КГУ ОШ№61
Дискуссионный практикум: «Основы общественного порядка»
8-11 классов
Каригулова С.С
Абдразхманова А.Ж
Цель
• Формирование осознания учащимися, отсутствия прав без обязанностей и обязанностей без прав;
• развитие познавательной деятельности у учащихся;
• формирование правовой культуры и правового сознания детей.
• провести беседу со старшеклассниками о проблеме противодействия коррупции и методов её предупреждения;
• воспитывать правовое сознание и повысить правовую культуру учащихся;
• выработать активную гражданскую позицию
В мероприятии приняли участие 8-11классы. В ходе дискуссии учащиеся ознакомились с программой Антикоррупционной стратегии Республики Казахстан на 2015-2025 годы и противодействию теневой экономике, пришли к выводу о том, что достижение целей Стратегии «Казахстан-2050» возможно только бескомпромиссной борьбой с коррупцией.
Перед участниками были поставлены несколько конкретных вопросов- проблем:
1. Каковы причины появления коррупции?
2. Раскройте понятие «Нулевая терпимость»
3. Каким будет государство без коррупции?
4. Определиться с понятиями “право” и “права”.
7 Выделить основные права человека-гражданина, учащегося - подростка.
С докладом выступили члены добровольного клуба Адал Урпак –
Барсук Т ученица 11 «Б» класса с темой «Что нужно знать о коррупции» Адасова А.-10 а раскрыла понятие «Нулевая терпимость к административным правонарушениям» Ученица 9 «А» класс Турсунова А прочла доклад на тему «Баланың қүқұғы»
Был вынесен на обсуждение вопрос «Каким будет государство без коррупции?»
Участники дискуссионного практикума активно обсуждали проблему коррупции в стране, ознакомились со Антикоррупционной стратегией РК, ознакомились с понятиями «теневая экономика», «нулевая терпимость».
Программа Антикоррупционной стратегии Республики Казахстан на 2015 –2025 годы
Стратегия «Казахстан-2050»: Новый политический курс состоявшегося государства» возводит коррупцию в ранг прямой угрозы национальной безопасности и нацеливает государство и общество на объединение усилий в борьбе с этим негативным явлением.
3.2. Задачи Стратегии:
противодействие коррупции в сфере государственной службы;
внедрение института общественного контроля;
противодействие коррупции в государственном и частном секторе;
предупреждение коррупции в судах и правоохранительных органах;
формирование уровня антикоррупционной культуры;
развитие международного сотрудничества по вопросам противодействия коррупции.
Цель и задачи Стратегии направлены на достижение целей Стратегии «Казахстан-2050», учитывают положения программы Партии «Hұp Отан» по противодействию коррупции на 2015-2025 годы, а также предложения и мнения других общественных объединений.
Главный стратегический документ нашей страны, отражающий принципиальную позицию Казахстана по этому важному вопросу, служит основой антикоррупционной политики государства в предстоящие годы.
Общеизвестно, что коррупция ведет к снижению эффективности государственного управления, инвестиционной привлекательности страны, сдерживает поступательное социально-экономическое развитие.
Казахстан с первых дней государственной независимости целенаправленно и поэтапно следует курсу на создание эффективных, соответствующих мировым стандартам, институтов и механизмов противодействия коррупции.
В нашей стране действует современное антикоррупционное законодательство, основой которого являются законы «О борьбе с коррупцией» и «О государственной службе», реализуется ряд программных документов, образован специальный уполномоченный орган, комплексно реализующий функции в сфере государственной службы и противодействия коррупции, активно осуществляется международное сотрудничество в сфере антикоррупционной деятельности.
Приняты комплексные меры по развитию сферы государственных услуг и информатизации работы государственного аппарата, сокращающие прямые контакты чиновников с гражданами и минимизирующие условия для коррупционных явлений.
Предпринимаемые меры по повышению уровня жизни граждан, росту национальной экономики, улучшению условий ведения бизнеса, правовой грамотности и социальной активности населения, внедрению электронного правительства, позволившие Казахстану войти в число 50-ти наиболее конкурентоспособных стран мира, также создают предпосылки для формирования культуры законопослушания и общепринятых антикоррупционных моделей поведения.
В этой связи на данном этапе есть необходимость принятия нового программного документа государства, определяющего стратегию противодействия коррупции (далее - Стратегия или Антикоррупционная стратегия).
В таком документе ведущая роль должна отводиться комплексным мерам превентивного характера, способным коренным образом сократить уровень коррупции, искоренить причины и условия, ее порождающие в разных сферах жизни государства и общества. То есть акцент должен быть сделан на устранение предпосылок коррупции, а не на борьбу с ее последствиями.
Повышение конкурентоспособности национальной экономики предполагает также приоритетность мер по устранению административных барьеров на пути развития бизнеса, эффективную защиту прав и законных интересов отечественных и иностранных предпринимателей, работающих в Казахстане, от любых коррупционных проявлений.
В целом такая Стратегия должна охватывать основные сферы жизнедеятельности государства и общества, предусматривать разработку и осуществление комплекса разносторонних и последовательных антикоррупционных мер и, тем самым, обеспечить максимальное снижение коррупции на всех уровнях государственной власти, а также в частном секторе, сформировать нетерпимое отношение казахстанских граждан к этому социальному злу.
При этом определяемые Стратегией базовые направления не могут быть раз и навсегда данными. Они должны корректироваться по мере выполнения отдельных мероприятий и с учетом результатов глубокого анализа явления коррупции, ее причин, мотивации коррупционного поведения, серьезной и объективной оценки состояния дел в сфере борьбы с коррупцией.
Ключевые направления, основные подходы и приоритетные меры:
Противодействие коррупции в сфере государственной службы
Внедрение института общественного контроля Противодействие коррупции в государственном и частном секторе Предупреждение коррупции в судебных и правоохранительных органах Формирование уровня антикоррупционной культуры Развитие международного сотрудничества по вопросам противодействия коррупции
2.1. Положительные тенденции в сфере противодействия коррупции
На предыдущих этапах развития казахстанского государства были достигнуты общепризнанные результаты, наметились очевидные положительные тенденции в деле противодействия коррупции, усиление и развитие которых станет залогом успешной реализации настоящей Антикоррупционной стратегии на современном этапе развития страны.
Казахстан одним из первых в СНГ принял Закон «О борьбе с коррупцией», определивший цели, задачи, основные принципы и механизмы борьбы с этим негативным явлением.
Начиная с 2001 года реализуются государственные программы по борьбе с коррупцией, в рамках которых принимаются конкретные меры по устранению причин и условий возникновения коррупционных проявлений.
Действующий с 1999 года Закон «О государственной службе» и утвержденный Главой государства в 2005 году Кодекс чести государственных служащих создали основу для формирования в Казахстане профессионального государственного аппарата, построенного на принципах подотчетности, прозрачности и меритократии.
Создан специальный государственный орган, объединяющий в себе регуляторные и правоохранительные функции в сфере государственной службы и противодействия коррупции. Он призван не только регулировать вопросы организации и прохождения государственной службы и мониторинга чистоты государственного аппарата, но и наделен функцией предупреждения и профилактики коррупции, а также уголовного преследования лиц, совершивших коррупционные преступления.
При этом предупредительно-профилактическая деятельность является приоритетной для вновь созданного органа.
Успешно реализуется принцип неотвратимости наказания. Чиновники, уличенные в совершении коррупционных деяний, невзирая на занимаемые должности и ранги, несут ответственность по всей строгости закона.
Уголовно-правовая политика обеспечивает жесткую ответственность должностных лиц за совершение ими коррупционных преступлений.
Необходимость суровой ответственности за коррупционные преступления предусмотрена Концепцией правовой политики Республики Казахстан на период с 2010 до 2020 года.
Такой принципиальный подход реализован в новом Уголовном кодексе. Так, на лиц, совершивших коррупционные преступления, не будет распространяться срок давности, установлен запрет на условное осуждение, введен пожизненный запрет на право занимать должности на государственной службе.
Антикоррупционное законодательство дополнено нормами по конфискации имущества, добытого преступным путем, персональной ответственности руководителей за противодействие коррупции.
Созданы условия для беспрепятственного информирования гражданами о фактах коррупции, в том числе за счет телефонов доверия и веб-сайтов государственных органов.
Повышается уровень автоматизации государственных закупок, что способствует формированию конкурентной среды, прозрачному и эффективному освоению бюджетных средств.
В негосударственном секторе экономики созданы благоприятные условия для ведения предпринимательской деятельности, трудоустройства и обеспечения занятости населения.
В целом принятие названных мер позволило Казахстану по уровню антикоррупционной деятельности занять одну из лидирующих позиций как в центрально-азиатском регионе, так и среди стран СНГ.
Теневая экономика — это экономические взаимоотношения граждан общества, развивающиеся стихийно, в обход существующих государственных законов и общественных правил. Доходы этого предпринимательства скрываются и не является налогооблагаемой экономической деятельностью. По сути, любое предпринимательство, результатом которого является сокрытие доходов от государственных органов, или уклонение от уплаты налогов, может считаться теневой экономической деятельностью.
Причины теневой экономики в Казахстане.
Причины возникновения теневой экономики непосредственно связаны с уровнем социально-экономического развития страны. Их можно разделить на три основные группы:
Институциональные
Социально-культурные
Экономические
Экономические причины теневой экономики. 1. Неравномерное развитие различных секторов, инфляция, резкие колебания обменных курсов и т.п.
2. Государство не может регулировать эти явления и создавать благоприятные условия для функционирования предпринимательства.
3. В периоды кризисов, когда нарушается равновесие рыночного хозяйства, теневая экономика получает дополнительный толчок для своего развития. Вместе с тем, текущий дисбаланс создает предпосылки для развития теневого сектора по следующим причинам: 1) чрезмерная зависимость приводит к таким негативным последствиям, как высокая концентрация трудовых ресурсов и капитала в добывающей промышленности, однако спрос на трудовые ресурсы ограничен, что ведет к росту безработицы; 2) Казахстан в основном охватывает нишу низкой или средней добавочной стоимости (низких переделов в цепочке добавленной стоимости); 3) производственный сектор Казахстана имеет сравнительно небольшой уровень местного содержания. Например, несмотря на большие объемы производства стали, страна импортирует большие объемы стали из России (специальные стали, инструментальные стали и т.д.). Большинство товаров и услуг, приобретаемых национальными компаниями и горнодобывающими компаниями, также импортируются. Тем самым, мы сужаем возможности диверсификации; 4) Казахстан традиционно является аграрной страной, так как 45 % населения проживает в сельской местности. Его обширные территории дают огромный потенциал для развития сельскохозяйственного сектора. Однако этот потенциал не задействован полностью.
Относительно низкий уровень доходов вынуждает часть населения искать дополнительный его источник в неформальном секторе (аренда жилья, частный извоз, торговля на рынках, ремонт жилья и бытовой техники, оказание услуг на дому и т.д.).
Надо также отметить, что, несмотря на значительный прогресс, уровень бедности в Казахстане все еще остается высоким, особенно в сельской местности. При этом в 2011 году наиболее высокий уровень бедности наблюдался в промышленно развитых областях – Мангистауской, Северо-Казахстанской и Южно-Казахстанской.
Группировка регионов по уровню бедности в 2017 году
Уровень бедности |
Наименование региона |
Низкий (1,7–3,5 %) |
города Астана и Алматы, Актюбинская, Карагандинская и Алматинская области |
Средний (4,5-6,2 %) |
Акмолинская, Атырауская, Восточно-Казахстанская, Жамбылская, Западно-Казахстанская, Костанайская, Кызылординская и Павлодарская области |
Высокий (8,4-11,6 %) |
Мангистауская, Северо-Казахстанская и Южно-Казахстанская области |