Қарағанды қаласы әкімдігінің «Қарағанды қаласының…
"№2 Лицей" КММ

Концепция КГУ "Лицей №2"

Разработчик: М.А.Татиев, директор КГУ «Лицей №2» г.Караганды

 

Резензент: К.А.Гейнц – кандидат педагогических наук, профессор

 

Научный консультант: Амир Ш.К. – кандидат педагогических наук,

 

Концепция   КГУ «Лицей №2»  г. Караганды

 

Обсуждено на методическом совете КГУ «Лицей №2»  г. Караганды для администрации и педагогического коллектива лицея как руководство по организации учебной и воспитательной работы в образовательном пространстве лицея.

 

Автор концепции ставит перед собой цель – помочь администрации и педагогическому коллективу лицея создать в образовательном пространстве лицея условия для организации учебной и воспитательной работы.

 

Концепция содержит цели, задачи, основные     положения о лицее, структуру лицея, основные пути и условия реализации концепции лицея, обновление состава, основные принципы определяющие структуру содержания образования в лицее, состав и структуру содержания образования в лицее.

 

Концепция отвечает трем основным критериям: научности, практичности, доступности и рекомендовано администрации, учителям, учащимся и их родителям.

 

КОНЦЕПЦИЯ  КГУ «ЛИЦЕЙ № 2» г. КАРАГАНДЫ.

 

Концепция лицея опирается на модернизацию образовательного процесса, на его содержательное и структурное обновление. Необходимо создать условия для ресурсной обеспеченности образовательного процесса с целью перехода из режима функционирования в режим развития.

 

Переосмысление целей образовательного процесса в лицее позволяют по-новому сформулировать планируемые результаты. В качестве главного результата образовательного процесса рассматривается готовность и способность выпускников лицея нести личную ответственность, как за собственное благополучие, так и благополучие общества.

 

Важными целями образовательного процесса в лицее должны стать:

 

1) развитие у лицеистов самостоятельности и способности к самоорганизации;

 

2) умение отстаивать свои права, формирование высокого уровня правовой культуры (знание основополагающих правовых норм и умение использовать возможности правовой системы Республики Казахстан);

 

3) готовность к сотрудничеству, развитие способности к созидательной деятельности;

 

4) толерантность, терпимость к чужому мнению; умение вести диалог, искать и находить содержательные компромиссы.

 

Поэтому основным результатом деятельности лицея должна стать не система знаний, умений и навыков сама по себе, а набор ключевых компетентностей в интеллектуальной, коммуникационной, информационной и прочих сферах. При этом в содержании образовательного процесса должна занять важное место коммуникативность (международное взаимопонимание, иностранные языки, информатика).

 

Стратегия в концепции лицея предполагает решить следующие задачи:

 

1) устранить традицию перегруженности учебных планов предметами и сведениями, которые не являются фундаментом для новых знаний;

 

2) все предметы должны быть необходимы для последующих стадий образования и востребоваться в дальнейшей социальной или профессиональной деятельности;

 

3) использовать стандарты образования для обеспечения разумной разгрузки содержания в интересах здоровья лицеистов;

 

4) внедрение системы измерителей для определения качества образования (стандартов на выпуске из лицея);

 

5) усилить практическую ориентацию и инструментальную направленность образования для:

 

а) достижения оптимального сочетания фундаментальных и практических знаний лицеистов;

 

б) направленности образовательного процесса  не только на усвоение знаний, но и на развитие способностей мышления;

 

в) выработка практических навыков, изучения процедур и технологий, а не набора фактов;

 

г) расширения различного рода практикумов, интерактивных и коллективных форм работы;

 

д) привязки изучаемого материала к проблемам повседневной жизни;

 

6) изменить методы обучения, расширив вес тех из них, которые формируют практические навыки анализа информации, самообучения;

 

7) поднять роль самостоятельной работы лицеистов;

 

8) обеспечить в старших классах лицея возможность выбора образовательных программ (профильность старших классов лицея);

 

9) уменьшить долю обязательных часов в учебном плане по мере продвижения к старшей ступени;

 

10) увеличить время на самостоятельную работу (реферирование, проектирование, исследовательскую и экспериментальную деятельность);

 

11) дать всем выпускникам лицея знания и базовые навыки в областях, обеспечивающих активную социальную адаптацию (экономика, введение в граждановедение, право и т.д.);

 

12) обеспечить в лицее необходимую базовую подготовку учащихся по основным направлениям применения информационных и коммуникационных технологий;

 

13) осуществить переход на сопоставимую с мировой систему показателей качества знаний, умений и навыков лицеистов;

 

14) обеспечить знание на уровне функциональной грамотности казахского, русского и английского языков выпускниками лицея;

 

15) усилить дифференциацию и индивидуализацию образовательного процесса путем развития вариативных образовательных программ, формирования индивидуальных программ и графиков обучения с учетом особенностей и способностей лицеистов.

 

Выдвижение этих целей как новых приоритетов не означает отказ от традиционных целей, так как они получают новое звучание, новое наполнение получает цель формирования социально активной, творческой личности, При сохранении фундаментальности образования в лицее усиливается его практическая, жизненная направленность.

 

 

1.     ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ О КГУ «ЛИЦЕЙ № 2».

 

Лицей – это среднее общеобразовательное учреждение с повышенным уровнем образования (физико-математический профиль).

 

Лицей осуществляет свою деятельность в соответствии с Законом Республики Казахстан «Об образовании» и другими нормативными документами в области образования.

 

В статусе лицея существует с 1991 года. При проектировании его нового статуса были разработаны концепция, устав, в которых профиль данного лицея – естественно-математический. Лицей является звеном единой системы непрерывного образования, предоставляет возможность учащимся реализовать гарантированное Конституцией РК право на получение бесплатного образования за пределами государственных стандартов и нее уступающих общемировому уровню образования.

 

Развитие лицея предусматривается на основе:

 

1) диалектического единства национальных и общечеловеческих ценностей;

 

2) демократизации, гуманизации, а также возрождения ее духовной, культуросозидающей роли.

 

Лицей за счет естественно-математического направления в обучении подрастающего поколения вносит весомый вклад в развитие культурно-образовательного потенциала РК и становление национальной интеллигенции.

 

Главной целью среднего и общего образования РК на современном этапе должно быть формирование разносторонне развитой личности, способной реализовать творческий потенциал в динамичных социально-экономических условиях, как в собственных жизненных интересах, так и в интересах общества (продолжение традиций, развитие науки, культуры, техники, укрепление исторической преемственности поколений).

 

Целями и задачами среднего и общего образования РК в современных условиях должны быть:

 

1) формирование нового уклада лицейской жизни, способствующей воспитанию физически здоровой, духовно богатой, высоконравственной, образованной личности, уважающей традиции и культуру своего и других народов;

 

2) воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам и свободам человека, ответственности перед собой и обществом;

 

3) формирование целостного научного мировоззрения, экологической культуры;

 

4) создание предпосылок для вхождения в открытое информационно-образовательное пространство;

 

5) разностороннее развитие детей, их познавательных интересов, творческих способностей, общеучебных умений, навыков самообразования, способствующих самореализации личности. 

 

 

2.ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ЛИЦЕЯ.

 

Цели, задачи и содержание образования в лицее, а также формы, методы и средства обучения, как системообразующего фактора, пересматриваются на основе единства национальных, мировых, духовных, культурных ценностей в соответствии с учебниками нового поколения и другими учебно-методическими пособиями на более качественном уровне.

 

Основные цели и задачи лицея – воспитание общей культуры личности учащихся путем соединения национальных и общечеловеческих ценностей, создание благоприятных условий для разностороннего развития личности и ее социального самоопределения.

 

Для осуществления этих целей лицей должн решать в ходе развития следующие задачи: 

 

1) заложить основы интеллектуальной, нравственной и физически развитой личности, обладающей основами научной методологии познания мира и общественных явлений, умеющей сочетать личные и общественные интересы;

 

2) всесторонне и глубоко привлекать учащихся к культуре родного народа;

 

3) прививать национальный дух и чувство национального достоинства и гордости, уважительное отношение к родному языку и традициям других народов;

 

4) формировать у учащихся уровень личностной зрелости, способствовать самовоспитанию,  самообразованию личности, прививать ей устойчивое желание и умение систематически самостоятельно пополнять и углублять знания;

 

5) воспитывать, используя новые информационные технологии обучения, активную личность с разносторонними навыками,  способную применять современную компьютерную технику;

 

6) вооружать учащихся самым необходимым общеобразовательным минимумом знаний о человеке, природе и обществе, усиливая прикладную направленность обучения;

 

7) обучать учащихся, используя принципы дифференциации и индивидуализации, чтобы обеспечить им получение предпрофессиональной и начальной специальной подготовки с учетом способностей и интересов самих лицеистов;

 

8) способствовать самореализации учащихся в условиях рыночной экономики, раскрепостив их сознание, развивать у них способности путем широкого применения прогрессивных форм организации умственного и физического труда, учитывая специфику экономического развития РК;

 

9) приобщать молодое поколение к общенациональным и общечеловеческим ценностям с целью обеспечения ему свободного включения в общественную жизнь;

 

10) способствовать становлению лицея в качестве консолидирующего центра возрождения национальной культуры и традиций своего народа на примерах народной педагогики;

 

11) подготавливать учащихся к выбору оптимальных путей решения проблем в различных отраслях производства, политической, культурной и экономической жизни;

 

12) развивать качественно новые связи с педагогической общесвенностью (инновационных школ), родителями, ориентировать на повышение ответственности учащихся за учебу, используя передовые технологии обучения.

 

Реализация целей и задач среднего и общего образования РК должна предполагать:

 

1) создание благоприятных условий и возможностей для полноценного развития личности;

 

2) систематическое обновление содержания образования, отражающего изменения в сфере культуры, экономики, науки техники и технологии;

 

3) последовательную ориентацию на культуросообразность образования, призванную обеспечить формирование духовного мира человека;

 

4) адаптацию к социальным изменениям, формирование устойчивых мотивов и установок активно влиять на развитие как личного успеха, так и общественного прогресса;

 

5) формирование системы научных знаний, умений применять их в различных видах практической деятельности;

 

6) развитие непрерывной системы образования;

 

7) преемственность уровней и ступеней образования;

 

8) поддержку инновационной деятельности;

 

9)многообразие типов и видов образовательных учреждений и вариативность образовательных программ, обеспечивающих дифференциацию и индивидуализацию образования, охрану здоровья и жизни детей;

 

10) поддержку инновационной деятельности;

 

11) информатизацию и компьютеризацию образования, освоение новейших средств информационных телекоммуникационных технологий;

 

12) развитие дистанционного обучения;

 

13)совершенствование системы работы с одаренными детьми в школах нового типа;

 

14) введение в перспективе отдельно функционирующих общеобразовательных ступеней;

 

15) расширение сети и качественное обновление деятельности образовательных учреждений для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей, нуждающихся в психолого-педагогической коррекции.

 

 

3.СТРУКТУРА ЛИЦЕЯ.

 

Лицей, соответственно трем основным возрастным этапам развития ребенка – детство, отрочество, юность – должна состоять из 2 основных ступеней: 1 ступень 7 – 9(7 – 10)классы; 2ступень 10 – 11(11 – 12)классы.

 

Задачи каждой ступени должны быть обозначены в показателях в соответствии с государственными стандартами общего среднего образования РК, концепции развития общеобразовательной школы РК, концепции содержания общего среднего образования и государственного базисного учебного плана общеобразовательной школы РК.

 

Основной функцией 1 ступени лицея должно быть:

 

1) воспитание и развитие учащихся на лучших народных традициях;

 

2) привитие  учащихся духовных ценностей своего народа;

 

3) формирование интеллектуальной, эмоциональной, деловой,  коммуникативной готовности учащихся к активно-деятельному взаимодействию с окружающим миром (природой, другими людьми, самим собой).

 

        1 ступень должна стать базой для получения неполного среднего образования (на перспективу). В 1 ступени необходимо:

1) заложить основы общего среднего образования;

 

2)обеспечить условия для становления и развития личности учащегося;

 

3) раскрыть склонности учащихся, способности и реализовать интересы лицеистов;

 

4)подготовить лицеистов к изучению интересующих их наук.

 

На 1 ступени необходимо сохранять предметную структуру, в которой содержание каждого предмета логически завершить на уровне основного базового образования. Наряду с обязательными предметами учащимся необходимо предложить факультативные курсы по выбору согласно склонностям учащихся и интересов родителей (с целью последующей дифференциации и индивидуализации обучения).

 

2 ступень должна осуществлять преемственность между лицеем, средним специальным или высшим учебным заведением, а также закладывать основы первичной профессиональной подготовки. Это позволит создать в лицее направленность обучения и организовать целостную организационную структуру. С учетом интересов лицеистов обучение на 2 ступени на основе дифференциации необходимо производить по направлению  физико-математическому.

 

Концепция лицея позволяет:

 

1) создать условия для развития интеллектуального и общекультурного уровня учащихся;

 

2) даст возможность ранней специализации и углубления знаний по выбранному направлению;

 

3) создаст базу для дальнейшего получения образования в вузе.

 

Именно в первой ступени происходит становление личности лицеиста, выявление и целостное развитие его способностей, формирование умения, мотивов и желания учиться. Лицеисты овладевают элементами творческой самореализации, культурной речи и поведения, основами личной гигиены и здорового образа жизни.

 

В 1 ступени начинается интенсивное социальное развитие личности и становление нравственных норм. Лицеист ставит перед собой личностно значимые цели, у него возникают профессиональные намерения, которые выражаются в первичной ориентировке в различных сферах деятельности. 1 ступень предоставляет лицеистам условия для освоения знаний, умений и навыков в разнообразных видах предметно-практической, познавательной и духовной деятельности.

 

2 ступень обеспечивает более высокий уровень социолизации, соответствует возрастному рубежу расширения гражданских прав и наступления юридической ответственности. Во 2 ступени на основе развитых норм учебной деятельности складываются механизмы самоорганизации личности лицеистов и общие способы теоретического мышления, происходит овладение методами научного познания, возникают профессиональные и познавательные намерения и осуществляется первичная ориентировка в различных сферах деятельности. Учитывая индивидуальные возможности и склонности лицеистов осуществляется профильное обучение.

 

Во 2 ступени на основе овладения системой знаний о природе, обществе и человеке  формируется целостная мировоззренческая позиция, проектируется будущее и пути достижения своих целей, появляется стремление к самореализации в общественной жизни, способной реально оценивать свои учебные, профессиональные возможности и наметить пути дальнейшего образования и профессионального самоопределения. Обучение во 2 ступени строится на основе профильной дифференциации, в том числе через индивидуальные образовательные программы.

 

Профильное обучение может реализовываться в следующих формах: профильные классы, группы и иные формы. При этом могут сохраняться непрофильное общеобразовательные лицейские классы. Определение профилей обучения осуществляется на основе познавательных интересов и способностей лицеистов, а также с учетом возможностей интересов и способностей лицеистов, а также с учетом возможностей педагогического коллектива.

 

Таким образом, педагогические функции первой, второй ступени лицея отличаются от средней общеобразовательной школы  логической завершенностью, вариативностью, уровневой и профильной дифференциации, индивидуализацией и практико-ориентированной направленностью в обучении. 

 

 

4.ОСНОВНЫЕ ПУТИ И УСЛОВИЯ  РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ ЛИЦЕЯ.

 

Предлагаемая нами концепция может быть реализована при следующих условиях:

 

1) специально правовом обосновании на основе устава лицея;

 

2) укреплении материально-технической базы лицея за счет бюджетного и внебюджетного финансирования;

 

3) научно-педагогического учебно-методического обеспечения образовательного процесса лицея;

 

4) разработке совместно с ИПК и ПРО оригинальных учебно-методических программ-комплексов на основе общих и индивидуальных предметных концепций учителями новаторами лицея;

 

5) подготовке педагогических кадров по совместным требованиям образования совместно с ИПК и ПРО;

 

6) защите социальных интересов педагогов государством и обществом;

 

7) демократическому управлению в лицее.

 

Реализация вышеперечисленных условий возможна за счет:

1) постоянного совершенствования профессионального мастерства учителей лицея;

 

2) усвоения методологических основ и категорий педагогических и психологических наук;

 

3) применению новых психолого-педагогических теорий.

 

При этом необходимо учесть, что взаимоотношения учителей с лицеистами должны строиться на основе педагогики сотрудничества, т.е. учителя лицея должны не только сообщать знания, требовать их усвоения, но и подняться до уровня поисково-исследовательской деятельности, позволяющей сформировать у лицеистов самостоятельность мышления.

 

Учитель лицея должен быть интеллектуалом, воплощением известных лицеистам нравственных норм, в совершенстве владеть научным и литературным языком, обогащать себя духовными ценностями национальной и мировой культуры.

 

 Содержание образовательного процесса лицея должно закладывать у  лицеистов основы гражданина цивилизованного, демократического общества, а именно:

1) систему современных научных знаний, как основы диалектического мировоззрения;

 

2) способности самостоятельно воспринимать, оценивать новую информацию и принимать быстрые решения;

 

3) умение творчески анализировать любые практические ситуации;

 

4) духовно-нравственные богатства, источниками которого являются:

а) знание и владение государственным языком;

 

б) владение языком межнационального общения;

 

в) уважение истории, культуры, обычаев и традиций своего и других народов;

5) умение самосовершенствовать физическое здоровье;

 

6) формировать эстетические вкусы;

 

7) проявлять социальную активность и гражданскую зрелость.

 

Важнейшими направлениями в концепции лицея мы считаем:

1) приведение содержания образовательного процесса в соответствие с динамичной структурой современных ключевых компетентностей учащихся;

 

2) перенесение центра тяжести в обучении и воспитании лицеистов на задачу учить творчески мыслить и трудиться, исходя из воспитания и развития нравственных чувств в процессе учебы, общения, работы;

 

3) воспитание потребности и умения у лицеистов самостоятельно добывать и применять знания на практике, подкрепление положительных чувств лицеистов, возникающих при осознании и открытии своих возможностей в разных сферах обучения, придание им социального звучания;

 

4) развертывание процесса обучения лицеистов вокруг формирования основных психологических новообразований в каждом возрастном периоде;

 

5) целенаправленное и систематическое приобщение лицеистов к научным способам познания.

 

 

5.ОБНОВЛЕНИЕ СОСТАВА, СТРУКТУРЫ  СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В ЛИЦЕЕ.

 

При обновлении состава, структуры содержания образования в концепции лицея мы определяем оптимальный объем знаний, практических умений и навыков, которые позволяют преподавателям сформировать у лицеистов научное мировоззрение, освоить ими переходящие ценности науки, а также национальную и общечеловеческую культуры, которые будут служить лицеистам  всю жизнь. При этом четко определяется система знаний, умений и навыков, без которых выпускникам лицея невозможно обойтись в предстоящей трудовой деятельности, требующей нестандартного мышления, быстрой реакции на изменение ситуации и умения использовать теоретические знания в жизни и условиях рынка.

 

Под содержанием образования лицея подразумевается система научных знаний, умений и навыков, овладение которыми будет обеспечивать развитие интеллектуального потенциала лицеистов, физических и нравственно-эстетических способностей.

 

Методология обновления содержания образования лицея исходит из философской теории процесса познания лицеистов. Структура и содержание образования, как динамическая система, анализируется администрацией лицея с методологических, функциональных и целевых позиций. Так, например, с методологической позиции мы используем положение диалектики о противоречиях, как о движущей силе образовательного процесса лицея  в универсальный методологический прием при конструировании содержания образования на уровнях теоретического представления и учебных предметов.

 

Обновление состава, структуры содержания образования в лицее является не только общественной необходимостью, но и потребностью лицеистов в продолжении образования в высших учебных заведениях. Поэтому для обновления содержания образования лицея необходимо исходить из приоритета творческо-деятельной концепции личности лицеистов, т.е. при этом должны максимально учитываться индивидуальные особенности лицеистов, их интересы, биолого-генетические данные, способности, здоровье и психику.

 

Образовательный процесс следует обновлять на основе активной деятельности лицеистов как субъектов учения, т.е. лицеисты должны уметь осознать цели и значение своей деятельности, владеть умениями и навыками, необходимыми для достижения этой цели. Для этой цели в концепции лицея мы предлагаем:

1) создать условия для целенаправленного, систематического развития лицеистов, как субъектов деятельности, как индивидуальностей за счет духовного потенциала;

 

 2) формировать определенные уровни изобретательности лицеистов в отборе усвоения тех или иных знаний в обеспечении им возможности в праве выбора в процессе обучения;

 

3) установление гуманных отношений педагогики сотрудничества, основанного на ведении продуктивного диалога на равных, в котором один человек воспринимает другого такой же ценностью как он сам;

 

 4) обеспечение глубокой гуманизации содержания образования путем обращения к национальной и мировой культуре, формирования нравственно-эстетической сферы личности лицеистов;

 

5) обогащение содержания естественных дисциплин интегрированными дисциплинами;

 

6) формирование начальных основ психологического образования;

 

7) обеспечение диалектического единства гуманитарной культуры и естественно-научной культурой между инвариантными и вариативными компонентами содержания образования;

 

8) стабилизация (регламентация) учебной нагрузки лицеистов.

 

 

6.ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ  СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ.

 

В процессе формирования содержания образования в лицее основными организационно-методическими ориентирами являются:

 

1) принцип генерализации содержания на уровне блоков и предметов посредством определения базовых и продвинутых компонентов общего образования;

 

2) принцип учета межнаучных связей науки (ее интеграции и дифференциации) на основе осуществления межпредметных и внутрипредметных связей;

 

3) принцип экологизации содержания образования, предусматривающий вооружение учащихся знаниями об окружающей среде, воспитание сознательного и ответственного отношения к природе и ко всему живому, формирование знаний, умений и навыков природоохранного поведения в повседневной деятельности;

 

4) принцип осуществления взаимосвязи обучения и развития с разнообразной практической деятельностью в его политехнической направленности;

 

 5) принцип преемственности в познании культурно-исторических ценностей своего народа, нации, в сочетании с достояниями общечеловеческой культуры;

 

6) принцип практической ценности обучения государственному языку и другим языкам международного общения;

 

7) принцип значимости учета факторов социально-экономического развития республики.

 

Вышеперечисленный многоуровневый подход к обновлению содержания образования в лицее осуществляется на основе учета единства содержательной и процессуальной стороны процесса образования. Используемые нами семь принципов структурирования позволят безошибочно определить состав и структуру образования в лицее. Обеспечение структурного единства содержания образования в лицее осуществляется на основе таких принципов, которые нацеливают на реализацию потребности общества в современном инновационном лицее и обновлению содержания образования в ней (принцип 1 – 4). Использование принципов 5 – 7 в лицее обуславливается особенностями требований общества к содержанию образования. Внедрение информационной технологии в лицее позволяет осуществить поэтапное формирование нового содержания образования. При этом определяющим фактором гуманизации и демократизации образования в лицее являются дифференциация и индивидуализация обучения.

 

 

7.СОСТАВ И СТРУКТУРА СОДЕРЖАНИЯ  ОБРАЗОВАНИЯ В ЛИЦЕЕ.

 

Процесс формирования содержания образования в лицее протекает в несколько этапов, результаты которых соответствуют трем уровням: 1) общее теоретическое представление формирования содержания образования; 2) учебные предметы или циклы учебных предметов; 3) учебный материал. На каждом из трех уровней содержание образования в лицее рассматривается как система и характеризуется составом, структурой и функциями элементов или единиц содержания.

 

На первом уровне формирования содержания образования в лицее определяются его состав, структура и функции. На втором этапе конкретизируется объем содержания образования и соотношение его элементов или единиц содержания, которые находят отражение в учебном плане. В качестве элементов или единиц содержания образования нами рассматриваются учебные предметы или циклы учебных предметов.

 

Предметная структура научных знаний, умений, навыков и личностная структура деятельности лицеистов находят отражение в предметной структуре содержания образования согласно закономерности определения набора лицейских и общеобразовательных предметов.

 

Предметная структура научного знания в лицее предполагает включение в содержание образования различных комплексов учебных дисциплин. Так, например, естественно-научные знания составляют основу таких предметов, как математика, физика, химия, биология, география, литература.

 

К комплексу предметов, посвященных определенным видам человеческой деятельности, относятся черчение, технология, казахский, русский, английский языки.

 

Система научного знания и компоненты образования, соответствующие структуре деятельности, обуславливают следующий состав содержания образования в лицее:

 

1) познание и изучение языков;

 

2) познание математики и информатики;

 

3) познание мира и человека при изучении физики, химии, биологии, географии;

 

4) познание общества и человека при изучении предметов ЧиП, истории Казахстана и всемирной истории;

 

5) познание преобразований действительности и самосовершенствование личности при изучении таких предметов, как технология и физкультура;

 

6) познание областей искусства в его различных формах при изучении литературы, черчения. 

 

Опыт работы лицея показывает, что прочное овладение основами научного мировоззрения и формирование целостной картины мира обеспечивается переходом от тематико-синтетического изучения явлений и факторов к систематическому усвоению учащимися знаний на базе общей интегративной научной картины мира.  

 

Анализ образовательной работы лицея позволяет нам рассматривать эту тенденцию как признак качественного обновления содержания образования в гимназии, как средство достижения необходимого синтеза научных знаний, мировоззренческих понятий, практических навыков, избавление от повторов, раздробленности и перегрузок.

 

Поэтому в лицее мы считаем целесообразным изучение учебных дисциплин на основе интеграции знаний, умений и навыков, направленной на преодоление существующей изоляции отдельных учебных предметов, использование обобщающих курсов, интегрированных комплексов или межпредметных комплексов или межпредметных проблемных блоков.

 

Образовательная работа лицея направлена на создание личностно-ориентированной системы обучения для наиболее способных и заинтересованных в учении детей.

 

Цель лицея – возрождение классического до вузовского образования, создание условий для получения учащимися широкого образования и реализации их индивидуальных творческих запросов, для их нравственного, эстетического и физического развития, развития их способностей, интересов и склонностей.

 

К учителям лицея предъявляются повышенные требования, а именно:

 

1) высокий профессионализм, т.е. преподавание всех курсов в основном по модифицированным и авторским программам, составленными учителями лицея;

 

2) способность к творчеству, к научно-исследовательской, экспериментальной работе, т.е. свобода от стереотипов и педагогических догм, как в организации, так ив содержании образовательного процесса;

 

3) высокая общая культура, широкая эрудиция и гуманные установки по отношениям к людям, позволяющие обеспечить интегративное изложение материала, увязать его в единую систему, тем самым способствовать формированию в сознании лицеистов целостной картины мира;

 

4) профессиональное владение широким набором медико-психолого-педагогических методик и технологий, т.е. высокий уровень медико-психолого-педагогической подготовки, обеспечивающий возможность реализации подлинно индивидуального подхода в организации как учебного, так и воспитательного процесса;

 

5) самоанализ жизнедеятельности посредством творческих отчетов, с последующим обсуждением актуальных проблем, ориентирующий педагогический коллектив лицея на поиск новых путей решения практической реализации современных требований к учебному процессу.