Қарағанды облысы білім басқармасының Қарағанды…
"Григорий Потанин атындағы ЖББМ" КММ
Сұрақ-жауап
Барлық жауаптар: 249
Жаңа сұрақтар: 2
В рамках Республиканской акции «16 дней без насилия» психологом Спиридоновой Т.В. подготовлены рекомендации для родителей по профилактике буллинга.

Несмотря на то, что большинство учащихся остаются на дистанционном обучении, вопрос профилактики буллинга остается актуальным. В рамках Республиканской акции «16 дней без насилия» психологом Спиридоновой Т.В. подготовлены рекомендации для родителей по профилактике буллинга.

ТРАВЛЯ («БУЛЛИНГ») — одна из наиболее актуальных и распространенных проблем в детских коллективах, которая порождает многочисленные деструктивные явления и последствия:  приводит к распространению и усилению агрессии и насилия в группе и в школе, снижению успеваемости, эмоциональным проблемам — повышению риска тревожного и депрессивного расстройств. Это особый вид насилия, проявляющийся в виде агрессивного преследования одного из членов коллектива со стороны остальных членов коллектива (или его части), отличающийся систематичностью и регулярностью.

Существуют основные признаки буллинга, которые не позволят спутать его с другим видом агрессивного поведения и помогут его распознать. К ним относятся: намеренность, повторяемость и неравенство сил (дисбаланс власти в отношениях участников).

При возникновении БУЛЛИНГА в классе выстраивается специфическая иерархия, или БУЛЛИНГ-СТРУКТУРА, которая представляет собой социальную систему с  фиксированными типами (ролями) участников.

Выделяют несколько ролей в процессе травли в школе:

РЕБЕНОК-АГРЕССОР/БУЛЛИ (лидирующий, нападающий в детском коллективе).

ДЕТИ, УЧАСТВУЮЩИЕ В ТРАВЛЕ (следующие за поведением лидера, присоединившиеся к травле)

РЕБЕНОК - «ЖЕРТВА» (объект травли)

СВИДЕТЕЛИ (поддерживающие — дети, которые одобряют сторону нападающих, подбадривают их; наблюдатели — дети, которые просто собираются вокруг и смотрят и / или избегают ситуаций травли, не занимая ничью сторону; сочувствующие — которые хотят заступиться за жертву травли, но боятся, поскольку обидчик сильный или лидер). Наличие большого числа детей-свидетелей говорит о закреплении формы поведения на соответствующее поведение в аналогичных ситуациях, что в последующем станет причиной появления в обществе равнодушных свидетелей агрессии.

ЗАЩИТНИКИ (дети, которые занимают очевидную позицию против травли, либо активно противодействуют нападающим и предпринимают действия для прекращения издевательств, либо успокаивают и поддерживают жертву). 

Существует  экспериментальное исследование, показывающее позитивную роль в разрешении  ситуации школьной травли защитников: при наличии защитников буллинг заканчивается, не успев начаться. Если же никто не вступается за жертву, то это «становится хорошей почвой для дальнейшей травли, что дает обидчикам все основания покрасоваться, унижая другого ребенка».

Авторство: