Утверждаю
Директор
КГУ «ОСШ № 20»
_______ Асанова Г.С.
Положение
о психолого-медико-педагогическом консилиуме КГУ «ОСШ № 20»
1. Общие положения
1.1. Психолого-педагогический консилиум (далее - Консилиум) является постоянно действующей формой взаимодействия специалистов службы психолого-педагогического сопровождения и участников образовательного процесса для обеспечения комплексного подхода к изучению особенностей и решению проблем развития и обучения учащихся с особыми образовательными потребностями организации образования.
1.2. Консилиум осуществляет свою деятельность непосредственно внутри организации образования.
1.3. Консилиум создается приказом руководителя организации образования и координируется председателем Консилиума.
1.4. Консилиум в своей деятельности руководствуется Конвенцией ООН о правах ребенка, действующими Законами Республики Казахстан «Об образовании», «О социальной и медико-педагогической коррекционной поддержке детей с ограниченными возможностями», «О правах ребенка», «О специальных социальных услугах» и настоящим Положением.
2. Цель и задачи Консилиума
2.1. Целью деятельности Консилиума является сопровождение образовательной системы, обеспечивающей необходимые условия для образования и развития детей с особыми образовательными потребностями, детей и подростков группы социального и педагогического риска с проблемами обучения и поведения в соответствии с их возрастными и индивидуальными возможностями.
2.2. Задачи Консилиума:
2.2.1. методическая поддержка, осуществляемая в ходе анализа результатов диагностико-консультационной и коррекционно-развивающей работы;
2.2.2. выявление характера и причин трудностей в обучении и поведении детей;
2.2.3. выявление потенциальных возможностей и творческих способностей ребенка, разработка рекомендаций воспитателю/учителю для обеспечения индивидуального подхода в процессе обучения и воспитания;
2.2.4. определение путей включения детей с особыми образовательными потребностями в соответствующие группы/классы;
2.2.5. выработка заключения об особенностях развития, здоровья и образования обучаемого для представления в психолого-медико-педагогическую консультацию;
2.2.6. обеспечение внутренней координации деятельности специалистов в комплексном психолого-педагогическом сопровождении детей;
2.2.7. консультативная помощь родителям, опекунам, попечителям;
2.2.8. формирование банка данных организации образования о детях и подростках, имеющих проблемы развития, обучения и поведения, представление информации с декретированным доступом и соблюдением конфиденциальности по официальному запросу соответствующих органов государственной системы защиты прав несовершеннолетних, профилактики их безнадзорности и правонарушений.
3. Принципы работы Консилиума
3.1. Принцип уважения к личности ребёнка и опоры на положительные качества.
3.2. Принцип максимальной педагогизации диагностики, интеграции психологического и педагогического знания.
3.3. Принцип закрытости информации. Диагноз или заключение консилиума не должны публично обсуждаться, чтобы не нанести моральный ущерб личности, например, снижение самооценки ребёнка, разрушение его взаимоотношений с взрослыми и сверстниками.
3.4. Принцип взаимодействия. Каждый специалист Консилиума, решая в сфере своей компетенции вопросы квалификации состояния и развития ребёнка, прогноза его возможностей в плане дальнейшего воспитания и обучения, вносит собственное понимание в целостную картину.
4.Функции Консилиума
4.1. Диагностическая:
4.1.1. выявление причин и характера отклонений в поведении и обучении;
4.1.2. изучение социальной ситуации развития, положения в коллективе;
4.1.3. определение потенциальных возможностей и способностей ребенка.
4.2. Сопровождающая:
4.2.1. защита интересов ребёнка, попавшего в неблагоприятные учебно – воспитательные или семейные условия;
4.2.2. выбор оптимальных форм обучения и психолого-педагогического сопровождения;
4.2.3. выявление и выработка мер по развитию потенциальных возможностей ребёнка как в условиях обучения в организации образования, так и методами семейного воспитания;
4.2.4. семейная реабилитация, смысл которой заключается в повышении статуса ребёнка перед родителями;
4.2.5. методическая поддержка учебно-воспитательного процесса, включающего активизацию познавательной деятельности детей, повышение уровня умственного и речевого развития, нормализацию учебной деятельности, коррекцию недостатков эмоционально-личностного развития и поведения;
4.2.6. выработка практических рекомендаций разным участникам образовательного процесса.
4.3. Воспитательная:
4.3.1. разработка стратегии педагогического воздействия на ребенка с особыми образовательными потребностями и индивидуальными возможностями;
4.3.2. интеграция воспитательных воздействий педагогического коллектива, родителей на ребенка;
4.3.3. обеспечение преемственности педагогических воздействий.
5. Организация работы консилиума
5.1. Заседания консилиума проводятся по мере необходимости, но не менее трёх обсуждений на каждого ребенка (с особыми образовательными потребностями и индивидуальными возможностями) в учебном году. В экстренных случаях заседание может проводиться вне плана.
5.2. Организация заседаний проводится в два этапа.
5.2.1. 1 этап – подготовительный: подготовка консилиума проводится каждым участником отдельно; осуществляется сбор, обобщение диагностических данных; формулируются предварительные выводы и рекомендации; диагностические данные анализируются по медицинским, психологическим, логопедическим, социологическим, педагогическим показателям.
5.2.2. 2 этап – основной: проводится обсуждение по итогам диагностики;
вырабатываются коллективное решение, рекомендации; вырабатываются заключения об особенностях развития, здоровья и образования учащегося с особыми образовательными потребностями.
5.3 Обсуждаемые вопросы и решение по ним фиксируются Протоколом заседания.
6. Состав Консилиума
6.1. Для эффективной и компетентной работы состав Консилиума должен быть достаточно гибок. Он включает в себя постоянных и временных участников.
6.1.1. Постоянные участники: председатель Консилиума (руководитель организации образования или заместитель руководителя по учебно-воспитательной работе), психолог, классные руководители, логопед, педагог-дефектолог, социальный педагог.
6.1.2. Временными участниками могут быть учителя-предметники, различные специалисты-консультанты, выступающие в качестве экспертов, инспектор по делам несовершеннолетних, воспитатель и др.
7. Документация по консилиуму и примерные образцы документов
7.1. Положение о психолого-педагогическом консилиуме организации образования.
7.2. Приказ о создании Консилиума в организации образования (Приложение 1).
7.3. План работы консилиума на текущий учебный год (Приложение 2).
7.4. Журнал записи детей на Консилиум (Приложение 3).
7.5.Журнал регистрации заседаний, заключений и рекомендаций Консилиума (Приложение 3).
7.6. Педагогическая характеристика, представления специалистов и заключение Консилиума (Приложения 4).
7.7 Документация по консилиуму и примерные образцы документов могут быть дополнены с учетом особенностей организации образования.
Приложение 1
Образец приказа
О создании психолого-педагогического консилиума в организации образования
В целях реализации комплексного, междисциплинарного подхода к решению проблем развития ребенка и обеспечения эффективности его обучения и адаптации в школе ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Создать психолого-педагогический консилиум, в качестве формы взаимодействия специалистов службы сопровождения и участников образовательного процесса, в составе:
__________________________________________________________________
(состав членов консилиума с указанием специальности)
2. Назначить председателем консилиума:
__________________________________________________________________
(Ф.И.О. с указанием должности)
3. Председателю психолого-педагогического консилиума вменить в обязанности организацию работы консилиума в соответствии с Положением о психолого- педагогическом консилиуме.
4. График работы консилиума определить в зависимости от режима организации образования.
5. Определить функциональные обязанности членов консилиума, учетную документацию и представлять дополнительный табель по результатам затраченного времени на обследование детей в составе консилиума.
6. Место проведения заседаний консилиума:
_________________________________________________________________
7. Контроль исполнения приказа возложить на
_________________________________________________________________
Руководитель организации образования ______________ ___________________