Коммунальное государственное учреждение "Общеобразовательная школа…
КГУ "ОШ имени Григория Потанина"
Вопрос-ответ
Всего ответов: 249
Новых вопросов: 2
7 ноября 2012 года на собрании МО прошел семинар для классных руководителей на тему «Насилие в семье».

 

 

 

 

 

Семенар

 

Для педагогов

 

 

 

На тему: «Насилие в семье»

 

 

 

 

Карагандинской средней общеобразовательной школы № 63.

 

 

Педагога-психолога

Спиридоновой Татьяны Викторовны

 

 

 

 

 

 

 

 

Караганда 2012

Цель:Ознакомить преподавателей с последствиями жестокого обращения с детьми.

Задачи:

1)     Дать характеристику видам и формам насилия над детьми.

2)     Проведение тренинга с преподавателями «Ладонь».

3)     Рассмотреть виды работы с детьми подвергшихся жестокому обращению.

4)     Групповой рисунок «Оберег»

5)     Обратная связь

 

План

Приветствие

Теоретическая часть- проблема насилия в жизни ребенка, статистика по Казахстану.

Упражнение- «Ладонь»

Теоретическая часть – классификация форм жестокого обращения с детьми.

Упражнение – ролевая игра « Мифы наказания».

Теоретическая часть – правовая защита ребенка от насилия и жестокого обращения.

Упражнение – рисунок «Оберег».

Прощание.

 

 

Детство– это важнейший период человеческой жизни и одним из самых сложных препятствий в актуализации проблемы жестокого обращения с детьми и работе с ней является недостаток объективной информации о степени распространенности и причинах применения негуманных способов воспитания в семье.

 

Из истории

Упоминания о жестокостях к детям в различных литературных источниках встречаются до II в. н.э.

Ø     детей убивали в ритуальных целях: считалось, что убитый ребенок может помочь бесплодным женщинам справиться с болезнями, обеспечить здоровье и молодость;

Ø      их хоронили под фундаментом здания, чтобы сделать его прочнее;

Ø     детей продавали и покупали.

 

 

Научными исследованиями установлено, что:

§        В Казахстане 78% детей от 2 до 14 лет (а их около 4 миллионов) подвергаются психологическому или физическому наказанию со стороны своих родителей, других членов семьи или воспитателей. Из них 18% детей (в основном дошкольного возраста) испытывают суровые виды насилия.

§        С 2008 года в республике действует 211 телефонов доверия и 162 детские общественные приемные. За последний год только на телефон доверия в Алматы поступило более 20 тысяч звонков, 40% из них — от детей.

 

Основная причина жестокого обращения с детьми - внутренняя агрессивность – эмоциональное состояние, возникающее как реакция на переживание непреодолимости каких-то барьеров или недоступность чего-то желанного.

 

Американский врач С. Кемп и его сотрудники в 1962 г. описали «синдром избиваемого ребенка»:

o       сломанные кости;

o       кровотечения;

o       ссадины;

o       синяки.

Ученый-психолог Д. Гилл разделил детей - жертв жестокого обращения на несколько возрастных групп:

первая - от 1 года до 2 лет;

вторая - от 3 до 9 лет (число случаев удваивается);

третья - с 9 до 15 лет (частота снова понижается, пока не достигается исходный уровень, а после 16 лет постепенно совсем исчезает).

 

 

Упражнение «Ладонь»

 

Разбиться на пары. Один выполняет роль – родителя, другой роль – ребенка. Родитель кладет на голову ребенка свою ладонь, а ребенок родителям.

Родитель кладет и бережно, без усилий водит ребенка по комнате. Рефлексия

 

Виды насилия над детьми в семье

 

•         физическое насилие;

•         пренебрежение;

•         сексуальное насилие;

•         психологическое жестокое обращение.

 

 

Пренебрежение

Пренебрежение  основными нуждами ребенка (моральная жестокость) -это   отсутствие   со   стороны  родителей  или  лиц,  их  заменяющих, элементарной   заботы  о  нем,  а  также  недобросовестное  выполнение обязанностей  по  воспитанию ребенка, в результате чего его здоровье и развитие нарушаются.

Чаще  всего  пренебрегают  основными  нуждами  детей родители или лица,  их  заменяющие:  алкоголики,  наркоманы;  лица  с  психическими расстройствами;   юные   родители,   не   имеющие   опыта   и  навыков родительства;  с низким социально-экономическим уровнем жизни; имеющие хронические    заболевания,   инвалидность,   умственную   отсталость; перенесшие жестокое обращение в детстве; социально изолированные.

Последствия пренебрежения

Внешние проявления:

•         утомленный сонный вид, бледное лицо, опухшие веки;

•         у грудных детей обезвоженность, опрелости, сыпи;

•         одежда неряшливая, не соответствует сезону и размеру ребенка;

•         нечистоплотность, несвежий запах.

Физические признаки:

•         отставание в весе и росте от сверстников;

•         педикулез, чесотка; 

•          частые  "несчастные случаи", гнойные и хронические инфекционные заболевания;

•         запущенный кариес;

•         отсутствие надлежащих прививок;

•         задержка речевого и психического развития.

Особенности поведения:

•         постоянный  голод и жажда: может красть пищу, рыться в отбросах и т.п.;

•         неумение играть;

•         постоянный поиск внимания/участия;

•         частые пропуски школьных занятий; 

•         крайности  поведения: инфантилен или принимает роль взрослого и ведет   себя   в  "псевдовзрослой"  манере;  агрессивен  или  замкнут, апатичен;  гиперактивен  или  подавлен; неразборчиво дружелюбен или не желает и не умеет общаться; 

•         склонность к поджогам, жестокость к животным; 

•          раскачивание, сосание пальцев и пр.

 

 

Психологическое насилие

 

Эмоциональным (психологическим) насилием является однократное или хроническое  психическое  воздействие на ребенка или его отвержение со стороны  родителей  и  других  взрослых,  вследствие  чего  у  ребенка нарушаются   эмоциональное   развитие,   поведение   и  способность  к социализации.

К психологическому насилию относится

q    угрозы  в  адрес  ребенка,  проявляющиеся в словесной форме без применения  физической  силы;

q    оскорбление и унижение его достоинства;

q    открытое неприятие и постоянная критика;

q    лишение   ребенка  необходимой  стимуляции,  игнорирование  его основных нужд в безопасном окружении, родительской любви;

q    предъявление к  ребенку  чрезмерных требований, не соответствующих его возрасту или возможностям;

q    однократное грубое психическое воздействие, вызвавшее у ребенка психическую травму;

q    преднамеренная   изоляция   ребенка,   лишение  его  социальных контактов;

q    вовлечение   ребенка   или   поощрение  к  антисоциальному  или деструктивному поведению (алкоголизм, наркомания и др.).

Особенности       детей,       подвергающихся      эмоциональному (психологическому) насилию:

v    задержка психического развития;

v    невозможность сконцентрироваться, плохая успеваемость;

v    низкая самооценка;

v    эмоциональные   нарушения   в   виде   агрессии,  гнева  (часто обращенных против самого себя), подавленное состояние; 

v    избыточная потребность во внимании;

v    депрессия, попытки суицида;  

v    неумение  общаться  со  сверстниками  (заискивающее  поведение, чрезмерная уступчивость или агрессивность); 

v    ложь,  воровство, девиантное (или "отклоняющееся", асоциальное)поведение; 

v    нервно-психические  и  психосоматические  заболевания: неврозы, энурез,  тики,  расстройства сна, нарушения аппетита, ожирение, кожные заболевания, астма и др.).

Группы риска детей по эмоциональному насилию

ü     дети   от   нежеланной   беременности,   похожие  на  нелюбимых родственников жены или мужа; 

ü     дети раннего возраста; 

ü     дети-инвалиды, дети с наследственными заболеваниями или другими особенностями;

ü     дети  из  семей  с  деспотичным,  авторитарным,  контролирующим стилем воспитания и взаимоотношений; 

ü     дети  из  семей,  где  внутрисемейное  насилие  является стилем жизни;

ü     дети,  родители  (или  один  из  родителей) которых употребляют алкоголь, наркотики, страдают депрессией;   

ü     дети,   в   семье   которых   много  социально-экономических  и психологических проблем.

Особенности   поведения   взрослых,   совершающих   эмоциональное насилие

q    не утешают ребенка, когда тот в этом нуждается; 

q    публично оскорбляют, бранят, унижают, осмеивают ребенка;

q    сравнивают   с  другими  детьми  не  в  его  пользу,  постоянно сверхкритично относятся к нему; 

q    обвиняют  его  во всех своих неудачах, делают из ребенка "козла отпущения" и пр.

 

 

Сексуальное насилие над детьми

Сексуальное насилие над детьми американские исследователи определяют как любой сексуальный опыт между ребенком до 16 лет (по отдельным источникам - до 18 лет) и человеком, который старше его по крайней мере на 5 лет. Данный вид насилия характеризуется или как вовлечение зависимых, психически и физиологически незрелых детей и подростков в сексуальные действия, нарушающие общественные табу семейных ролей, которые они еще не могут полностью понять и на которые не в состоянии дать осмысленного согласия. Сексуальное насилие рассматривается как вариант особо жестокого обращения с детьми.

Сексуальное насилие чаще всего происходит в семьях, где:

q    патриархально-авторитарный уклад;

q    плохие   взаимоотношения   ребенка  с  родителями,  особенно  с матерью;

q    конфликтные отношения между родителями;

q    мать ребенка чрезмерно занята на работе;

q    ребенок долгое время жил без родного отца;

q    вместо родного отца - отчим или сожитель матери; 

q    мать  имеет  хроническое заболевание или инвалидность и подолгу лежит в больнице;

q    родители  (или один из них) являются алкоголиками, наркоманами, токсикоманами;

q    родители (или один из них) имеют психические заболевания;

q    мать в детстве подвергалась сексуальному насилию и т.п.

 

 

 

Физическое насилие

Физическое  насилие  -  это  преднамеренное нанесение травм и/или повреждений ребенку, которые вызывают серьезные (требующие медицинской помощи)  нарушения  физического,  психического  здоровья, отставание в развитии

Чаще всего это происходит в семьях, где:

q    убеждены,  что физическое наказание является методом выбора для воспитания детей;

q    родители  (или один из них) являются алкоголиками, наркоманами, токсикоманами;

q    родители (или один из них) имеют психические заболевания;

q    нарушен   эмоционально-психологический  климат  (частые  ссоры, скандалы, отсутствие уважения друг к другу);

q    родители  находятся  в  состоянии  стресса  в  связи со смертью близких, болезнью, потерей работы, экономическим кризисом и др.;

q    родители   предъявляют   чрезмерные   требования  к  детям,  несоответствующие их возрасту и уровню развития;

q    дети  имеют  особенности:  недоношенность  в  анамнезе, наличие соматических    или   психических   заболеваний;   они   гиперактивны, неусидчивы

Физическое насилие проявляется как:

q    удары по лицу;

q    тряски, толчки;

q    затрещины,

q    удушения,

q    пинки;

q    заключение в запертом помещении, где они удерживаются силой;

q    избиение ремнем, веревками;

q    нанесение увечий тяжелыми предметами, даже ножом.

Наиболее часто физическому насилию в семье подвергаются дети, имеющие физические или психические отклонения, недоношенные, с малым весом при рождении, так как обычно они более раздражительны, больше плачут, менее привлекательны внешне

Распознание факта физического насилия над ребенком

Характер повреждений:

q    синяки,   ссадины,   раны,  следы  от  ударов  ремнем,  укусов, прижигания  горячими  предметами, сигаретами, располагающиеся на лице, теле, конечностях;

q    ожоги  горячими  жидкостями  кистей  и  ног в виде перчатки или носка (от погружения в горячую воду), а также на ягодицах;

q    повреждения  и  переломы  костей,  припухлость  и болезненность суставов;

q    выбитые  и  расшатанные  зубы,  разрывы  или  порезы во рту, на губах;

q    участки облысения, кровоподтеки на голове;

q    повреждения внутренних органов

 

Особенности психического состояния и поведения ребенка, позволяющие заподозрить физическое насилие, в зависимости от возраста ребенка.

Младший школьный возраст:

•         стремление скрыть причину повреждений и травм;

•         одиночество, отсутствие друзей;

•         боязнь идти домой после школы;

Подростковый возраст:

•         побеги из дома;

•         суицидальные попытки;

•         делинквентное поведение;

•         употребления алкоголя, наркотиков.

 

 

Упражнение – ролевая игра «Мифы наказания»

 

Разбиться на пары. Каждой паре ту или иную ситуацию. Один доказывает, что это не так, а другой доказывает обратное.

Ситуации:

 Рефлексия в круг.

Мифы

Факты

 

Дети чаще подвергаются насилию в со­циально не­благополуч­ных семьях

Насилие в семье не ограничивается определен­ными социальными группами или слоями насе­ления. Оно может присутствовать и в семьях с высоким уровнем образования и доходов. Соци­ально неблагополучные семьи более прозрачны, проблемы ребенка из такой семьи заметны окру­жающим и представителям органов власти. Се­мьи с высоким доходом более закрыты, и рядом с ребенком, страдающим от насилия в «социаль­но благополучной» семье, нет никого, кто бы мог за него заступиться. Внешнее благополучие се­мьи не является гарантией безопасности ребенка.

Физические наказания мо­гут пойти ре­бенку на пользу

Физические наказания оставляют в детях чувства страха и унижения и желание отомстить. Они усиливают состояние ярости и фрустрации, при этом прививаемые таким путем нравственные нормы и ценности не усваиваются и не становят­ся внутренними ценностями. Наказание заставля­ет ребенка скрывать внешние проявления неже­лательного поведения, но не устраняет его. Роди­тели, физически наказывающие детей, служат для них примером агрессивности.

Словесные и эмоциональные оскорбления не так плохи, как физические (телесные).

 

Словесные и эмоциональные оскорбления, задевающие человеческие чувства, так же болезненны, как физические оскорбления. Они разрушают достоинство личности и могут привести к самоубийству

 

Словесное и эмоциональное наказание не влияет на формирование личности человека.

 

 

 

атмосфера психологического насилия приводит к эмоциональной травме, лишает самоуважения и порождает мысль о неполноценности, и это переносится во взрослую жизнь. Грубое слово – обидно, насмешки – унизительны. Если поучения и критика исходят от людей, обладающих властью над тобой, ты становишься беспомощным, не можешь принимать решения. Словесное и эмоциональное наказание приводит к снижению самооценки, возникновению чувства тревоги, может препятствовать развитию чувства уважения к другим людям как у ребенка или подростка, так и у взрослого.

 

изнасилование совершается внезапно, в плохих районах, в темных переулках, незнакомцами

Согласно статистическим данным небольшой процент насилия над детьми со­вершается вне дома; 20% насильников — это родители, 20% — близкие родственники (братья, сестры, мачехи/отчимы, дяди, тети). 45% насильников — это хорошо знакомые ребенку люди — друзья дома, соседи, репетиторы, помощники по дому.

Из зарегистрированных изнасилований 50% совершено днем, в домах, в благополучных районах

Большинство изнасилований планируется. Во многих случаях насильниками являются родственники, друзья или знакомые жертвы

 

 

 

 

Основными  особенностями  поведения  родителей или опекунов, если они избивают детей, являются:

•         противоречивые, путаные объяснения причин травм у детей;

•         обвинение в травмах самого ребенка;

•         позднее обращение или не обращение за медицинской помощью;

•         отсутствие  эмоциональной  поддержки  и  ласки  в  обращении  с ребенком;

•         неспровоцированная агрессия по отношению к персоналу;

•         большее  внимание  собственным  проблемам,  нежели  имеющимся у ребенка повреждениям.

 

 

Последствия жестокого обращения с детьми в семье

ü     уход в религиозные секты;

ü     объединения в неформальные группы с криминальной и фашисткой направленностью;

ü     агрессивное, преступное поведение детей;

ü     сбежавшие из дома дети умирают от голода и холода, становятся жертвами других детей, также сбежавших от домашнего насилия и др.

 

 

Защита детей государством

v    Закон о правах ребенка;

v    Кодекс Республики Казахстан от 26 декабря 2011 года «О браке (супружестве) и семье»;

v    Закон Республики Казахстан от 04.12.2009 N 214-4 "О профилактике бытового насилия"

v    Законодательством предусмотрено обеспечение ребенком правом на охрану здоровья, в том числе оказание ему квалифицированной медицинской помощи (статьи 8,37,38 ЗРК «О правах ребенка», статья 48 ЗРК «Об образовании», статья 26,30 Трудового кодекса РК).

v    Закон о правах ребенка в РК (ст.10 п.2)- государство обеспечивает личную неприкосновенность ребенка, осуществляет его защиту от физического и (или) психического насилия, жестокого, грубого или унижающего человеческое достоинство обращения, действий сексуального характера, вовлечения в преступную деятельность и совершения антиобщественных и иных действий»;

v    Государство гарантирует неприкосновенность ребенка от применения к нему насилия. Согласно статьи 10 Закона РК «О правах ребенка в РК» государство обеспечивает лич­ную неприкосновенность ребенка, осуществляет его защиту от физического и (или) психического насилия, жестокого, грубого или унижающего человеческое достоинство обращения и действий сексуального характера, вовлечения в преступную деятельность и совершения антиобщественных действий и иных видов деятельности, ущемляющих закрепленные Конс­титуцией Республики Казахстан права и свободы человека и гражданина.

 

 

Наказания для лиц, виновных в насилии в отношении детей?

 

•         Законодательством РК привлекаются к ответственности лица:

•         - родители, виновные в насилии или жестоком обращении в отношении детей (подпункты 1), 3), 4) пункта 1, пункт 2 статьи 67 Закона РК «О браке и семье»).

•         - лица, совершившие правонарушения, посягающие на права несовершенно­летних (статьи 111-117  главы 12 КоАП РК).

•         Для защиты детей от преступных форм физического, психического и сексуального насилия используются нормы уголовного законодательства(пункт «ж» статьи 54 Уголовного кодекса РК; статья 119 Уголовного кодекса РК).

•         Уголовный кодекс Республики Казахстан, введенный в действие с 1 января 1998 года, содержит отдельную главу «Преступления против семьи и несовершеннолетних», включающую 10 составов преступлений, которые могут быть совершены против детей (статьи 131,132,132-1, 133, 134, 135, 136,138,139 главы 2 Уголовного кодекса РК)

Законодательные положения, которые касаются всех форм насилия, включая физическое, сексуальное и психологическое насилие, нанесение телесных повреждений, жестокое обращение, недосмотр, плохое обращение и сексуальную эксплуатацию детей в
доме и семье.

 

•         Закон РК «О браке и семье» (ст. 67) родители привлекаются к ответственности за жестокое обращение в отношении детей вплоть до лишения родительских прав;

•         Уголовный кодекс РКст. 119 УК РК - оставления детей без надзора, создания угрозы его жизни или здоро­вью, оставление в опасности, уклонение родителей и иных воспитателей ребенка от выполнения обязанностей по воспитанию, сопряженное с жестоким обращением с ребенком.

•         УПК РК (ст.49)предусматривает ответственность родителей или представителей за причинение вреда физическому и психическому здоровью ребенка, его нравственному развитию, а также способам воспитания ребенка, исключающее жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обраще­ние, оскорбление или эксплуатацию ребенка, а также за применение телесных наказаний;

 

 

Как помощь детям разобраться с их чувствами?

1.     Дети показывают свои страдания и волнения при помощи своего поведения - сверхчувствительного, замкнутого или шаловливого. Дайте ребенку дополнительную поддержку, подбодрите его/ее и будьте терпимыми, когда он/она находится в стрессовом состоянии.

2.     Будьте чуткими к чувствам, которые ребенок вербально или невербально выражает.

3.     Помогите детям научиться говорить о своих чувствах вместо того, чтобы ребенок просто замкнулся, научите разрешать проблемы словесно, а не физическим методом.

4.     Проводите беседы о чувствах, выражая Ваши собственные переживания, замечайте чувства ребенка ("Мне становится грустно, когда я спорю со своими друзьями, возможно и тебе тоже").

5.     Детей младшего возраста необходимо научить понимать свои чувства. Это помогает им войти в эмоции, более точно распознать их и справиться с ними. (Ребенку младшего возраста: "Думаю, что ты плачешь потому, что ты устал(а)" или "Я знаю, что Маша забрала твой мяч и тебя это расстроило").

6.     Помогите детям научиться успокаиваться самостоятельно, когда они расстроены. Например, иногда ребенку постарше необходимо просто немного времени побыть одному.

7.     Убедите ребенка, что у всех детей возникают реакции на определенные ситуации ("Иногда дети пугаются и это нормально", "если что-то не работает, это тебя раздражает").

8.     Иногда детям легче ответить на комментарий, чем на прямой вопрос, если что-то не так. ("Гм, ты выглядишь немного расстроенным. Наверно, ты думаешь о своей мамочке").

9.     Бывает так, что детям легче комментировать чувства ребенка в контексте чувств большинства детей ("Большинству детей становится страшно и грустно, когда их папа и мама ссорятся").

 

 

Несколько советов, что необходимо делать.

МЛАДШИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ: Регрессивные поступки особенно распространены в этом возрасте. Дети могут стать более замкнутыми и/или более агрессивными. На них, в особенности, могут действовать потеря подаренных предметов или домашних животных. Должны поощряться вербализация их опыта и ведение игр. Пока привычные ожидания могут отойти на задний план, необходимо поставить цель, которая должна как можно быстрее возобновить нормальное функционирование.

ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ: Реакции сверстников очень важны для этой возрастной категории. Дети нуждаются в одобрении со стороны их друзей, для них важно, чтобы их чувства и страхи были обычными. Беспокойство и напряжение могут проявиться в виде агрессии, бунта, замкнутости. У детей этого возраста может возникнуть так называемая "вина спасенного". Групповые обсуждения со сверстниками и взрослыми очень эффективны для уменьшения чувства изоляции и нормализации детских чувств. Также полезно возобновление групповой активности, обычного образа жизни и занятия спортом, которые могут помочь снять напряжение.

ЮНОШЕСКИЙ ВОЗРАСТ: Большая часть активности и интересов детей этого возраста сконцентрирована на сверстниках. Страх перед тем, что чувства и реакции могут быть необычными, и не восприняты, может подтолкнуть подростков к замыканию в себе или депрессии. Психосоматические реакции широко распространены. Подросток может быть недоволен нарушением его распорядка, а также раздражаться из-за того, что иногда в обществе на него не возлагают обязанности как на взрослого человека. Раздражение, злость или вина могут проявляться в безответственных поступках. Необходимо поощрять подростков в том, чтобы они поддерживали отношения с друзьями и участвовали в спортивной и общественной жизни. Очень полезны в нормализации их чувств групповые обсуждения. Их необходимо поощрять и стимулировать, участвовать в общественной жизни (чтобы уметь правильно реагировать на проявления насилия).

 

 

 

 

 

Если ребенок (подросток) сообщает, что подвергается насилию, то:

•         поверьте ему.Он не будет лгать о пережитом издевательстве, особенно если он рассказывает очень эмоционально, с подробностями, эмоции соответствуют пережитому состоянию;

•         не осуждайте его.Ведь совершил насилие другой человек, а пострадал ребенок;

•         внимательно, спокойно и терпеливо выслушайте его, показывая, что понимаете всю тяжесть его страдания;

•         не преуменьшайте его боли, говоря, что "не случилось ничего страшного, все пройдет...";

•         не отвергайте его: если он, обратившись к вам, встретит осуждение, страх, гнев, то это может нанести ему более глубокую рану, чем само насилие.

 

 

Если ребенок говорит об этом в классе:

•         Покажите, что вы приняли это к сведению (например: «Это очень серьезно. Давай мы с тобой поговорим об этом позже»), и смените тему.

•         Организуйте разговор с ребенком наедине и чем скорее, тем лучше (на ближайшей перемене).

 

 

 

После раскрытия:

 

•         Поговорите с коллегой или с кем-нибудь, кому вы дове­ряете, о своих чувствах. Такие случаи всегда тяжело пережива­ются. Вам тоже нужна поддержка.

•         Узнайте, сможете ли вы получить информацию о сос­тоянии расследования, о принятых мерах и т.д., и если сможете, то как.

•         Поддерживайте связь с ребенком, которому необходима постоянная поддержка (например, скажите ему: «Если захо­чешь поговорить, я в твоем распоряжении»).

•         Уважайте право ребенка на уединение, не выдавая его другим школьным работникам и ученикам.

•         Помните, если вы подозре­ваете, что ребенок подвергся любому насилию, вы ответст­венны перед законом и должны сообщить об этом.

 

 

Последовательность действий педагога образовательного учреждения

 

•         Постараться разговорить ребенка, установить контакт, доверительные отношения с ним, оказать эмоциональную поддержку. Здесь необходимо учесть, что взрослый должен продемонстрировать по отношению к ребенку интерес, дружелюбие, искренность, теплоту и эмпатию. В таком случае ребенок почувствует, что данный человек действительно слышит и понимает его мысли и чувства.

·     Осмотреть повреждения. Не отправлять домой, если он боится туда возвращаться

·     Если нет возможности устроить его на ночлег к родственникам или в другое безопасное место необходимо обратиться:

·     - в милицию или прокуратуру, если действия родителей являются преступными. Чаще всего имеет место сочетание ненадлежащего исполнения обязанностей по воспитанию ребенка с жестоким обращением;
- в травмпункт или другое медицинское учреждение, чтобы зафиксировать травмы;
- в орган опеки и попечительства по месту фактического проживания ребенка, если родители относятся к группе риска по алкоголизму, наркомании или психическим заболеваниям и невозможно их обучить родительским навыкам;

·     на консультацию к психологу, социальному педагогу с целью:
проведения диагностического обследования ребенка и всей семьи (установление причин имеющихся у ребенка нарушений: домашнее насилие, алкоголизм, наркомания, асоциальное поведение родителей, психические заболевания);
организации и проведения блока коррекционных занятий с ребенком и родителями по обучению навыкам адекватного взаимодействия в условиях семейного воспитания;
обучения родителей ненасильственным методам воспитания, приемам релаксации и способам снятия нервно-психического напряжения.

 

 

 

 

Упражнение – рисунок  «Оберег»

 

Каждый рисует свой рисунок о мире без жестокости.

 

 

 

Прощание.

Взяться за руки. Цитаты « Наши руки должны использоваться для ласки, поглаживания, а не для шлепков и тычков». «Поднимите руки не для наказания, а для того, чтобы приласкать ребенка». Все закрывают глаза и прислушиваются к своему дыханию, к дыханию вселенной.

Авторство: