Қарағанды облысы білім басқармасының Қарағанды…
КГУ «ОШ имени Ж.Ташенева»

Изучаем казахский язык

Қария, қарт, данышпан
старец
Вопрос-ответ
Всего ответов: 84
Новых вопросов: 18

Работа психолога

ПСИХОЛОГИ СОВЕТУЮТ:

 

"В помощь родителям"

 

Любому человекунужно, чтобы его понимали и признавали; чтобы он чувствовал себя необходимым; чтобы у него был оцененный окружающими его людьми, успех; чтобы он мог развиваться и реализовывать свои возможности; чтобы благодаря всему перечисленному, он научился уважать себя.

 

Рекомендациями по развитию положительных эмоций у детей.

От повторяющихся знаков приветствия, одобрения, любви и принятияу ребёнка складывается ощущение: «со мной всё в порядке», «я - хороший». От сигналов осуждения, недовольства, критики появляется ощущение «со мной что-то не так», «я - плохой». Душевная копилка ребёнка работает день и ночь. Её ценность зависит от того, что мы туда бросаем. Дажетребования, которые вы предъявляете должны бытьнаполнены любовью и надеждой. Научитесь слушать своего ребёнка и в радости и в горести. Наказывая своего ребёнка, оставайтесь рядом с ним, не избегая общения с ним. Станьтедля своего ребёнка примером для подражания в проявлении положительных эмоций по отношению к членам своей семьи и другим людям. Обнимайте и целуйтесвоего ребёнка в любом возрасте. Не разговаривайтесо своим ребёнком с равнодушным и безразличным лицом. Заводите свои красивые, добрые и светлые ритуалы общения, которые сделают вашу жизнь и жизнь вашего ребёнка теплее и радостнее.

 

Ритуалы, которые нравятся детям.

Перед уходомв школу получить одобрение родителей и напутственное слово или жест. Придя из школы, рассказать о своих удачах и проблемах и получить слова поддержки и участия за чашкой чая. В выходной день обсудить прожитую неделю и её значение для детей и родителей. Посидеть в сумерках при свечах рядом с мамой и папой. На ночь слушать сказку и быть заботливо укрытым. В свой день рождения получать сюрпризы и устраивать их для других членов семьи. Вместе с мамой готовиться к празднику и печь красивый торт. Посидеть с мамой и папой, взявшись за руки, во время своей болезни и попросить у них любимую еду или что-то такое, чего очень давно хотелось.

Таким образом, созданная родителями позитивная атмосфера будет способствовать развитию самоуважения ребёнка, формированию позитивного взгляда на мир.

 

Как слушать ребёнка.

Если у ребёнка эмоциональная проблема, его надо активно выслушать. Активно слушать ребёнка – значит «возвращать» ему в беседе то, что он вам поведал, при этом обозначив его чувство.

Например:

Дочь: Сегодня, когда я выходила из школы, мальчишка-хулиган выбил у меня портфель, и из него всё высыпалось.

Ответ родителя: Ты очень расстроилась, и было очень обидно.

Ответ по способу активного слушания показывает, что родитель понял внутреннюю ситуацию ребёнка, готов услышать о ней больше, принять её. При этом ребёнок не остаётся наедине  со своими переживаниями.

Важные особенности и дополнительные правила беседы по способу активного слушания: Если вы хотите послушать ребёнка, обязательно повернитесь к нему лицом. Очень важно также, чтобы его и ваши глаза находились на одном уровне. Ваше положение по отношению к нему и ваша поза – первые самые сильные сигналы о том, насколько вы готовы его услышать. Будьте очень внимательны к этим сигналам, которые хорошо «читает» ребёнок любого возраста, даже не отдавая себе сознательного отчёта в том. Если вы беседуете с расстроенным или огорчённым ребёнком, не следует задавать ему вопросы (не отражают сочувствия). Желательно, чтобы ваши ответы звучали в утвердительной форме. Очень важно в беседе «держать паузу». В вашем ответе также иногда полезно повторить, что, как вы поняли, случилось с ребёнком, а потом обозначить его чувство. Три последствия применения беседы по способу активного слушания: Исчезает или, по крайней мере, сильно ослабевает отрицательное переживание ребёнка. Закономерность: разделённая радость удваивается, разделённое горе уменьшается вдвое. Ребёнок, убедившись, что взрослый готов его слушать, начинает рассказывать о себе всё больше. Ребёнок сам продвигается в решении своей проблемы.

 

Памятка «Как поощрять ребёнка в семье».

Одобрительно улыбайтесь: Как можно чаще одобрительно улыбайтесь своему ребёнку: и когда он моет посуду, и когда делает уроки, и когда общается с вами. Поощряйте жестами: Поощряйте своего ребёнка жестами: ему будет всегда тепло и уютно, если мама коснётся его головы во время приготовления уроков, а папа одобрительно обнимет и пожмёт руку. Словесно одобряйте:Словесно выражайте одобрение пусть самому маленькому успеху своего ребёнка, его поведению. Пр.: не просто «Молодец» (оценка; не понятно за что хвалят), лучше выразить ребёнку ваше чувство.

Пр.:

Дочь: Мам, я сегодня по русскому получила 2-е пятёрки!

Мама: Я очень рада! (Вместо: «Какая ты у меня молодец!»).

Сын: Ведь правда, я плохо выступил?

Папа: Мне так не показалось. Наоборот, мне понравилось (то-то и то-то). (Вместо: «Ну что ты, ты выступил, как всегда, блестяще!»).

Похвала (простейшая форма поощрения) должна быть конкретной, своевременной, искренней.

Выражения: Используйте чаще выражения: «ты прав», «мы согласны с твоим мнением» - это формирует в ребёнке самоуважение, развивает самоанализ и критичность мышления. Подарки: Дарите ребёнку подарки, но при этом учите его принимать их. Дарите подарки не только с учётом его желаний, но и с учётом возможностей семьи. Традиции и ритуалы поощрения:Формируйте в своей семье традиции и ритуалы поощрения ребёнка: день рождения, именины, Новый год, конец учебного года, 1 сентября, удачное выступление, сюрприз, поздравления и т. д. Благодарным за знаки внимания: Учитесвоего ребёнка быть благодарным за любые знаки внимания, проявленные к нему, независимо от суммы денег, затраченной на подарок. Никогда не анализируйте с ребёнком стоимость и ценность подарков, это может привести к серьёзным нравственным проблемам. Моральные поощрения: Для поощрения своего ребёнка используйте не только подарки материального плана, но и моральные поощрения, придуманные вами, которые в последствии станут реликвией в архиве семьи вашего ребёнка: грамоты собственного изготовления, стихи, газеты и дружественные шаржи и т. д. Деньги: Если вы хотите использовать в качестве поощрения деньги, предоставьте ребёнку возможность учиться распоряжаться ими разумно, обсудите с ним. Учитесвоего ребёнка понимать и ценить поощрения родителей. Помните! ВАШЕ ВНИМАНИЕ, ЛЮБОВЬ И ЛАСКА, ДРУЖЕСКОЕ УЧАСТИЕ И РАСПОРЯЖЕНИЕ МОГУТ СДЕЛАТЬ ДЛЯ ВАШЕГО РЕБЁНКАБОЛЬШЕ, ЧЕМ САМЫЙ ДОРОГОЙ ПОДАРОК.

 

 

 

 

Нежелание ребенка идти в школу

Иногда родителям приходится сталкиваться с такой проблемой, как нежелание ребенка идти в школу. Причины такого поведения ребенка могут быть разными.

Отсутствие положительных эмоций и удовлетворения от учебы и внеучебной деятельности; Неумение общаться и находить контакт со сверстниками; Отставание в учебе, трудности в усвоении материала; «Смысловой барьер» между учителем и учеником; Переход из одного класса (школы) в другой; Непринятие одноклассниками в свой коллектив (негативные межличностные отношения в классе); Отсутствие заинтересованности родителей в делах ребенка; «Мнение компании» - влияние друзей, приятелей во дворе; Осознание ребенком того, что он учится в не совсем обычной школе (коррекционной);

Что же делать родителям, если ребенок не желает идти в школу и любыми способами уклоняется от учебы?

Постарайтесь выяснить причину. Если ребенок не идет на контакт, то обратитесь к специалисту, который поможет решить данную проблему. Если Ваш ребенок расположен к разговору и принимает Вашу помощь, поддерживайте его желание общаться своим одобрением, согласием со всем, что он говорит. Не спорьте, не критикуйте, не давайте советов. Найдите общие интересы с ребенком. Подчеркните в нем положительные качества. Обсудите то, что представляет трудности. Разработайте общий план действий по изменению ситуации. Распределите роли и обязанности. В случае неуспеваемости ребенка в школе, следует укреплять его веру в свои способности, возможности. Приобретите союзников среди одноклассников. Избегайте конфликтов с учителями, постарайтесь больше рассказывать им о положительных сторонах Вашего ребенка. В случае негативного влияния на ребенка со стороны сверстников необходимо мягко пресекать данное общение – покажите непривлекательные стороны и последствия такого общения Во всем принимайте сторону ребенка и решительно поддерживайте его.

Если ваш ребенок уходит из дома.

Чаще всего подростки уходят из дома в возрасте 9-15 лет.

Причинами этого могут быть семейные проблемы:

Отсутствие внимания к детям и их проблемам со стороны родителей; неумение находить контакт с ребенком или нежелание общаться с ним; несправедливое наказание и нарекание в адрес ребенка; отсутствие контроля над ребенком в связи с занятостью родителей, вынужденных совмещать несколько рабочих мест; переживание ребенком ссор или разводов в семье; появление новых членов семьи; социальное неблагополучие в семье (алкоголизм, наркомания, насилие); отсутствие у ребенка уверенности в его поддержке родителями.

Проблема ухода ребенка из дома не исчезнет сама собой, если на неё не обращать внимания и вовремя не отреагировать, наоборот добавятся другие более сложные проблемы.

Если вы заметили, что ваш ребенок стал замкнутым, агрессивно реагирует на ваши просьбы или замечания и часто уходит из дома, то ему необходима помощь и, в первую очередь, именно с вашей стороны.

постарайтесь поговорить с ребенком и выяснить, что же произошло; обратитесь за помощью к специалистам (психологу, неврологу, детскому психиатру); создайте благоприятные условия в семье, окружите ребенка заботой и вниманием, чтобы он не чувствовал себя одиноким или обделенным в чем- либо, чтобы знал, что его любят, понимают, сочувствуют и готовы защитить; чаще доверяйте ребенку ответственные задания и хвалите его за выполнения, даже если у него не получилось.

ЕСЛИ:

Ребенка постоянно критикуют, он учится ненавидеть; Ребёнок живет во вражде, он учится быть агрессивным; Ребёнка высмеивают, он становится замкнутым; Ребёнок растёт в упрёках, он учится жить с чувством вины; Ребёнок растет в терпимости, он учится понимать другого; Ребенка хвалят, он учится быть благородным; Ребёнок растёт в честности, он учится быть справедливым; Ребенок растет в безопасности, он учится верить в людей; Ребёнка поддерживают, он учится ценить себя; Ребенок живет в понимании и дружелюбии, он учится находить любовь в этом мире.

Семь правил для всех

Наказание не должно вредить здоровью - ни физическому, ни психическому. Более того, НАКАЗАНИЕ ДОЛЖНО БЫТЬ ПО­ЛЕЗНЫМ. Однако наказывающий ЗАБЫВАЕТ ПОДУМАТЬ... Если есть сомнение, наказывать или не наказывать, НЕ наказывайте. Даже если уже поняли, что обычно слишком мягки, доверчивы и не решительны. Никакой «профилактики», никаких наказаний «на вся­кий случай»! За один раз - одно. Даже если проступков совершено сразу необозримое множество, наказание может быть суровым, но только одно, за все сразу, а не поодиночке за каждый. Салат из наказаний - блюдо не для детской души!

НАКАЗАНИЕ - НЕ ЗА СЧЕТ ЛЮБВИ. ЧТО БЫ НИ СЛУЧИЛОСЬ, НЕ ЛИШАЙТЕ РЕБЕНКА ЗАСЛУЖЕННОЙ ПОХВАЛЫ И НАГРАДЫ.

НИКОГДА не отнимайте подаренного вами или кем бы то ни было - НИКОГДА!

Можно отменять только наказания. Даже если набезобразничал так, что хуже некуда, даже если только что поднял на вас руку, но сегодня же помог больному, защитил слабого...

НЕ МЕШАЙТЕ РЕБЕНКУ БЫТЬ РАЗНЫМ.

Срок давности. Лучше не наказывать, чем наказывать запозда­ло. Иные чересчур последовательные воспитатели ругают и наказывают детей за проступки, обнаруженные спустя месяц, а то и год (что-то испортил, стащил), забывая, что даже в суровых взрослых законах принимается во внимание срок давности правонаруше­ния.

Необходимо оставить и простить.

Запоздалые наказания ВНУШАЮТ ребенку прошлое, не дают стать другим.

Наказан - прощен. Инцидент исчерпан. Страница перевернута. Как ни в чем не бывало. О старых грехах ни слова. Не мешайте начи­нать жизнь сначала! Без унижения. Что бы ни было, какая бы ни была вина, наказание не должно восприниматься ребенком как торжество нашей силы над его слабостью, как унижение. Если ребенок считает, что мы неспра­ведливы, наказание подействует только в обратную сторону! Ребенок не должен бояться наказания. Не наказания он должен бояться, а нашего огорчения. Хотя ребенок, не будучи совершенным, не может не огорчать любящих его. Не может и жить в постоянном страхе причинить огорчение. Он защищается от этого страха.  

Когда нельзя ругать

НЕЛЬЗЯ НАКАЗЫВАТЬ И РУГАТЬ:

когда ребенок болен, испытывает какие-либо недомогания или еще не со­всем оправился после болезни - психика особо уязвима, реакции не­предсказуемы; когда ест; после сна; перед сном; во время игры; во время рабо­ты; сразу после физической или душевной травмы (падение, драка, несчастный случай, плохая отметка, любая неудача, пусть даже в этой неудаче виноват только он сам) - нужно, по крайней мере, пе­реждать, пока утихнет острая боль (это не значит, что нужно не­пременно бросаться утешать); когда не справляется: со страхом, с невнимательностью, с ле­нью, с подвижностью, с раздражительностью, с любым недостат­ком, прилагая искренние старания; когда проявляет неспособность, бестолковость, неловкость, глупость, неопытность - во всех случаях, когда что-либо НЕ ПОЛУЧАЕТСЯ; когда внутренние мотивы поступка, самого пустякового или са­мого страшного, нам непонятны; когда сами мы не в себе; когда устали, огорчены или раздражены по каким-то своим причинам.

Помнить о внушаемости

Вот одна из самых обычных, самых нелепых ошибок. Ругая ребенка, то есть более чем решительно и убежденно утверждая, что он (она): лентяй, трус, бестолочь, идиот, негодяй, изверг, подлец, то все это мы внушаем - ребенок ВЕРИТ.

Слова для ре­бенка значат лишь то, что значат. Всякое утверждение воспринимает­ся однозначно: никакого переносного смысла. Взрослая игра «Пони­май наоборот» усваивается не сразу, а подсознанием никогда не ус­ваивается. Оценивая - внушаем самооценку.

Если:

ничего из тебя никогда не выйдет! ты неисправим! ненормальный! самый настоящий предатель! тебе одна дорога (в тюрьму, под забор, на панель, в больницу, к чертовой матери), то не удивляйтесь, если так оно и окажется. Это самое настоящее ПРЯМОЕ ВНУШЕНИЕ, и оно действует.

Поэтому, наказывая своих детей, прежде всего, подумайте:А ЗАЧЕМ?

 

Как помочь детям в подготовке домашнего задания, хорошо учиться, быть успешным

С каждым годом в нашей стране растет престиж образования, с каждым годом к выпускникам школ предъявляются все более высокие требования при поступлении в средние и высшие учебные заведения. Поэтому сегодня для наших детей учеба – самый главный труд. Труд нелегкий, требующий умственных, моральных и физических усилий. Дети нуждаются в родительской поддержке и помощи. Очень терпеливо, с пониманием нужно относиться к каждому шагу вашего ребенка в учебном процессе, знать плюсы и минусы в учебе. Хвалить за успехи, вовремя поддержать и помочь, если есть трудности и проблемы. Только заинтересованность самого ученика в получении глубоких и прочных знаний, в повышении своего интеллектуального уровня, стремление получить достойное образование будут способствовать успеху и в учебе, и в дальнейшей жизни. Во всем этом учебном процессе должно быть взаимопонимание, сотрудничество между детьми, родителями и учителями. Чем больше будет умных, воспитанных, образованных людей, тем цивилизованнее будет наше общество.

В младшем школьном возрасте все дети хотят хорошо учиться, быть успешными. Но со временем, особенно в подростковом возрасте, это желание у них пропадает.

Причины могут быть разные. Всех обучающихся можно условно разделить на следующие группы:

1. Есть ребята всесторонне развитые. Они легко и быстро усваивают учебный материал по всем предметам. У них есть огромное желание учиться. Эти ребята во всем аккуратны, дисциплинированны, отзывчивы. Отличаются самостоятельностью. Чувствуется родительская поддержка. С этой группой ребят приятно работать.

2. Особого внимания требуют со стороны учителей и родителей дети, которые могут хорошо учиться, умные, способные, энергичные, но ленивые, не хватает чувства ответственности, мягко говоря “забывчивые”. (Главная причина всех бед – забыл тетрадь, дневник, учебник, забыл записать домашнее задание, забыл расписание, забыл выучить стихотворение, написать сочинение и т.д.)

Эти ребята быстро отвлекаются, нет осознанного отношения к учебе, целеустремленности. Обидно, что таких ребят большинство. Самая главная беда в том, что эти дети не выполняют домашнего задания. А ведь без закрепления изученного никаких знаний не будет.

Уважаемые родители! Вот где нужна ваша помощь и поддержка.

Ведь одной из причин такого отношения к учебе является отсутствие должного контроля со стороны родителей, не чувствуется ваше участие в выполнении домашнего задания. Есть родители, которые просто не интересуются учебой своих детей. Бесконтрольность, отсутствие внимания расслабляет, портит детей, мы можем потерять будущих талантливых специалистов, если не научим вовремя дисциплине, ответственному отношению к учебе, к любому виду деятельности.

3. К третьей группе я бы отнесла детей, которым “не дается” математика, русский зык, литература. Есть ребята, которые плохо читают вслух, с трудом общаются со сверстниками.

Учителя, родители, взрослые должны осознать, что существует множество складов детского ума и что требуется понять специфику их обучения. Укреплять сильные стороны детского мышления (обычно эти дети сильны в спорте, музыке, хорошо рисуют и т.д.), т.е. развивать другие их способности, которые помогают этим подросткам “не потеряться”, “не уйти в себя”, обрести уверенность в себе и постепенно преодолевать трудности в учебе. А это, в свою очередь, помогает другими глазами посмотреть на эти же проблемы. Безболезненно и реально.

Всем этим детям надо помочь и в учебе, и в общении со сверстниками.

Вот некоторые общие рекомендации:

Детей надо приучать порядку и дисциплине, надо выработать привычку обязательного выполнения уроков Домашнее задание делать в определенное время. У ребенка должно быть закрепленное рабочее место. Вашего ребенка нужно приучать заниматься, не отвлекаясь на посторонние дела, в хорошем темпе. Сильно не опекать ребенка, учить самостоятельности, самоконтролю и самооценке. Учить умению управлять собственным поведением, чтобы человек стал хозяином своих желаний: не хочу, но надо или не надо откладывать на завтра то, что можно сделать сегодня.

Более конкретные рекомендации:

Систематически просматривайте дневники, тетради детей. Попросите объяснения, за что “2”. Предложите ему свою помощь. Узнайте, какой предмет трудно дается, обязательно встречайтесь с учителем, выясните пробелы и начинайте помогать ребенку. Ничего не делайте за ребенка, лучше укажите на ошибки и объясните с помощью рисунков, опорных схем. Выразительно несколько раз прочитайте задание. Объясняйте поэтапно. Учите ребенка мыслить, а не заучивать. Устные предметы пусть перескажет. Скажите, что это для вас интересно. Если трудно, разделите на абзацы. Ребенок должен понять смысл прочитанного. Хвалите ребенка за любой успех пусть даже самый незначительный. Любите своего ребенка и вселяйте в него уверенность. Помните, что в вашем контроле за приготовлением уроков должны главенствовать только доброта и терпение. Настойчивость и четкая система в дополнительных занятиях может привести к успеху, к положительным результатам. Особое внимание уделяйте совершенствованию чтения. Быстрое чтение и одновременное осмысление прочитанного – залог дальнейшей успешной учебы по всем предметам.

Помощь родителей в учебной деятельности – именно тот труд, в котором обнаруживаются разные грани семейной жизни, проявляется педагогическое кредо семьи, ее психологическая готовность и уровень ее грамотности.

АНТИСТРЕССОВЫЕ ПРИЁМЫ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ, РОДИТЕЛЕЙ.

9 ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ ПРАВИЛ

 

1.     Пол дня в неделюнужно проводить так, как вам нравиться: плавайте, танцуйте, прогуливайтесь или просто сидите на скамейке в парке. ХВАТИТ ОТДАВАТЬ СЕБЯ ТОЛЬКО РАБОТЕ!

2.     Не реже одного раза в деньговорите самому  дорогому для вас человеку тёплые слова. Не сомневайтесь, что он (она) не скажет вам в ответ то же самое. В НАШЕМ СУРОВОМ МИРЕ ОДНО ОСОЗНАНИЕ ТОГО, ЧТО ВАС КТО-ТО ЛЮБИТ, СПОСОБНО ЗАЩИТИТЬ ОТ ТЯЖЁЛЫХ СРЫВОВ!

3.     2-3 раза в неделюдавайте  себе физнагрузку. Упражнения не должны быть изматывающими, но если после занятий вам не понадобиться душ, значит вы что-то делайте неправильно или же просто неправильно тренировались.

4.     Пейте больше воды(не менее 1-1,5 литров в день).

5.     1 раз в неделюзанимайтесь тем, что вам вредно.

6.     Не позволяйте расхищать свою жизнь. Бесцеремонные люди крадут ваше время.

7.     Когда вы подавлены или рассержены, займитесь интенсивной физической работой: вскопайте огород, раскидайте сугробы, переставьте мебель, покричите. Подобные поступки неплохо защищают человека от стрессов.

8.     Съедайте по одному банану в день.

9.     Купите телефон, который позволит вам ограничиться от ненужных звонков.

 

Памятка в помощь учащимся

при подготовке к ПГК.

Готовиться к тестированиюлучше  в состоянии относительного покоя. Начинай готовиться к тестированию заранее, понемногу, по частям. Ставь цель: запомнить надолго. Еслиочень трудно собраться с силами и с мыслями – начни

     с самого легкого.

Накануне тестированияобязательно хорошо выспись. И вот начало тестирования. Успокойся! Скажи несколько

     раз: «Я постепенно успокаиваюсь.

Приведи в порядок свои эмоции, соберись с мыслями. Слушай внимательно. Чтобы не отвлекаться в дальнейшем и не задавать лишних вопросов об оформлении тестирования. Тебе всё объяснят: как заполнить бланк, какими буквами писать, как закрашивать кружки и т.д. Постарайся сосредоточитьсяи забыть об окружающих. Для тебя существуют только часы, регламентирующее время выполнения теста, и бланк с заданием. Не торопись. Читай задание до конца. Спешка не должна приводить к тому, что ты поймешь задание по первым

     словам, а концовку придумаешь сам.

10.  Посмотри все вопросы и начни с тех, в ответах на которые ты не сомневаешься. Тогда ты успокоишься и войдешь в рабочий ритм. В любом тесте есть вопросы, ответы на которые ты прекрасно знаешь, только соберись с мыслями.

11.  Действуй методом исключения! Последовательно исключай те ответы, которые явно не подходят.

12.  Если ты сомневаешься в правильности ответа, тебе сложно сделать выбор – доверься своей интуиции!

13.  Оставь время для проверкисвоей работы хотя бы для того, чтобы успеть пробежать глазами и заметить явные ошибки.

 

 

 

Психологические способы снижения волнения во время экзамена.

Лёгкое волнение – это признаки готовности человека действовать, их испытывает большинство людей, и они помогают ответить как можно  лучше. Для этого можно задать себе вопрос «Выгодно (или полезно) мне волноваться?». Если ответ положительный, то присутствует необходимый уровень волнения, который помогает человеку мобилизовать силы для экзамена. Если ответ отрицательный, эмоции постепенно ослабевают, происходит перестройка состояния. Полезно вспомнить предыдущие успехи на экзаменах, а так же слова поддержки взрослых, друзей. Сказать себе «Я постепенно успокаиваюсь» (Вопрос ученикам «Почему эффективнее сказать фразу «Я постепенно успокаиваюсь», а не «Я спокоен»?») Массаж биологически активных точек (массаж мочек ушей, надавливание большим пальцем на точку между нижней губой и подбородком, массаж переносицы и области

       между бровями).

Расслабляющее дыхание (выдох в 2 раза длиннее вдоха), мобилизующее дыхание (вдох, задержка дыхания, выдох). На тестировании (экзамене) начинать отвечать на вопросы с лёгкого для вас предмета, с лёгких заданий, что способствует обретению уверенности. Во время стресса происходит сильное обезвоживание организма. Это связано с тем, что нервные процессы происходят на основе электрохимических реакций, а для них необходимо достаточное количество жидкости. Её недостаток резко снижает скорость нервных процессов. Следовательно, перед экзаменом или во время него целесообразно выпить несколько глотков воды. В антистрессовых целях воду пьют за 20 минут до или через 30 минут после еды. Лучше всего подходит минеральная вода, а также чистая вода и зелёный чай. Все остальные напитки с этой точки зрения бесполезны или вредны.

 

Метод быстрого снятия сильного эмоционального или физического напряжения.

“Вверх по радуге”. Встаньте, закройте глаза, сделайте глубокий вдох. И представьте, что вместе с этим вдохом вы взбираетесь вверх по радуге, а выдыхая – съезжаете с нее, как с горки. Сядем поудобнее, спина расслаблена, опирается на спинку стула, руки спокойно лежат на коленях. Можно закрыть глаза. Сделаем глубокий медленный вдох и медленно выдохнем. Другой способ расслабиться можно было бы назвать “Волшебное слово”. Например, когда мы волнуемся, мы можем произнести про себя это волшебное слово, и почувствуем себя немного увереннее и спокойнее. Это могут быть разные слова: “тишина”, “остановись”, “нежная прохлада”. Для вас любые другие, главное, чтобы они помогали вам. Упражнение «Муха»

Цель:снятие напряжения с лицевой мускулатуры.

Сядьте удобно: руки свободно положите на колени, плечи и голова опущены, глаза закрыты. Мысленно представьте, что на ваше лицо пытается сесть муха. Она садится то на нос, то на рот, то на лоб, то на глаза. Ваша задача: не открывая глаз, согнать назойливое насекомое.

 Упражнение «Лимон»

Цель:управление состоянием мышечного напряжения и расслабления.

Сядьте удобно: руки свободно положите на колени (ладонями вверх), плечи и голова опущены, глаза закрыты. Мысленно представьте себе, что у вас в правой руке лежит лимон. Начинайте медленно его сжимать до тех пор, пока не почувствуете, что «выжали» весь сок. Расслабьтесь. Запомните свои ощущения. Теперь представьте себе, что лимон находится в левой руке. Повторите упражнение. Вновь расслабьтесь и запомните свои ощущения. Затем выполните упражнение одновременно двумя руками. Расслабьтесь. Насладитесь состоянием покоя.

Упражнение «Сосулька» («Мороженое»)

Цель:управление состоянием мышечного напряжения и расслабления.

Встаньте, закройте глаза, руки поднимите вверх. Представьте, что вы — сосулька или мороженое. Напрягите все мышцы вашего тела. Запомните эти ощущения. Замрите в этой позе на 1–2 минуты. Затем представьте, что под действием солнечного тепла вы начинаете медленно таять. Расслабляйте постепенно кисти рук, затем мышцы плеч, шеи, корпуса, ног и т.д. Запомните ощущения в состоянии расслабления. Выполняйте упражнение до достижения оптимального психоэмоционального состояния. Это упражнение можно выполнять лежа на полу.

Упражнение «Воздушный шар»

Цель:управление состоянием мышечного напряжения и расслабления.

Встаньте, закройте глаза, руки поднимите вверх, наберите воздух. Представьте, что вы — большой воздушный шар, наполненный воздухом. Постойте в такой позе 1–2 минуты, напрягая все мышцы тела. Затем представьте себе, что в шаре появилось небольшое отверстие. Медленно начинайте выпускать воздух, одновременно расслабляя мышцы тела: кисти рук, затем мышцы плеч, шеи, корпуса, ног и т.д. Запомните ощущения в состоянии расслабления. Выполняйте упражнение до достижения оптимального психоэмоционального состояния.