Программа информатизации КГУ «Гимназия №38»
На 2016-2017 учебный год
Комментарии
Программа– документ, отражающий системные, целостные изменения в образовательном учреждении, обеспечивающий новое качественное состояние образовательной системы.
Программа информатизации ОУ– часть программы развития ОУ.
Единое информационное пространство школы– это система, в которой задействованы и на информационном уровне связаны все участники учебного процесса: руководители, преподаватели, ученики и их родители: администрация в сфере управления, а преподаватели в области повышения эффективности процесса обучения. Практически все участники образовательного процесса объединены между собой соответствующими информационными потоками.
Под участниками образовательного процессаследует понимать следующие устойчивые группы:
1. администрация (директор, его заместители);
2. социально-психологическая служба;
3. педагоги (классные руководители, учителя - предметники);
4. обучающиеся (независимо от параллели, класса и возраста);
5. родители (как основные заказчики «качества образования»).
Введение
Современный период развития общества характеризуется сильным влиянием компьютерных технологий на все сферы человеческой деятельности, распространением информационных потоков в обществе, образующих глобальное информационное пространство. Причина тому – неслыханное для предшествующих эпох повышение роли информации, превращение ее в одну из важнейших движущих сил всей производственной и общественной жизни. В этой связи особую актуальность приобретают следующие задачи, направленные на подготовку школьников к жизни в условиях информационного общества и на развитие у них функциональной грамотности:
· Формирование умения и навыков критического мышления в условиях работы с большими объемами информации, способными осуществлять выбор и нести за него ответственность;
· Формирование навыков самостоятельной работы с учебным материалом с использованием средств ИКТ (поиск и обработка информации, использование различных источников данных, работа с документами);
· Развитие умения находить и интерпретировать связи между учебными знаниями и явлениями реальной жизни, к которым эти знания могут быть применены; способности решать нетрадиционные задачи, используя приобретенные знания, умения и навыки;
· Развитие коммуникабельности, предполагающей учет различных точек зрения, умение анализировать их основания, навыки публичных выступлений, участия в дискуссии, умение устанавливать и поддерживать контакты, сотрудничать и работать в команде.
Одним из наиболее перспективных вариантов решения обозначенного класса задач на уровне общего среднего образования является организация единого информационного пространства школы, что предполагает:
· использование компьютерной техники в качестве средства обучения, совершенствующего процесс преподавания, повышающего его качество и эффективность;
· использование компьютерных технологий в качестве инструментов обучения для творческого развития;
· рассмотрение компьютера и других современных средств информационных технологий в качестве объектов изучения;
· использование компьютерной техники в качестве средств автоматизации процессов контроля, коррекции, тестирования и психодиагностики;
· использование средств современных информационных технологий для организации интеллектуального досуга;
· использование Интернет-ресурсов для качественного проведения уроков на современном уровне.
Педагогика сотрудничества, деятельностный подход к учебному процессу, активация учащихся, индивидуализация обучения – все эти тенденции современной педагогики заставляют задуматься о кардинальном переосмыслении роли учителя в учебном процессе. Смена материальной основы, наметившаяся с появлением компьютеров, открыла новые горизонты для глубинных педагогических поисков, в том числе – и поисков принципиально новых структур учебного процесса. Компьютер предоставляет учителю большой резерв технической и технологической поддержки, высвобождающей значительную часть его времени именно для живого общения с учениками, и дает возможность сделать это общение даже более близким и человечным, чем ранее. Компьютер замыкает на себе большую часть контрольных функций и оперативных реакций на ошибки ученика. Все ошибки немедленно фиксируются компьютером, но становятся в значительной степени частным делом учащихся, а не поводом для получения ими негативных эмоций. Учитель становится более свободным и позитивным в своем отношении к детям. Вступая с учеником в партнерские отношения, компьютер позволяет каждому ученику устанавливать наиболее благоприятный для себя темп и ритм учебной деятельности, и освобождает учителя от необходимости постоянно контролировать и активизировать этот процесс.
Освободившись от задач непрерывной мелочной опеки, учитель получает большую возможность видеть обстановку в целом и уделять индивидуальное внимание каждому отдельному ученику. А обучаемые получают возможность работать в своем собственном ритме в соответствии со своим уровнем подготовки. И это оказывает положительное влияние на процесс обучения. Естественно, что все это реализуется при хорошем техническом, программном и методическом обеспечении урока, а сам учитель должен достаточно непринужденно владеть общими навыками работы с компьютером и правильно осознавать свою изменившуюся роль.
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ШКОЛЫ
НА 2014 – 2017 ГГ.
Наименование программы |
Программа информатизации школы на 2014 – 2017 гг. |
Руководитель программы |
Сулейменова Н.И., зам. директора по информатизации, учитель информатики. |
Основание для разработки |
Государственная программа развития образования в Республике Казахстан на 2011-2020 годы. Стратегия информатизации системы образования Республики Казахстан до 2020 год. Концепция системы электронного обучения на 2010-2015 годы. |
Основные разработчики программы |
Сулейменова Н.И., зам. директора по информатизации, учитель информатики. |
Цель программы |
Обеспечение равного доступа всех участников образовательного процесса к лучшим образовательным ресурсам и технологиям. Создание единой образовательной информационной среды. |
Задачи программы (направления деятельности) |
1. Создание условий для внедрения автоматизации учебного процесса. 2. Организационное обеспечение и подготовка пользователей системы электронного обучения 3. Развитие технологической инфраструктуры школы 4. Повышение уровня компетентности педагогов, учащихся и их родителей в области использования ИКТ. 5. Создание банка программно-педагогических средств (электронные мультимедийные учебники, контролирующие и обучающие программы по предметам, автоматизированные лабораторные практикумы, компьютерные справочники и энциклопедии и т.п.). 6. Организация работы по повышению квалификации и методической поддержки учителей в области использования информационных и коммуникационных технологий в образовательном процессе, использование дистанционных форм обучения. |
Сроки реализации программы |
2014-2017 учебный год. |
Исполнители основных мероприятий |
Администрация, творческие группы, руководители методических кафедр, учителя-предметники. |
Источники финансирования программы |
Бюджетные средства. |
Ожидаемые конечные результаты |
1. Снижение неравенства в доступе к знаниям. 2. Повышение уровня качества образования через ИКТ. 3. Дистанционное повышение квалификации учителей. 4. Улучшение освоения школьниками учебного материала. 5. Интеграция в мировое образовательное пространство посредством ИКТ. 6. Мониторинг, анализ учебных достижений учащихся с помощью ИКТ, возможность проведения коррекционной работы учителями. 7. Использование и пополнение единых централизованных программно-педагогических баз данных. |
Система организации контроля за исполнением Программы |
1. Разработка критериев оценки реализации программы. 2. Формирование статистических отчетов по работе с электронными базами данных.. 3. Ежегодный анализ итогов реализации Программы на педагогическом совете и родительском собрании. |
Обоснование актуальности Программы
В современных социально-экономических условиях проблема качества образования рассматривается как фактор повышения уровня жизни, как национальная идея, определяющая успешное развитие человека и общества. Требуются новые целевые установки в образовательной политике, кардинальный пересмотр традиционных взглядов и представлений о качестве образования.
Новое качество образования - это его соответствие современным жизненным потребностям развития страны. Сегодня школа отражает аспекты современного информационного общества, в котором происходят серьёзные изменения, утверждение новой цивилизации, воспитывающейся на мультимедийно - цифровой культуре. Модернизация школы связана с необходимостью решения одной из главных задач на современном этапе: на персональном уровне - сформировать информационную компетентность участников образовательного процесса: овладение навыками работы в Интернет, использования новых электронных образовательных ресурсов, информационных средств, технологий; на корпоративном уровне – навыками совместной работы в сети, совместной проектной деятельности. Локальная, глобальная сети изменили методологию поиска и производства знаний. Ядром, базисным компонентом информатизации образования становится освоение новых образовательных продуктов с новым информационным качеством.
Ключевой идеей программы информатизации школы является комплексный подход при моделировании и осуществлении информатизации школьного образования. Информационная система должна комплексно обеспечить все процессы в образовательном учреждении: обучение, воспитание, инновационную, управленческую деятельность.
Проект № 1
Расширение информационного пространства школы
Цель: совершенствовать материально-техническую базу и пополнять информационное пространство гимназии мультимедийными учебными и методическими материалами, использовать ресурсы СЭО e-learning, bilimlandи других предоставляемых ОО средств электронного обучения.
№ п\п |
Мероприятия |
Сроки |
Ответственные |
1 |
Расширение информационных ресурсов через приобретение образовательной медиатеки, Интернет-ресурсы и разработки собственных методик, электронных учебников, пособий: - создание учебно-методической копилки - приобретение новых ЦОР - приобретение электронных учебников - создание базы флипчартов - создание базы электронных тестов - систематизация мультимедийных материалов из Интернет-ресурсов, e-learning, bilimland и др. |
2014-2017 уч. год |
Зам. по информатизации, Зав.метод.объединений |
2 |
Предоставление доступа в Интернет учителям и школьникам с целью использования ИКТ в учебном процессе. |
2014-2017 уч. год |
Зам. по информатизации |
3 |
Оборудование кабинета английского языка мультимедийным оборудованием. |
ноябрь 2015 г. |
Зам. по информатизации, Инженер по оборудованию |
4 |
Оборудование рабочих мест учителей компьютерной техникой. |
по мере необходимости |
Инженер по оборудованию |
5 |
Создание базы педагогических и ученических проектов. |
Ежегодно |
Зам. по работе с одаренными детьми Зам. по информатизации |
6 |
Планомерная работа в электронных системах обучения |
2014-2017 уч. год |
Зам. по информатизации |
7 |
Создание базы данных и статистических отчетов в НОБД, СЭО e-learning. |
В течение года |
Зам. по информатизации, тьютор, лаборант |
8 |
Планомерная работа в системе bilimal. Использование ресурсов и информационно- образовательного портала bilimal.kz |
В течение года |
Зам. по информатизации, тьютор, лаборант |
9 |
Поддержка школьного сайта. |
Ноябрь 2006 |
Лаборант кабинета ИВТ |
10 |
Антивирусная профилактика. |
В течение года регулярно |
Системный администратор |
11 |
Заполнение базы данных программы Всеобуч. |
Ежегодно |
Учителя |
12 |
Создание локальной сети в кабинетах, оборудованных ПК, в целях автоматизации управления школой. |
2015 г. |
Зам. по информатизации, Инженер по оборудованию |
|
Мероприятия по обеспечению безопасного доступа к сети Интернет. Фильтрация интернет-контента. |
сентябрь-май 2015 г. |
Зам. по информатизации, Инженер по оборудованию, Системный администратор |
Ожидаемые результаты
В ходе реализации данной программы предполагается, что все рабочие места учителей будут оборудованы компьютерной техникой. Вследствие чего будет увеличиваться количество учебно-методических материалов: собственных мультимедийных разработок уроков, флипчартов, тестов, электронных учебных пособий, что повысит мотивацию учащихся к подготовке научных проектов и участию в предметных олимпиадах, конкурсах, научно-практических конференциях. Изменится качественная подготовка педагога к учебным занятиям, возникнет необходимость создания методической копилки.
Проект № 2
Повышение ИКТ - компетентности педагогов.
Цель: повышать уровень информационной компетентностипедагогов, заинтересованных в использовании ИКТ в учебно-воспитательном процессе.
№ п\п |
Мероприятия |
Сроки |
Ответственные |
|
Повышение квалификации педагогов в области применения ИКТ: обучающие семинары по использованию ИКТ-технологий в составе творческой группы «ИКТ в образовательном процессе гимназии» |
ежемесячно |
Сулейменова Н.И.
|
|
Организация работы ШМО: 1. Ознакомление предметников с ЦОР, размещенных на портале СЭО e-learningв рамках государственной программы информатизации. Составление каталога ЦОРов в помощь учителям-предметникам. 2. Обзор образовательных и учебных электронных ресурсов. 3. Обучающие семинары по использованию ИКТ в учебном процессе 4. Обмен опытом работы учителей, использующих ИКТ. Открытые уроки учителей, применяющих ИКТ.
|
В течение года |
Руководители ШМО, библиотекарь, Зам. по информатизации |
|
Методические рекомендации по использованию электронного образовательного контента в учебном процессе. |
сентябрь |
Зам. по информатизации |
|
Обучающий семинар «Облачные сервисы в школе»
|
октябрь |
Зам. по информатизации |
|
Обучающие семинары по использованию цифровых образовательных ресурсов bilimland.kz
|
ноябрь |
Касымова Б.С. Сулейменова Н.И. Дреева И.В.
|
|
Обучающий семинар «Работа с интерактивным оборудованием»
|
ноябрь |
Сулейменова Н.И.
|
|
Подготовка к участию в конкурсе флипчартов. Оказание методической помощи при подготовке к участию в конкурсе.
|
октябрь-ноябрь |
Сулейменова Н.И.
|
|
Обучающий семинар «Облачные сервисы в школе: интеллект-карты»
|
декабрь |
Зам. по информатизации |
|
Обучающий семинар «Работа с электронными системами тестирования» |
декабрь |
|
|
Проведение недели творческой группы «ИКТ в учебном процессе »: презентация, мастер-класс, открытые уроки. |
январь |
Зам. по информатизации Члены творческой группы |
|
Предоставление информационных материалов для размещения на школьном сайте
|
В течение года |
Учителя-предметники |
|
Привлечение учителей-предметников к участию в конкурсах флипчартов, электронных учебников, ЦОРов. Оказание методической помощи при подготовке к участию в профессиональных конкурсах.
|
В течение года |
Зам. по информатизации, Зам. по НЭР |
|
Создание собственных ЦОРов, мультимедийных и интерактивных разработок. |
В течение года |
Учителя-предметники |
|
Оптимизация работы кабинета информатики с целью предоставления возможностей педагогам-предметникам проводить уроки с использованием ИКТ. |
В течение года |
Зам. по информатизации, лаборант по интерактивному оборудованию |
Ожидаемые результаты
Учителя-предметники повысят собственный уровень ИКТ-компетентности, будут создавать базу мультимедийных и интерактивных разработок. Уверенное использование информационно- коммуникационных технологий даст возможность педагогам более активно участвовать в профессиональных конкурсах, а также ожидается увеличение количества открытых уроков и мероприятий с использованием ИКТ.
Проект № 3
Повышение ИКТ - компетентности учащихся.
Цель: использование компьютерных технологий в качестве инструментов для обучения и творческого развития
№ п\п |
Мероприятия |
сроки |
Ответственные |
1. |
Привлечение учащихся к работе по поддержке школьного сайта
|
В течение года |
Зам. по информатизации |
6. |
Создание старшеклассниками презентаций на тему учебных занятий с целью формирования преемственности в освоении ИКТ.
|
В течение года |
Учителя ИВТ |
7. |
Участие школьников в олимпиадах по информатике, творческих конкурсах, НПК, конкурсах мультимедийных проектов.
|
В течение года |
Учителя ИВТ |
9. |
Организация научно – исследовательской деятельности учащихся.
|
В течение года |
Зам. по информатизации Учителя-предметники |
10. |
Организация и проведение предметных недель, воспитательных мероприятий с использованием ИКТ.
|
В течение года |
Зам. по информатизации Учителя-предметники |
11. |
Проведение научной конференции школьников с презентацией мультимедийных проектов.
|
ноябрь |
Зам. по информатизации Учителя-предметники |
|
Создание школьной мастерской по выпуску школьного видеожурнала.
|
В течение года |
Зам. по информатизации |
Ожидаемые результаты
В связи с активным применением ИКТ педагогами в учебно-воспитательном процессе уровень учебной мотивации учащихся также возрастет.
В ходе реализации программы информатизация школы на 2014-2017 учебный год видим ожидаемое будущее:
§ всевозможное внедрение информационных технологий в учебный процесс;
§ изменение форм традиционных уроков;
§ развитие индивидуальных способностей ученика XXIвека - века информационных технологий;
§ повышение качества знаний учащихся;