Семенар
Для педагогов
На тему: «Насилие в семье»
Карагандинской средней общеобразовательной школы № 63.
Педагога-психолога
Спиридоновой Татьяны Викторовны
Караганда 2012
Цель:Ознакомить преподавателей с последствиями жестокого обращения с детьми.
Задачи:
1) Дать характеристику видам и формам насилия над детьми.
2) Проведение тренинга с преподавателями «Ладонь».
3) Рассмотреть виды работы с детьми подвергшихся жестокому обращению.
4) Групповой рисунок «Оберег»
5) Обратная связь
План
Приветствие
Теоретическая часть- проблема насилия в жизни ребенка, статистика по Казахстану.
Упражнение- «Ладонь»
Теоретическая часть – классификация форм жестокого обращения с детьми.
Упражнение – ролевая игра « Мифы наказания».
Теоретическая часть – правовая защита ребенка от насилия и жестокого обращения.
Упражнение – рисунок «Оберег».
Прощание.
Детство– это важнейший период человеческой жизни и одним из самых сложных препятствий в актуализации проблемы жестокого обращения с детьми и работе с ней является недостаток объективной информации о степени распространенности и причинах применения негуманных способов воспитания в семье.
Из истории
Упоминания о жестокостях к детям в различных литературных источниках встречаются до II в. н.э.
Ø детей убивали в ритуальных целях: считалось, что убитый ребенок может помочь бесплодным женщинам справиться с болезнями, обеспечить здоровье и молодость;
Ø их хоронили под фундаментом здания, чтобы сделать его прочнее;
Ø детей продавали и покупали.
Научными исследованиями установлено, что:
§ В Казахстане 78% детей от 2 до 14 лет (а их около 4 миллионов) подвергаются психологическому или физическому наказанию со стороны своих родителей, других членов семьи или воспитателей. Из них 18% детей (в основном дошкольного возраста) испытывают суровые виды насилия.
§ С 2008 года в республике действует 211 телефонов доверия и 162 детские общественные приемные. За последний год только на телефон доверия в Алматы поступило более 20 тысяч звонков, 40% из них — от детей.
Основная причина жестокого обращения с детьми - внутренняя агрессивность – эмоциональное состояние, возникающее как реакция на переживание непреодолимости каких-то барьеров или недоступность чего-то желанного.
Американский врач С. Кемп и его сотрудники в 1962 г. описали «синдром избиваемого ребенка»:
o сломанные кости;
o кровотечения;
o ссадины;
o синяки.
Ученый-психолог Д. Гилл разделил детей - жертв жестокого обращения на несколько возрастных групп:
первая - от 1 года до 2 лет;
вторая - от 3 до 9 лет (число случаев удваивается);
третья - с 9 до 15 лет (частота снова понижается, пока не достигается исходный уровень, а после 16 лет постепенно совсем исчезает).
Упражнение «Ладонь»
Разбиться на пары. Один выполняет роль – родителя, другой роль – ребенка. Родитель кладет на голову ребенка свою ладонь, а ребенок родителям.
Родитель кладет и бережно, без усилий водит ребенка по комнате. Рефлексия
Виды насилия над детьми в семье
• физическое насилие;
• пренебрежение;
• сексуальное насилие;
• психологическое жестокое обращение.
Пренебрежение
Пренебрежение основными нуждами ребенка (моральная жестокость) -это отсутствие со стороны родителей или лиц, их заменяющих, элементарной заботы о нем, а также недобросовестное выполнение обязанностей по воспитанию ребенка, в результате чего его здоровье и развитие нарушаются.
Чаще всего пренебрегают основными нуждами детей родители или лица, их заменяющие: алкоголики, наркоманы; лица с психическими расстройствами; юные родители, не имеющие опыта и навыков родительства; с низким социально-экономическим уровнем жизни; имеющие хронические заболевания, инвалидность, умственную отсталость; перенесшие жестокое обращение в детстве; социально изолированные.
Последствия пренебрежения
Внешние проявления:
• утомленный сонный вид, бледное лицо, опухшие веки;
• у грудных детей обезвоженность, опрелости, сыпи;
• одежда неряшливая, не соответствует сезону и размеру ребенка;
• нечистоплотность, несвежий запах.
Физические признаки:
• отставание в весе и росте от сверстников;
• педикулез, чесотка;
• частые "несчастные случаи", гнойные и хронические инфекционные заболевания;
• запущенный кариес;
• отсутствие надлежащих прививок;
• задержка речевого и психического развития.
Особенности поведения:
• постоянный голод и жажда: может красть пищу, рыться в отбросах и т.п.;
• неумение играть;
• постоянный поиск внимания/участия;
• частые пропуски школьных занятий;
• крайности поведения: инфантилен или принимает роль взрослого и ведет себя в "псевдовзрослой" манере; агрессивен или замкнут, апатичен; гиперактивен или подавлен; неразборчиво дружелюбен или не желает и не умеет общаться;
• склонность к поджогам, жестокость к животным;
• раскачивание, сосание пальцев и пр.
Психологическое насилие
Эмоциональным (психологическим) насилием является однократное или хроническое психическое воздействие на ребенка или его отвержение со стороны родителей и других взрослых, вследствие чего у ребенка нарушаются эмоциональное развитие, поведение и способность к социализации.
К психологическому насилию относится
q угрозы в адрес ребенка, проявляющиеся в словесной форме без применения физической силы;
q оскорбление и унижение его достоинства;
q открытое неприятие и постоянная критика;
q лишение ребенка необходимой стимуляции, игнорирование его основных нужд в безопасном окружении, родительской любви;
q предъявление к ребенку чрезмерных требований, не соответствующих его возрасту или возможностям;
q однократное грубое психическое воздействие, вызвавшее у ребенка психическую травму;
q преднамеренная изоляция ребенка, лишение его социальных контактов;
q вовлечение ребенка или поощрение к антисоциальному или деструктивному поведению (алкоголизм, наркомания и др.).
Особенности детей, подвергающихся эмоциональному (психологическому) насилию:
v задержка психического развития;
v невозможность сконцентрироваться, плохая успеваемость;
v низкая самооценка;
v эмоциональные нарушения в виде агрессии, гнева (часто обращенных против самого себя), подавленное состояние;
v избыточная потребность во внимании;
v депрессия, попытки суицида;
v неумение общаться со сверстниками (заискивающее поведение, чрезмерная уступчивость или агрессивность);
v ложь, воровство, девиантное (или "отклоняющееся", асоциальное)поведение;
v нервно-психические и психосоматические заболевания: неврозы, энурез, тики, расстройства сна, нарушения аппетита, ожирение, кожные заболевания, астма и др.).
Группы риска детей по эмоциональному насилию
ü дети от нежеланной беременности, похожие на нелюбимых родственников жены или мужа;
ü дети раннего возраста;
ü дети-инвалиды, дети с наследственными заболеваниями или другими особенностями;
ü дети из семей с деспотичным, авторитарным, контролирующим стилем воспитания и взаимоотношений;
ü дети из семей, где внутрисемейное насилие является стилем жизни;
ü дети, родители (или один из родителей) которых употребляют алкоголь, наркотики, страдают депрессией;
ü дети, в семье которых много социально-экономических и психологических проблем.
Особенности поведения взрослых, совершающих эмоциональное насилие
q не утешают ребенка, когда тот в этом нуждается;
q публично оскорбляют, бранят, унижают, осмеивают ребенка;
q сравнивают с другими детьми не в его пользу, постоянно сверхкритично относятся к нему;
q обвиняют его во всех своих неудачах, делают из ребенка "козла отпущения" и пр.
Сексуальное насилие над детьми
Сексуальное насилие над детьми американские исследователи определяют как любой сексуальный опыт между ребенком до 16 лет (по отдельным источникам - до 18 лет) и человеком, который старше его по крайней мере на 5 лет. Данный вид насилия характеризуется или как вовлечение зависимых, психически и физиологически незрелых детей и подростков в сексуальные действия, нарушающие общественные табу семейных ролей, которые они еще не могут полностью понять и на которые не в состоянии дать осмысленного согласия. Сексуальное насилие рассматривается как вариант особо жестокого обращения с детьми.
Сексуальное насилие чаще всего происходит в семьях, где:
q патриархально-авторитарный уклад;
q плохие взаимоотношения ребенка с родителями, особенно с матерью;
q конфликтные отношения между родителями;
q мать ребенка чрезмерно занята на работе;
q ребенок долгое время жил без родного отца;
q вместо родного отца - отчим или сожитель матери;
q мать имеет хроническое заболевание или инвалидность и подолгу лежит в больнице;
q родители (или один из них) являются алкоголиками, наркоманами, токсикоманами;
q родители (или один из них) имеют психические заболевания;
q мать в детстве подвергалась сексуальному насилию и т.п.
Физическое насилие
Физическое насилие - это преднамеренное нанесение травм и/или повреждений ребенку, которые вызывают серьезные (требующие медицинской помощи) нарушения физического, психического здоровья, отставание в развитии
Чаще всего это происходит в семьях, где:
q убеждены, что физическое наказание является методом выбора для воспитания детей;
q родители (или один из них) являются алкоголиками, наркоманами, токсикоманами;
q родители (или один из них) имеют психические заболевания;
q нарушен эмоционально-психологический климат (частые ссоры, скандалы, отсутствие уважения друг к другу);
q родители находятся в состоянии стресса в связи со смертью близких, болезнью, потерей работы, экономическим кризисом и др.;
q родители предъявляют чрезмерные требования к детям, несоответствующие их возрасту и уровню развития;
q дети имеют особенности: недоношенность в анамнезе, наличие соматических или психических заболеваний; они гиперактивны, неусидчивы
Физическое насилие проявляется как:
q удары по лицу;
q тряски, толчки;
q затрещины,
q удушения,
q пинки;
q заключение в запертом помещении, где они удерживаются силой;
q избиение ремнем, веревками;
q нанесение увечий тяжелыми предметами, даже ножом.
Наиболее часто физическому насилию в семье подвергаются дети, имеющие физические или психические отклонения, недоношенные, с малым весом при рождении, так как обычно они более раздражительны, больше плачут, менее привлекательны внешне
Распознание факта физического насилия над ребенком
Характер повреждений:
q синяки, ссадины, раны, следы от ударов ремнем, укусов, прижигания горячими предметами, сигаретами, располагающиеся на лице, теле, конечностях;
q ожоги горячими жидкостями кистей и ног в виде перчатки или носка (от погружения в горячую воду), а также на ягодицах;
q повреждения и переломы костей, припухлость и болезненность суставов;
q выбитые и расшатанные зубы, разрывы или порезы во рту, на губах;
q участки облысения, кровоподтеки на голове;
q повреждения внутренних органов
Особенности психического состояния и поведения ребенка, позволяющие заподозрить физическое насилие, в зависимости от возраста ребенка.
Младший школьный возраст:
• стремление скрыть причину повреждений и травм;
• одиночество, отсутствие друзей;
• боязнь идти домой после школы;
Подростковый возраст:
• побеги из дома;
• суицидальные попытки;
• делинквентное поведение;
• употребления алкоголя, наркотиков.
Упражнение – ролевая игра «Мифы наказания»
Разбиться на пары. Каждой паре ту или иную ситуацию. Один доказывает, что это не так, а другой доказывает обратное.
Ситуации:
Рефлексия в круг.
Мифы |
Факты
|
Дети чаще подвергаются насилию в социально неблагополучных семьях |
Насилие в семье не ограничивается определенными социальными группами или слоями населения. Оно может присутствовать и в семьях с высоким уровнем образования и доходов. Социально неблагополучные семьи более прозрачны, проблемы ребенка из такой семьи заметны окружающим и представителям органов власти. Семьи с высоким доходом более закрыты, и рядом с ребенком, страдающим от насилия в «социально благополучной» семье, нет никого, кто бы мог за него заступиться. Внешнее благополучие семьи не является гарантией безопасности ребенка. |
Физические наказания могут пойти ребенку на пользу |
Физические наказания оставляют в детях чувства страха и унижения и желание отомстить. Они усиливают состояние ярости и фрустрации, при этом прививаемые таким путем нравственные нормы и ценности не усваиваются и не становятся внутренними ценностями. Наказание заставляет ребенка скрывать внешние проявления нежелательного поведения, но не устраняет его. Родители, физически наказывающие детей, служат для них примером агрессивности. |
Словесные и эмоциональные оскорбления не так плохи, как физические (телесные).
|
Словесные и эмоциональные оскорбления, задевающие человеческие чувства, так же болезненны, как физические оскорбления. Они разрушают достоинство личности и могут привести к самоубийству
|
Словесное и эмоциональное наказание не влияет на формирование личности человека.
|
атмосфера психологического насилия приводит к эмоциональной травме, лишает самоуважения и порождает мысль о неполноценности, и это переносится во взрослую жизнь. Грубое слово – обидно, насмешки – унизительны. Если поучения и критика исходят от людей, обладающих властью над тобой, ты становишься беспомощным, не можешь принимать решения. Словесное и эмоциональное наказание приводит к снижению самооценки, возникновению чувства тревоги, может препятствовать развитию чувства уважения к другим людям как у ребенка или подростка, так и у взрослого.
|
изнасилование совершается внезапно, в плохих районах, в темных переулках, незнакомцами |
Согласно статистическим данным небольшой процент насилия над детьми совершается вне дома; 20% насильников — это родители, 20% — близкие родственники (братья, сестры, мачехи/отчимы, дяди, тети). 45% насильников — это хорошо знакомые ребенку люди — друзья дома, соседи, репетиторы, помощники по дому. Из зарегистрированных изнасилований 50% совершено днем, в домах, в благополучных районах Большинство изнасилований планируется. Во многих случаях насильниками являются родственники, друзья или знакомые жертвы
|
Основными особенностями поведения родителей или опекунов, если они избивают детей, являются:
• противоречивые, путаные объяснения причин травм у детей;
• обвинение в травмах самого ребенка;
• позднее обращение или не обращение за медицинской помощью;
• отсутствие эмоциональной поддержки и ласки в обращении с ребенком;
• неспровоцированная агрессия по отношению к персоналу;
• большее внимание собственным проблемам, нежели имеющимся у ребенка повреждениям.
Последствия жестокого обращения с детьми в семье
ü уход в религиозные секты;
ü объединения в неформальные группы с криминальной и фашисткой направленностью;
ü агрессивное, преступное поведение детей;
ü сбежавшие из дома дети умирают от голода и холода, становятся жертвами других детей, также сбежавших от домашнего насилия и др.
Защита детей государством
v Закон о правах ребенка;
v Кодекс Республики Казахстан от 26 декабря 2011 года «О браке (супружестве) и семье»;
v Закон Республики Казахстан от 04.12.2009 N 214-4 "О профилактике бытового насилия"
v Законодательством предусмотрено обеспечение ребенком правом на охрану здоровья, в том числе оказание ему квалифицированной медицинской помощи (статьи 8,37,38 ЗРК «О правах ребенка», статья 48 ЗРК «Об образовании», статья 26,30 Трудового кодекса РК).
v Закон о правах ребенка в РК (ст.10 п.2)- государство обеспечивает личную неприкосновенность ребенка, осуществляет его защиту от физического и (или) психического насилия, жестокого, грубого или унижающего человеческое достоинство обращения, действий сексуального характера, вовлечения в преступную деятельность и совершения антиобщественных и иных действий»;
v Государство гарантирует неприкосновенность ребенка от применения к нему насилия. Согласно статьи 10 Закона РК «О правах ребенка в РК» государство обеспечивает личную неприкосновенность ребенка, осуществляет его защиту от физического и (или) психического насилия, жестокого, грубого или унижающего человеческое достоинство обращения и действий сексуального характера, вовлечения в преступную деятельность и совершения антиобщественных действий и иных видов деятельности, ущемляющих закрепленные Конституцией Республики Казахстан права и свободы человека и гражданина.
Наказания для лиц, виновных в насилии в отношении детей?
• Законодательством РК привлекаются к ответственности лица:
• - родители, виновные в насилии или жестоком обращении в отношении детей (подпункты 1), 3), 4) пункта 1, пункт 2 статьи 67 Закона РК «О браке и семье»).
• - лица, совершившие правонарушения, посягающие на права несовершеннолетних (статьи 111-117 главы 12 КоАП РК).
• Для защиты детей от преступных форм физического, психического и сексуального насилия используются нормы уголовного законодательства(пункт «ж» статьи 54 Уголовного кодекса РК; статья 119 Уголовного кодекса РК).
• Уголовный кодекс Республики Казахстан, введенный в действие с 1 января 1998 года, содержит отдельную главу «Преступления против семьи и несовершеннолетних», включающую 10 составов преступлений, которые могут быть совершены против детей (статьи 131,132,132-1, 133, 134, 135, 136,138,139 главы 2 Уголовного кодекса РК)
Законодательные положения, которые касаются всех форм насилия, включая физическое, сексуальное и психологическое насилие, нанесение телесных повреждений, жестокое обращение, недосмотр, плохое обращение и сексуальную эксплуатацию детей в
доме и семье.
• Закон РК «О браке и семье» (ст. 67) родители привлекаются к ответственности за жестокое обращение в отношении детей вплоть до лишения родительских прав;
• Уголовный кодекс РКст. 119 УК РК - оставления детей без надзора, создания угрозы его жизни или здоровью, оставление в опасности, уклонение родителей и иных воспитателей ребенка от выполнения обязанностей по воспитанию, сопряженное с жестоким обращением с ребенком.
• УПК РК (ст.49)предусматривает ответственность родителей или представителей за причинение вреда физическому и психическому здоровью ребенка, его нравственному развитию, а также способам воспитания ребенка, исключающее жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление или эксплуатацию ребенка, а также за применение телесных наказаний;
Как помощь детям разобраться с их чувствами?
1. Дети показывают свои страдания и волнения при помощи своего поведения - сверхчувствительного, замкнутого или шаловливого. Дайте ребенку дополнительную поддержку, подбодрите его/ее и будьте терпимыми, когда он/она находится в стрессовом состоянии.
2. Будьте чуткими к чувствам, которые ребенок вербально или невербально выражает.
3. Помогите детям научиться говорить о своих чувствах вместо того, чтобы ребенок просто замкнулся, научите разрешать проблемы словесно, а не физическим методом.
4. Проводите беседы о чувствах, выражая Ваши собственные переживания, замечайте чувства ребенка ("Мне становится грустно, когда я спорю со своими друзьями, возможно и тебе тоже").
5. Детей младшего возраста необходимо научить понимать свои чувства. Это помогает им войти в эмоции, более точно распознать их и справиться с ними. (Ребенку младшего возраста: "Думаю, что ты плачешь потому, что ты устал(а)" или "Я знаю, что Маша забрала твой мяч и тебя это расстроило").
6. Помогите детям научиться успокаиваться самостоятельно, когда они расстроены. Например, иногда ребенку постарше необходимо просто немного времени побыть одному.
7. Убедите ребенка, что у всех детей возникают реакции на определенные ситуации ("Иногда дети пугаются и это нормально", "если что-то не работает, это тебя раздражает").
8. Иногда детям легче ответить на комментарий, чем на прямой вопрос, если что-то не так. ("Гм, ты выглядишь немного расстроенным. Наверно, ты думаешь о своей мамочке").
9. Бывает так, что детям легче комментировать чувства ребенка в контексте чувств большинства детей ("Большинству детей становится страшно и грустно, когда их папа и мама ссорятся").
Несколько советов, что необходимо делать.
МЛАДШИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ: Регрессивные поступки особенно распространены в этом возрасте. Дети могут стать более замкнутыми и/или более агрессивными. На них, в особенности, могут действовать потеря подаренных предметов или домашних животных. Должны поощряться вербализация их опыта и ведение игр. Пока привычные ожидания могут отойти на задний план, необходимо поставить цель, которая должна как можно быстрее возобновить нормальное функционирование.
ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ: Реакции сверстников очень важны для этой возрастной категории. Дети нуждаются в одобрении со стороны их друзей, для них важно, чтобы их чувства и страхи были обычными. Беспокойство и напряжение могут проявиться в виде агрессии, бунта, замкнутости. У детей этого возраста может возникнуть так называемая "вина спасенного". Групповые обсуждения со сверстниками и взрослыми очень эффективны для уменьшения чувства изоляции и нормализации детских чувств. Также полезно возобновление групповой активности, обычного образа жизни и занятия спортом, которые могут помочь снять напряжение.
ЮНОШЕСКИЙ ВОЗРАСТ: Большая часть активности и интересов детей этого возраста сконцентрирована на сверстниках. Страх перед тем, что чувства и реакции могут быть необычными, и не восприняты, может подтолкнуть подростков к замыканию в себе или депрессии. Психосоматические реакции широко распространены. Подросток может быть недоволен нарушением его распорядка, а также раздражаться из-за того, что иногда в обществе на него не возлагают обязанности как на взрослого человека. Раздражение, злость или вина могут проявляться в безответственных поступках. Необходимо поощрять подростков в том, чтобы они поддерживали отношения с друзьями и участвовали в спортивной и общественной жизни. Очень полезны в нормализации их чувств групповые обсуждения. Их необходимо поощрять и стимулировать, участвовать в общественной жизни (чтобы уметь правильно реагировать на проявления насилия).
Если ребенок (подросток) сообщает, что подвергается насилию, то:
• поверьте ему.Он не будет лгать о пережитом издевательстве, особенно если он рассказывает очень эмоционально, с подробностями, эмоции соответствуют пережитому состоянию;
• не осуждайте его.Ведь совершил насилие другой человек, а пострадал ребенок;
• внимательно, спокойно и терпеливо выслушайте его, показывая, что понимаете всю тяжесть его страдания;
• не преуменьшайте его боли, говоря, что "не случилось ничего страшного, все пройдет...";
• не отвергайте его: если он, обратившись к вам, встретит осуждение, страх, гнев, то это может нанести ему более глубокую рану, чем само насилие.
Если ребенок говорит об этом в классе:
• Покажите, что вы приняли это к сведению (например: «Это очень серьезно. Давай мы с тобой поговорим об этом позже»), и смените тему.
• Организуйте разговор с ребенком наедине и чем скорее, тем лучше (на ближайшей перемене).
После раскрытия:
• Поговорите с коллегой или с кем-нибудь, кому вы доверяете, о своих чувствах. Такие случаи всегда тяжело переживаются. Вам тоже нужна поддержка.
• Узнайте, сможете ли вы получить информацию о состоянии расследования, о принятых мерах и т.д., и если сможете, то как.
• Поддерживайте связь с ребенком, которому необходима постоянная поддержка (например, скажите ему: «Если захочешь поговорить, я в твоем распоряжении»).
• Уважайте право ребенка на уединение, не выдавая его другим школьным работникам и ученикам.
• Помните, если вы подозреваете, что ребенок подвергся любому насилию, вы ответственны перед законом и должны сообщить об этом.
Последовательность действий педагога образовательного учреждения
• Постараться разговорить ребенка, установить контакт, доверительные отношения с ним, оказать эмоциональную поддержку. Здесь необходимо учесть, что взрослый должен продемонстрировать по отношению к ребенку интерес, дружелюбие, искренность, теплоту и эмпатию. В таком случае ребенок почувствует, что данный человек действительно слышит и понимает его мысли и чувства.
· Осмотреть повреждения. Не отправлять домой, если он боится туда возвращаться
· Если нет возможности устроить его на ночлег к родственникам или в другое безопасное место необходимо обратиться:
· - в милицию или прокуратуру, если действия родителей являются преступными. Чаще всего имеет место сочетание ненадлежащего исполнения обязанностей по воспитанию ребенка с жестоким обращением;
- в травмпункт или другое медицинское учреждение, чтобы зафиксировать травмы;
- в орган опеки и попечительства по месту фактического проживания ребенка, если родители относятся к группе риска по алкоголизму, наркомании или психическим заболеваниям и невозможно их обучить родительским навыкам;
· на консультацию к психологу, социальному педагогу с целью:
проведения диагностического обследования ребенка и всей семьи (установление причин имеющихся у ребенка нарушений: домашнее насилие, алкоголизм, наркомания, асоциальное поведение родителей, психические заболевания);
организации и проведения блока коррекционных занятий с ребенком и родителями по обучению навыкам адекватного взаимодействия в условиях семейного воспитания;
обучения родителей ненасильственным методам воспитания, приемам релаксации и способам снятия нервно-психического напряжения.
Упражнение – рисунок «Оберег»
Каждый рисует свой рисунок о мире без жестокости.
Прощание.
Взяться за руки. Цитаты « Наши руки должны использоваться для ласки, поглаживания, а не для шлепков и тычков». «Поднимите руки не для наказания, а для того, чтобы приласкать ребенка». Все закрывают глаза и прислушиваются к своему дыханию, к дыханию вселенной.
Контакты