Родителям о возрастных особенностях детей.
Школьный возраст (6-11 лет). В этом возрасте особое значение приобретает оценка личности ребёнка окружающими, и прежде всего в школьной среде. Умиление успехами или внешними данными сына или дочери в этот период очень опасно. Ведь критерии родительской оценки могут не совпадать с оценками школы и одноклассников. Причем это несовпадение, как правило, значительно больше, чем оно было раньше, в дошкольной жизни ребёнка.
К сожалению, слепая родительская любовь отличается завидным постоянством (может быть, потому, что она — слепая?), и её эмоциональный накал мало меняется по мере взросления сына или дочери. Может меняться разве что вид этой любви: была любовь-восхищение, стала любовь-жалость (если ребёнка «не понимают» или недооценивают). Однако сила чувства не ослабевает. Просто к умилению добавляется жалость. Происходит это потому, что в таких семьях родители (особенно это свойственно матерям) способны к гипертрофии мелких достоинств и маленьких успехов своих детей-школьников, с одной стороны, и к недооценке серьёзных недостатков, ошибок, заблуждений и их последствий — с другой.
Гипертрофия мелочей как бы застилает родителям глаза, не позволяя объективно оценивать личностные качества, систему взаимоотношений и поведение их любимого чада в школе.
Этим же объясняется слабость дифференцированного подхода у таких родителей к воспитанию мальчика или девочки в семье. Базовые, фундаментальные мужские или женские черты (в первом случае — решительность, воля, справедливость, самостоятельность в принятии решений, мужественность, а во втором — чуткость, отзывчивость, мягкость, доброта, терпение, выдержка и др.) оказываются недоразвитыми и несформированными в силу развития других, менее значимых свойств и качеств личности (например, тщеславия, себялюбия и т. д.).
Как мы нередко видим, и на этом возрастном этапе высокий коэффициент умиления ведёт к продолжению «бесполого» воспитания школьника в семье.
Подростковый возраст (12-16 лет). Для подростков мнение окружающих тоже, конечно, имеет важное значение. Но в этот период резко возрастает роль самооценки. Главным для подростка является его собственное мнение о самом себе, в том числе и о мужских (или женских) чертах, достоинствах, недостатках. Формирование адекватной самооценки должно начинаться в раннем детстве. Именно самооценка становится тем самым своеобразным «рулём», который даёт направление развитию личности: её мировоззренческим и поведенческим особенностям. Причём в процессе формирования самооценки подросток всё меньшее значение придаёт оценке родителей и педагогов и всё большее — оценке ближайших друзей-сверстников.
Это необходимо учитывать в системе внутрисемейного общения. Доверительность в отношениях не сваливается с неба. Она завоёвывается в течение многих лет
Что же думают о себе в этом возрасте те мальчики и девочки, по отношению к которым родительский коэффициент умиления был излишне высок? Конечно, самооценка у таких подростков непомерно велика. И это не может не приводить к завышенному уровню их социальных притязаний! Им кажется, что все к ним несправедливы, что все вокруг им чего-то «недодают»: и школа, и друзья, и родители, и всё общество в целом. Механизм образования непомерно высокой (неадекватной) самооценки и завышенного уровня притязаний — вполне логичен и закономерен. Раньше, в предшествующие этапы развития, ребёнок, вызывавший у родителей чувства восхищения и умиления, привыкал к такой оценке и получал от них всё (или многое), что хотел. Став старше, он уже не может удовлетвориться родительскими возможностями, а желание и привычка удовлетворять свои потребности (не только материальные) за счёт родителей — остались. По этой причине конфликты, обиды и разочарования неизбежны. Невозможность реализации явно завышенных притязаний приводит часто к срывам и жизненным неудачам...
Говоря о проблемах общения, нельзя не коснуться одного явления, которое было заметно всегда, но сегодня, пожалуй, иногда приводит к тому, что родители просто не понимают языка подростков (или «тинэйджеров», как сейчас модно говорить).
Если вы, например, обнаружите у вашего сына такие стихи:
Как я тащился от тебя,
И до сих пор я от тебя порой балдею.
Но вот сейчас — забей ты на меня,
Я больше доставать тебя не смею...
Как на тебя я сильно западал...
Стремился, ревновал и чувствовал себя лажово.
Расслабься. Отвалю я от тебя. Облом меня достал.
Тусуйся с ним, если тебе кайфово.
Если вы случайно увидите этот «шедевр», не впадайте в панику. С вашим сыном всё в порядке. Он просто в доступной форме, на родном втором языке кому-то хочет сказать:
Я вас любил. Любовь ещё, быть может,
В моей душе угасла не совсем.
Но пусть она вас больше не тревожит.
Я не хочу печалить вас ничем.
Я вас любил безмолвно, безнадежно и т. д.
Поэтому расслабьтесь и чувствуйте себя кайфово, если, конечно, сможете.
Конечно, всё, о чём здесь говорилось, может быть отнесено лишь к среднестатистическим возрастным периодам развития мальчиков и девочек, юношей и девушек. Границы этих периодов могут смещаться в ту или иную сторону в зависимости от особенностей психофизиологического развития личности. И именно они (а не только общие возрастные различия) должны служить основанием для дифференцированного подхода к воспитанию детей в семье.
Однако личностный подход будет эффективным лишь тогда, когда учёт индивидуальных особенностей ребёнка, подростка будет «накладываться» на общие закономерности полового развития личности, включая и физиологию, и мораль, и поведение. Например, учитывая личностные особенности дочери, нельзя забывать о том, что девочки взрослеют раньше мальчиков и потому половое воспитание дочери надо начинать раньше, чем половое воспитание сына.
И главная роль в этом, несомненно, принадлежит семье. Ни один самый талантливый воспитатель, учитель или внешкольный педагог не может сделать и сотой доли того, что могут сделать родители, готовя сына или дочь к выполнению ими ролей мужчины и женщины, отца и матери.
К сожалению, приходится констатировать, что в современной складывающейся системе семейного воспитания именно этот аспект страдает наибольшими изъянами и просчётами. Чтобы убедиться в этом, достаточно взглянуть на то, как проводят своё свободное время сегодняшние родители и какую его часть они уделяют детям.