Программа информатизации школы
на 2020– 2024учебные годы
Информационно-образовательная среда
образовательного учреждения
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Наименование программы |
«Информационно-образовательная среда КГУ ОШ № 8, г. Караганда» |
|
Цели и задачи программы |
Цель:развитие уникальной информационной среды, предоставляющей широкий спектр возможностей всем участникам образовательного процесса школы и её социальным партнёрам для получения всесторонней своевременной информации, личностного и профессионального саморазвития. Задачи: - создание единого информационного пространство школы; - использование информационных технологий для непрерывного профессионального образования педагогов и активации учебного процесса; - повышение профессиональной компетентности в области ИКТ у работников образования путем создания индивидуальных траекторий развития |
|
Проекты программы |
«Единое открытое информационно-образовательное пространство» «Система электронного обучения» «ИКТ и учитель» |
|
Основные индикативные показатели программы |
показатель |
индикатор |
Укомплектованность школы компьютерами |
Кол-во учащихся на 1 компьютер 4,9 учащихся |
|
Скорость выхода пользователей в интернет |
Не более 6 Мб/с |
|
Количество педагогов, ведущих регулярно электронный журнал |
100% от общего числа педагогов |
|
Количество активных участников сетевых проектов |
30% от общего числа учащихся и педагогов |
|
Количество уроков с использованием ИКТ |
55% от общего количества уроков |
|
Проведение уроков в компьютерном классе |
20% от общего количества уроков |
|
Регулярное ведение электронного журнала |
100% наполняемости оценок |
|
Создание и ведение собственных дистанционных курсов для учащихся |
10% от общего числа педагогов |
|
Использование и апробация собственных ЦОР педагогами |
5% от общего числа педагогов |
|
Количество педагогов, использующих ИКТ на уроках |
30% от общего числа педагогов |
|
Количество педагогов, повысивших свою квалификацию в области ИКТ |
60% от общего числа педагогов |
|
Количество педагогов, повысивших свою квалификацию дистанционно |
5% от общего числа педагогов |
|
Количество педагогов, участвующих в сетевых сообществах |
30% от общего числа педагогов |
|
Количество педагогов, имеющих электронное портфолио |
30% от общего числа педагогов |
|
Сроки реализации программы |
2021 - 2024 учебные годы: 1 этап подготовительный: 2021 - 2022 г. 2 этап основной: 2022 - 2023 г. 3 этап итоговый: 2023-2024 г. |
|
Составитель программы |
Заместитель директора школы по информатизации: Айдарбекова А. К. |
|
Исполнители программы |
Школьная команда, информационный центр школы |
|
Объемы и источники финансирования программы |
Бюджетные источники
|
|
Ожидаемые конечные результаты и показатели социально-экономической эффективности |
|
|
Система контроля за исполнением программы |
Директор школы: Мустафин Ы. К. |
2. АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ ИНФОРМАТИЗАЦИИ В ШКОЛЕ
Деятельность КГУ ОШ № 8 в области информатизации образовательного процесса и управления образовательным учреждением в 2020-2021гг. была направлена на решение ряда задач:
- Последовательное развитие информационной среды, формирующейся в школе в течение последних лет и предоставляющей широкий спектр возможностей всем участникам образовательного процесса школы и её социальным партнёрам для получения всесторонней своевременной информации, личностного и профессионального саморазвития.
- Создана современная материально-техническая база: количество компьютеров в школе 128(2 компьютерных класса (36 ПК), 30 моноблоков (оборудованы АРМ учителей-предметников), 15 ноутбуков, 2 комплекта ноутбук + проектор, 1 мультимедийных подиума, 22ПК имеют администрация и службы сопровождения УВП, то есть на 1 компьютер приходится 7,3учеников; имеется 8кабинетов с интерактивной доской; все компьютеры подключены к сети Интернет. Скорость подключения в предметных кабинетах составляет от 3 до 8 Мб/с.
- Добавление оборудование ПИК в кабинетах казахского языка, в начальных классах,
- Сформировано взаимодействие с АО Казахтелеком, представители которого регулярно осуществляют помощь в обеспечение бесперебойной работы различного технического и программного оборудования в КГУ ОШ № 8.
- Первые шаги проведены по систематизации (каталогизация) ресурсов в электронном формате. Предприняты пробные шаги по развитию автоматизированных рабочих мест для дистанционного обучения.
- Функционирует сервис «Электронный журнал/дневник» на базе порталов bilimal.kzпредполагающий получение родителями доступа к данным успеваемости детей, содержанию занятий, домашних заданий после прохождения регистрации.
- Позиционирование информационного пространства школы как части общей информационной среды города, участие во всех проектах, связанных с развитием сетевого взаимодействия, глобального информационного обмена, партнёрства и сотрудничества.
- Школьная жизнь, документация, методическая работа, отражены на страничке школы на сайте http://kargoo.kzПроекта СЭО «E-learning»
- Педагоги школы постепенно включаются в сетевую проектную деятельность в сети интернет, являются участниками проектов, конкурсов.
- Учителя школы - участники сайтов в сети интернет.
- Активное участие в семинарах, конференциях, конкурсах, вебинарах городского и регионального уровней.
- Проведено дополнительное обучение педагогов в направлении использования ИКТ.
Таким образом, в школе создана и реализуется информационная среда, не только достаточная для успешной реализации образовательного процесса, но и позволяющая выстраивать и реализовывать в будущем перспективу развития школы в условиях реформирования структуры образования, реализации нового поколения государственных образовательных стандартов, поиска и апробации модели «эффективной школы» на основе информационно-коммуникативных технологий.
Но использование единого информационного поля в образовательном учреждении носит бессистемный характер. Учителями-предметниками используются готовые ЦОР. Разработка и использование собственных ЦОРов запланировано. Информатика и ИКТ преподавались в школе с 3 класса. Использование ИКТ на занятиях стихийное, порой не запланированное. Пассивность педагогов в области информационно-коммуникационных технологий и применения их в повседневной практике. Малый процент участия педагогов и учеников в сетевой деятельности и в дистанционном обучении, конкурсах разного уровня.
В связи с этим встают следующие проблемы:
- Как активизировать процесс информатизации, чтобы использование ИКТ-технологий на уроке и во внеурочной деятельности носило традиционный характер?
- Как повысить активность педагогов и обучающихся в использовании ИКТ в образовательном процессе?
Решить проблемы можно следующим образом: создать все необходимые условия для активного внедрения педагогами ИКТ в образовательный процесс через организацию дополнительного обучения педагогов, проведения мероприятий с целью обобщения опыта и популяризации использования ИКТ, поощрение лучших результатов, материально-техническое оснащение рабочего места учителя.
3. КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ
3.1. Цели и задачи Программы
Цель программы- развитие информационной среды, предоставляющей широкий спектр возможностей всем участникам образовательного процесса школы и её социальным партнёрам для получения всесторонней своевременной информации, личностного и профессионального саморазвития.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Задача1: Создание собственной интернет-структуры для отображения деятельности образовательного учреждения и развития образовательного интернет-пространства, как продукта диссеминации опыта.
Основой современной образовательной системы должна быть высококачественная и высокотехнологическая открытая и доступная информационно-образовательная среда.
Создание собственного интернет-пространства как продукта диссеминации опыта позволит кардинально изменить преподавание всех учебных предметов, повысить качество образования и активность всех участников образовательного процесса.
Задача2: Реализация различных форм обучения и участия в интернет конкурсах педагогов и учащихся при помощи ИКТ, таких как дистанционное обучение, дополнительное очное обучение, сетевые проекты разной направленности, интернет-олимпиады, вебинары, интернет-конференции.
Дальнейшее развитие информатизации позволит вовлечь как учащихся, так и педагогов в более активную среду освоения информационных технологий и других предметных дисциплин. Разработка и приобретение новых ЦОР, разработка элективных дистанционных курсов приведет к пополнению общей информационной базы данных. Это все в свою очередь повысит активность обучающихся, их интеллектуальное и творческое развитие, а так же качество преподавания и уровень знаний учащихся в целом.
Задача З: Повышение профессиональной компетентности в области ИКТ у работников образования путем создания индивидуальных траекторий развития.
Уровень и культура педагогов в области использования информационных технологий определяет степень информатизации школы, ее современность, готовность к новым высокотехнологичным изменениям для всестороннего развития личности ребенка в информационном веке.
3.2. Основные направления информатизации
Для решения поставленных задач выбраны основные направления информатизации школы:
- Единое открытое информационно-образовательное пространство
включает:
- публикация на сайтах школы материалов и результатов деятельности учащихся, педагогов и школы в целом;
- участие учителей и учащихся в сетевых проектах, сетевых сообществах, а так же их активизация;
- привлечение к проектной деятельности социальных партнеров;
- создание и организация работы школьного информационного центра;
- выпуск электронной школьной газеты.
Для эффективной работы в данном направлении разработан Проект «Единое открытое информационно-образовательное пространство».
- Электронное образование включает:
- регулярное проведение уроков с использованием ИКТ;
- регулярное использование среды «Bilimal» для оповещения родителей, учащихся, классных руководителей об успеваемости, домашнем задании и их нахождение в образовательном учреждении;
- организация компьютерного тестирования обучающихся, подготовка к ЕНТ;
- проектная сетевая деятельность учащихся с использованием ИКТ;
- организация дистанционного обучения;
- организация дополнительного обучения (факультативов, элективных курсов, кружков и др) для одаренных детей в области ИКТ.
Для эффективной работы в данном направлении используются Проекты СЭО «Bilimal». Информационно-коммуникативные технологии и учитель
включает:
- использование педагогами информационных технологий в учебно-воспитательном процессе;
- создание и ведение собственных дистанционных курсов для учащихся;
- повышение квалификации педагогов в области ИКТ;
- участие педагогов в проведении интерактивных уроков на сайте elp.kz
- участие педагогов в конкурсах, конференциях, семинарах, вебинарах;
- разработка педагогами ЦОР и УМК, элективных курсов, методических рекомендаций;
- участие педагогов в сетевых интернет-сообществах;
- ведение педагогами электронных портфолио.
Для эффективной работы в данном направлении разработан Проект «ИКТ и учитель».
3.3. Ожидаемые результаты
Реализация программы информатизации позволит школе достигнуть следующих результатов:
- Адаптация учителей и учащихся к новым условиям преподавания;
- Повышение процента высококвалифицированных педагогических кадров, отвечающих современным требованиям (ИКТ-компетенции);
- Повышение качества преподавания предметов с использованием разных ИКТ-технологий;
- Активное использование информационных и коммуникативных технологий, компьютерных и мультимедийных продуктов во всех сферах деятельности образовательного учреждения (учебный процесс, управленческая деятельность, воспитательная работа);
- Формирование всесторонне развитой личности, адаптированной к жизни в современном, постоянно изменяющемся обществе;
- Структурирование информационных пластов под определенных адресных потребителей той или иной информации;
- Автоматизация документооборота в части аналитических справок, отчетов;
- Участие педагогов в проведении городских семинаров с обобщением опыта по использованию ИКТ в образовательной деятельности;
- Достижение высокого уровня информационной культуры участников образовательного процесса;
- Регулярное ведение школьного сайта, электронных журналов и дневников;
- Предоставление возможности всем участникам образовательного процесса использовать образовательные ресурсы школьной и глобальной информационных сетей, принимать активное участие в интернет-проектах: конкурсах, викторинах, олимпиадах, конференциях, форумах;
- Повышение рейтинга и престижа школы, удовлетворенность деятельностью школы всеми участниками образовательного процесса (учителями, учащимися и родителями).
Образ будущего образовательного процесса школы представляется следующими компонентами:
- Процесс информатизации позволит расширить возможность индивидуализации, дифференциации, интерактивности, творчества каждого обучающегося школы;
- Овладение компьютерными технологиями учащимися и педагогами школы позволит создать атмосферу педагогики сотрудничества, повысит мотивацию к обучению;
- Использования ИКТ и обновление программно-методического обеспечения качественно изменит содержание образования и деятельность администрации;
- Повысится эффективность функционирования обновленного образовательного процесса, его результативность;
- Появится возможность более широкой включенности педагогов и учащихся школы на уровне внедрения новых ИКТ, так как база для этого уже существует.
3.4. Возможные риски и пути их преодоления
Возможные риски |
Пути их преодоления |
1. Ухудшение здоровья детей и взрослых: ослабление зрения, нарушение осанки. |
|
2. Недостаточная мотивация учителей |
|
3. Чрезмерная виртуализация в ущерб живому общению |
|
4. Невыполнение программных мероприятий |
|
4. ПРОЕКТЫ
5.1. Проект «Единое открытое информационно-образовательное пространство»
5.1.1.Обоснование проекта
Данный проект разработан в рамках Программы информатизации КГУ ОШ № 8 на 2021-2024 учебные года. Проект нацелен на работу в направлении «Единое открытое информационно-образовательное пространство школы», которое определено в Программе информатизации.
Появление различных информационных образовательных ресурсов в школе приводит к необходимости доступа к ним всех участников образовательного процесса, а так же доступа к образовательным ресурсам глобальной сети Интернет. В КГУ ОШ № 8 уже создано единое информационно-образовательное пространства школы. Но с появлением новых стандартов в образовании необходимо ее усовершенствование, разработка новых УМК с использованием ИКТ-технологий. Совершенствование единой сети официального и образовательных сайтов школы позволит более оперативно работать со школьными ресурсами и образовательными ресурсами глобальной сети. В рамках данной структуры будут работать дистанционные курсы, интернет-проекты, организованы сетевые взаимодействия с другими школами. Это новый уровень обучения и взаимосвязи между всеми участниками образовательного процесса.
На начало проекта школа имеет следующие показатели:
- Укомплектованность школы компьютерами – 10 учащихся на 1 компьютер, но необходимо обновления компьютерной базы (замена устаревшей и вышедшей из строя компьютерной техники – 30 компьютеров);
- Количество участников сетевых проектов от общего количества учащихся и педагогов - 30%;
5.1.2.Цели и задачи проекта
Цель: создание собственной интернет-структуры для отображения деятельности образовательного учреждения и развития собственного образовательного интернет-пространства как продукта распространения опыта.
Задачи:
- модернизация компьютерной техники и приобретение программного обеспечения для организации хранения, передачи и обработки информационных ресурсов;
- создание серии образовательных и вспомогательных сайтов школы, модернизация официального сайта;
- подготовка материалов педагогов и учащихся школы в создаваемом пространстве образовательного учреждения;
- организация доступа к информационным ресурсам для участников образовательного процесса.
5.1.3. План работы и ответственные
№ |
Мероприятие |
Сроки |
Ответственный |
|
Модернизация официального школьного сайта |
Постоянно |
Зам.директора по информатизации |
|
Работа инициативной творческой группы единой интернет-структуры сети школы |
Ежемесячно |
Директор, зам.директора по информатизации |
|
Администрирование работы учителей в сети порталов bilimal.kz |
сентябрь-май |
Зам.директора по информатизации |
|
Пополнение интернет-структуры сети сайта школы материалами педагогов и учеников |
Постоянно |
Информационный центр школы |
|
Участие в сетевых проектах (конкурсах, конференциях) |
Постоянно |
Инициативная группа |
|
Работа редакторской группы школьной газеты и размещение ее на сайте школы |
Ежемесячно |
Учитель русского языка и литературы и учитель информатики |
|
Создание цифровых роликов социальной рекламы, рекламы о работе школы |
Ежемесячно |
Зам.директора по информатизации, учителя информатики |
|
Администрирование школьных цифровых ресурсов и их систематизация |
Ежедневно |
Зам.директора по информатизации |
|
Проведение семинаров по работе с ресурсами сети с учащимися и учителями школы |
Ежемесячно |
Администрация |
|
Приобретение и обновление компьютерной техники |
Постоянно |
Администрация |
|
Развитие информационного взаимодействия с другими образовательными учреждениями через
|
Постоянно |
Администрация |
|
Апробация ноутбуков и постепенное внедрение их в инфраструктуру школы |
2021-2022 |
Зам.директора по информатизации, информационный центр школы |
|
Укомплектовывать и пополнять медиатеку - приобретение и освоение системных и прикладных программ; -подписка на периодическую печать по информационным технологиям; -приобретение CD/DVD-дисков, электронных учебных пособий, энциклопедий, тренажеров и др; -пополнение базы Цифровых образовательных ресурсов. |
постоянно |
Библиотекарь, инициативная группа |
|
Организовывать техническое обслуживание (проведение улучшения компьютерной техники, заправка картриджей, установка программного продукта и др.). |
постоянно |
зам. по АХР, зам директора по информатизации |
|
Приобретение и полное обновление сети интернет для эффективной и качественной работы |
2022-2023 |
зам. по АХР, зам директора по информатизации |
5.1.4. Способы осуществления проекта
- Проведение просветительской работы, способствующей формированию и повышению информационной культуры педагогических кадров, учащихся, родителей путем проведения конкурсов, конференций, семинаров;
- Обновление материально-технической базы для создания условий единого информационно-образовательного пространства школы;
- Создание системы информационного обеспечения управленческой и образовательной деятельности в школе;
- Создание школьных цифровых и дистанционных ресурсов;
- Пополнение статей и материалов для школьной интернет-структуры учителями и учениками, социальными партнерами;
- Организация социальной рекламы на школьном сайте и в электронной газете, и другой полезной информации о работе школы;
- Активное использование в педагогической практике возможностей и ресурсов школьной и глобальной сетей;
- Работа интернет-структуры образовательного учреждения, как средства информирования о деятельности школы и связи в глобальной сети;
- Поощрение лучших результатов работы в области использования ИКТ среди учителей и учащихся.
5.1.5. Ожидаемый результат
В результате реализации проекта должны получить собственную интернет-структуру для отображения деятельности образовательного учреждения и развития собственного образовательного интернет-пространства как продукта диссеминации опыта, которое предполагает:
- Работу собственной интернет-структуры, которая будет освещать деятельность всей школы в глобальной сети;
- Работу собственного образовательного интернет-пространства, где будут собираться статьи, работы, проекты, созданные как школьниками, так и учителям;
- Организацию социальной рекламы на школьном сайте, направленной на пропаганду здорового образа жизни и других ценностей человека. А так же другая полезная информация для учителей и учеников;
- Использование образовательных и дополнительных ресурсов школьной и глобальной сети на уроках и во внеурочной деятельности.
5.1.6. Перспективы проекта
Оперативность работы с информацией и её доступность с помощью цифровых средств уже доказали свою ценность в обществе. Данный проект - шаг в электронный мир, в котором уже давно живут наши дети. Виртуальное общение, дистанционное образование уже становятся нормой в современном мире. Данные возможности школы должна использовать по максимуму.
Реализация этого проекта сделает образование и в целом школьную жизнь интересней и проще. Данный проект - это начало реализации виртуального электронного образования в школе.
5.2. Проект «Электронное образование»
5.2.1. Обоснование проекта
Данный проект разработан в рамках Программы информатизации КГУ ОШ №8 на 2021-2024 учебные годы. Проект нацелен на работу в направлении «Электронное образование» на порталах «bilimal.kz» областного значения республиканского значения, которое определено в Программе информатизации.
Электронное образование - это неотъемлемая часть информатизации всей школы. Использование информационных технологий на уроках позволит решить многие школьные проблемы: повысить качество знаний, активность детей, качество преподавания.
На начало проекта школа имеет следующие результаты:
- Количество учителей, использующих ИКТ - 60%;
- Количество уроков с использованием ИКТ - 55%;
- Количество учителей, апробирующих собственные ЦОР - 5%;
- Периодически проводится компьютерное тестирование;
5.2.2. Цели и задачи проекта
Цель: реализация различных форм обучения и участия в интернет конкурсах педагогов и учащихся при помощи ИКТ, таких как дистанционное обучение, дополнительное очное обучение, сетевые проекты разной направленности, интернет-олимпиады, вебинары, интернет-конференции.
Задачи:
- Максимальное использование цифровых образовательных ресурсов на уроках;
- Увеличение числа педагогов, применяющих ИКТ в образовательном процессе;
- Увеличение числа педагогов и учащихся, принимающих участие в конкурсах, олимпиадах и т.д.;
- Формирование ИКТ-компетентности обучающихся через предметную и проектную деятельность;
- Создание и апробация дистанционных курсов;
- Создание и апробация ЦОР.
5.2.3. План работы и ответственные
№ |
Мероприятие |
Сроки |
Ответственный |
|
Создание и апробация интерактивных плакатов по предметам |
В течении учебного года |
Инициативная группа |
|
Создание дистанционных курсов по предметам |
В течении учебного года |
Инициативная группа |
|
Апробация электронных учебников на уроках |
Сентябрь 2021г. - май 2022 г. |
администрация |
|
Проведение семинаров с учителями школы по созданию и применению ИКТ |
Ежеквартально |
администрация |
|
Внедрение элементов информационно-образовательной среды в УМК предметов |
Постоянно |
администрация |
|
Создание и использование ЦОР по предметам |
Постоянно |
команда школы |
|
Ведение электронных журналов |
Сентябрь 2021г. – май 2021г. |
администрация |
|
Работа элективных курсов с основой на ИКТ по различным предметам |
В течение учебного года |
команда школы |
|
Проектная работа учащихся по предметам с использованием ИКТ |
В течение учебного года |
учителя предметники |
|
Компьютерное тестирование и подготовка к ЕНТ |
В течении учебного года |
администрация учителя информатики |
|
Проведение анкетирования на определение уровня информационной культуры учащихся и педагогов (Приложение 1) |
В начале и в конце каждого учебного года |
учителя информатики |
5.2.4. Способы осуществления проекта
- Создание необходимой материально-технической базы для использования современных информационных технологий в деятельности школы;
- Создание системы информационного обеспечения управленческой и образовательной деятельности в школе;
- Проведение предметных уроков с использованием ИКТ, ЦОР;
- Создание и апробации ЦОР педагогами;
- Регулярное ведение электронных дневников и журналов;
- Проведение семинаров и конференций по обмену опытом среди педагогов;
- Проектная работа педагогов и учащихся;
- Проведение компьютерного тестирование учащихся и подготовка к ЕНТ;
- Пополнение медиатеки цифровых образовательных ресурсов;
- Внедрение в педагогическую практику использования ИКТ;
- Поощрение лучших результатов работы в области использования ИКТ среди учителей и учащихся.
5.2.5. Ожидаемый результат
В результате реализации проекта должен быть достигнуты следующие результаты:
- Количество уроков с использованием ИКТ от общего количества уроков - 80%;
- Количество педагогов, использующих ИКТ - 70%;
- Количество педагогов, использующих собственные разработки ЦОР - 15%;
- Количество педагогов, использующих собственные разработки дистанционных курсов - 30%.
5.2.6. Перспективы проекта
Данный проект не краткосрочный и нацелен на постоянную работу. В ходе эксперимента проект будет отработан и доведен до желаемого результата. Реализация проекта позволит осуществить постепенный переход на электронное обучение по всем учебным предметам.
5.3. Проект «ИКТ и учитель»
5.3.1.Обоснование проекта
Данный проект разработан в рамках Программы информатизации КГУ ОШ № 8 на 2021-2024 учебные годы. Проект нацелен на работу в направлении «Информационная культура и компьютерная грамотность учителя», которое определено в Программе информатизации.
Внедрение ИКТ в образовательный процесс требует определенной подготовки педагогов.
Основная часть педагогов в своей деятельности пользуются готовыми продуктами. С другой стороны 100 % членов коллектива имеют домашний компьютер. В школе все учителя имеют доступ в компьютерный класс, на своем рабочем месте – компьютер с доступом в сеть интернет. Несмотря на это проблема о повышении информационной культуры учителя, обучении их эффективному использованию компьютера, создании своих ЦОР и дистанционных курсов, электронных портфолио для школы актуальна.
5.3.2.Цели и задачи проекта
Цель: повышение профессиональной компетентности в области ИКТ у работников образования путем создания индивидуальных траекторий развития.
Задачи:
- Повышение ИКТ-компетентности педагогов путем обучения на курсах;
- Проведение обучающих семинаров на базе школы путем создания индивидуальных траекторий развития педагога в области ИКТ;
- Увеличение количества педагогов, использующих эффективно ИКТ, ЦОР.
5.3.3. План работы и ответственные
№ |
Мероприятия |
Сроки |
Ответственные |
|
Проведение анкетирования педагогов с целью определения уровня их информационной культуры (Приложение 2) |
Ежегодно август |
Зам.директора по информатизации |
|
Составление внутришкольного плана обучения учителей-предметников на курсах повышения квалификации с учетом результатов, полученных в ходе проведения мониторинга информационной культуры |
Сентябрь, 2021 г. |
администрация |
|
Организация и ведение внутришкольной работы по обучению учителей-предметников согласно индивидуальным траекториям развития |
Ежеквартально |
Заместитель директора по информатизации, учитель информатики |
|
Организация и проведение внутришкольных, городских, областных, республиканских мероприятий по обмену профессиональным опытом использования ИКТ в образовательном процессе. Участие в конкурсах, конференциях, сетевых сообществах, вебинарах. |
Постоянно |
Администрация школы |
|
Создание школьного методического объединения по развитию информационных технологий |
2021-2022 |
Зам.директора по информатизации |
|
Внедрение ИКТ-компонентов в учебно-тематическое планирование |
2021 - 2022уч. г. |
администрация |
|
Обеспечение участия педагогов в работе профессиональных сообществ и конкурсах по использованию ИКТ |
ежегодно |
администрация |
|
Организация системы мониторинга уровня эффективности использования ИКТ в образовательном процессе и анализа полученных результатов |
Май 2021,2022, 2023 |
Зам.директора по информатизации учителя информатики |
|
Поощрение лучших учителей, использующих ИКТ и имеющих результаты в конкурсах и мероприятиях |
постоянно |
директор школы |
|
Организация и проведение предметных недель, недель высоких технологий по ИКТ для учащихся |
2021 - 2022гг. |
администрация |
|
Обучение учителей-предметников работе с цифровыми образовательными ресурсами, виртуальными физическими и химическими лабораториями, виртуальными экскурсиями |
2021 - 2022 |
администрация |
|
Разработка личных страниц преподавателей в сети интернет. |
2021 - 2022 |
администрация |
,,,
5.3.4. Способы осуществления проекта
- Проведение просветительской работы, способствующей формированию и повышению информационной культуры педагогических кадров, учащихся путем проведения конкурсов, конференций, семинаров;
- Повышение уровня подготовки педагогов в области информационных технологий путем проведения курсов переподготовки и обучающихся семинаров на базе школы и в других учебных заведениях;
- Проведение мастер-классов по использованию ИКТ в образовательном процессе учителями, активно применяющими ИКТ;
- Участие в работе профессиональных тематических Интернет-проектах, сетевых сообществах;
- Ведение электронной документации, в том числе электронных дневников и журналов;
- Проведение тестирования и анкетирования педагогов, поощрение за результаты участия педагогов в конкурсах с целью стимулирования их дальнейшего развития в области ИКТ.
5.3.5. Ожидаемый результат
В результате реализации проекта ожидаются следующие количественные результаты:
- Повышение ИКТ-компетентности педагогов - 95% от общего количества педагогов;
- Увеличение количества педагогов, использующих ИКТ - 100% от общего количества педагогов;
А так же будет организовано:
- Методическая поддержка учителей-предметников по использованию ИКТ;
- Ведение электронных журналов и дневников учащихся;
- Дистанционное образование, повышение квалификации педагогами в области ИКТ.
5.3.9. Перспективы проекта
Информационная культура и компьютерная грамотность педагогов должны быть неотъемлемыми условиями их профессионального роста. Информационное общество требует новых подходов к образованию. ИКТ-компетентность педагога позволит реализовать Программу информатизации более качественно и результативно.
6. ПЕРСПЕКТИВЫ ДАЛЬНЕЙШЕГО РАЗВИТИЯ ПРОГРАММЫ
В современном обществе востребованными считаются специалисты, владеющие в совершенстве компьютером. В связи с этим, учащиеся должны приобрести необходимые навыки владения компьютерной техникой, обучаясь в школе. На реализации программы по информатизации ожидается:
- Расширение информационно-образовательное пространства школы посредством широкого включения в информационно-коммуникационную деятельность педагогов, обучающихся, родителей школы, социальных партнеров;
- Повышение эффективности образовательного процесса, доступности и качества образования через использование ИКТ;
- Активное использование информационных и коммуникативных технологий, компьютерных и мультимедийных продуктов во всех сферах деятельности образовательного учреждения (учебный процесс, управленческая деятельность, воспитательная работа);
- Формирование всесторонне развитой личности, адаптированной к жизни в современном, постоянно изменяющемся обществе;
- Структурирование информационных пластов под определенных адресных потребителей той или иной информации;
- Автоматизация документооборота в части аналитических справок, отчетов;
- Участие педагогов в проведении семинаров разного уровня с обобщением опыта по использованию ИКТ в образовательной деятельности.
Реализация Программы должна оказать положительное влияние и на качество обучения.
Достижение поставленных целей всегда дает новые возможности, поэтому при окончании сроков реализации Программа будет пересмотрена, переработана и модернизирована, будут поставлены новые цели и определены новые индикативные показатели.
Данная Программа информатизации школы - это только начало информатизации и модернизации школы в условиях информационного общества.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Анкета для определения информационной культуры учащихся
№ |
Критерии |
Измеритель |
Баллы |
|
Использует компьютер для подготовки уроков |
Да: |
1 |
Нет: |
0 |
||
|
Использует ресурсы Интернет для подготовки уроков |
Да: |
1 |
Нет: |
0 |
||
|
Разрабатывает собственные программы |
Да: |
2 |
Нет: |
0 |
||
|
Использует ИКТ в дополнительном образовании |
Да: |
1 |
Нет: |
0 |
||
|
Использует ИКТ в проектной деятельности |
Да: |
1 |
Нет: |
0 |
||
|
Имеет электронное портфолио |
Да: |
1 |
Нет: |
0 |
||
|
Участие в конкурсах, фестивалях по применению ИКТ |
Победитель или лауреат |
3 |
Да: |
2 |
||
Нет: |
0 |
||
|
Наличие печатных работ, размещение материалов в сетевых сообществах (образовательного характера) |
Да: |
2 |
Нет: |
0 |
||
|
Наличие собственной Web- страницы |
Да, материал обновляется не реже 1 раза в два месяца: |
3 |
Да, но материал обновляется реже 1 раза в два месяца: |
2 |
||
Да, но материал не обновляется: |
1 |
||
Нет: |
0 |
||
|
Использует электронную почту в учебных целях |
Да: |
1 |
Нет: |
0 |
||
11. |
Использует сеть Электронный дневник в учебных целях |
Заходит и просматривает дом. задание и материал |
4 |
Да, заходит для просмотра заданий |
3 |
||
Да, использует материал сайта |
2 |
||
Проявляет активность на сайте |
1 |
||
Не заходит на сайт |
0 |
Максимальное количество баллов - 20
- Менее 5 - низкий уровень развития;
- 6 - 10 - допустимый уровень развития;
- 11 - 17 - достаточный уровень развития;
- 18 - 20 - оптимальный уровень развития.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Анкета для определения информационной культуры педагога
№ |
Критерии |
Измеритель |
Баллы |
1. |
Уровень ИКТ-компетентности* |
Базовая |
1 |
Педагог- консультант |
2 |
||
Тьютор |
3 |
||
Консультант-исследователь |
4 |
||
3. |
Повышение квалификации в области ИКТ |
Да |
1 |
Нет |
0 |
||
4. |
Использует в образовательном процессе приобретенные ЦОР |
Да |
1 |
Нет |
0 |
||
5. |
Использует в образовательном процессе собственные ЦОР |
Да |
2 |
Нет |
0 |
||
6. |
Пополняет медиатеку школы собственными ЦОР |
Да |
1 |
Нет |
0 |
||
7. |
Использует ИКТ в дополнительном образовании и воспитательной работе |
Да |
1 |
Нет |
0 |
||
8. |
Использует ИКТ в управлении образованием (обработка данных, статистика, ведение электронного журнала и т.п.) |
Да |
1 |
Нет |
0 |
||
9. |
Руководит научно-исследовательской работой учащихся с использованием ИКТ (наличие проектов в сети интернет) |
Да |
2 |
Нет |
0 |
||
10. |
Использует ресурсы сети Интернет в образовательном процессе |
Да |
1 |
Нет |
0 |
||
11. |
Использует ИКТ при подготовке дидактического материала для учащихся |
Да |
1 |
Нет |
0 |
||
12. |
Число уроков, на которых реализуются возможности использования ресурсов Интернет On-Line(в режиме реального времени) (в неделю) |
Более одного урока |
2 |
Один урок |
1 |
||
Нет таких уроков |
0 |
||
13. |
Число уроков, на которых проводится компьютерное тестирование (итоговое, промежуточное, тематическое) (в неделю) |
Три и более уроков |
2 |
Менее трех уроков |
1 |
||
Нет таких уроков |
0 |
||
14. |
Число уроков, на которых реализуются возможности интерактивного, мультимедийного оборудования или используются цифровые лаборатории (в неделю) |
Пять и более уроков |
2 |
Менее пяти уроков |
1 |
||
Нет таких уроков |
0 |
||
15. |
Участие в конкурсах, фестивалях по применению ИКТ |
Победитель или лауреат |
3 |
Да |
2 |
||
Нет |
0 |
||
16. |
Выступление на МО, педсоветах, конференциях по обмену опытом применения ИКТ в воспитательно-образовательном процессе |
На областном уровне |
3 |
На городском уровне |
2 |
||
На школьном уровне |
1 |
||
Нет |
0 |
||
17. |
Наличие печатных работ в области ИКТ
|
Да |
2 |
Нет |
0 |
||
18. |
Размещение материалов в сетевых сообществах |
Да |
2 |
Нет |
0 |
||
19. |
Наличие собственной Web- страницы (указать URL-адрес) |
Да, материал обновляется не реже 1 раза в два месяца |
3 |
Да, но материал обновляется реже 1 раза в два месяца |
2 |
||
Да, но материал не обновляется |
1 |
||
Нет |
0 |
||
20 |
Наличие собственного сайта (указать URL-адрес) |
Да, материал обновляется не реже 1 раза в два месяца |
3 |
Да, но материал обновляется реже 1 раза в два месяца |
2 |
||
Да, но материал не обновляется |
1 |
||
Нет |
0 |
||
21. |
Применение элементов дистанционного обучения учащихся (учебное взаимодействие по электронной почте с учащимися, находящимися на домашнем обучении, размещение пробных вариантов самостоятельных или контрольных работ, лекций или дополнительных материалов на собственных Web-страницах и т.п.) |
Дистанционное обучение |
4 |
Собственные Web- страницы |
3 |
||
ВсетиBilimal E-learning |
2 |
||
При помощи электронной почты |
1 |
||
Нет |
0 |
* Определяется с помощью Приложения 3
** Определяется наличием в школьной медиатеке разработок преподавателя
Максимальное количество баллов – 43
- Менее 14 - низкий уровень развития;
- 15 - 24 - допустимый уровень развития;
- 25 - 34 - достаточный уровень развития;
- 35 - 43 - оптимальный уровень развития.
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Сущностная характеристика уровней развития ИКТ-грамотности педагогов
|
Базовая ИКТ-компетентность (пользователь) |
Предметно-углубленная ИКТ-компетентность (консультант) |
Организационно-педагогическая ИКТ-компетентность (тьютор) |
Корпоративная ИКТ-компетентность (консультант-исследователь) |
Мотивационно-ценностный компонет(отражает профессионально-личностное самоопределение в отношении использования ИКТ в современной школе) |
Личная заинтересованность в обучении ИКТ и использовании в учебном процессе |
Устойчивый интерес к применению ИКТ в учебном процессе, тенденция к поиску педагогических технологий, адекватных современным ИКТ |
Желание передать свои знания и опыт в сфере ИКТ коллегам и учащимся |
Твердая убежденность в целесообразности использования ИКТ в современном образовательном процессе, желание быть активным участником сетевых педагогических сообществ |
Когнитивно-операционный компонент (выражает степень владения ИКТ и научно-методическими основами их использования в учебном процессе) |
Наличие представлений о функционировании ПК и дидактических возможностях ИКТ, владение технологическими и методическими основами подготовки наглядных и дидактических материалов средствами MicrosoftOffice, использование Интернета и цифровых образовательных ресурсов в педагогической деятельности |
Владение способами создания, апробирования, корректировки и анализа электронных учебных материалов, владение основами методики внедрения цифровых образовательных ресурсов в учебно-воспитательный процесс, обобщение и распространение положительного опыта использования ИКТ в изучении предмета, владение разнообразными приемами сетевого взаимодействия |
Умение самостоятельно осваивать необходимые программные ресурсы, владение разнообразными методическими приемами использования ИКТ в учебном процессе, владение способами организации курсовой подготовки, дистанционного повышения квалификации и послекурсовой поддержки слушателей |
Информационно е и научно-методическое сопровождение всех ступеней информатизации образовательного процесса в школе, владение приемами организации сетевого взаимодействия, которые способствуют формированию сетевых педагогических сообществ |
Рефлексивно-проектировочный компонент (говорит о способности оценивать свой уровень и проектировать условия его повышения) |
Самооценка собственной деятельности по освоению и использованию ИКТ, проявление субъектной позиции (как системы взглядов и установок по отношению к собственному профессиональному развитию в сфере ИКТ) |
Умение давать экспертную оценку продуктов образовательной деятельности, разработанных с использованием ИКТ |
Взаимооценка результатов педагогической деятельности в сфере ИКТ, умение выстраивать индивидуальные образовательные траектории повышения квалификации в сфере ИКТ |
Умение анализировать проблемы, связанные с информатизацией образовательного процесса школы, и искать пути их решения, владение навыками командной рефлексии |
Приложение 4
Карта описания уровней готовности учителей к использованию средств ИКТ в учебном процессе
Уровень готовности к использованию ИКТ |
Краткая характеристика уровня |
Возможные требования к уровню в условиях ОУ |
ИКТ-осведомленность |
Низшая ступень сведений о существовании компьютерной техники. |
Использование педагогических возможностей ИКТ на стартовом уровне, например, проведение урока с мультимедиа презентацией, готового анимированного ресурса, цифрового фильма. |
ИКТ-грамотность |
Использует ИКТ на уровне демонстрации (презентации), распечатанных документов, готовых ЦОР. Формулирует запрос в привязке к конкретной теме предстоящего занятия, например, открытого урока. |
Проектирование заданий для учащихся, предусматривающих использование ИКТ, например, домашних заданий, связанных с поиском и отбором информации в Интернет. |
ИКТ-компетентность |
Используют ИКТ для организации контроля знаний учащихся (например, тесты в электронном виде). Проводят интегрированные уроки в компьютерном классе. Используют, например, электронные таблицы (другие спец программы) для проведения эксперимента, обработки статистических данных (или в компьютерном классе, или на уроке в группах с ноутбуками). Умеют добывать информацию изИнтернет (в том числе из коллекции цифровых ресурсов). Публикуют свои разработки (методические, ЦОР в сети). Участвуют в сетевых сообществах. |
Интегрированное использование ИКТ и современных образовательных технологий: интегрированные уроки, проектная деятельность учащихся на основе ИКТ. |
Информационная культура |
Ведут консультации, дополнительные занятия, выкладывают домашние задания на школьном сайте, форуме, посредством электронной почты. Разработали свои электронные учебники, дистанционные курсы, сетевые проекты. |
Ведение цифрового портфолио (своего, класса). Проведение собственного педагогического или научно-исследовательского эксперимента, например, в области влияния средств ИКТ на эффективность обучения по предмету. |
Приложение 5
Уровни готовности педагогов к использованию ИКТ в учебном процессе
|
Уровень |
Результат: сформированный уровень готовности к использованию средств ИКТ, что используют |
Наличие компьютерной осведомленности или низкий уровень компьютерной грамотности |
Поддерживающее обучение, построенное преимущественно на основе индивидуальных консультаций и работы малых групп. |
Компьютерная грамотность |
Компьютерная грамотность |
Проектная деятельность: индивидуальная, совместная. |
ИКТ-компетентность. Проводят интегрированные уроки в компьютерном классе. Используют, например, электронные таблицы (другие спец программы) для проведения эксперимента, обработки статистических данных (или в компьютерном классе, или на уроке в группах с ноутбуками). Умеют добывать информацию из Интернет (в том числе из коллекции цифровых ресурсов). Публикуют свои разработки (методические, ЦОР в сети). Участвуют в сетевых сообществах. |
ИКТ-компетентность |
Преимущественно исследовательская деятельность, проведение собственного педагогического эксперимента. |
Информационная культура. |