Қарағанды қаласы әкімдігінің «Қарағанды қаласының…
"№2 Лицей" КММ

Внедрение Комплексной программы по формированию здорового образа жизни

Разработчик: М.А.Татиев, директор КГУ «Лицей №2» г.Караганды

 

Резензент: К.А.Гейнц – кандидат педагогических наук, профессор

 

Научный консультант: Амир Ш.К. – кандидат педагогических наук

 

Внедрение Комплексной программы по формированию здорового образа жизни лицея №2  г. Караганды (методическое пособие)

 

Утверждено и рекомендовано методическим советом лицея №2 г.Караганды для администрации и педагогического коллектива лицея  как руководство по формированию здорового образа жизни в образовательном пространстве гимназии.

 

Автор данного методического пособия ставит перед собой цель – помочь администрации и педагогическому коллективу лицея создать в образовательном пространстве условия для медико-психолого-педагогической защиты, оздоровления и развития учащихся.

 

Данное методическое пособие содержит цель, задачи, этапы внедрения Комплексной программы по формированию здорового  образа жизни в образовательном пространстве лицея, основные направления деятельности в образовательном процессе, разработку системы мер медико-психолого-педагогической защиты учащихся и учителей лицея, планирование и систематизацию ожидаемых результатов, перспективное планирование образовательного процесса лицея  по формированию здорового образа жизни.

 

Пособие отвечает трем основным критериям: научности, практичности, доступности и рекомендовано администрации, учителям, учащимся и их родителям.

 

1.     Внедрение Комплексной программы  по формированию здорового образа жизни  лицея №2  г. Караганды.

 

Цель: Создание в лицее условий для медико-психолого-педагогической защиты, оздоровления и развития учащихся.

 

Задачи:

 

1) Введение в учебный план с 7 по 11 (12) классы учебного предмета «Валеология».

 

2) Применение учителями лицея современных инновационных здоровьесберегающий технологий (интенсивной блочно-модульной рейтинговой системы обучения, метод проектов, уровневая дифференциация, лекционно-семинарская система, коллективно-групповые способы обучения и т.д.).

 

3) Профилактика мед.работником лицея у учащихся нарушений опорно-двигательного аппарата, заболеваний органов дыхания и зрения, отклонений психического здоровья и т.д.

 

4) Мониторинг и диагностика здоровья учащихся и учителей лицея.

 

5) Разработка комплекса мер по повышению защитных сил организма учащихся и учителей на протяжении всего учебного года (режим работы и организация витаминизированного питания в столовой).

 

 

2. Этапы внедрения Комплексной программы по формированию здорового образа жизни лицея №2

 

 

Iэтап рассчитан на 2012-2015 годы. За этот период в лицее необходимо создать систему мер комплексной медико-психолого-педагогической защиты учащихся и учителей через:

1) использование оздоровительных методик;

 

2) мониторинг и диагностика здоровья лицеистов и учителей;

 

3) организация комплекса мер по формированию здорового образа жизни в лицея;

 

4) введение в учебный план с 7 по 11 (12) классы предмета «Валеология».

 

Ожидаемый результат:     теоретическое обоснование и разработка комплекса мер по формированию здорового образа жизни учащихся и учителей лицея.

 

IIэтап рассчитан на 2016-2019 годы.  Этот период предназначен на функционирование и развитие системы мер медико-психолого-педагогической защиты учащихся и учителей лицея на основе:

 

1) анализа мониторинга и диагностики изменений в состоянии здоровья учащихся и учителей;

 

2) работы учителей по современным инновационным здоровьесберегающим технологиям;

 

3) применения оздоровительных методик, направленных на формирование здорового образа жизни.

 

IIIэтап рассчитан на 2020-2023 годы.  В этот временный интервал предполагается полностью внедрить в учебно-воспитательный процесс лицея Комплексную программу по формированию здорового образа жизни посредством:

 

1) комплекса мер по валеологизации образовательного процесса;

 

2) реализации основных валеологических принципов через медико-психолого-педагогическую службу;

 

3) сохранения и развития здоровья физического, психического, социального всех участников учебно-воспитательного процесса в лицее.

 

Ожидаемый результат: создание единой предметной образовательной среды, формирующей способность к здоровому образу жизни и обеспечивающей высокий потенциал творческих способностей каждого участника образовательного процесса.

 

 

 

3. Основные направления в образовательном процессе.

 

Реализация Комплексной программы по формированию здорового образа жизни предполагает, прежде всего:

 

1) овладение учителями лицея современными инновационными здоровьесберегающими технологиями;

 

2)    методами диагностики здоровья и рядом оздоровительных методик;

 

3)    формирование знаний у лицеистов о собственном здоровье и о факторах, влияющих на состояние здоровья.

 

Становление профессионального образования учителей лицея через медико-психолого-педагогическую службу позволит:

 

1) вовлечь педагогический коллектив в деятельность по укреплению здоровья всех участников учебно-воспитательного процесса;

 

2) сформировать устойчивое положительное отношение к пониманию приоритетности своего здоровья и здорового образа жизни.

 

Управление развитием лицея на основании ожидаемых результатов по внедрению Комплексной программы по формированию здорового образа жизни происходит через:

 

1)    составление перспективного комплексного плана;

 

2)    годовых планов работы;

 

3)    формирование экспертного совета (с привлечением специалистов для консультации по валеологизации образовательного процесса и научного руководства);

 

4)    разработку требований к планированию работы учителей лицея и предоставления ими отчетных материалов;

 

5)    определение функций заместителей директора;

 

6)    организацию семинаров, научно-практических конференций, «круглых столов»;

 

7)    создание действующей лечебно-оздоровительной модели, состоящей из следующих компонентов: лечебной физкультуры, витаминотерапии, аэрофитотерапии, офтальмотерапии, «Уроков здоровья», внеклассных мероприятий.

 

 

Внедрение в образовательный процесс представлений о здоровом образе жизни наиболее целесообразно проводить посредством:

 

1)    консультаций научного руководителя с учителями лицея;

 

2)    обсуждения хода работы и ожидаемых результатов;

 

3)    анализ информации и получение рекомендаций от экспертного совета;

 

4) обсуждение на педсовете гимназии результатов работы и принятия соответствующих управленческих решений. 

 

 

 

4. Разработка системы мер медико-психолого-педагогической защиты

учащихся и учителей лицея.

 

Внедрение Комплексной программы по формированию здорового образа жизни невозможно без:

 

1) мониторинга и диагностики состояния здоровья всех участников образовательного процесса;

 

2) диспансерного обследования учащихся с привлечением узких специалистов;

 

3)  анализа изменений в состоянии здоровья с учетом возраста и пола учащихся;

 

4)    сравнительной оценки показателей здоровья лицеистов за 3 года;

 

5)    общей заболеваемости по городу и хронической патологии (по классам, возрасту, полу). 

 

Необходимо разработать систему мер по повышению защитных сил организма учащихся, организовать действенную систему внеклассных мероприятий по формированию здорового образа жизни у учащихся и учителей лицея.

 

Пед.коллективу лицея нужно освоить и использовать в работе следующие современные инновационные здоровьесберегающие технологии: интенсивную блочно-модульную рейтинговую систему обучения, метод проектов, уровневую дифференциацию, лекционно-семинарскую систему, коллективно-групповые способы обучения и т.д. 

 

Мед. работнику лицея необходимо:

 

1) освоить и использовать оздоровительные методики;

 

2) создать специальные группы лечебной физкультуры для детей с функциональными нарушениями и заболеваниями опорно-двигательного аппарата;

 

3) проводить курс офтальмотерапии для детей с нарушениями и заболеваниями органов зрения, включающей гимнастику для глаз и пневмомассаж при помощи аппарата вакуумного массажа.  

 

 

5. Планирование и систематизации ожидаемых результатов.

 

Ежегодный анализ изменений в состоянии здоровья контингента учащихся  лицея позволит:

 

1)    создать банк данных состояния здоровья:

 

2)    вносить соответствующие коррективы.

 

Для получения положительных результатов по валеологизации образовательного процесса в лицее необходимо:

 

1) систематически проводить тематические классные часы по проблемам здоровья и здорового образа жизни;

 

2) оформить классные уголки «В здоровом теле – здоровый дух», «Помоги себе сам»;

 

3) проводить «Дни здоровья» с организацией различных конкурсов, соревнований, викторин;

 

4) проводить рейды «Внешний вид»;

 

5) создать экологическую лабораторию;

 

6) организовать студию «Хореографии», спортивные секции «Волейбол», «Баскетбол»;

 

7) организовать кабинет офтальмотерапии;

 

8) оборудовать кабинет лечебной физкультуры (ЛФК);

 

9) открыть психологическую мастерскую по проблемам разрешения конфликтов;

 

10) организовать в процессе урока валеологические паузы для снятия мышечного утомления и проведения гимнастики «зоркость» с 7 по 11 классы;

 

11) организовать проведение в классах спортивных и народных игр;

 

12) провести мероприятия по витаминотерапии, по аэрофитотерапии.

 

Планируемые результаты:

1) снижение пропусков учебных занятий по болезни среди учащихся и учителей;

 

2) уменьшение простудных заболеваний среди учащихся и учителей лицея;

 

3)  улучшение показателей функциональных проб в результате проведения среди учащихся ЛФК;

 

4)  улучшение межличностных отношений у учащихся и учителей, занимавшихся с психологом лицея.

 

 

6. Перспективное планирование образовательного процесса лицея по формированию здорового образа жизни.

 

Медико-психолого-педагогической службе необходимо осуществить подбор научно-методической литературы по проблеме формирования здорового образа жизни. Заместителю директора по воспитательной работе нужно разработать примерные планы – конспекты для проведения классных часов и рекомендации по планируемым внеклассным мероприятиям. Заместителям директора по учебно-воспитательной работе, административно-хозяйственной части нужно создать комфортные условия для обучения учащихся, работы учителей с целью организации систематической работы по формированию, укреплению и сохранению здоровья всех участников образовательного процесса.

 

Мед.работнику лицея необходимо создать банк данных о состоянии здоровья каждого учащегося лицея. Целенаправленно проводить мероприятия по стабилизации состояния здоровья учащихся.

 

Классным руководителям, учителям-предметникам при реализации принципа дифференциации и индивидуализации обучения и воспитания  удовлетворить интересы, потребности учащихся в выборе содержания образования по следующему направлению - физико-математическому.

 

Планируемые результаты:

 

1) изменение отношения к лицею, учителям со стороны учащихся в положительном направлении;

 

2) создание комфортной остановки на уроках, доброжелательное отношение со стороны учителей к учащимся лицея;

 

3) удовлетворение потребностей, интересов учащихся в спортивных секциях, в художественно-эстетическом направлении, в искусстве современного танца;

 

4) предупреждение и разрешение конфликтных ситуаций между учителями и учащимися лицея.