Разработчик: М.А.Татиев, директор КГУ «Лицей №2» г.Караганды
Резензент: К.А.Гейнц – кандидат педагогических наук, профессор
Научный консультант: Амир Ш.К. – кандидат педагогических наук
Внедрение Комплексной программы по формированию здорового образа жизни лицея №2 г. Караганды (методическое пособие)
Утверждено и рекомендовано методическим советом лицея №2 г.Караганды для администрации и педагогического коллектива лицея как руководство по формированию здорового образа жизни в образовательном пространстве гимназии.
Автор данного методического пособия ставит перед собой цель – помочь администрации и педагогическому коллективу лицея создать в образовательном пространстве условия для медико-психолого-педагогической защиты, оздоровления и развития учащихся.
Данное методическое пособие содержит цель, задачи, этапы внедрения Комплексной программы по формированию здорового образа жизни в образовательном пространстве лицея, основные направления деятельности в образовательном процессе, разработку системы мер медико-психолого-педагогической защиты учащихся и учителей лицея, планирование и систематизацию ожидаемых результатов, перспективное планирование образовательного процесса лицея по формированию здорового образа жизни.
Пособие отвечает трем основным критериям: научности, практичности, доступности и рекомендовано администрации, учителям, учащимся и их родителям.
1. Внедрение Комплексной программы по формированию здорового образа жизни лицея №2 г. Караганды.
Цель: Создание в лицее условий для медико-психолого-педагогической защиты, оздоровления и развития учащихся.
Задачи:
1) Введение в учебный план с 7 по 11 (12) классы учебного предмета «Валеология».
2) Применение учителями лицея современных инновационных здоровьесберегающий технологий (интенсивной блочно-модульной рейтинговой системы обучения, метод проектов, уровневая дифференциация, лекционно-семинарская система, коллективно-групповые способы обучения и т.д.).
3) Профилактика мед.работником лицея у учащихся нарушений опорно-двигательного аппарата, заболеваний органов дыхания и зрения, отклонений психического здоровья и т.д.
4) Мониторинг и диагностика здоровья учащихся и учителей лицея.
5) Разработка комплекса мер по повышению защитных сил организма учащихся и учителей на протяжении всего учебного года (режим работы и организация витаминизированного питания в столовой).
2. Этапы внедрения Комплексной программы по формированию здорового образа жизни лицея №2
Iэтап рассчитан на 2012-2015 годы. За этот период в лицее необходимо создать систему мер комплексной медико-психолого-педагогической защиты учащихся и учителей через:
1) использование оздоровительных методик;
2) мониторинг и диагностика здоровья лицеистов и учителей;
3) организация комплекса мер по формированию здорового образа жизни в лицея;
4) введение в учебный план с 7 по 11 (12) классы предмета «Валеология».
Ожидаемый результат: теоретическое обоснование и разработка комплекса мер по формированию здорового образа жизни учащихся и учителей лицея.
IIэтап рассчитан на 2016-2019 годы. Этот период предназначен на функционирование и развитие системы мер медико-психолого-педагогической защиты учащихся и учителей лицея на основе:
1) анализа мониторинга и диагностики изменений в состоянии здоровья учащихся и учителей;
2) работы учителей по современным инновационным здоровьесберегающим технологиям;
3) применения оздоровительных методик, направленных на формирование здорового образа жизни.
IIIэтап рассчитан на 2020-2023 годы. В этот временный интервал предполагается полностью внедрить в учебно-воспитательный процесс лицея Комплексную программу по формированию здорового образа жизни посредством:
1) комплекса мер по валеологизации образовательного процесса;
2) реализации основных валеологических принципов через медико-психолого-педагогическую службу;
3) сохранения и развития здоровья физического, психического, социального всех участников учебно-воспитательного процесса в лицее.
Ожидаемый результат: создание единой предметной образовательной среды, формирующей способность к здоровому образу жизни и обеспечивающей высокий потенциал творческих способностей каждого участника образовательного процесса.
3. Основные направления в образовательном процессе.
Реализация Комплексной программы по формированию здорового образа жизни предполагает, прежде всего:
1) овладение учителями лицея современными инновационными здоровьесберегающими технологиями;
2) методами диагностики здоровья и рядом оздоровительных методик;
3) формирование знаний у лицеистов о собственном здоровье и о факторах, влияющих на состояние здоровья.
Становление профессионального образования учителей лицея через медико-психолого-педагогическую службу позволит:
1) вовлечь педагогический коллектив в деятельность по укреплению здоровья всех участников учебно-воспитательного процесса;
2) сформировать устойчивое положительное отношение к пониманию приоритетности своего здоровья и здорового образа жизни.
Управление развитием лицея на основании ожидаемых результатов по внедрению Комплексной программы по формированию здорового образа жизни происходит через:
1) составление перспективного комплексного плана;
2) годовых планов работы;
3) формирование экспертного совета (с привлечением специалистов для консультации по валеологизации образовательного процесса и научного руководства);
4) разработку требований к планированию работы учителей лицея и предоставления ими отчетных материалов;
5) определение функций заместителей директора;
6) организацию семинаров, научно-практических конференций, «круглых столов»;
7) создание действующей лечебно-оздоровительной модели, состоящей из следующих компонентов: лечебной физкультуры, витаминотерапии, аэрофитотерапии, офтальмотерапии, «Уроков здоровья», внеклассных мероприятий.
Внедрение в образовательный процесс представлений о здоровом образе жизни наиболее целесообразно проводить посредством:
1) консультаций научного руководителя с учителями лицея;
2) обсуждения хода работы и ожидаемых результатов;
3) анализ информации и получение рекомендаций от экспертного совета;
4) обсуждение на педсовете гимназии результатов работы и принятия соответствующих управленческих решений.
4. Разработка системы мер медико-психолого-педагогической защиты
учащихся и учителей лицея.
Внедрение Комплексной программы по формированию здорового образа жизни невозможно без:
1) мониторинга и диагностики состояния здоровья всех участников образовательного процесса;
2) диспансерного обследования учащихся с привлечением узких специалистов;
3) анализа изменений в состоянии здоровья с учетом возраста и пола учащихся;
4) сравнительной оценки показателей здоровья лицеистов за 3 года;
5) общей заболеваемости по городу и хронической патологии (по классам, возрасту, полу).
Необходимо разработать систему мер по повышению защитных сил организма учащихся, организовать действенную систему внеклассных мероприятий по формированию здорового образа жизни у учащихся и учителей лицея.
Пед.коллективу лицея нужно освоить и использовать в работе следующие современные инновационные здоровьесберегающие технологии: интенсивную блочно-модульную рейтинговую систему обучения, метод проектов, уровневую дифференциацию, лекционно-семинарскую систему, коллективно-групповые способы обучения и т.д.
Мед. работнику лицея необходимо:
1) освоить и использовать оздоровительные методики;
2) создать специальные группы лечебной физкультуры для детей с функциональными нарушениями и заболеваниями опорно-двигательного аппарата;
3) проводить курс офтальмотерапии для детей с нарушениями и заболеваниями органов зрения, включающей гимнастику для глаз и пневмомассаж при помощи аппарата вакуумного массажа.
5. Планирование и систематизации ожидаемых результатов.
Ежегодный анализ изменений в состоянии здоровья контингента учащихся лицея позволит:
1) создать банк данных состояния здоровья:
2) вносить соответствующие коррективы.
Для получения положительных результатов по валеологизации образовательного процесса в лицее необходимо:
1) систематически проводить тематические классные часы по проблемам здоровья и здорового образа жизни;
2) оформить классные уголки «В здоровом теле – здоровый дух», «Помоги себе сам»;
3) проводить «Дни здоровья» с организацией различных конкурсов, соревнований, викторин;
4) проводить рейды «Внешний вид»;
5) создать экологическую лабораторию;
6) организовать студию «Хореографии», спортивные секции «Волейбол», «Баскетбол»;
7) организовать кабинет офтальмотерапии;
8) оборудовать кабинет лечебной физкультуры (ЛФК);
9) открыть психологическую мастерскую по проблемам разрешения конфликтов;
10) организовать в процессе урока валеологические паузы для снятия мышечного утомления и проведения гимнастики «зоркость» с 7 по 11 классы;
11) организовать проведение в классах спортивных и народных игр;
12) провести мероприятия по витаминотерапии, по аэрофитотерапии.
Планируемые результаты:
1) снижение пропусков учебных занятий по болезни среди учащихся и учителей;
2) уменьшение простудных заболеваний среди учащихся и учителей лицея;
3) улучшение показателей функциональных проб в результате проведения среди учащихся ЛФК;
4) улучшение межличностных отношений у учащихся и учителей, занимавшихся с психологом лицея.
6. Перспективное планирование образовательного процесса лицея по формированию здорового образа жизни.
Медико-психолого-педагогической службе необходимо осуществить подбор научно-методической литературы по проблеме формирования здорового образа жизни. Заместителю директора по воспитательной работе нужно разработать примерные планы – конспекты для проведения классных часов и рекомендации по планируемым внеклассным мероприятиям. Заместителям директора по учебно-воспитательной работе, административно-хозяйственной части нужно создать комфортные условия для обучения учащихся, работы учителей с целью организации систематической работы по формированию, укреплению и сохранению здоровья всех участников образовательного процесса.
Мед.работнику лицея необходимо создать банк данных о состоянии здоровья каждого учащегося лицея. Целенаправленно проводить мероприятия по стабилизации состояния здоровья учащихся.
Классным руководителям, учителям-предметникам при реализации принципа дифференциации и индивидуализации обучения и воспитания удовлетворить интересы, потребности учащихся в выборе содержания образования по следующему направлению - физико-математическому.
Планируемые результаты:
1) изменение отношения к лицею, учителям со стороны учащихся в положительном направлении;
2) создание комфортной остановки на уроках, доброжелательное отношение со стороны учителей к учащимся лицея;
3) удовлетворение потребностей, интересов учащихся в спортивных секциях, в художественно-эстетическом направлении, в искусстве современного танца;
4) предупреждение и разрешение конфликтных ситуаций между учителями и учащимися лицея.