В Казахстане празднуется 155-летие общественного деятеля Алихана Букейханова.
Казахская интеллигенция во главе с Алиханом Букейхановым внесла неоценимый вклад в достижение казахским народом независимости и свободы. В этом году исполняется 155 лет со дня рождения великого общественного деятеля, журналиста и политика Алихана Букейханова. Редакция портала NUR.KZ предлагает восстановить хронологию тех событий и вспомнить, каким был путь лидеров партии «Алаш» к достижению территориальной целостности Казахстана. В 19-м и начале 20-го веков традиционное кочевое казахское общество столкнулось с репрессивным российским колониальным вторжением, которое угрожало его независимости, национальной идентичности и этническому сознанию. Казахская интеллигенция стремилась найти наиболее адекватные методы переосмысления и преобразования казахского общества, чтобы выжить в условиях угроз национальной идентичности и этническому сознанию, создаваемых индустриализирующимся миром и царским правительством. Важно отметить, что члены партии «Алаш» были до самого конца верны этому пути, даже несмотря на растущие риски, угрожающие их жизни. По всей Казахской степи были организованы митинги и демонстрации с критикой репрессивной политики царизма. Интеллигенция, возглавляющая эти движения, присоединилась к российским революционерам и заняла места в недавно сформированной Государственной Думе в надежде получить большее представительство и обсудить такие вопросы, как оседлость кочевников, роль ислама в Казахстане, сохранение казахского языка, а также необходимость развития казахской цивилизации и культуры. Обсуждения подобных тем проходили на страницах первых национальных газет «Айкап» и «Қазақ» в 1910-х годах. Газета «Казак», главными редакторами которой были Ахмет Байтурсынов, Алихан Букейханов и Мыржакып Дулатов, издавалась в Оренбурге с 1913 по 1918 год традиционным арабским шрифтом казахского языка. Редакторы этой газеты продолжили формировать Автономию «Алаш» в 1917 году вместе с рядом других интеллигентов. Эта влиятельная газета распространялась среди населения в шесть миллионов человек по всей Казахской степи и пропагандировала дух казахского народа вопреки имперской политике Газета «Қазақ» была очень эффективной в распространении информации о проблемах казахских общин, которые анализировались с интеллектуальной точки зрения и вдохновляли на перемены. Редакторы газеты «Қазақ» написали в первом номере газеты в 1913 году: «Что, если мы не преодолеем нашу нынешнюю судьбу? Сворачиваем ли мы наши юрты и рассеиваемся, разрушая наше общество?». Призывая население действовать и приспосабливаться к новым нормам вместо того, чтобы довольствоваться традиционным образом жизни, казахские общественные деятели выступали за сохранение и поддержание национальной идентичности в степи. Внимание сторонников партии «Алаш», а также других представителей казахской интеллигенции было сосредоточено главным образом на сохранении языка в сочетании с достижениями в области образования и модернизации, способствующими адекватному и устойчивому переходу к оседлости. Редакторы газеты «Қазақ», несомненно, чрезвычайно серьезно относились к вопросам образования кочевых народов на протяжении своего жизненного пути. Мыржакып Дулатов составил сборник сильных стихотворений в своей книге 1909 года «Оян, Қазақ!». (Проснись, казах! — в переводе с казахского языка — прим. ред). Он был адресован кочевому казахскому обществу в попытке пробудить народ и объединиться против колонизации и захвата земель. Дулатов особо подчеркнул необходимость оседлости и адаптации к новым обстоятельствам, чтобы выжить как нация и сохранить традиции и культуру. Некоторые из стихотворений в этой книге также послужили для ознакомления кочевников с техническими достижениями западного мира в доступной форме. Название этой книги впоследствии станет лозунгом партии «Алаш» в 1917 году. Другой казахский поэт и член Алаш-Орды Ахмет Байтурсынов также попытался вдохновить на значимый сдвиг в казахском менталитете и сознании с помощью своей книги 1911 года «Маса», в которой призывал развивать культуру и преодолевать социальные недостатки. И сегодня очевидно, что жесткая позиция видных представителей казахской интеллигенции, а именно Ахмета Байтурсынова, Байкадама Каралдина, Алимхана Ермекова, Сакена Сейфуллина, Смагула Садуакасова, Турара Рыскулова сыграла ключевую роль в нынешней территориальной целостности нашей республики. Их самоотверженные усилия по поддержке своего народа в конце 19-го и начале 20-го веков имели первостепенное значение для быстрого просвещения казахского общества, которое стало более грамотным и образованным и создало прочную базу интеллектуальной элиты в поздний советский период, сохраняя при этом национальное сознание в долгосрочной перспективе.