Планирование– подготовительный этап каждого управленческого цикла, следовательно, этому уделяется самое большое внимание.
Разработать план – значит, предусмотреть большой комплекс мероприятий по улучшению всей содержательной деятельности. Обоснованный, конкретный план – один из показателей научной организации труда. План должен быть кратким, четким, ясным, педагогически целесообразным, иметь единое направление, представлять систему мероприятий по выполнению поставленных задач.
В процессе совместного планирования взрослых и детей раскрываются их интересы, выделяются наиболее заинтересованные и активные ребята, организаторы и лидеры.
Но прежде, всей работе предшествует:
издание приказа о создании лагеря, создание материальной базы, определение режима работы, подбор педагогический кадров – сотрудников, создание и распространение рекламы, создание меню и определение количества и ассортимента продуктов питания, определение автотранспорта и необходимого оборудования и снаряжения, составление плана работы, прохождение медосмотра и получение справки о состоянии здоровья, подготовка сценария различных мероприятий, выбор актива группы, распределение обязанностей.Виды планов работы лагеря:
- план работы на сезон,
- план работы на смену,
- план работы на каждый день,
- планы работы творческих объединений,
- планы работы органов детского самоуправления,
- планы работы воспитателей, вожатых, психолога,
- план внутрилагерного контроля.
План работы на каждый день, составленный на кануне, корректируется каждое утро, в зависимости от погоды, с учетом интересов детей.
Исходными данными для планирования могут служить:
- календарь летних праздников,
- традиции лагеря,
- информация о детях,
- личные воспоминания вожатого о своем детстве.
Формы плановразнообразны: они могут быть текстовыми, графическими, в виде плана-сетки. Главное, они должны помогать в работе, быть реальными, удобными в использовании и отражать перспективы воспитания, а также развитие воспитательной системы лагеря.
План-сетка готовиться до открытия лагеря. Оптимальность планирования обеспечивается соответствием содержания, форм и методов воспитания и обучения тем задачам и условиям, в рамках которых они осуществляются.
Воспитательная деятельность педагогов лагеря достигает цели и позволяет достичь хороших результатов, если она проводится в системе, благодаря которой обеспечена целесообразность, последовательность и совокупность взаимосвязанных мероприятий, вытекающих из цели и задач воспитания.
Основные факторы, которые определяют содержание воспитательной деятельности в лагере:
- возрастные и половые особенности детей,
- потребности и интересы, возникающие в зависимости от возрастных особенностей,
- уровень воспитанности, условия проживания,
- индивидуальные особенности детей,
- нарастание приоритетов личных интересов перед общественными.
Под воспитательной работой в лагере подразумевается:
- проведение традиционных лагерных дней,
- режим работы лагеря,
- организация деятельности ученического самоуправления,
- деятельность педагогического коллектива по развитию творческих способностей детей,
- работа творческих объединений по интересам,
- основные дела лагерного (отрядного) детского коллектива по сменам и отдельные программы деятельности.
Планируя воспитательную деятельность важно помнить, что объектом управления должен стать процесс воспитания, а не цепочка мероприятий.
Разделы плана воспитательной работы лагеря:
- анализ воспитательной деятельности педагогического коллектива и воспитателей за предыдущий сезон (смену),
- задачи воспитательной работы на предстоящий год- работа с педагогическими кадрами, направленная на совершенствование педагогического мастерства воспитателей, вожатых, психологов при осуществлении воспитательного процесса,
- вопросы, выносимые на педагогические советы, совещания при директоре, совещания воспитателей, вожатых, планерки.
План проведения воспитательного мероприятия:
Тема воспитательного мероприятия. Форма его проведения. Место, время, условия проведения. Цель мероприятия. Место данного мероприятия в системе работы лагеря (отряда). Оборудование и оформление места проведения мероприятия. Состав детей, их количество, кто из воспитателей, вожатых принимал участие. На всех ли этапах подготовки и проведения мероприятия участвовали дети. Оборудование и оформление места проведения мероприятия. Как взаимодействовали взрослые с детьми в процессе подготовки и проведения мероприятия (деловые, эмоциональные контакты). Какое воспитательное воздействие оказывали воспитатели, вожатые (психолог) на детей. Психологическое состояние детей в процессе проведения мероприятия (были организованными, активными, эмоциональными и т.д.). Результативность мероприятия (познавательная ценность, влияние мероприятия на формирование граждански патриотических взглядов и убеждений, общественной активности, нравственности, эстетической культуры и т.д.). Рекомендации по проведению мероприятия.Для того, чтобы анализ воспитательного мероприятия был достаточно полным и действенным необходимо знать:
- традиции лагеря,
- возможности педагогического коллектива (воспитателей, вожатых), их увлечения и гражданскую позицию,
- материальную базу лагеря,
- оснащенность его техническими средствами,
- социальный состав детей,
- социум (культурно-просветительские учреждения, спортивные сооружения и т.п., расположенные вблизи),
- природные условия,
- уровень воспитанности детей,
- ценностные ориентации детей.
Любая воспитательная деятельность направлена на овладение детьми опытом социальных отношений. Эти социальные отношения ограничиваются существующими определенными общественными рамками и регламентируют поведение ребенка в обществе. Усеваемые детьми во время воспитания социальные отношения интегрируются в их личностные качества. Воспитанность ребенка определяется наличием у него не одного какого-либо качества, а совокупностью качеств, их проявлением в поведении. В пришкольном лагере можно провести диагностику уровня воспитанности учащихся.
Права и обязанности вожатых.
Что он должен:
- принимать ребенка таким, каков он есть,
- стремиться понять, о чем он думает,
- внушать ребенку, что он выполнит задуманное, если только поверит в себя, и будет работать,
- чаще вспоминать, каким вы были в возрасте ребенка.
ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА:
- педагог в процессе обучения должен демонстрировать ребенку свое полное доверие,
- он должен выступать перед учащимися как источник разнообразного опыта, знаний, к которому всегда можно обратиться за помощь,
- он должен быть способным дать конкретные советы (примеры), проанализировать их в сложившихся обстоятельствах,
- он должен хорошо чувствовать эмоциональный настрой и психику «трудных» детей,
- он должен хорошо знать себя, свои сильные и слабые стороны, но при этом быть самим собой: естественным, открытым, искренним, уважающим своих воспитанников, с которыми можно делиться своими самыми интимными переживаниями.
ЧТО ВЗЯТЬ С СОБОЙ В ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЙ ЛАГЕРЬ?
Воспитателю (вожатому):
- методические разработки,
- заготовки к предполагаемым сценариям,
- заметки, вырезки из газет, журналов,
- старые открытки,
- сборники стихов, песен,
- кассеты для музыкального сопровождения,
- сборники подвижных игр, загадок, тренингов.
Детям:
- головной убор от дождя и солнца,
- куртку,
- носовые платки,
- полотенце,
- мыло,
- сменную обувь,
- расческу,
- книги.
Смена состоит из периодов:
Подготовительного, организационного, основного, заключительного.
Подготовительный период включает в себя знакомство воспитателя (вожатого) с детьми, родителями. Воспитатель участвует совместно с администрацией, врачами детского оздоровительного лагеря в регистрации детей, во время которой проводит анкетирование родителей. В анкете могут содержаться вопросы, знание которых поможет воспитателю заочно познакомиться с детьми, особенностями их характера и поведения, составить примерный план работы отряда на смену. Содержание анкеты может быть следующим:
Ф.И.О. ребенка. Число, месяц, год рождения. домашний адрес, телефон. Ф.И.О. родителей (или законных представителей), место работы, телефон. Информация о том, кому можно отдать ребенка в конце дня. Специфические неинфекционные заболевания ребенка и первая помощь при них. Причины возникновения возможных аллергических реакций. Специальные требования к диете. Особенности характера и поведения. Умение плавать. Увлечения ребенка.