

Антикоррупционный стандарт
Министерства образования и науки Республики Казахстан
1. Общие положения
1. Настоящий антикоррупционный стандарт Министерства образования
и науки Республики Казахстан (далее – Министерство) разработан в
соответствии со статьей 10 Закона Республики Казахстан от 18 ноября 2015
года «О противодействии коррупции», Методическими рекомендациями по
разработке антикоррупционных стандартов, утвержденными Агентством по
делам государственной службы Республики Казахстан и противодействия
коррупции и носит рекомендательный характер.
2. Разработчиком антикоррупционного стандарта является Департамент
юридической службы и международного сотрудничества Министерства
образования и науки Республики Казахстан.
3. Антикоррупционный стандарт направлен на установление для
обособленной сферы общественных отношений системы рекомендаций,
направленные на предупреждение коррупции.
4. Задачами разработки антикоррупционных стандартов является:
1) формирование устойчивого антикоррупционного поведения у лиц,
работающих в обособленной сфере общественных отношений;
2) своевременное выявление коррупционных проявлений и
предотвращение их негативных последствий.
5. Принципами антикоррупционных стандартов являются:
1) законность;
2) транспорентность;
3) этичность;
4) соблюдение прав и законных интересов физических и юридических
лиц и их защита от коррупционных проявлений;
5) недопущение конфликта интересов.
6. Антикоррупционные стандарты определяют действия и решения
лиц, работающих в обособленной сфере общественных отношений,
направленные на неукоснительное соблюдение установленных правил и
предотвращение коррупционных проявлений.
7. В основе антикоррупционных стандартов заложены
непосредственные действия по исполнению должностных обязанностей с
точки зрения недопущения проявлений коррупции при:
1) реализации прав и законных интересов физических и юридических
лиц в сфере, затрагиваемой антикоррупционным стандартом;
2) подготовке и принятии управленческих и иных решений в
пределах своей компетенции;
3) подготовке проектов нормативных правовых актов Республики
Казахстан;
4) иных общественно значимых отношениях в зависимости от
специфики соответствующей сферы жизнедеятельности.
2
2. Правила поведения (действия) лиц, работающих в обособленной
сфере общественных отношений
8. При реализации прав и законных интересов физических и
юридических лиц в сфере, затрагиваемой антикоррупционным стандартом:
1) руководствоваться Конституцией и законами Республики Казахстан,
актами Президента, Правительства Республики Казахстан, иными
нормативными правовыми актами, приказами Министра и Ответственного
секретаря, а также положением Министерства;
2) способствовать укреплению единства народа Казахстана и
межнационального согласия в стране, уважительно относиться к
государственному и другим языкам, традициям и обычаям народа
Казахстана;
3) быть честным, справедливым, скромным, соблюдать общепринятые
морально-этические нормы в обращении с физическими лицами,
представителями юридических лиц и коллегами, проявлять вежливость и
корректность;
4) обеспечивать прозрачность принятия решений, затрагивающих права
и законные интересы физических и юридических лиц;
5) своими действиями и поведением не давать повода для критики со
стороны общества, не допускать преследования за критику, использовать
конструктивную критику для устранения недостатков и улучшения своей
деятельности;
6) не использовать служебное положение для оказания влияния на
деятельность государственных органов, организаций, государственных
служащих и иных лиц при решении вопросов личного характера;
7) не распространять сведения, не соответствующие действительности;
8) не допускать совершения проступков и иных правонарушений, за
которые законом предусмотрена дисциплинарная, административная либо
уголовная ответственность;
9) обеспечить исполнение в государственном органе трудового
законодательства и законодательства о государственной службе, обеспечение
соблюдения режима и условий труда, а также ограничений, связанных с
пребыванием на государственной службе.
9. При оказании государственных услуг и иных разрешительных
функций:
1) на постоянной основе принимать меры по повышению качества
оказания государственных услуг;
2) предоставлять полную и достоверную информацию о порядке
оказания государственных услуг услугополучателям в доступной форме;
3) не допускать истребования не предусмотренных документов, а равно
избегать всяческой волокиты (бюрократии) в ходе оказания государственных
услуг и иных разрешительных функций;
3
4) докладывать руководству при склонении к совершению
коррупционного правонарушения;
5) обеспечивать постоянное совершенствование процесса оказания
государственных услуг, экономичности и эффективности при оказании
государственных услуг.
10. При осуществлении государственных закупок, связанных с
приобретением товаров, работ, услуг, должностным лицам рекомендуется:
1) оптимально и эффективно расходовать денежные средства,
используемые для государственных закупок;
2) предоставлять потенциальным поставщикам равные возможности
для участия в процедуре проведения государственных закупок, кроме
случаев, предусмотренных Законом;
3) обеспечивать открытость и прозрачность процесса государственных
закупок;
4) не допускать коррупционных проявлений;
5) не допускать участие в качестве потенциального поставщик а и (или)
привлекаемого им субподрядчика (соисполнителя), имеющих неисполненные
обязательства по исполнительным документам и включенных в Единый
реестр должников.
11. При подготовке и принятии управленческих и иных решений в
рамках своей компетенции:
1) докладывать непосредственному или прямому руководителю о
возникновении конфликта интересов, личной заинтересованности при
исполнении служебных обязанностей, о склонении к коррупционному
поведению и получению подарков;
2) не использовать служебное положение для оказания влияния на
деятельность государственных органов, организаций, государственных
служащих и иных лиц при решении вопросов личного характера;
3) не дарить коллегам, руководителям и иным должностным лицам
подарки и не оказывать неслужебные услуги для получения с
использованием должностных полномочий имущественной выгоды, блага
либо преимущества;
4) проявлять активность в противодействии коррупции, раскрытии
коррупционных правонарушений;
5) незамедлительно докладывать руководству о ставших им
известными фактах коррупции, а также о склонении к получению какой-либо
выгоды за ускоренное рассмотрение материалов либо волокиты;
6) незамедлительно в письменной форме сообщать непосредственному
руководителю о сомнениях в правомерности полученного для исполнения
распоряжения;
7) обращаться к вышестоящему руководству, если непосредственный
руководитель сам вовлечен в конфликт интересов;
4
8) воздерживаться от оказания содействия кому-либо в осуществлении
предпринимательской и иной деятельности, связанной с извлечением
доходов.
12. При подготовке проектов нормативных правовых актов:
1) обеспечивать обязательное участие общественности, средств
массовой информации в подготовке и обсуждении проектов нормативных
правовых актов;
2) обеспечивать координацию ведения структурными подразделениями
Министерства мониторинга правовых актов и подготовка соответствующих
отчетов на постоянной основе;
3) разработанные проекты нормативных правовых актов до
направления на согласование в заинтересованные государственные органы
размещать для публичного обсуждения на интернет-портале открытых
нормативных правовых актов;
4) не использовать в нормативных правовых актах нормы, содержащие
коррупционные факторы или их признаки.
13. При организации кадровой работы по подбору и расстановке
сотрудников/работников Министерства рекомендуется:
1) соблюдать установленные сроки рассмотрения материалов на
назначения;
2) при приеме на службу/работу в Министерство разъяснять основные
обязанности, запреты и ограничение, возлагаемые на должностных лиц;
3) соблюдать требования законодательства Республики Казахстан при
отборе кадров;
4) не допускать необоснованной передачи сведений о персональных
данных государственных служащих;
5) не требовать от кандидатов на службу/работу документы, не
имеющие отношения для заключения трудового договора;
6) объективно и всесторонне проводить служебные расследования в
отношении работников Министерства.
14. При иных взаимоотношениях, возникающих в зависимости от
специфики сферы жизнедеятельности:
1) конкретно и четко определять задачи и объем служебных
полномочий подчиненных должностных лиц;
2) не допускать неравномерного распределения трудовой нагрузки
между должностными лицами, находящимися в подчинении;
3) проявлять справедливость и объективность при оценке результатов
их деятельности, а также при применении мер поощрения и взысканий;
4) не допускать по отношению к подчиненным работникам
необоснованных обвинений, фактов грубости, унижения человеческого
достоинства, бестактности, некорректного поведения;
5) не отдавать явно невыполнимых распоряжений или выходящих за
рамки их должностных обязанностей, а также противоречащих
законодательству;
5
6) не использовать служебное положение для оказания влияния на
деятельность подчиненных при решении вопросов внеслужебного характера;
7) не принуждать подчиненных к совершению коррупционных
правонарушений;
8) своевременно принимать исчерпывающие меры по урегулированию
конфликта интересов, возникшего у коллег в ходе выполнения ими своих
должностных обязанностей;
9) обеспечивать сохранность имущества, рационально, эффективно в
служебных целях использовать собственность, включая автотранспортные
средства.