ПЛАН
РАБОТЫ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ НАРКОМАНИИ
ЗАДАЧИ:
1. Усиление координации предупредительно-профилактической деятельности.
2. Повышение уровня воспитательно-профилактической работы с подростками в школе.
3. Активизация разъяснительной работы среди учащихся и родителей по профилактике вредных привычек.
4. Привлечение самих учащихся к ЗОЖ через разнообразные формы воспитывающей деятельности.
ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ
1. Планирование и корректирование работы по профилактике наркомании совместно с психологом школы, социальным педагогом.
2. Проведение мероприятий по выявлению учащихся, склонных к употреблению наркотиков. (Социально-педагогическое тестирование.)
3. Участие в проведении профилактических акций.
4. Использование возможностей сферы дополнительного образования, социума в работе с детьми.
5. Своевременное принятие мер по поступившим сигналам о правонарушениях.
РАБОТА С УЧАЩИМИСЯ
1. Беседы, консультации социального педагога, сотрудника Михайловского ОП (по согласованию) по оказанию учащимся и их родителям информационно-правовой помощи.
2. Охват организованным отдыхом и трудом подростков в каникулярное время и интересным содержательным досугом в течение всего года.
3. Активизация работы социально-психологической службы по работе с подростками «группы риска».
РАБОТА С СЕМЬЕЙ.
1. Выявление семей, уклоняющихся от воспитания детей, неблагополучных семей, семей «группы риска», работа с ними.
2. Организация тематических встреч родителей с работниками образования, правоохранительных органов, органов здравоохранения.
3. Организация консультаций психологов, педагогов для родителей.
ПРАВОВОЙ ВСЕОБУЧ УЧАЩИХСЯ.
1. Проведение бесед, классных часов по информированности подростков о факторах риска, создаваемых наркоманией для здоровья и для личности в целом.
2. Содействие в становлении здорового образа жизни.
3. Разъяснение учащимся ответственности за неподобающее поведение в общественных местах.
4. Проведение тематических бесед и лекций по правовым вопросам с привлечением специалистов по праву.
5. Изучение документов о правах человека, о положении в обществе и правах ребенка.
ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ МЕРОПРИЯТИЙ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ НАРКОМАНИИ
Дата проведения |
Профилактическая работа с учащимися |
Работа с родителями |
Сентябрь |
Кл.часы «Наркомания-чума 21 века» |
Общешкольное родительское собрание |
Октябрь |
Конкурс рисунков «Нет! наркотикам» |
Психолого-педагогическая консультация для родителей |
Ноябрь |
Встреча с инспектором Михайловского ОП |
Организация тематических встреч родителей с работниками образования, правоохранительных органов, органов здравоохранения |
Декабрь |
Конкурс стенгазет, видеороликов по профилактике ВИЧ, СПИД |
Психолого-педагогическая консультация для родителей |
Январь |
Конкурс сочинений «Что бы я рассказал другу, чтобы предостеречь его от наркотиков» |
Психолого-педагогическая консультация для родителей |
Февраль |
Лекция медработника «Здоровье нации. Проблемы 21 века» |
Организация консультаций психологов, педагогов |
Март |
Профориентационная работа 7-8 класс |
Психолого-педагогическая консультация для родителей |
Апрель |
Акция «Наркотикам-нет, мы за ЗОЖ» |
Психолого-педагогическая консультация для родителей |
Май |
Беседы «Не поддайся соблазну..» |
Организация консультаций психологов, педагогов |
Проведенные мероприятия
14.09.2021г.в КГУ ОШ-10 прошла встреча с УИП ГЮП ОМПС Михайловского ОП, в ходе которой в рамках акции «Безопасное дорожное движение» с учащимися 3 и 5 классов была проведена профилактическая беседа. Профилактическую беседу провела Ст.лейтенант полиции Кулейменова Акжолтай Нурбековна.
Уважаемые родители!
Обращаем ваше внимание на то, что в настоящее время проблема наркомании и токсикомании прогрессирует все больше среди молодого поколения.
Если ваш ребенок находится в какое-то время вне вашего внимания, то вам просто необходимо присматриваться к нему, чтобы вовремя заметить, не стал ли он «жертвой» наркомании.
Вы хотите уберечь своего ребенка от пагубных привычек? Тогда прочтите для себя ряд наших советов:
- Как заметить, что подросток начал употреблять наркотические вещества?
- Как подросток становится наркоманом и токсикоманом?
- Почему он решает попробовать то или иное вещество?
Наркомания и токсикомания– это тяжелые хронические заболевания, причиной которых является употребление психоактивных веществ ПАВ (лекарственных препаратов, химических и растительных веществ), характеризующиеся развитием психической (болезненное стремление вновь и вновь испытывать это измененное состояние), и как в следствие, физической зависимости, психическими и соматическими расстройствами, изменением личности.
Это происходит вследствие перестройки организма под действием постоянного поступления наркотика. Как только действие наркотика прекращается, наступает тяжелое состояние, которое наркоманы называют «ломкой», медики – «абстиненцией» (синдром отмены).
Подросток, употребляющий ПАВ становится рабом того вещества, которое он употреблял, не случайно в медицине используется термин «зависимость».
Одна из причин – интерес, желание испытать неизвестные ощущения, другая – быть принятым в определенную группу. Нередко желание «забыться» и удовлетвориться жизнью, приводит подростка к наркомании.
Часто родители довольно поздно и неожиданно для себя замечают, что их ребенок употребляет наркотические и токсические вещества, хотя перемены можно было увидеть в его поведении. Подросток становится скрытным, избегает родителей, ведет какие-то тайные переговоры по телефону, старые друзья и занятия, включая образовательное учреждение, ему уже не интересны. Он утрачивает интерес к учебе, убегает из дома на несколько дней, становится неуправляемым и агрессивным. Появляются резкие смены настроения, вялость, апатия. Наблюдается снижение интеллектуального развития, расстройство деятельности различных систем. Его одежда неряшлива, в карманах можно обнаружить баночки, шприцы, иглы, таблетки. Увеличиваются денежные расходы подростка, из дома нередко исчезают вещи.
175Это должно насторожить Вас!!! Он может прийти в необычном состоянии, ведь именно это состояние – наркотическое опьянение – цель приема наркотиков. Чаще всего наркотическое опьянение подросток испытывает вне дома или в отсутствии родителей, но остаточные признаки этого состояния можно наблюдать спустя несколько часов после приема ПАВ. Вы можете заметить необычное возбуждение или раздраженное состояние. Вялый и сонный, с рассеянным вниманием, представленный сам себе, он может как бы задремать. А может быть благодушен, беспричинно весел. Вернувшись домой в таком состоянии, он с жадностью будет утолять жажду или голод. Присмотритесь! Характерно ли это для вашего ребенка? Всегда ли у него повышенный аппетит? Обратите внимание как двигается подросток. Возможно, вы заметите порывистые, размашистые, грубые движения, неуверенность в ходьбе.
Пусть ваше внимание привлечет внешний вид ребенка. Посмотрите ему в глаза – нет ли в них необычного блеска? Зрачки после применения наркотических и токсических веществ становятся либо необычно узкими, либо необычно широкими. Склеры могут быть покрасневшими, веки отечными. Насторожить должна бледность кожи или ее покраснения. Иногда она приобретает сальный налет. Наконец, посмотрите на руки вашего подростка: в области локтевых сгибов, на предплечьях, на тыльных поверхностях кистей могут быть следы от инъекций. Иногда подростки пытаются скрыть следы от инъекций царапинами.
Нетрудно обнаружить запахи при дыхании ребенка, от его одежды. Порой насторожить может и отсутствие запаха: подросток выглядит опьяневшим, говорит, что выпил спиртное, а запаха алкоголя нет. Проверьте, как чувствует себя ребенок на следующий день после необычного состояния: он может выглядеть заторможенным, вялым, разбитым, испытать мышечную слабость. Но это не весь перечень признаков, по которым можно заподозрить, что подросток начал употреблять опьяневшие вещества. Насторожить вас должно все необычное, что вы заметили в своем ребенке.
Надо иметь в виду, что многие признаки, о которых шла речь, можно заметить лишь на первых порах, потом организм начинает привыкать к системной интоксикации, и внешние признаки наркотического опьянения изменяются, их сможет обнаружить только специалист.
Если вы что-то заподозрили, не стоит «нападать» на ребенка с упреками и принимать «жестокие» меры. Поговорите с ним доверительно, во всяком случае, попытайтесь это сделать. Приведите его к специалисту наркологу. Попробуйте убедить его, что консультация врача-нарколога – это не наказание, а реальный шанс ему помочь. Чем раньше начато лечение – тем больше надежды на успех.
В подростковом возрасте проявляются изъяны предшествующего воспитания. Следовательно, важнейшая задача родителей — это контроль за состоянием ребенка. Необходимо обязательно обращать внимание на то, в каком состоянии он пришел домой, сравнивая с состоянием, в котором он вышел из дома. Это позволяет вовремя выявить, к примеру, случаи, когда подросток впервые закурил, принял алкоголь или наркотики.
Вы можете ознакомиться с описанием симптомов и внешних признаков в поведении ребенка, принимающего ПАВ:
Симптомы:
- замедленные реакции, сонливость, невнятная речь, изменение личности (появление других ценностей), снижение физической силы, трудоспособности, или повышенная активность, ухудшение координации, нарастающая слабость, агрессивность, бессмысленное выражение лица, зрачки глаз расширены, повышенный аппетит, слабо выраженные галлюцинации, повышенное артериальное давление, потеря болевых ощущений, чувство превосходства, ощущение неуязвимости.
Внешние признаки:
- нарочитость движений, провалы в памяти, запах табака (дыма), наличие спичек, зажигалок, табака в швах карманов, тюбиков клея, папиросной бумаги, белого кристаллического порошка, небольших камнеподобных кусков в стеклянных пузырьках или полиэтиленовых пакетиках, иглы или шприца для подкожных инъекций, обожженных крышек от бутылок или ложки, свечей, бритвенных лезвий, пожелтение пальцев, вид пьяного человека, красные отеки под глазами, сильный запах жженых листьев, мелкие семена в складках одежды и швах карманов, обесцвеченная кожа на пальцах.
Изучив симптомы, понаблюдав за внешними признаками и выявив наличие вредной привычки на ранней стадии, необходимо:
провести мероприятия по профилактике ПАВ — лекции, беседы, тренинги и т. д.;
использовать интерактивные методы, быть готовыми вместе с подростками исследовать собственный эмоциональный и поведенческий опыт;
больше внимания уделять формированию навыкам отказа от ПАВ — зависимости, нежели информационной части общения;
не бороться с негативными явлениями вредной привычки, а вместо этого пропагандировать позитивные стороны ее отсутствия.
проводить профилактику ПАВ-зависимости ребенка необходимо параллельно с ПАВ-зависимостью взрослых;
профилактика ПАВ-зависимости должна опираться на ценности подростков, а не на ценности взрослых;
важно обратить внимание на организацию досуговой деятельности подростка, его занятость в свободное время.
Профилактическую работу целесообразно проводить родителям совместно с социальным педагогом, психологом школы, наркологом.
Рекомендации для родителей по профилактике наркомании и токсикомании подростков
1. Не паникуйте. Даже если вы уловили подозрительный запах или обнаружили на руке сына или дочери след укола, это еще не означает, что теперь ваш ребенок неминуемо станет наркоманом. Часто подростка вынуждают принять ПАВ под давлением. Помните о том, что и многим взрослым людям приходилось употреблять наркотические средства (обезболивающие уколы, масочный наркоз). И постарайтесь с первых минут стать не врагом, от которого нужно скрываться и таиться, а союзником, который поможет справиться с бедой.
2. Сохраните доверие. Ваш собственный страх может заставить вас прибегнуть к угрозам, крику, запугиванию. Это оттолкнет подростка, заставит его замкнуться. Не спешите делать выводы. Возможно для вашего ребенка это первое и последнее знакомство с психоактивным веществом. Будет лучше, если вы поговорите с ним на равных, обратитесь к взрослой его личности. Возможно, что наркотические и токсические вещества для него способ самоутвердиться, пережить личную драму или заполнить пустоту жизни.
3. Оказывайте поддержку. «Мне не нравится, что ты сейчас делаешь, но я все же люблю тебя» - вот основная мысль, которую вы должны донести до подростка. Он должен чувствовать, что бы с ним не произошло, он сможет с вами откровенно поговорить об этом. Поощряйте интересы и увлечения ребенка, которые должны стать альтернативой наркотику, интересуйтесь его друзьями, приглашайте их к себе домой. И наконец, помните, что сильнее всего на подростка будет действовать ваш личный пример. Подумайте о своем собственном отношении к некоторым веществам (табак, алкоголь, лекарства).
4. Обратитесь к специалисту, который окажет вам квалифицированную помощь. Не обязательно сразу к наркологу, лучше начать с психолога или психотерапевта. При этом важно избежать принуждения. В настоящее время существуют различные подходы к лечению наркомании. Посоветуйтесь с разными врачами, выберите тот метод и того врача, который вызовет у вас доверие. Будьте готовы к тому, что спасение вашего подростка может потребовать от вас серьезных и длительных усилий.В любом случае пускать ситуацию "на самотек" – значит заведомо смириться с потерей ребенка. Не спешите сдаваться, ВЫХОД ЕСТЬ!
ПОМНИТЕ, что ВЫ НЕ ОДНИв решении этой проблемы!