Деловая игра для педагогов «Сильное звено»
Цель: Повышение уровня педагогической компетентности педагогов по вопросам нравственно-патриотического воспитания в условиях ДО.
Задачи:
1. Уточнить и закрепить знания участников семинара-практикума по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников.
2. Обобщить знания педагогов о формах и методах работы по патриотическому воспитанию.
3. Развивать способ анализа своей деятельности и деятельность другого участника в процессе игры, проявляя педагогический такт.
4. Расширять кругозор каждого участника семинара по краеведению.
Форма проведения: деловая игра
Предварительная работа:
- изучение литературы по данному вопросу;
- подготовка атрибутов к игре «Сильное звено».
Ход семинара-практикума
Уважаемые коллеги, я предлагаю вам принять участие в деловой игре «Сильное звено».
Прежде чем приступать к какому-либо делу, всегда нужно быть в знаниях
теоретически подкованным. Поэтому в начале нашей игры мне хотелось бы вам кратко рассказать об организации нравственно-патриотического воспитания в нашем детском сад
Патриотическое воспитание – это целенаправленный процесс воздействия на
личность с целью формирования патриотизма, как качества, проявляющегося в любви к своему Отечеству, чести и верности, служению ему.
Воспитание чувства патриотизма у дошкольников - процесс сложный и
длительный, требующий от педагога большой личной убеждённости и
вдохновения. Эта весьма кропотливая работа должна вестись систематически, планомерно, во всех возрастных группах, в разных видах деятельности, и по разным направлениям:
воспитание любви к близким,
к детскому саду,
к родному городу,
к своей стране.
Задачи:
- формирование любви к родному краю (причастности к родному дому, семье, детскому саду, города);
- формирование духовно-нравственных отношений;
- формирование любви к культурному наследию своего народа;
- воспитание любви и уважения к своим национальным особенностям;
- знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);
- чувство собственного достоинства как представителя своего народа;
- толерантное отношение к представителям других национальностей, к
ровесникам, родителям, соседям, другим людям.
Данные задачи должны решаться во всех видах детской деятельности: в организованной деятельности, в играх, в труде, в быту – так как воспитывают в ребёнке не только патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения с взрослыми и сверстниками.
Планировать работу целесообразно по темам:
- моя семья;
- моя улица;
- мой детский сад
Нравственно-патриотическое воспитание ребёнка – сложный педагогический
процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств. Чувство Родины.
Оно начинается у ребёнка с отношения к семье, к самым близким людям – к
матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.
Заповедь А.С.Макаренко гласит «В вашей семье и под вашим руководством
растет будущий гражданин. Все, что совершается в стране, через вашу душу и вашу мысль должно приходить к детям».
В своей работе педагоги могут использовать следующие методы:
1. Рассказ, объяснения воспитателя в сочетании с показом нужных объектов и непосредственными наблюдениями детей;
2. Беседы с детьми о стране, родном городе;
3. Разучивание с детьми песен, стихотворений, пословиц, поговорок, чтение
сказок, прослушивание музыкальных произведений;
4. Знакомство детей с народной декоративной росписью.
Для этого используют различные формы работы:
целевые прогулки,
экскурсии,
беседы,
дидактические игры,
чтение художественной литературы,
праздники, развлечения,
вечера, досуги, викторины.
И в течение всего года воспитатель несколько раз возвращается к тому, что дети узнали ранее. Некоторые темы повторяются в каждой возрастной группе, но с определённым усложнением.
Технологии:
- проектная деятельность;
- музейная педагогика;
- «путешествие по реке времени»
А сейчас, уважаемые коллеги, я предлагаю вам выбрать из коробочки жетон и объединиться в команды.
Правила игры:
Выбрав себе жетон, вы определили, в какой команде вы будете. Всего у нас 4
команды. На столе у вас стоит колокольчик. Ваша задача: прослушать вопрос до конца, подумать и позвонить в колокольчик. Отвечает та команда, которая
первая позвонила в колокольчик. За правильный ответ команда получает жетон.
Задача каждой команды - проявить свою эрудицию и быстроту реакции. В конце нашей деловой игры жюри подсчитывает количество жетонов.
Задание №1
Выберите капитана команды, придумайте название команды, ориентируясь на тему семинара.
Представление команд.
Задание №2
Я задаю вопрос всем командам, ваша задача позвонить в колокольчик и дать
правильный ответ.
1. Историческая наука, изучающая культуру и быт народов мира, их
происхождение, этническую историю и культурные взаимовлияния?
(Этнография.)
2. Что изображено на гербе Казахстана?
3. Кто несет основную ответственность за воспитание ребенка? (Родители.)
4. «Преданность и любовь к своему Отечеству, к своему народу»
(Патриотизм.)
5. Одно из направлений патриотического воспитания в дошкольном возрасте? (Ознакомление с родным краем.)
6. Особый политический институт, который обеспечивает социальную
защищенность населения, оборону и безопасность страны? (Государство.)
7. Назовитие казахские национальные музыкальные инструменты.
8.Назовите имена батыров.
9.Совокупность близких родственников, живущих вместе и ведущих общее
хозяйство? (Семья.)
Задание № 3
У вас на столе лежит конверт. В нём разрезанные и перепутанные пословицы.
Ваша задача как можно быстрее их составить.
Пословицы о труде.
Кто любит труд, того люди чтут.
Есть терпение, будет и умение.
У лодыря что ни день, то лень.
Еңбегіне қарай — құрмет,
Жасына қарай — ізет.
Пословицы о семье.
Вся семья вместе, так и душа на месте.
Не будет добра, коли в семье вражда.
Согласие да лад - в семье клад.
Согласную семью горе не берёт.
Өз балаңды өскенше бағасың,
Немереңді өлгенше бағасың.
Пословицы о земле.
Кто мать - сыру землю любит, тот голоден не будет.
Добра мать до своих детей, а земля – до всех людей.
Без хозяина земля – круглая сирота.
Туған жер - тұғырың,
Туған ел - қыдырың.
Пословицы о дружбе.
Дружба крепка не лестью, а правдой и честью.
Взаимное доверие – основа дружбы.
Человек без друзей, что дерево без корней.
Жолдасы көптің — олжасы көп
Чья команда справилась с заданием первой, получает 4 жетона. Вторая -3
жетона. Третья справившаяся команда получает 2 жетона. Последняя – 1 жетон
Задание № 4
1. Крупная территория, которая имеет определенные границы и пользуется
государственным суверенитетом? (Страна, государство)
2. Казахский женский головной убор? (Саулкеле)
3. Назовите цвета флага который
символизирует силу и энергию, а также кровь, пролитую за Родину.
4. Что такое патриотизм? ( Преданность и любовь к Родине, к ее природе,
культуре, народу)
Задание № 5
Игра «Виды народного искусства»
На столе у вас конверт с пазлами, необходимо собрать картинку, и назвать вид искусства.
Задание № 6
1. То, что перешло от одного поколения к другому, что унаследовано от
предшествующих поколений? (Традиция.)
2. Система материальных объектов деятельности ребенка, функционально
моделирующая содержание его духовного и физического развитии. Что это?
(Предметно-пространственная развивающая среда.)
3. Своеобразие, непохожесть на других. (Самобытность.)
4. Человек, который принадлежит к постоянному населению данного государства и пользуется всеми нравами, выполняет все обязанности этого государства (Гражданин.)
5. Терпимость к чужим мнениям, верованию, поведению. Что это?
(Толерантность.)
6. Средство раскрытия национальной самобытности и формирования
патриотических чувств? (Фольклор.)
Со всеми заданиями мы с вами справились, а теперь давайте посчитаем
количество жетонов.
Итак, слово жюри.
Нашу деловую игру хотелось бы закончить стихотворением Милены.Скаковой
Родина
Казахстан — Родина моя!
Любимая, могучая страна.
В ней люди мирно все живут,
Красивую природу берегут.
Я горжусь, что здесь я рождена!
Казахстан — Родина моя!