ҚАРАҒАНДЫ ОБЛЫСЫ БІЛІМ БАСҚАРМАСЫНЫҢ ҚАРАҒАНДЫ…
"№53 МЛ" КММ

Learning the Kazakh language

Дау даудан қорқады.
Спор спорящего боится.
Question answer
Всего ответов: 189
Новых вопросов: 0

Жаңалықтар күні

 

Вопросы адаптации первоклассников решаются в тесном контакте с родителями. Обучающий семинар, с практическими элементами работы помог родителям в приобретении и применении знаний по развитию  родительской компетентности. Результат творческой работа с родителями была использована на психологических занятиях с детьми –первоклассниками.

Психологическая игра на кафедре классных руководителей   активизировала  духовно-нравственные координаты  педагогов.   Осознавая  свои ценностные предпочтения, учитель  осуществлял  свой выбор, осуществляя усилие между  своими и общечеловеческими ценностями.

Психологический практикум с молодыми  специалистами способствовал развитию доверительных отношений педагогов, снятию психоэмоционального напряжения и активизации ресурсного состояния.

Серия психологических уроков в начальной школе была посвящена   развитию коммуникативных  навыков,  снятию повышенного уровня напряжения  на конец первой четверти,   переживанию положительных эмоций,   ознакомлению через видеоролики   с правами ребенка, созданию взаимосвязанных коллективных  работ 1 класс - «Дорога любви и добра»,  2 класс - «Город любви и добра», 3 класс – «Школа  любви и добра», 4 класс – «Планета любви и добра». Каждый урок заканчивался флешмобом, который проводили старшеклассники, что особенно радовало детей.

Психолого-педагогический консилиум,  по теме  «Условия успешной адаптации пятиклассника», прошел в оживленной дискуссии. Вопросы  по типу «..что сегодня необходимо учителю, какие личностные особенности и профессиональные умения должен иметь педагог», чтобы  помочь ребенку  в новой социально-учебной среде, помогли определить преспективное и актуальное направления работа с учащимися.   Выделяя сильные и слабые стороны  учебно-воспитательной работы, качества знаний учащихся и психологические особенности по результатам психодиагностики, были разработаны рекомендации и проанализированы для успешной адаптации пятиклассников.

            

Успешность  обучения и развития первоклассника  в школе зависит от его  психологической зрелости, которая предусматривает  готовность основных  психических сфер ребенка: интеллектуальную,  мотивационную,  волевую и социальную. Психологические часы по программе «Адаптация первоклашек»  способствует осознанию   первоклассниками позиции «Я - школьник»,  формированию дружеских отношений в классе, снижению тревожности в новой ситуации развития.

              

  

22.04.2013

 

Психологическое сопровождение предпрофильного  образования в опытно экспериментальной работы школы

 

Воронина С.А., СОШЛ № 53

Педагог-психолог

 

 В Государственной Программе развития образования в Республики Казахстан на 2011-2020 делается акцент на «создание модели профильной школы с использованием индивидуальных траекторий обучения школьников», где определены общие ориентиры развития функциональной грамотности[1].Цель Национального плана – создание условий для развития функциональной грамотности, где результатом  является овладение обучающимися системой ключевых компетенций:  управленческие, информационные, коммуникативные, социальные, личностные, гражданские, технологические[2].

Подготовка подрастающего поколения к созидательному труду на благо общества – важнейшая задача общеобразовательной школы. Передовой педагогический опыт, результаты научных исследований показывают, что только комплексный подход к решению вопросов предпрофильной и по­следующей профильной подготовки способствуют успешному самоо­пределению учащегося, как в профессиональном, так и в личностном плане. В этом направлении огромная роль отводиться психологической службе школ.Которая должна быть ориентирована на  оказание учащимся психолого-педагогической поддержки в проектировании  образовательного маршрута.

Психологические усилия должны быть распределены  между   допрофильной подготовкой учащихся,  которая предполагает  систему работы, содействующую самоопределению учащихся, и непосредственно профильным обучением, в процессе которого  происходит либо подтверждение, либо опровержение ранее сделанного выбора.

В данный момент СОШЛ № 53 находиться на внедренческом этапе эксперимента по теме: «Создание Модели организации образования через проектирование индивидуального образовательного маршрута ученика в контексте предпрофильной и профильной подготовки». Работа школьного психолога включена в общую систему экспериментальной деятельности, так как главным условием предпрофильного и профильного образования является полноценное психическое и личностное развитие учащегося, сформированность его мотивационно-потребностной сферы, наличие развитых интересов и склонностей, достаточный уровень самосознания. В условиях внедрения нововведений возникает необходимость качественного психологического сопровождения в рамках лично-ориентированного подхода. «Психолого-педагогическое сопровождение учащихся на этапе предпрофильной подготовки в условиях перехода к 12-ти летнему образованию» изложены в научно-методических рекомендациях, которые способствуют решению проблем индивидуально-дифференцированного обучения в ОЭР школы.

Какой должна быть модель психологического сопровождения в учебно-воспитательном процессе предпрофильного  образования? В качестве цели практической деятельности психолога выступает  психологическое сопровождение учащихся, направленное на создание социально-психологических условий, способствующих успешному обучению и развитию каждого ребенка. Под сопровождением понимается метод, обеспечивающий создание условий для принятия обучаемым оптимальных решений в различных ситуациях жизненного выбора, обеспечение обучения учащихся с учётом их индивидуальных склонностей и потребностей, предпочтений и возможностей для более обоснованного, осознанного и самостоятельного  выбора профиля дальнейшего обучения.  Это развитие основных ключевых компетенций, в перечень которых входят: ценностно-смысловая, общекультурная, учебно-познавательная, информационная, коммуникативная, социально-трудовая, личностная компетенция. Под компетенцией понимаются некоторые внутренние, потенциальные, сокрытые психологические новообразования - знания, представления, алгоритмы действий, системы ценностей и отношений.  

Целью  психологического сопровождения    учащихся на этапе предпрофильной подготовки  является  - обеспечение  психологической  готовности   к осознанному выбору индивидуальной траектории  дальнейшего профессионального   образования. Под психологической готовностью к выбору профессии  нами понимается - способность ученика соотнести следующие факторы: внут­реннюю осознанность самого факта выбора и определен­ность профессиональных интересов, осведом­ленность ученика о своих склонностях и способностях, а также какие физические и психологические требования предъявляет профессия к человеку, требования рынка труда, которые определяют возможности   дальнейшего трудоустройства  и  карьерного роста, материальные ресурсы   для   получения  необходимого профессионального образования и их наличие.

  Индивидуальная траектория дальнейшего профессионального образования предполагает - путь реализации потенциальных возможностей ученика. Она состоит из четырех составляющих: индивидуальной траектории обучения, индивидуальной траектории личностного развития, индивидуальной траектории профессионального становления, индивидуальной траектории физического развития.  Опираясь на критерии психологической готовности к выбору, на умение ученика соотносить основные составляющие выбора – «хочу», «могу», «надо», исследуя факторы, влияющие на успешный выбор дальнейшего профиля обучения,а также,  развивая способность проектирования  профессиональной  самореализации, мы способствуем созданию пути реализации потенциальных  возможностей ученика, с учетом внутренних и внешних факторов личности.   

Процесс психолого-педагогического сопровождения предпрофильного образования  мы разделяем условно на несколько  этапов, которые взаимосвязаны и взаимообусловлены:

Ø    Пропедевтической этап

Ø    Информационно-активизирующий этап

Ø    Диагностический этап

Ø    Аналитический этап

Ø    Этап  профилактического, развивающего, воспитательного характера

Ø    Обобщающий этап

Ø    Этап  оценки  эффективности психолого-педагогического  сопровождения

На каждом этапе используются соответствующие содержанию деятельности  формы и методы работы, которые помогают в формировании психологической готовности.

На этапе обобщающего характера и  оценки  эффективности психолого-педагогического сопровождения подводятся итоги процесса самоопределения:

Во-первых,  ученик-семиклассник осуществляет анализ своих способностей, которые необходимы для профессионального выбора в будущем, ученик-восьмиклассник  рефлексирует  свое продвижение в образовании, уровень профессиональной готовности к определенному виду труда, девятиклассник  осуществляет выбор  своей образовательной траектории в соответствии с профессионально-важными качествами личностных особенностей.

Во-вторых, подводятся итоги  при организации совместной деятельности учащихся, учителей, родителей с целью соотнесения профессиональных планов учащихся с их родителями, через организацию и проведение педагогических советов, психолого-педагогических консилиумов, обучающих и практических семинаров, консультирование по схеме «хочу+могу+надо= варианты выбора».

В-третьих, составление карт образовательного маршрута ученика на следующий учебный год,  заполнение индивидуальных карт достижений учащихся и психологический мониторинг.

 

Литература:

1.Государственная программа развития  образования РК на 2011-2012 годы.

2.Национальный план действий по развитию функциональной грамотности школьников 2012-2016 годы

3.Лежнина. Л.В. Индивидуальный образовательный маршрут как инновация в профессиональной подготовке педагогов-психологов/ Л.В. Лежнина // Стандарты и мониторинг в образовании. - 2009. - №2. - С.21-25. 

22.02.2013 

 

22 февраля 2013 года педагогический коллектив СОШЛ № 53 с радостью принял гостей с  Бухар Жырауского района. День открытых дверей, для директоров школ, позволил поделиться опытом работы. Психологическая служба показала модель работы в учебно-воспитательном процессе, а проведение психологического практикума «Школа любящих родителей», позволило  не только освятить интерактивные  формы взаимодействия  с родителями, но и  погрузить участников в пространство  рефлексивного сознания по развитию  родительской компетентности  в условиях детско-родительских отношений.

 

Родительская компетентность, как условие личностного роста и творческой реализации  ребенка.

Служба практической психологии в школе– одно из важнейших условий модернизации системы образования в Казахстане. В современной ситуации, психологическая служба востребована всеми участниками образовательного процесса – детьми и их родителями, педагогами, руководителями, и обеспечивает психологическое просвещение и профилактику, диагностическую, коррекционно-развивающую и консультативную помощь на всех уровнях системы образования.

Одной из задач психологической службы  в системе образования  является развитие родительской компетенции в условиях детско-родительских отношений. Родительская позиция — это некое целостное образование, это реальная направленность воспитательной деятельности родителей, возникающая под влиянием мотивов воспитания. Семья – это первичная ячейка общества, которая была и остается самым важным и влиятельным фактором социализации личности.

Под родительской компетенцией понимаются некоторые внутренние, потенциальные, психологические  и педагогические знания, представления, алгоритмы действий, системы ценностей и отношений,  которые  проявляются  в воспитании и развитии ребенка,  способствуют созданию оптимальных условий для полноценного жизнетворчества, успешной самореализации и способности осуществлять  самостоятельный выбор ребенка.

Учитывая два важнейших фактора: во-первых, что родитель  сознательно и целенаправленно воспитывает ребенка и во-вторых, что внутрисемейная атмосфера воздействует на ребенка, преломляя внутрисемейные отношения в структуре личности растущего человека, одним из нововведений работы психологической службы СОШЛ № 53 стало  внедрение интерактивных форм взаимодействия с родителями:

•           Семинары обучающего характера

•           Психологические практикумы

•           Целенаправленные рекомендации

•           Совместные занятия с детьми развивающего характера

•           Тренинги детско-родительских отношений

•           Совместная реализация ребенка и родителя (проектная деятельность)

•           Аналитическая – научно-исследовательские результаты

•           Психолого-педагогические консилиумы (педагоги и родители)

•           Уроки для родителей

•           Психологические игры

•           Консультирование индивидуальное и групповое

•           Анкетирование, психодиагностика

•           Просвещение, беседы, тематические  лекции

 

Данные формы работы помогают родителю осваивать конкретные приемы семейного воспитания, формировать навыки и умения более продуктивных детско-родительских отношений,  преобразовывать свой  внутренний мир,  выстраивать свою систему ценностных координат, направленную  на  сохранение и укрепление психологического здоровья  детей.  Погружаясь в проблемы возрастных и личностных особенностей подрастающего поколения,  основных новообразований, психических процессов, межличностных отношений,  родитель  совершенствует свое рефлексивное сознание и влияет  на общие жизненные перспективы ребенка,  его инициативное поведение к самореализации и жизнеосуществлению в целом.

     

С 27 октября по 2 ноября 2012 учебного года  прошла неделя «Дорога любви и добра» в школе начального обучения. Цель: профилактика насильственного поведения, правового просвещения и формирование навыков конструктивного общения у младших школьников.

Интегрированные психологические часы с предметом самопознания с 1 по 4 классы, общешкольное практический семинар родителей  первых классов, общешкольное собрание 2-4 классов «Право ребенка на защиту от всех форм насилия», работа кафедры классных руководителей по  теме «Формы жестокого обращения и методы работы» несли  профилактический характер по вопросам защиты прав ребенка, жестокости и насилия. Основная цель в работе с учащимися - прививать  идеи уважения  к правам человека, ненасилия по отношению друг к другу, развивать умение ценить дружбу, взаимопонимание, взаимоуважение в отношениях между одноклассниками. С педагогами и родителями работа строилась по просветительскому направлению.

 

 

 

 

 

Анализ городского мастер-класса в КГУ СОШЛ № 53

 

 

Место проведения и время проведения:КГУ ОСШЛ № 53

Дата проведения:27.09.2012 года

Педагог-психолог: ВоронинаСветлана Анатольевна –  КарГУ, факультет «ПиП», высшего  уровня  квалификации высшей категории, общий педагогический стаж  работы  19лет, по специальности - 10лет.

Тема мастер-класса:«Развитие родительской компетентности, как условие личностного роста школьника»

 

В деятельности педагога-психолога ШПС особое внимание мы уделяем вопросам оказания консультативной, просветительской и профилактической  помощи родителям, так как именно эти направления работы вызывают у психологов наибольшие трудности.

Представленная  модель педагогом-психологом Ворониной О.А.  в различных формах на разных возрастных этапах исходит из предположения о дефиците у родителей знаний и умений по  развитию и воспитанию детей. Эта модель носит как консультационно - профилактический, так и просветительский характер и направлена на повышение психолого-педагогической культуры родителей, расширение и восстановление воспитательного потенциала семьи, активное включение родителей в процесс социального воспитания детей.

   Педагог-психолог КГУ  СОШЛ № 53 Воронина  Светлана Анатольевна представила свой опыт работы  с родителями разновозрастной категориис элементами  практического семинара, психологического практикума,обучающего семинараи с элементами тренинга по программе коррекции детско-родительских отношений.

   Светлана Анатольевна делает акцент на то, что при работе с родителями необходимо обратить внимание на автономные психологические механизмы социализации личности, через внутрисемейные отношения, рассматривая феномен психологического здоровья семьи какинтегральный показатель ее функционирования, который отражает качественную сторону социально-психологических процессов семьи. Представив характеристику основных типов семей, рассмотрев родительские  позициив отношении направленности воспитательной деятельности родителей, возникающих под влиянием мотивов, на реальных примерах показала, как проходит формирование поведения ребенка, предоставив педагогам-психологам города интерактивные формы взаимодействия с родителями.

   Работа с родителями выстроена так, что дает возможность раскрыть не только вопросы  воспитания и сохранения здоровья ребенка, но и повысить их компетентность в области педагогики и психологии, обучить способам достижения  благоприятных условий в семейной среде для успешной адаптации подростка к социуму, предупредить как правонарушения подростков, так и предрасположенность к суицидальности.

  Весь материал структурирован, проработан, систематизирован и представлен  Светланой Анатольевной в виде схем и алгоритмов, видеороликов с последующим анализом и рефлексией, игр и упражнений, направленных на сплочение и формирование  коллектива, имеющие развивающую, обучающую направленность.

 

     Объем представленного  материала  насыщен практическими действиями, дифференцировался по  подготовленности специалистов и давал новые, интересные и полезные сведения, одновременно систематизируя  уже имеющиеся навыки психологов с опытом работы. После каждого практического блокаСветлана Анатольевна проводила разбор, анализ  задач и упражнений, получала позитивную обратную связь в закреплении преподнесенного материала.  Уровень интереса к  мастер-классу Светланы Анатольевны  и эмоциональный фон был довольно высоким. Все представленные наработки Ворониной С. А. имели целевое назначение и практическую значимость.

Мастер-класс, проведенный  педагогом-психологом Ворониной С.А., достиг поставленных целей, и  получил  высокую оценку участников семинара. 

 

 

 

 

 Методист-психолог  ОО                                                                      Караленя О.А.

 

 

 

Ознакомлена:  __________________________ Педагог-психолог   Воронина С.А.

 

Психологические семинары – практикумы были проведены с родителями   первых классов уже в начале учебного года, целью которых являлось обогащение знаниями родителей и классных руководителей по вопросам готовности и успешности адаптации ученика к новой среде. Рассматривались вопросы психологической готовности первоклассника, и способы достижения  благоприятных условий в семейной среде для успешной адаптации школьника, повышалась родительская компетенция в вопросах образования и воспитания детей.

 

Адаптация первоклассников в начале учебного года. 

Начало обучения в школе - один из наиболее сложных и ответственных моментов в жизни детей, как в социально-психологическом, так и в физиологическом плане. Успешность и безболезненность адаптации ребенка к школе связаны с его готовностью к  обучению. Одним из возможных вариантов формирования психологического здоровья первоклассников и успешной адаптации к обучению является программа «Адаптация первоклашек». Данная программа направлена на то, чтобы помочь детям понимать себя и других, свое эмоциональное состояние, особенности характера, осознавать свои отношения с другими людьми и корректировать их. Занятия адаптационного характера начинаются с начала учебного года.

 

Адаптация пятиклассников  в начале учебного года. 

Необходимость адаптации возникает в связи с кардинальной сменой деятельности человека и его социального окружения.Упятиклассниковизменились социальное окружение (новый состав класса и учителей) и система деятельности (новая учебная ситуация новой ступени образования). Ситуация новизны является для любого человека в определенной степени тревожной, тем более для младшего подростка. Ребенок переживает эмоциональный дискомфорт прежде всего из-за неопределенности представлений о требованиях учителей, об особенностях и условиях обучения, о ценностях и нормах поведения в коллективе класса и пр.Для младшего подросткового возраста характерной особенностью является представление или ощущение себя в известной мере взрослым. Именно поэтому адаптационный период пятиклассников предполагает значительную долю их самостоятельной деятельности. А поскольку референтной группой для данного возраста является группа сверстников, то целесообразно предоставить ребятам возможность все нормы и правила поведения на новом этапе школьной жизни выработать самим.Этому и способствует программа «Адаптация пятиклашек», которая начинает свой старт в начале учебного года.