным значением измеряемой величины.
IV. Закрепление нового материала.
1. Какие бывают методы измерения?
2. Перечислить группы средств измерения?
3. Какие бывают измерительные инструменты по принципу действия и
конструкции?
4. Дать характеристику средств измерения?
5. Что такое цена деления шкалы?
V. Домашнее задание.
И.Н.Гушулей, В.В. Рига, «Основы деревообработки» Гл. 6, §-38, стр.112
И.В. Мельников, «Столяр, плотник» Гл.8, стр 274.
Инструктаж по технике безопасности и контроль за его соблюдением
Инструктирование учащихся занимает важное место в системе мероприятий по охране труда и техники безопасности. Все учителя труда и других предметов должны знать правила, положение и инструкции по технике безопасности применительно к областям техники и труда, которым обучаются учащиеся.
Инструктаж подразделяется на вводный и текущий (инструктаж на рабочем месте).
Вводный инструктаж.
Цель вводного инструктажа – ознакомить учащихся с технологией процесса, устройства машин и механизмов, безопасными методами труда, требованиями к подготовке и уборке рабочего места.
На профиле «Технология обработки древесины» основными инструкциями для учащихся являются:
1. правила техники безопасности при ручной обработке древесины в учебных мастерских.
2. правила техники безопасности при работе на токарном станке по дереву.
3. правила техники безопасности при работе на сверлильном станке.
Кроме основных рассматриваются инструкции по технике безопасности при работе на круглопильном станке, рейсмусовом станке, заточном станке и шлифовальном станке.
Текущий инструктаж.
Он проводится на рабочем месте с одним или небольшой (2-4 человека) бригадой учащихся, выполняющих одну работу.
Цель текущего инструктажа – акцентировать внимание учащихся на конкретных особенностях оборудования данного рабочего места, правилах техники безопасности и рациональных приемах выполнения трудового действия(или комплекса действий).
При проведении урока практического обучения в деревообрабатывающей мастерской нашей школы все эти инструктажи отражаются в планах проведения урока. Например, урок по теме «Изготовление изделий из дерева ручным способом. Изготовление подставки под телефон».
В данном плане урока записываю:
II. Вводный инструктаж
а) постановка цели урока;
б) прохождение Т. Б. перед началом работы по инструкциям;
в) задания на выполнение работы;
г) показ хода выполнения работы.
III. Текущий инструктаж
а) самостоятельная работа учащихся по изготовлению изделий;
б) обход рабочих мест с целью проверки соблюдения правил по технике безопасности и выполнения заданий.
В случае нарушения учащимся техники безопасности или группой учащихся проводится текущий инструктаж, после которого учащиеся продолжают работу.
При проведении урока практического обучения следует обращать внимание на следующие пункты Т. Б.:
- рабочее место учащегося необходимо организовать так, чтобы предупредить всякую возможность несчастного случая;
- верстаки и рабочие места делают устойчивыми, простыми;
- при работе с ручными деревообрабатывающими инструментами необходимо следить за тем, чтобы они были плотно насажены на ручки;
- колодки стругов, ручек молотков и стамесок должны быть гладкими;
- при работе с пилой нельзя держать руку у пропила для направления пилы по риске и т.д.
Проведение вводного инструктажа учащихся оформляется в специальном журнале по технике безопасности, который включает в себя следующие разделы:
1. номер по порядку;
2. фамилия, имя инструктируемого;
3. дата проведения инструктажа и его сдачи;
4. класс;
5. номер школы;
6. номера инструкций по технике безопасности;
7. фамилия инструктора по Т. Б.;
8. роспись инструктора по Т. Б.;
9. роспись учащегося, сдавшего Т. Б.
Журнал пронумеровывается, скрепляется ниткой с помощью печати школы и росписью ответственного лица. Ответственность за оформление и содержание журнала по технике безопасности несет преподаватель профиля учебного заведения.
В учебных мастерских должны быть вывешены соответствующие плакаты по технике безопасности, предупредительные надписи и инструкции.
В деревообрабатывающей мастерской нашей школы имеется стенд «уголок по технике безопасности». На этом стенде показаны правила соблюдения техники безопасности при различных видах обработки, а именно при пилении, строгании, сверлении, шлифовании и т.д. Учащиеся при выполнении практического задания могут пользоваться этим уголком и не нарушать Т. Б.
Имеется стенд «пожарная безопасность», где указываются причины пожаров, простые химические средства пожаротушения, действия учащихся при пожаре, способы тушение пожара, устройство и использование огнетушителей.
Около каждого станка в деревообрабатывающей мастерской имеются инструкции по соблюдению техники безопасности при работе на этих станках. Такие инструкции укреплены у следующих станков:
- круглопильного станка;
- токарного станка по дереву;
- сверлильного станка;
- заточного станка и т.д.
Техника безопасности изучает способы обеспечения полной безопасности и облегчения труда при его максимальной производительности.
Основные методы обеспечения безопасности на производстве заключаются в:
- применении наиболее безопасного технологического процесса;
- внедрении механизации и автоматизации производства;
- устройстве ограждений вокруг работающих машин и механизмов;
- воспитании у работающих сознательного и ответственного отношения к соблюдению личной безопасности путем инструктирования по Т. Б., пропаганды техники безопасности;
- снабжение работающих спецодеждой;
- санитарно-гигиеническом обслуживании работающих.
Знание и соблюдение правил техники безопасности является основным условием допуска учащегося к работе.
_kz