Разработчик: М.А.Татиев, директор КГУ «Лицея №2» г.Караганды
Резензент: К.А.Гейнц – кандидат педагогических наук, профессор
Научный консультант: Амир Ш.К. – кандидат педагогических наук
Концепция работы лицея №2 г. Караганды с одаренными детьми
Обсуждено на методическом совете лицея №2 г. Караганды для администрации и педагогического коллектива лицея как руководство по организации учебной и воспитательной работы в образовательном пространстве лицея.
Автор концепции работы лицея №2 г. Караганды с одаренными детьми ставит перед собой цель – помочь администрации и педагогическому коллективу лицея создать в образовательном пространстве лицея условия для организации учебной и воспитательной работы с детьми, имеющими высокие интеллектуальные способности и устойчивую положительную мотивацию к учению.
Концепция работы лицея №2 г. Караганды с одаренными детьми содержит цели, задачи работы с одаренными детьми; стратегию работы с одаренными детьми в лицее; содержание, методы и формы работы с одаренными учащимися лицея; содержание, методы и формы работы с одаренными учащимися лицея условия успешной работы с одаренными учащимися; направления совершенствования системы работы с одаренными детьми; требование, подбор и расстановка кадров в классах и группах с одаренными и высокоинтеллектуальными учащимися; основные направления развития гуманитарных, культурно-эстетических способностей одаренных детей; основные направления развития гуманитарных, культурно-эстетических способностей одаренных детей; роль личностно-ориентированного обучения в работе с одаренными детьми; роль личности учителя при работе с одаренными детьми.
Концепция работы лицея №2 г. Караганды с одаренными детьми отвечает трем основным критериям: научности, практичности, доступности и рекомендовано администрации, учителям, учащимся и их родителям.
Концепция работы лицея №2 г.Караганды
с одаренными детьми
Лицей – это учебное заведение, ориентированное на работу с одаренными детьми, которые имеют высокие интеллектуальные способности и устойчивую положительную мотивацию к учению.
Лицей дает учащимся образование повышенного уровня в профильных классах по сравнению с обычной общеобразовательной школой и готовит лицеистов к творческому интеллектуальному труду.
Результаты учащихся на городских, областных и республиканских олимпиадах по предметам, развитый интеллект, высокий уровень творческих возможностей, активная познавательная потребность показывают, что среди лицеистов есть дети, которых можно отнести к категории одаренных.
К данной категории можно отнести следующих лицеистов:
1) учащихся, которые имеют более высокие по сравнению с большинством остальных лицеистов интеллектуальные способности, восприимчивость к умению, творческие возможности и проявления;
2) учащихся, имеющих доминирующую, активную, не насыщаемую познавательную потребность;
3) учащиеся, которые испытывают радость от умственного труда;
4) учащихся, имеющих высокую скорость развития интеллектуальной и творческой сфер, высокую глубину и нетрадиционность мышления.
В лицее можно выделить следующие категории одаренных детей:
1) учащиеся, имеющие высокий общий уровень умственного развития при прочих равных условиях, как правило, такие лицеисты часто встречаются в 7 – 9 (10) классах;
2) учащиеся, которые имеют признаки специальной умственной одаренности в определенной области науки, такие лицеисты обучаются в 10 – 11 (11 – 12) классах;
3) учащиеся, не имеющие по каким-либо причинам успехов в обучении, но обладающие высокой познавательной активностью, оригинальностью психического склада, незаурядные умственные резервы, такие лицеисты раскрываются в 11 (12) классе.
Одним из главных направлений работы лицея №2 является создание условий для оптимального развития одаренных детей, включая тех лицеистов, чья одаренность в данный момент еще не проявилась, учитывая просто способных лицеистов, у которых есть надежда на дальнейший качественный скачок в развитии их творческих способностей.
В связи с выше перечисленным, учителя лицея в работе с одаренными детьми руководствуются следующими принципами:
1) принципом индивидуализации и дифференциации обучения, высшим уровнем реализации которого выступает разработка индивидуальной системы оптимальных условий развития одаренного лицеиста;
2) принципом свободы выбора лицеистом дополнительных образовательных услуг, помощи и наставничества;
3) принципом максимального разнообразия предоставляемых возможностей;
4) принцип возрастания роли внеурочной деятельности при снижении в определенном смысле и в определенной мере учебных требований;
5) принцип особого внимания к проблеме межпредметных связей в индивидуальной работе с учащимися;
6) принципом создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя.
1. Цели и задачи работы с одаренными детьми.
Целями работы учителей лицея с одаренными детьми являются:
1) выявление одаренных детей;
2) создание условий, способствующих их оптимальному развитию.
Для практической реализации первой цели необходимо решить следующие задачи:
1. Ознакомить учителей лицея с научными данными о психологических и методических приемах, эффективных при работе с одаренными детьми, при помощи:
1) проведения педагогических советов с приглашением опытных специалистов из ВУЗов;
2) обучения на курсах повышения квалификации;
3) подбора и накопления в библиотечном фонде литературы, необходимой для самообразования лицеистов и учителей, систематический обзор работниками библиотеки новых поступлений;
4) научно-методической работы по данному направлению с последующим обсуждением и обменом опыта.
2. Проводить целенаправленные наблюдения за учебной внеурочной деятельностью лицеистов для выявления детей, имеющих склонность и показывающих высокую результативность в различных областях деятельности, посредством:
1) обсуждения критериев, позволяющих судить о наличии одаренности;
2) знакомства с приемами целенаправленного педагогического наблюдения;
3) выявления мнения родителей о склонностях, области наибольшей успешности и круге интересов, об особенностях личностного развития их ребенка;
4) периодического сбора сведений среди учителей-предметников и классных руководителях о наличии одаренных детей в их классах.
3. Подобрать материалы и провести специальные тесты, позволяющие определить наличие одаренности, в единстве с такими видами деятельности, как:
1) ознакомление с имеющимся практическим опытом работы по данному направлению;
2) длительное наблюдение за корреляцией между результативностью по итогам тестирования и успехами деятельности;
3) проведение различных внеурочных конкурсов, олимпиад, интеллектуальных марафонах, позволяющих лицеисту проявлять свои способности.
После реализации первой цели работы с одаренными детьми должны вести работу две группы учителей:
1. Учителя, которые вводят лицеиста в сферу учебного предмета и применяют методы, формы и приемы позволяющие:
1) создать атмосферу эмоциональной включенности;
2) заложить основы системы знаний;
3) отработать с лицеистами технику исполнения видов деятельности при решении различных учебных задач.
2. Наставники (учителя, психологи, студенты, специально приглашенные специалисты), которые:
1) выполняют функции научных руководителей, выводят лицеистов на высокий профессиональный уровень в работе над темами, избранными самими лицеистами;
2) координируют индивидуальную работу всех учителей, заинтересованных в судьбе одаренных лицеистов;
3) обеспечивают необходимое одаренным лицеистам общение;
4) осуществляют связь с родителями одаренных лицеистов.
Лицеисты свободны в выборе наставников или в отказе от работы с наставниками.
Для реализации второй цели необходимо решить такие задачи, как:
1. Отработать среди различных современных технологий обучения такие, методы, формы и приемы которых будут способствовать развитию самостоятельности мышления, инициативы и творчества, применять эти методы, формы и приемы с опорой на такие правила, как:
1) соотношение количества предоставляемой информации и умения ее обрабатывать, т.е. анализировать, сравнивать, сопоставлять, классифицировать, делать выводы;
2) за минимальное количество времени сообщать информацию или показывать конкретные способы выполнения учебных заданий, больше предоставлять ребятам возможности обсуждать вопросы самим, т.е. меньше объяснять и больше спрашивать, используя так называемые открытые вопросы, для того чтобы понять, как лицеисты пришли к выводу, решению, оценке;
3) не стремиться реагировать на ответ в классе, а внимательно и с интересом слушать, не оценивая ответы, лишь показывая, что принимаете их, при этом лицеисты начинают больше взаимодействовать друг с другом, чаще сами комментируют идеи и мнения одноклассников и оказываются тем самым в меньшей зависимости от учителя.
2. Предоставлять возможность совершенствовать способности лицеистов в совместной деятельности с научным руководителем, поскольку научный руководитель:
1) обеспечивает высокий уровень консультирования по выбранной лицеистами теме научного исследования;
2) поощряет проявление самодеятельности, предоставляя свободу выбора области приложения сил и методов достижения цели;
3) создает условия для конкретного воплощения творческих идей с учетом особенностей ситуации и личностей лицеистов;
4) способствует пробуждению желания испытать себя и в других сферах, поощряя результативность в какой-либо области.
3. Разрабатывать гибкие индивидуальные программы обучения лицеистов, у которых одаренность в определенных областях уже выявлена, с учетом того, что: 1) целью индивидуальной программы обучения одаренного ребенка является создание условий для оптимального развития одаренности и одновременно для ликвидации дисбаланса в познании и личностном развитии;
2) предложение о создании таких программ может быть внесено родителями, учителем- предметником, классным руководителем, наставником, психологом, педагогическим советом, непосредственно заинтересованными в развитии одаренного ребенка;
3) инициативу по разработке программы может взять на себя классный руководитель, учитель-предметник, наставник, классный руководитель, психолог, родители или сам лицеист и привлечь к участию в разработке программы лиц, заинтересованных в судьбе одаренного ребенка;
4) программа работы с одаренным ребенком утверждается на педагогическом совете лицея.
4. Проявлять уважение к индивидуальности лицеиста, то есть:
1) создавать ситуацию продуктивного и эмоционально-благоприятного взаимодействия с одноклассниками, способствующий гармонизации развития интеллектуальной, эмоциональной и социальной сфер;
2) учитывать возрастные особенности развития одаренного ребенка;
3) составить программу личностного развития лицеиста, способствующей формированию адекватного отношения к окружающей действительности, уважения к сверстникам, такая программа составляется медико-психологической службой лицея;
4) в работе с одаренными детьми необходимо избегать две крайности: а) возведения ребенка на пьедестал, не подчеркивая его особых прав; б) публичного принижения достоинства или игнорирования успехов во время борьбы со звездной;
5) освобождать от целого ряда ошибочных стереотипных ожиданий и понимания того, что интеллектуально одаренный ребенок:
а) не обязательно имеет столь же высокую эмоциональную и социальную зрелость, то есть плохо адаптируется, не имеет развитого самоконтроля, не является независимым и ответственным;
б) не всегда способен заниматься самостоятельно и нуждается в индивидуализации обучения и помощи;
в) может иметь некоторое отставание в физическом развитии, которое проявляется в плохой координации движений или корявом почерке;
г) не должен успевать и превосходить всех по большинству предметов лицейской программы;
д) одаренному ребенку всегда присуще высокая мотивация к достижениям, стремление быть лучшим, сознательные усилия в учебе, положительное отношение к лицею;
е) одаренному ребенку могут быть свойственны пассивность, отсутствие внешнего интеллектуального блеска, чрезмерная застенчивость.
2.Стратегия работы с одаренными детьми в лицее.
Особое внимание в лицее с одаренными детьми уделяется лицеистам первой ступени, так как успешность работы с одаренными учащимися в лицее во многом зависит от того, какая работа проводится с этой категорией учащихся в начальной школе.
Именно поэтому следует рассматривать как самостоятельный вопрос о стратегии работы с данной категорией детей в 7 классах.
Потребность лицеистов в самом процессе умственной деятельности и удовольствия от умственного труда, ярко выраженная доминирующая познавательная потребность и активность в учебной деятельности являются отличительными критериями одаренности детей в лицее №2 при наличии у них высокой восприимчивости к учению творческих проявлений.
Несомненно познавательная потребность является одной из базовых потребностей, удовлетворение которой обеспечивает формирование и самосуществование личности, развитие ее способностей из природных задатков. Познавательная потребность при благоприятном варианте развития проходит следующие уровни:
I. уровень– это потребность в новых впечатлениях в период дошкольного детства;
II. уровень– развитие любознательности, выраженной в интересе к определенным занятиям, изучению конкретного предмета в младшем школьном возрасте;
III. уровень(высший) – это целенаправленная познавательная деятельность, направленная на проведение научного исследования, профессиональное определение, которое наблюдается у старшеклассников.
Если в ходе учебно-воспитательного процесса происходит искажение и
несвоевременное удовлетворение познавательных интересов лицеистов, то способности их, предначертанные природой, остаются в неразвитом, зачаточном состоянии.
Вследствие этого можно выделить в лицее №2 следующие цели в работе с одаренными детьми:
1) развитие природных способностей в определенный благоприятный возрастной период для пробуждения общих способностей как основы всех специальных способностей;
2) развитие интеллекта лицеистов, в виде мышления, памяти, речи и других интеллектуальных функций.
Исходя из вышеперечисленного можно выделить следующие задачи образовательной работы с одаренными детьми:
1) выявление одаренных детей из числа показавших высокие результаты при конкурсном зачислении на приемных собеседованиях и в ходе учебно-воспитательного процесса психологическими методами диагностики, а так же при анализе результативности умственного труда и методов экспертных оценок учителей и родителей;
2) формирование умения выделять учебную задачу, организовать свою деятельность во времени, распределять свое внимание, т.е. умения учиться как базисной способности саморазвития и само изменения;
3) воспитание навыков общения, т.е. способности включаться и инициировать учебное сотрудничество;
4) обеспечение и сохранение душевного здоровья и эмоционального благополучия лицеистов;
5) забота о сохранении здоровья лицеистов: полноценном функционировании нервной системы лицеистов, обеспечивающем способность к сосредоточенному умственному труду, соблюдении режима умственного труда и отдыха, достаточной физической активности в целях удовлетворения возрастных потребностей;
6) сохранение высокой самооценки одаренного ребенка, непосредственно связанной с развитием любознательности и в целом с развитием личности: начальные неудачи в учебе, неудовлетворительные оценки разрушают недостаточно укрепившуюся познавательную потребность;
7) формирование системы приобретенных учебных мотивов, в которой отметка является не главным мотивом учебной деятельности, а только обратной связи учителя и ученика при оценивании работы последнего;
8) организация развивающей среды, стимулирующей любознательности лицеистов и обеспечивающей возможность ее удовлетворения через лекции, кружки экскурсии, пример взрослых;
9) ускорение обучения одаренных детей, возможность системы экстерната и перешагивания через класс по отдельным предметам при решении педагогического совета;
10) организация контроля за развитием познавательной деятельности одаренных детей в виде:
а) итогового контроля, т.е. контроля по результатам УВП;
б) процессуального контроля;
в) предметного контроля.
3.Содержание, методы и формы работы с одаренными учащимися лицея.
В лицее содержание работы с одаренными детьми определяется в рамках каждой из учебных дисциплин, однако общими требованиями к отбору учебных программ, определяющих это содержание, выступает соответствие программ специфике лицее как учебного учреждения, в случае отсутствия таких программ необходима корректировка существующих программ, либо создание авторских программ.
При подборе программ работы с одаренными детьми содержание учебного материала должно настраивать лицеистов на непрерывное обучение, а процесс познания должен для таких учащихся самоценным.
Необходимо помнить о том, что нужен постепенный переход к обучению не столько фактам, сколько идеям, способам, методам, развивающим мышление, побуждающим к самостоятельной работе, ориентирующим на дальнейшее самосовершенствование и самообразование, постепенное проявление той цели, для достижения которой они прилагают столько духовных, интеллектуальных и физических усилий.
При работе с одаренными детьми можно применять быстрое продвижение к высшим познавательным уровням в области избранного предмета, т.е. в обучении одаренного ребенка может реализовываться стратегия ускорения, изменения скорости обучения.
Для оптимального развития одаренных детей должны разрабатываться специальные развивающие программы по отдельным предметам в рамках индивидуальной программы обучения одаренного ребенка.
Стратегия ускорения (изменение скорости обучения лицеистов) в сочетании со стратегией обогащения (углубления скорости обучения гимназистов) в сочетании со стратегией (углубления программного материала) в гимназии одаренным учащимся получать необходимый дополнительный материал к традиционным курсам, дает лицеистам большие возможности развития мышления, активизации познавательной деятельности, креативности и навыков самостоятельной работы.
Именно поэтому программы по отдельным предметам для одаренных детей должны быть ориентированы на углубленное содержание и направлены на увеличение знаний, умений, навыков лицеистов в конкретной области, по конкретной дисциплине, с целью развития умственных операций учащихся.
Учителя лицея должны в своей деятельности учитывать то, что методы и формы работы со всеми лицеистами должны органически сочетаться с методами и формами работы с одаренными детьми, но и в то же время отличаться определенным своеобразием в связи с выше перечисленным.
Учителя, в частности, должны использовать тематические и проблемные мини-курсы, мозговые атаки во всех вариантах, ролевые тренинги, развитие исследовательских умений, навыков и художественной активности в форме научно-практической работы, творческих зачетов.
В лицее при организации работы с одаренными детьми создаются особые группы для обучения по всем предметам (индивидуальные и групповые занятия после основных занятий).
Обучение одаренных учащихся на основных занятиях в классах вместе с другими, также очень хорошо подготовленными и способными лицеистами позволяет создавать условия для дальнейшей социальной адаптации одаренных детей, выявления скрытой до определенного времени одаренности, для максимально возможного развития всех лицеистов.
Однако при этом не исключается возможность создания групп одаренных детей для выполнения ими различного рода проектной деятельности, творческих заданий или групп лицеистов, работающих по особым методикам, корректирующим в случае необходимости погрешности в усвоении материала отдельных учебных дисциплин.
В лицее методы и формы разделяются на урочные и внеурочные. Основной формой организации учебно-воспитательного процесса в лицее остается урок, причем формы, приемы в рамках отдельного урока должны отличаться разнообразием и направленностью на дифференциацию и индивидуализацию обучения.
В лицее при работе с одаренными детьми применяются групповые формы учебной деятельности, различного рода творческие задания, разнообразные формы вовлечения лицеистов в самостоятельную познавательную деятельность, дискуссии, диалоги, диспуты.
Данные виды работ в лицее имеют место в различных практикумах, семинарах при проведении лабораторно-практических занятий в условиях деления класса на подгруппы при изучении профильных предметов.
При этом каждый предмет имеет свою специфику применения перечисленных форм, методов и приемов учебно-воспитательной деятельности.
Кружки, факультативы, конкурсы, интеллектуальные марафоны привлекают лицеистов к участию в различных городских, областных, республиканских олимпиадах и конкурсах вне лицея.
Системная внеурочная исследовательская работа лицеистов дает преподавателям широкий спектр форм и методов для выявления и развития одаренных детей.
Система внеклассной учебно-воспитательной работы в лицее является важным фактором, влияющим на развитие одаренных лицеистов и на выявление скрытых одаренности и способностей.
Организующим началам системной внеклассной учебно-воспитательной работы в лицее являются интеллектуальные дидактические игры, основой формирования такой системы выступает «погружение в культуру» функциями такой системы являются обучающая, развивающая и воспитывающая функции.
4. Условия успешной работы с одаренными учащимися
в лицее №2
Перечислим наиболее важные условия работы с лицеистами по «выращиванию» одаренных детей:
1. целенаправленная работа администрации лицея по совершенствованию образовательного процесса с целью снижения учебной и психологической перегрузки лицеистов;
2. формирование у лицеистов положительной мотивации к учению за счет оказания всем пед.коллективом важности этой работы;
3. признание педагогического коллектива того, что реализация системы работы с одаренными детьми являются одним из приоритетных направлений;
4. создание и постоянное совершенствование лицейской методической системы и предметных подсистем работы с одаренными детьми;
5. использование в работе с одаренными детьми учителей, обладающих следующими качествами:
а) учителей, стремящихся к интеллектуальному самосовершенствованию;
б) учителей, работающих над пополнением собственных знаний, готовых учиться у других и занимающихся саморазвитием и самообразованием;
в) учителей, считающих лицеистов способными самостоятельно решать свои проблемы, верящих в их дружелюбие и в то, что учащиеся имеют положительные намерения, чувство собственного достоинства, которое нужно ценить, уважать и беречь;
г) учителей, которые верят в собственную компетентность и возможность положительно решать возникшие проблемы;
д) учителей, которые готовы нести ответственность за последствия принимаемых им решений и одновременно ощущать себя человеком, заслуживающим доверия, уверенных в своей человеческой привлекательности и самостоятельности.
Взаимодействие учителей и одаренных детей в лицее направлено на оптимальное развитие способностей лицеистов, имеет характер помощи и поддержки. Учитель лицея для одаренного ребенка является личностью, которая продуктивно реагирует на вызов, умеет воспринимать критику и не страдает от стресса при работе с людьми более способными и знающими, чем он сам.
5. Направления совершенствования системы работы с
одаренными детьми в лицее №2.
Рассмотрим те направления по совершенствованию системы работы с одаренными детьми, которые имеют место в лицее:
1) постоянное совершенствование и расширение деятельности медико-
психологической службы;
2) создание подсистемы диагностики одаренности детей и организация
эффективного функционирования этой системы;
3) включение работы с одаренными детьми как приоритетного направления
в системе научно-методической и опытно-экспериментальной работы преподавателей лицея;
4) совершенствование системы курсов по выбору в рамках обязательной учебной нагрузки;
5) организация работы научного общества учащихся по всем направлениям профильной специализации.
6.Требование, подбор и расстановка кадров в классах и группах с одаренными и высокоинтеллектуальными учащимися.
Лицей сочетает в учебно-воспитательной работе принципы комплексного развития и дифференциации обучения. Педагогический коллектив создает необходимые условия для разностороннего развития одаренных детей.
Ежегодный анализ работы лицея показывает хорошие результаты и позволяет формулировать современные требования к педагогическому коллективу.
Эти требования администрация лицея представляет перед педагогическим коллективом как социальный заказ.
Основными заказчиками являются Министерство образования и науки Республики Казахстан, управление образования Карагандинской области, отдел образования г. Караганды и родители.
Именно родители осознанно подходят к выбору учебного заведения, когда речь идет об определении в него своего неординарного, одаренного ребенка.
При этом они руководствуются следующими принципами по отношению к лицею:
1) в лицее хорошо учат по всем предметам, а после окончания дети легко поступают в престижные ВУЗы РК, ближнего и дальнего зарубежья;
2) в лицее поддерживаются порядок и дисциплина, преподают высококвалифицированные и интеллигентные педагоги, в лицее поддерживаются свои традиции;
3) в лицее учащиеся получают современное образование;
4) родители с удовольствием воспринимают новаторство в лицее, откликаются на эксперименты;
5) в лицее преподаватели уважают личность ребенка, занимаются с ним не только на уроках и в системе дополнительного образования;
6) дети учатся в красивом, уютном лицее;
7) с лицеем жаль расставаться и учащимся, и родителям.
При работе с одаренными и высокоинтеллектуальными учащимися учитель должен обладать следующими качествами:
1) профессионально грамотным;
2) непременно талантливым;
3) интеллигентным, нравственным и эрудированным;
4) способным к экспериментальной, научной и творческой деятельности;
5) знатоком во всех областях человеческой жизни;
6) владеть современными педагогическими технологиями;
7) психологом, воспитателем и умелым организатором образовательного процесса.
При работе с одаренными и высокоинтеллектуальными учащимися учитель должен уметь:
1) работать по специальному учебному плану;
2) обогащать учебные программы, т.е. обновлять и расширять образование;
3) работать дифференцированно, осуществлять индивидуальный подход, учитывать возрастные особенности и консультировать лицеистов;
4) стимулировать познавательные способности лицеистов;
5) анализировать свою учебно- воспитательную деятельность и всего класса;
6) принимать взвешенные психолого-педагогические решения;
7)отбирать и готовить материалы для коллективных творческих дел;
8) уменьшать стрессы лицеистов;
9) регулировать и улаживать конфликты.
7.Выявление одаренных лицеистов.
Выявление и развитие одаренных и высокоинтеллектуальных детей является для лицея важной и актуальной задачей, т.к. открывает для лицеистов новые возможности для развития личности вообще и личности одаренной в частности.
В лицее выявление одаренных детей проводится на основе:
1) наблюдения классного руководителя и учителей-предметников;
2) общения с родителями;
3) изучения психологических особенностей;
4) изучения речи, памяти, логического мышления.
В лицее можно выделить три этапа выявления одаренных детей и работы с ними:
1) анамнестический – при выявлении одаренных детей учитываются их успехи в какой-либо деятельности (7 – 9(10) классы);
2) диагностический - на этом этапе проводится индивидуальная оценка творческих возможностей ребенка (10 – 11(11 – 12) классы);
3) этап формирования, углубления и развития неординарных способностей ребенка приходится на старшую школу (11(12) классы).
Определение одаренности, психологических особенностей на третьем этапе происходит по следующим критериям:
1) общие интеллектуальные способности;
2) академические способности;
3) продуктивное мышление;
4) способности к лидерству;
5) художественные и артистические способности;
6) психомоторные способности.
При работе с одаренными детьми администрация лицея рекомендует педагогическому коллективу и родителям для воспитания в лицеистах исследовательских наклонностей и умения самостоятельно получать знания придерживаться следующих принципов:
1) помогать научиться управлять процессом усвоения знаний;
2) не сдерживать инициативы детей и не делать за них то, что они могут сделать самостоятельно;
3) научить лицеистов прослеживать межпредметные связи и использовать знания, полученные при изучении других предметов;
4) не заниматься наставлениями, помогать лицеистам действовать независимо, не давать прямых инструкций относительно того, чем они должны заниматься;
5) приучать лицеистов к навыкам самостоятельного решения проблем, исследования и анализа ситуации;
6) подходить ко всему творчески;
7) использовать трудные ситуации, как область приложения полученных навыков в решении задач.
В третьей ступени при составлении учителями лицея индивидуальных планов по развитию детей используются следующие правила:
1) поставьте перед собой конкретные цели и постарайтесь мысленно представить себе конечный результат, которого вы хотите достичь;
2) будьте готовы учиться у других, не бойтесь подвергнуть сомнению чужие взгляды, это позволит по достоинству оценить мысли и поступки людей и повысит ваш авторитет в их глазах;
3) помните, что своим развитием управляете главным образом вы сами, вы должны отвечать за ход вашей собственной жизни;
4) будьте довольны скромным прогрессом, успех подпитывает успех, прочный, но скромный прогресс часто закрепляется и становится чертой отношений данного человека к делу;
5) учитесь на своих неудачах, если вы не правы, будьте готовы признать это.
8.Основные направления развития гуманитарных, культурно-эстетических способностей одаренных детей в лицее № 2.
В лицее созданы оптимальные условия для развития и обучения детей с разносторонними способностями.
Воспитательная система лицея позволяет развивать способности всех детей, и не способностей вообще, гуманитарных и культурно-эстетических.
Рассмотрим основные направления воспитания гуманитарных способностей лицеистов:
1) гуманизация образования и гуманитаризация естественно-математического цикла;
2) интеграция отдельных предметов и синхронизация предметов гуманитарного и эстетического направления на основе исторической хронологии таких предметов как история, литература;
3) изучение двух-трех иностранных языков, которое повышает общую культуру лицеистов, обогащает знаниями о культуре, обычаях, традициях других народов, расширяет кругозор учащихся;
4) развивающее обучение формирует такие умения как: выслушивать одноклассника, подыскивать убедительные доводы в подтверждение своей точки зрения, проявлять терпимость к разным точкам зрения, аргументировано высказывать свое мнение.
Развитие гуманитарных и культурно-эстетических способностей одаренных детей в лицее происходит за счет кружковой и клубной работы.
В лицее работают следующие секции:
1) секция «Час здоровья»;
2) секция «Юный стрелок»;
3) секция «Футбол»;
4) секция «Подвижные игры»;
5) секция «Баскетбол»;
6) секция «Волейбол».
В структуру воспитательной системы лицея для развития гуманитарных и культурно - эстетических способностей одаренных детей входят также:
1) кружок «Музейное дело»;
2) клуб ораторского искусства «Дебаты»;
3) кружок «Театральные ступеньки»;
4) кружок «Юный правовед»;
5) театр «Эстрады» включает в себя:
а) хореографическую студию;
б) вокально-хоровую студию;
в) вокальную студию;
г) студию разговорного жанра.
6) В состав «Пресс-клуба» лицея входят:
а) радиорубка;
б) газета.
При рассмотрении вопросов обучения и воспитания одаренных детей администрация и педагогический коллектив лицея работает по следующим направлениям:
1) формирование классов, ориентированных на высокий уровень интеллекта и познавательных потребностей учащихся;
2) формирование новых учебных планов для этих классов;
3) подбор для работы с одаренными детьми профессионально грамотных, высококвалифицированных педагогических кадров;
4) сотрудничество лицея с высшими учебными заведениями по до вузовской подготовке учащихся;
5) расширение системы дополнительного образования;
6) введение сквозных факультативных и специальных курсов;
7) индивидуализация и дифференциация обучения и воспитания.
9. Роль личностно-ориентированного обучения
в работе с одаренными детьми.
Личностно-ориентированное обучение создает для лицеистов интереса к познавательному, условия радости открытия, самоутверждения себя как значимой личности, что очень важно для работы с одаренными детьми.
В течение работы в статусе лицея учителя, используя личностно-ориентированный подход в обучении, успешно решает следующие задачи:
1) обеспечение обязательных стандартов образования;
2) удовлетворяет запросы и потребности лицеистов на образовательные услуги по физико-математическому направлению;
3) создает психологически комфортную образовательную среду для интеллектуального и нравственного развития одаренных детей.
Это подтверждает традиционные формы аттестации в лицее: экзамены, письменные годовые и промежуточные контрольные работы, тестирование лицеистов.
На выпускных экзаменах лицеисты получают каждый год только положительные оценки.
При реализации личностно-ориентированного образования в лицее учитываются все становления личности: адаптации, индивидуализации, дифференциации, интеграции, потому, что недоучет и необеспеченность комфортности прохождения каждой из этих фаз может вызвать образование отрицательного стереотипа поведения лицеиста:
1)может появиться и стать личностным новообразованием робость, замкнутость лицеиста;
2) подозрительность, агрессивность;
3) ассоциальность и деградация личности.
Именно для компенсации возможных негативных новообразований и используется в лицее модель личностно-ориентированного образования.
При построении личностно-ориентированной образовательной модели лицея в образовательном процессе используется следующие особенности и условия:
1) индивидуальный облик лицея, оригинальность и особенность лицея,
2) построение отношений между преподавателями и лицеистами на основе взаимного уважения, принятия друг друга, соучастия, сотрудничества, сотворчества;
3) позицию учителя в учебном процесса определяют отказ от жесткого авторитаризма, принуждения и принижения личности лицеиста, поиск педагогических технологий, методов и техники работы преподавателя природосообразной, личностно-ориентированной, здоровье сохраняющей направленности;
4) дифференциация обучения достигается путем организации нетрадиционных уроков: модельных, эвристических, проблемных, дискуссионных, рефлексивных, а также практикумов, экскурсий; коллективной работы на уроке (парной, микрогрупповой, бригадной, межбригадной).
Применение личностно-ориентированного обучения с одаренными детьми позволяет педагогическому коллективу лицея:
1) обеспечить овладение гимназистами содержания образования на повышенном уровне знаний, умений и навыков, требуемом для профессиональной ориентации и поступления в высшие учебные заведения;
2) создать условия для творческой деятельности в области профильных дисциплин;
3) максимально использовать возможности естественно-математических дисциплин для формирования сферы лицеистов.
10. Роль личности учителя при работе
с одаренными детьми.
Результативность в работе с одаренными детьми зависит от личности
преподавателя, то есть его личностных качеств.
Личность преподавателя лицея является одним из факторов формирования у учащихся определенного отношения к учебному предмету, к учебе, познавательной деятельности вообще.
Практика лицея показывает, что увеличения одаренных детей определяется тем, какой учитель преподает предмет.
Перечислим те личностные качества преподавателя, которые играют важную роль при работе с одаренными детьми.
К этим качествам можно отнести: эмоциональную привлекательность, способность к сотрудничеству, рефлексивность, эмпатичность, коммуникабельность, гибкость личности.
Рефлексия означает осознание преподавателем себя с точки зрения одаренных детей в меняющихся ситуациях.
Под рефлексией подразумевается обращенность сознания учителя на самого себя, учет представления одаренных детей о его деятельности и представлений лицеиста о том, как его учитель понимает деятельность одаренного лицеиста.
Т.е. педагогическая рефлексия – это способность преподавателя лицея мысленно представить себе сложившуюся у одаренного лицеиста картину ситуации и на этой основе уточнить представление о себе.
Эмпатия означает понимание любого чувства – гнева, печали, радостей, переживаемых одаренными детьми, и ответное выражение своего понимания этих чувств.
Эмпатичность – это улавливание настроений лицеистов, выявление их установок и ожиданий, сопереживание их нуждам, умение поставить себя на место другого, способность человека к произвольной эмоциональной отзывчивости на переживания других людей.
Педагогическая эмпатия учителя способствует «децентрации» - умению встать на точку зрения одаренного ребенка, учитывать ее в ходе взаимодействия. Эмпатия способствует сбалансированности межличностных отношений, делает поведение человека социально обусловленным.
Развитие эмпатии у человека – ключевой фактор успеха в обучении и воспитании одаренных детей.
Основной смысл общения при работе с одаренными детьми – это достижение духовной общности учителя и лицеистов, учителя и коллег по работе, что способствует формированию целостного создания, его отношения к другим людям и к самому себе.
Коммуникабельность – это умение быстро устанавливать контакт с людьми, «входить» в коллектив.
Преподаватель, работающий в лицее с одаренными детьми, постоянно повышает свою коммуникативную компетентность, т.е. способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими преподавателями, вырабатывать совокупность знаний, умений и навыков, обеспечивающих протекание коммуникативного процесса.
Сложность обучения одаренных детей заключается в том, что знания, умения и навыки лицеистов должны формироваться сразу на следующих уровнях:
1) теоретическом – законы, принципы и правила педагогики, психологии, основные формы деятельности;
2) методическом – уровень проектирования и конструирования учебно-воспитательного процесса;
3) методическом – знание закономерностей плана, обусловленности целей воспитания;
4) технологическом – уровень решения практических задач обучения и воспитания в конкретных условиях, что требует достаточно развитого профессионального мышления, способного отбирать, анализировать и синтезировать приобретенные знания, умения и навыки для достижения педагогических целей, представленных технологической формой.
В профессиональную подготовку учителя, работающего с одаренными детьми обязательно должны входить дисциплины психолого-педагогического образования, состоящие из следующих разделов:
1) введение в педагогическую профессию;
2) психология человека;
3) возрастная психология,
4) социальная психология;
5) педагогическая психология;
6) педагогические теории, системы, технологии;
7) специальная психология и коррекционная педагогика;
8) философия и история образования;
9) основы управления педагогическими системами;
10) методика преподавания.
Общая психолого-педагогическая компетентность учителей лицея включает в себя:
1) осведомленность преподавателя об индивидуальных особенностях каждого лицеиста, его способностях, сильных сторонах воли и характера, достоинствах и недостатках предшествующей подготовки, которая проявляется в принятии продуктивных стратегий индивидуального подхода в работе с ним;
2) осведомленность в области процессов общения, происходящих в группах, с которыми учитель работает, процессов, происходящих внутри групп, как между лицеистами, так и между учителями и группами, учителем и лицеистами, знание того, в какой мере процессы общения содействуют или препятствуют достижению школьных педагогических результатов;
3) осведомленность учителя в оптимальном выборе методов обучения, о способностях профессионального самосовершенствования, а также о сильных и слабых сторонах своей собственной личности и о том, что и как нужно сделать в отношении самого себя, что бы повысить качество своего труда.
Требования, предъявляемые к учителям, работающих с одаренными детьми, отличаются от требований, предъявляемых к учителям средних общеобразовательных школ так называемыми инновационными компонентами, такими, как педагогическая диагностика, рефлексия обучения, проектирование образовательных систем, конструирование учебно-воспитательного процесса, что ведет к формированию нового педагогического и технологического мышления учителя в лицее.
Наиболее актуальным и значимым в лицее является педагогическая диагностика одаренных детей.
Основными объектами педагогической диагностики одаренности детей являются:
1) воспитанность и облученность лицеистов;
2) сформированность интегративных качеств лицеистов;
3) поведение и деятельность лицеистов;
4) разнообразное влияние окружающей среды;
5) возможности и особенности семейного, общелицейского и классного коллективов, их психолого-педагогическая характеристика;
6) содержание и эффективность педагогической деятельности.
Из выше перечисленного можно сформировать функцию педагогической диагностики при работе с одаренными детьми в лицее: обратная связь, педагогическая коррекция, мотивация и стимулирование контроля. Педагогическая диагностика позволяет дать ответы на следующие вопросы:
1) что и зачем изучать при анализе работы с одаренными детьми;
2) по каким критериям это делать;
3) какими методиками пользоваться;
4) при каких условиях диагностика органически включается в целостный учебно-воспитательный процесс «выращивания» одаренных детей, педагогическая диагностика дает возможность научить преподавателей самоконтролю, а лицеистов самопознанию, поэтому в лицее педагогической диагностике принадлежит одна из ведущих ролей в работе с одаренными детьми.
Специфика работы учителя с одаренными детьми побуждает учителя пополнять знания и умения всю жизнь.
Этот процесс в лицее протекает в разных формах.
Большинство учителей лицея предпочитают самостоятельно перенимать опыт коллег и учителей-новаторов, хотя по мнению психолога только те знания становятся убеждениями учителя, которые им самостоятельно обдуманы и пережиты и если первичное восприятие знаний может быть фронтальным и групповым, то последующая работа должна быть индивидуальной, в том объеме и темпе, которые необходимы каждому учителю в отдельности, а это возможно только в только в условиях самостоятельной, саморазвивающейся деятельности. Синтез методических, специальных, психолого-педагогических знаний учителя осуществляется и реализуется в его методической подготовке, которая направлена на организацию в гимназии работы с одаренными детьми, дающая возможность решать социальные, воспитательные и образовательные задачи лицея.
Социально-профессиональная подготовка учителя, работающего с одаренными детьми, имеет непосредственный выход в конкретную частную методику обучения и позволяет учителю осмыслить содержание лицейского курса преподаваемого предмета, основные принципы построения программы, тенденции развития содержания образования и выработать пути изучения конкретных программных вопросов.
Учитель, в работе с одаренными детьми, быстро обнаруживает, что для успешной работы с лицеистами недостаточно только профессиональных знаний и умений.
От учителя, работающего с одаренными детьми, требуется:
1)умение слушать одаренного ребенка и точно выражать собственные мысли;
2) вникать в мотивы поведения одаренного ребенка;
3) устанавливать доброжелательные отношения в межличностных контактах.
Особенно остро необходимость этих умений ощущается при ведении тех предметов, где речевое и эмоциональное общение на занятиях и вне их дает тот сплав воспитательных воздействий, который в ближайшей перспективе не сможет обеспечить никакая самая современная компьютерная обучающая система, так как роль правильно организованного общения особенно велика потому, что атмосферу обращенности к развитию одаренного ребенка создает именно учитель.
Если сравнить по психологической значимости роль педагогической деятельности и педагогического общения, то второе важнее, то есть технология передачи знаний отступает на второй план по сравнению с той атмосферой, которую создает учитель для развития одаренного ребенка.
В перечень психолого-педагогических знаний учителя входят представления о видах, структуре, функциях, типах, построении общения:
1) коммуникативные задачи, которые ставит учитель;
2) способы обобщения;
3) самоанализ учителем хода результатов обучения.
Взаимосвязь обучения, воспитания и развития учеников является проблемой современной педагогики, психологии и дидактики. Каждый учитель, работающий в лицее с одаренными детьми, должен знать основные закономерности развития лицеистов и создавать благоприятные условия для их эффективного развития, а это обязывает учителя быть хорошим и чутким психологом, так как без этого нельзя быть хорошим классным руководителем, учителем-предметником.
Модель одаренного ребенка в лицее № 2.
Перечислим основные качества, которые приобретает одаренный ребенок после прохождения программы личностно-ориентированного обучения: 1)личность, руководствующаяся в своей жизнедеятельности общечеловеческими ценностями и нормами, воспринимающая и другого человека как личность, имеющую право на свободу выбора, самовыражения;
2) личность, готовая к осознанному выбору и освоению профессиональных образовательных программ отдельных областей знаний с учетом склонностей, сложившихся интересов и индивидуальных возможностей;
3) личность, способная самостоятельно находить выход из проблемной ситуации, осуществлять поисковую деятельность, проводить исследования, рефлексию деятельности, владеющая средствами и способами исследовательского труда;
4) личность, способная осуществлять самостоятельную продуктивную деятельность;
5) личность, способная реализовать себя в жизни, способная к саморазвитию и самоизменению;
6) личность, обладающая разносторонним интеллектом, высоким уровнем культуры.