Қарағанды қаласы әкімдігінің "Қарағанды қаласының…
"Мартбек Мамыраев атындағы МИ" КММ

Изучаем казахский язык

бері
ближе
Вопрос-ответ
Всего ответов: 80
Новых вопросов: 1

Антикоррупционный стандарт

Антикоррупционный стандарт
Министерства образования и науки Республики Казахстан
1. Общие положения
1. Настоящий антикоррупционный стандарт Министерства образования 
и  науки  Республики  Казахстан  (далее  –  Министерство)  разработан  в 
соответствии со статьей  10 Закона Республики Казахстан от 18 ноября 2015 
года  «О  противодействии  коррупции»,  Методическими  рекомендациями  по 
разработке  антикоррупционных  стандартов,  утвержденными  Агентством  по 
делам  государственной  службы  Республики  Казахстан  и  противодействия 
коррупции и носит рекомендательный характер.
2. Разработчиком антикоррупционного стандарта является Департамент 
юридической  службы  и  международного  сотрудничества  Министерства 
образования и науки Республики Казахстан.
3.  Антикоррупционный  стандарт  направлен  на  установление  для 
обособленной  сферы  общественных  отношений  системы  рекомендаций, 
направленные на предупреждение коррупции.
4. Задачами разработки антикоррупционных стандартов является:
1)  формирование  устойчивого  антикоррупционного  поведения  у  лиц, 
работающих в обособленной сфере общественных отношений;
2)  своевременное  выявление  коррупционных  проявлений  и 
предотвращение их негативных последствий.
5. Принципами антикоррупционных стандартов являются:
1) законность;
2) транспорентность;
3) этичность;
4)  соблюдение прав и законных интересов физических и юридических 
лиц и их защита от коррупционных проявлений;
5) недопущение конфликта интересов.
6.  Антикоррупционные  стандарты   определяют  действия   и  решения 
лиц,  работающих  в  обособленной   сфере  общественных  отношений, 
направленные   на  неукоснительное   соблюдение   установленных  правил  и 
предотвращение коррупционных проявлений.
7.  В  основе  антикоррупционных  стандартов  заложены 
непосредственные  действия  по  исполнению  должностных  обязанностей  с 
точки зрения недопущения проявлений коррупции при:
1) реализации прав и законных интересов физических и юридических 
лиц в сфере, затрагиваемой антикоррупционным стандартом;
2)  подготовке  и   принятии   управленческих   и  иных  решений   в 
пределах своей компетенции;
3)  подготовке   проектов   нормативных   правовых  актов  Республики 
Казахстан;
4)  иных  общественно   значимых   отношениях   в  зависимости   от 
специфики соответствующей сферы жизнедеятельности. 
2
2. Правила поведения (действия) лиц, работающих в обособленной 
сфере общественных отношений
8.  При  реализации  прав  и  законных  интересов  физических  и 
юридических лиц в сфере, затрагиваемой антикоррупционным стандартом:
1) руководствоваться Конституцией и законами Республики Казахстан, 
актами  Президента,  Правительства  Республики  Казахстан,  иными 
нормативными  правовыми  актами,  приказами  Министра  и  Ответственного 
секретаря, а также положением Министерства;
2)  способствовать  укреплению  единства  народа  Казахстана  и 
межнационального  согласия  в  стране,  уважительно  относиться  к 
государственному  и  другим  языкам,  традициям  и  обычаям  народа 
Казахстана;
3) быть честным, справедливым, скромным, соблюдать общепринятые 
морально-этические  нормы  в  обращении  с  физическими  лицами, 
представителями  юридических  лиц  и  коллегами,  проявлять  вежливость  и 
корректность;
4) обеспечивать прозрачность принятия решений, затрагивающих права 
и законные интересы физических и юридических лиц;
5) своими действиями и поведением не давать повода для критики со 
стороны  общества,  не  допускать  преследования  за  критику,  использовать 
конструктивную  критику  для  устранения  недостатков  и  улучшения  своей 
деятельности;
6)  не  использовать  служебное  положение  для  оказания  влияния  на 
деятельность  государственных  органов,  организаций,  государственных 
служащих и иных лиц при решении вопросов личного характера;
7) не распространять сведения, не соответствующие действительности;
8)  не  допускать  совершения  проступков  и  иных  правонарушений,  за 
которые  законом  предусмотрена  дисциплинарная,  административная  либо 
уголовная ответственность;
9)  обеспечить  исполнение  в  государственном  органе  трудового 
законодательства и законодательства о государственной службе, обеспечение 
соблюдения  режима  и  условий  труда,  а  также  ограничений,  связанных  с 
пребыванием на государственной службе.
9.  При  оказании  государственных  услуг  и  иных  разрешительных 
функций:
1)  на  постоянной  основе  принимать  меры  по  повышению  качества 
оказания государственных услуг;
2)  предоставлять  полную  и  достоверную  информацию  о  порядке 
оказания государственных услуг услугополучателям в доступной форме;
3) не допускать истребования не предусмотренных документов, а равно 
избегать всяческой волокиты (бюрократии) в ходе оказания государственных 
услуг и иных разрешительных функций; 
3
4)  докладывать  руководству  при  склонении  к  совершению 
коррупционного правонарушения;
5)  обеспечивать  постоянное  совершенствование  процесса  оказания 
государственных  услуг,  экономичности  и  эффективности  при  оказании 
государственных услуг.
10.  При  осуществлении  государственных  закупок,  связанных  с 
приобретением товаров, работ, услуг, должностным лицам рекомендуется:
1)  оптимально  и  эффективно  расходовать  денежные  средства, 
используемые для государственных закупок;
2)  предоставлять  потенциальным  поставщикам  равные  возможности 
для  участия  в  процедуре  проведения  государственных  закупок,  кроме 
случаев, предусмотренных Законом;
3)  обеспечивать  открытость  и прозрачность  процесса государственных 
закупок;
4) не допускать коррупционных проявлений;
5) не допускать участие в качестве потенциального поставщик а и (или) 
привлекаемого им субподрядчика (соисполнителя), имеющих неисполненные 
обязательства  по  исполнительным  документам  и  включенных  в  Единый 
реестр должников.
11.  При  подготовке  и  принятии  управленческих  и  иных  решений  в 
рамках своей компетенции:
1)  докладывать  непосредственному  или  прямому  руководителю  о 
возникновении  конфликта  интересов,  личной  заинтересованности  при 
исполнении  служебных  обязанностей,  о  склонении  к  коррупционному 
поведению и получению подарков;
2)  не  использовать  служебное  положение  для  оказания  влияния  на 
деятельность  государственных  органов,  организаций,  государственных 
служащих и иных лиц при решении вопросов личного характера;
3)  не  дарить  коллегам,  руководителям  и  иным  должностным  лицам 
подарки  и  не  оказывать  неслужебные  услуги  для  получения  с 
использованием  должностных  полномочий  имущественной  выгоды,  блага 
либо преимущества;
4)  проявлять  активность  в  противодействии  коррупции,  раскрытии 
коррупционных правонарушений;
5)  незамедлительно  докладывать  руководству  о  ставших  им 
известными фактах коррупции, а также о склонении к получению какой-либо 
выгоды за ускоренное рассмотрение материалов либо волокиты;
6) незамедлительно в письменной форме сообщать непосредственному 
руководителю  о  сомнениях  в  правомерности  полученного  для  исполнения
распоряжения;
7)  обращаться  к  вышестоящему  руководству,  если  непосредственный 
руководитель сам вовлечен в конфликт интересов; 
4
8) воздерживаться от оказания содействия кому-либо в осуществлении 
предпринимательской  и  иной  деятельности,  связанной  с  извлечением 
доходов.
12. При подготовке проектов нормативных правовых актов:
1)  обеспечивать  обязательное  участие  общественности,  средств 
массовой  информации  в  подготовке  и  обсуждении  проектов  нормативных 
правовых актов;
2) обеспечивать координацию ведения структурными подразделениями 
Министерства  мониторинга  правовых  актов  и  подготовка  соответствующих 
отчетов на постоянной основе;
3)  разработанные  проекты  нормативных  правовых  актов  до 
направления  на  согласование  в  заинтересованные  государственные  органы 
размещать  для  публичного  обсуждения  на  интернет-портале  открытых 
нормативных правовых актов;
4) не использовать в нормативных правовых актах нормы, содержащие 
коррупционные факторы или их признаки.
13.  При  организации  кадровой  работы  по  подбору  и  расстановке 
сотрудников/работников Министерства рекомендуется:
1)  соблюдать  установленные  сроки  рассмотрения  материалов  на 
назначения;
2) при приеме на службу/работу в  Министерство  разъяснять основные 
обязанности, запреты и ограничение, возлагаемые на должностных лиц;
3)  соблюдать  требования  законодательства Республики  Казахстан  при 
отборе кадров;
4)  не  допускать  необоснованной  передачи  сведений  о  персональных 
данных государственных служащих;
5)  не  требовать  от  кандидатов  на  службу/работу  документы,  не 
имеющие отношения для заключения трудового договора;
6)  объективно  и  всесторонне  проводить  служебные  расследования  в 
отношении работников Министерства.
14.  При  иных  взаимоотношениях,  возникающих  в  зависимости  от 
специфики сферы жизнедеятельности:
1)  конкретно  и  четко  определять  задачи  и  объем  служебных 
полномочий подчиненных должностных лиц;
2)  не  допускать  неравномерного  распределения  трудовой  нагрузки 
между должностными лицами, находящимися в подчинении;
3) проявлять справедливость  и объективность при оценке результатов 
их деятельности, а также при применении мер поощрения и взысканий;
4)  не  допускать  по  отношению  к  подчиненным  работникам 
необоснованных  обвинений,  фактов  грубости,  унижения  человеческого 
достоинства, бестактности, некорректного поведения;
5)  не  отдавать  явно  невыполнимых  распоряжений  или  выходящих  за 
рамки  их  должностных  обязанностей,  а  также  противоречащих 
законодательству; 
5
6)  не  использовать  служебное  положение  для  оказания  влияния  на 
деятельность подчиненных при решении вопросов внеслужебного характера;
7)  не  принуждать  подчиненных  к  совершению  коррупционных 
правонарушений;
8) своевременно принимать исчерпывающие меры по урегулированию 
конфликта  интересов,  возникшего  у  коллег  в  ходе  выполнения  ими  своих 
должностных обязанностей;
9)  обеспечивать  сохранность  имущества,  рационально,  эффективно  в 
служебных  целях  использовать  собственность,  включая  автотранспортные 
средства.