Анализ МО по начальной школе за 2020-2021 учебный год
Анализ работы представлен по следующим направлениям:
- мониторинг качества знаний по предметам в начальной школе;
- учёт пробелов в предметных знаниях учащихся;
- методическая работа.
Всего в начальной школе обучается 194 человек. Учащиеся 2-х классов аттестуются с 1 четверти 2020-2021 уч.г. Учащиеся 1-х классов не аттестуются в течение всего учебного года. Мониторинг успеваемости учащихся 2-4 классов даются в виде таблицы:
Мониторинг успеваемости учащихся 2 «Б» класса за 1, 2, 3 четверти:
Четверть |
Кол-во уч-ся |
Кол-во отличников |
Кол-во хорошистов |
Кол-во троечников |
Н/у |
Н/а |
Качество знаний по классу |
||||
м/д |
м/д |
||||||||||
м |
д |
||||||||||
1 |
24 |
5 |
4 |
3 |
6 |
5 |
1 |
1 |
- |
75% |
|
2 |
24 |
5 |
4 |
3 |
6 |
5 |
1 |
1 |
- |
75% |
|
3 |
24 |
5 |
3 |
4 |
6 |
5 |
1 |
- |
- |
75% |
Всего во 2 «Б» классе, на конец 3 четверти, обучается 24 человека. Все аттестованы. В 1 и 2 четверти один ученик (Науметов Р.) был не аттестован. Но по заключению ПМПК с 3 четверти переведён на инклюзивное обучение. Сводная таблица показывает, что уровень знаний учеников 2 «Б» класса стабильна. Учебная программа за 3 четверти выполнена. Учителем ведется индивидуальная работа с учеником инклюзивного обучения. Учителем Дуйсембековой Б.А. будет продолжена работа по повышению техники чтения и работой над каллиграфией учащихся.
Мониторинг успеваемости учащихся 2 «В» класса за 1, 2, 3 четверти:
Четверть |
Кол-во уч-ся |
Кол-во отличников |
Кол-во хорошистов |
Кол-во троечников |
Н/у |
Н/а |
Качество знаний по классу |
||||
м/д |
м/д |
||||||||||
м |
д |
||||||||||
1 |
20 |
0 |
0 |
5 |
4 |
6 |
5 |
|
|
45% |
|
2 |
20 |
1 |
- |
5 |
4 |
6 |
4 |
- |
- |
50% |
|
3 |
20 |
- |
1 |
6 |
6 |
4 |
3 |
|
|
55% |
Мониторинг успеваемости учащихся 3 «Б» класса за 1, 2, 3 четверти:
Четверть |
Кол-во уч-ся |
Кол-во отличников |
Кол-во хорошистов |
Кол-во троечников |
Н/у |
Н/а |
Качество знаний по классу |
||||
м/д |
м/д |
||||||||||
м |
д |
||||||||||
1 |
24 |
1 |
2 |
4 |
4 |
5 |
8 |
- |
- |
46% |
|
2 |
24 |
2 |
3 |
5 |
3 |
3 |
8 |
- |
- |
54% |
|
3 |
24 |
2 |
4 |
5 |
4 |
3 |
6 |
- |
- |
63% |
Всего в 3 «Б» классе, на конец 3 четверти, обучается 24 человека. Все аттестованы. Данные таблицы говорят о том, что качество знаний учащихся на конец 3 четверти 2020-2021 учебного года увеличилось. Учебная программа начального звена по предметам на конец 3 четверти выполнена.
Сводная таблица качества знаний показывает, что уровень знаний учеников в этом учебном году повысился. В тоже время необходимо проанализировать и выявить причины снижения качества знаний отдельных учащихся, наметить конкретные меры по ликвидации пробелов в знаниях слабоуспевающих учащихся, ликвидировать пробелы в знаниях. Необходимо уделить больше внимания коррекционной работе, активнее использовать дифференцированный подход к обучению, развивать познавательные способности учащихся.
Анализируя качество знаний учащихся 3 «Б» класса по отдельным предметам можно сделать следующие выводы:
русский язык – результат повысился;
литературное чтение- результат понизился;
математика – стабильный результат;
естествознание – повысился.
Учителю Ешмаганбетовой В.Е. необходимо выявить и ликвидировать пробелы в знаниях учащихся по чтению и поднять качество знаний на более высокий уровень.
Для этого необходимо активнее использовать дифференцированный подход к обучению, развивать познавательные способности учащихся.
Мониторинг успеваемости учащихся 3 «В» класса за 1, 2, 3 четверти:
Четверть |
Кол-во уч-ся |
Кол-во отличников |
Кол-во хорошистов |
Кол-во троечников |
Н/у |
Н/а |
Качество знаний по классу |
||||
м/д |
м/д |
||||||||||
м |
д |
||||||||||
1 |
17 |
- |
- |
6 |
4 |
4 |
3 |
- |
- |
59% |
|
2 |
18 |
1 |
- |
7 |
2 |
4 |
4 |
- |
- |
56% |
|
3 |
19 |
1 |
- |
7 |
6 |
3 |
2 |
- |
- |
74% |
По итогам 3 четверти мы видим, что процент качества изменился, за счёт повышения учебной мотивации и привлечению слабоуспевающих учеников к индивидуальным заданиям.
Учителем планируется дальнейшая работа по развитию функциональной грамотности.
Мониторинг успеваемости учащихся 4 «В» класса за 1, 2, 3 четверти:
Четверть |
Кол-во уч-ся |
Кол-во отличников |
Кол-во хорошистов |
Кол-во троечников |
Н/у |
Н/а |
Качество знаний по классу |
||||
м/д |
м/д |
||||||||||
м |
д |
||||||||||
1 |
25 |
- |
- |
4 |
6 |
8 |
7 |
|
|
40 |
|
2 |
25 |
- |
- |
4 |
5 |
8 |
8 |
|
|
36 |
|
3 |
26 |
- |
- |
3 |
4 |
10 |
9 |
|
|
26 |
По итогам 2, 3 четверти мы видим, что процент качества понизился так как у некоторых учеников к концу 2,3 четверти получили по 1, 2 - «3» по предметам (англ,яз, каз,яз, лит.чт, позн, ест, матем.) Учителями планируется дальнейшая работа по развитию функциональной грамотности.
Общие выводы:
В 1 четверти многие учащиеся обучались дистанционно. Это сказалось на высоком уровне качества знаний за 1 четверть. Во 2 четверти большая часть учащихся вернулась в дежурные классы, а в 3 четверти весь класс обучался в школе.
В основном поставленные задачи были выполнены. Учителя не останавливаются в поисках оптимальных методик для успешного обучения учащихся, понимая, что необходимо заинтересовать ученика не готовыми знаниями, а вовлекать учащихся в поисковую деятельность.
Проанализировав уровень знаний учащихся, выявлена проблема «Как развивать у обучающихся в начальной школе функциональную грамотность по чтению и письму, чтобы достичь требований?». Актуальность темы обусловлена целями и задачами современного образования: формирование компетенций, позволяющих учащимся эффективно участвовать в жизни социума, формирование такого направления функциональной грамотности, как грамотности чтения и письма, которое является необходимым условием социализации учащихся посредством формирования навыка работы с информацией, заключенной в текстах разного типа и формата.
Удалось наметить ряд задач, которые необходимо решить в новом учебном году:
1) Необходимо больше внимания уделять самостоятельному чтению на уроках, словарной работе, индивидуальной работе со словами сложной структуры, развивать артикуляционный аппарат, скорость чтения, используя при этом различные виды работы с текстом.
2) Анализировать систему формирования вычислительных навыков, обращая особое внимание на обратные математические операции.
3) Внедрять в практику приёмы преподавания, способствующие развитию логического мышления, умения решать нестандартные задачи. Продолжить работу над проектно-исследовательской деятельностью младших школьников.
4) Грамотно строить методическую работу по предупреждению ошибок – графических, орфографических и пунктуационных.
5) Продолжать работу по диагностике, позволяющей: отслеживать динамику развития школьников, фиксировать уровень обученности на каждом этапе школьного обучения.
Для успешного формирования и развития функциональной грамотности школьников, достижения ключевых и предметных компетенций на уроках начальной школы необходимо соблюдать следующие условия:
-
обучение должно носить деятельностный характер (одна из целевых функций обучения любому предмету в начальной школе – формирование у школьников умений самостоятельной учебной деятельности, поэтому проблема функциональной грамотности рассматривается, как проблема деятельностная, как проблема поиска механизмов и способов быстрой адаптации в современном мире);
- учебная программа должна быть взвешенной и учитывать индивидуальные интересы учащихся и их потребность в развитии (новый Стандарт соответствует данному условию);
- учащиеся должны стать активными участниками процесса изучения нового материала;
- учебный процесс необходимо ориентировать на развитие самостоятельности и ответственности ученика за результаты своей деятельности;
- в урочной деятельности использовать продуктивные формы групповой работы;
- школы активно поддерживают исследования учеников в области сложных глобальных проблем.
- Кроме того, для обеспечения продуктивности формирования функциональной грамотности младших школьников педагогам необходимо применять специальные активные, деятельностные, «субъект-субъектные», личностно-ориентированные, развивающие образовательные технологии, такие как:
- проблемно-диалогическая технология освоения новых знаний, позволяющая формировать организационные, интеллектуальные и другие умения, в том числе умение самостоятельно осуществлять деятельность учения;
- технология формирования типа правильной читательской деятельности, создающая условия для развития важнейших коммуникативных умений;
- технология проектной деятельности, обеспечивающая условия для формирования организационных, интеллектуальных, коммуникативных и оценочных умений (подготовка различных плакатов, памяток, моделей, организация и проведение выставок, викторин, конкурсов, спектаклей, мини-исследований, предусматривающих обязательную презентацию полученных результатов, и др.);
- обучение на основе «учебных ситуаций», образовательная задача которых состоит в организации условий, провоцирующих детское действие;
- уровневая дифференциация обучения, использование которой вносит определённые изменения в стиль взаимодействия учителя с учениками (ученик – это партнёр, имеющий право на принятие решений, например, о содержании своего образования, уровне его усвоения и т. д.), главная же задача и обязанность учителя – помочь ребёнку принять и выполнить принятое им решение;
- информационные и коммуникационные технологии, использование которых позволяет формировать основу таких важнейших интеллектуальных умений, как сравнение и обобщение, анализ и синтез;
- технология оценивания учебных достижений учащихся и др.
Как известно, основы функциональной грамотности закладываются в начальной школе, где идет интенсивное обучение различным видам речевой деятельности – письму и чтению, говорению и слушанию; формирование приемов математической деятельности у учащихся начальной школы, реализующей компетентностный подход в обучении.
На начальном этапе обучения главное – развивать умение каждого ребенка мыслить с помощью таких логических приемов, как анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация умозаключение, систематизация, сериация, отрицание, ограничение. Формированию функциональной грамотности на уроках в начальной школе помогут задания, соответствующие уровню логических приемов.
План работы МО начальных классов
на 2021-2022 учебный год.
№ |
Мероприятия |
Сроки |
Ответствен. |
заседание
|
|
|
||
1
2
3
4
5
6
7
8 |
Утверждение плана работы МО на новый 2021-2022 уч.год. Знакомство с ИМП МОН РК на 2021-2022 гг по вопросам преподавания предметов в начальной школе. Букварь в 1-м классе Обсуждение и утверждение календарно-тематического планирования работы учителей 1-4 классов. Планирование и утверждение планов кружковой работы Утверждение тем по самообразованию учителей. Организация подготовки учащихся 4-х классов к МОДО «Проблемы непрерывности и преемственности между 0-классами и начальной школой» для учителей 1классов Работа наставников с молодыми учителями |
Август 4 нед.
|
Рук. МО
Члены МО |
|
|
Межсекционная работа:
|
|||
1
2
3
4 5 6 |
Мероприятия по восполнениюзнаний обучающихся за прошлый учебный год и усвоение программы новогоучебного года. а) Провести контрольныйсрез знаний обучающихсяпоучебнымпредметам б)Разработатьпланработыповосполнению пробеловвзнанияхобучающихся в) Провести мониторинг качествазнанийобучающихсяпоучебнымпредметам Организация работы со слабоуспевающими уч-ся: - выявитьпричиныотставанияобучающегосяиопределитьуровеньегоучебных достижений и пробелы взнаниях; - изучить потребности обучающегося для оказанияиндивидуальнойподдержки; - разработатьиндивидуальный план план обучения сподборомдифференцированныхзаданий; -проводитьпостояннуюобратнуюсвязь. Планирование работы с сильными уч-ся. Создание банка данных одаренных детей Взаимопроверка тетрадей Подготовка к педсовету. Итоги 1 четверти Выполнение программ, сравнительный анализ срезов знаний и успеваемости за 1 четверть. |
Сентябрь
Октябрь |
Рук МО
Члены МО |
|
2-заседание |
|
|
||
1
2
3
4
5
6 |
Месячник МО «Формирование функциональной грамотности в процессе освоения навыков аудирования (слушания), говорения, чтения и письма» Доклад. Результаты диагностики уч-ся 1-х классов и рекомендации по развитию их познавательных и интеллектуальных способностей. Проверка техники чтения.
Доклад: « Функциональная грамотность учащихся на уроках математики» Составление и апробирование тематических тестов по подготовке учащихся 4-х классов к МОДО Международные исследования PISA TIMSS |
1 неделя ноября |
Рук МО Члены МО
Рук МО Учит 1-х кл Психолог
Члены МО.
Ф. И
Учителя 4-х кл
Рук МО |
|
|
Межсекционная работа:
|
|||
1
2
3 4 |
Проведение месячника Проведение итоговых работ (СОРы, СОЧи, административных работ за 1 полугодие), анализов работ Отчет о выполнении программ Отчет о работе по выполнению алгоритма по восполнению знаний учащихся по итогам первого полугодия |
Ноябрь декабрь
|
Рук МО Члены МО |
|
3-заседание |
|
|
||
1 2
3
4
|
Выполнение программ. Подготовка к педсовету. Отчеты о взаимопосещении уроков. «Поделюсь опытом с коллегами». Творческий отчет аттестующих учителей Психологические особенности слабоуспевающих детей и организация работы с ними.
|
1 неделя января |
Рук. МО Члены МО
Психолог
Члены МО
|
|
|
Межсекционная работа:
|
|||
1
2
3 4 5 |
Работа с одаренными учащимися Интеллектуальный конкурс «Звездный час» Отчет по выполнению алгоритма работы со слабоуспевающими детьми Отчет по реализации проблемы школы. Отчет о работе с одаренными детьми Работа наставников с молодыми учителями, выводы, рекомендации, корректировки плана |
Январь -март |
Рук МО Члены МО |
|
4- заседание |
|
|
||
1
2
3
4 5 |
О преемственности в работе начальной и средней школы О качестве обучения и подготовленности учащихся 4-кл к обучению в 5-ом классе. «Приемы решения текстовых задач, формирование общеучебных умений - математического моделирования». Обмен опытом. Отчеты учителей по теме самообразования Организация повторения учебного материала на уроках
|
1 неделя апреля |
Рук МО Члены МО Психолог
Члены МО |
|
|
Межсекционная работа: |
|||
1.
2 3 4 |
Взаимопроверка тетрадей Цель: единый орфографический режим Отчеты наставников о работе с молодыми учителями Проведение МОДО в школе. Анализ работ Проведение исследования PISA TIMSS. Анализ работ |
апрель |
Рук МО Члены МО |
|
5- заседание |
|
|
||
1 2
3 4 |
Выполнение программ Анализ итоговых контрольных работ по предметам. Анализ проверки техники чтения. Анализ работы МО за 2020-2021учебный год. Задачи на новый учебный год |
Май |
Рук. МО Члены МО
|
|