Родина — это город, в котором родился, аул где ты вырос, школа, где ты учился,
одним словом, это среда, которая способствовала
твоему формированию как человека.
Если это так, ты должен знать
их, они нужны тебе, как воздух и вода.
М. Ауэзов
В 2014 – 2015 учебном году наша школа работала над темой воспитания: «Формирование самоопределения, саморазвития, самосовершенствования личности ребёнка».
Стратегической целью воспитательной работы педагогического коллектива является: создание условий для развития ценностных ориентиров учащихся на основе разнообразной, творческой, эмоционально насыщенной деятельности, совершенствовать воспитательную систему школы, направленную на формирование гражданской активной позиции, социализация личности ребенка, формирование его активной жизненной позиции, через развитие системы советов ученического самоуправления, формирование правовой культуры учащихся, толерантного отношения к окружающим, внедрению навыков здорового образа жизни и реализация программ по профилактике асоциального поведения.
На основе воспитательной деятельности в прошлом учебном году классными руководителями были составлены воспитательные планы, где отражены следующиезадачи:
· Развивать познавательный интерес, повышение интеллектуального уровня учащихся посредством внедрения педагогических технологий в образовательный процесс, а также разнообразных форм внеурочной деятельности;
· Создать условия для художественно-эстетического развития, для творческой самореализации учащихся;
· Повысить эффективность работы по гражданско-патриотическому и духовному воспитанию;
· Продолжить работу по предупреждению правонарушений и безнадзорности среди несовершеннолетних;
· Продолжить работу по пропаганде здорового образа жизни;
· Активизировать деятельность методического объединения классных руководителей;
· Продолжать формировать и развивать систему работы с родителями и общественностью;
· Развивать единую систему школьного и классного ученического самоуправления;
· Развивать внеурочную деятельность учащихся, направленную на формирование нравственной культуры, их гражданской позиции, расширение кругозора, интеллектуальное развитие, на улучшение усвоения учебного материала;
· Активизировать участие детей в конкурсах, фестивалях разного уровня.
Воспитательная работа в школе осуществлялась с целями и задачами школы учебногогода. Все мероприятия являлись звеньями в цепи процесса создания личностно-ориентированной образовательной и воспитательной среды. Эта работа была направлена на достижение уставных целей, на выполнение задач, соответствующих реализуемому этапу развития образовательной системы школы, и на повышение эффективности учебно-воспитательного процесса.
Воспитательная система школы строится на основе Стратегии «Казахстан – 2050», Концепции воспитания в системе непрерывной деятельности образования РК, основных направлений закона РК «Об образовании», Закона «О языках в Республики Казахстан» и других нормативно правовых документов.
Определяя приоритетные вопросы формирования казахстанского патриотизма, уважения к государственным символам страны, гражданственности, толерантности, духовно-нравственной, физически здоровой личности, разработан план воспитательной работы, который включает в себя 8направлений:
· Патриотическое;
· Духовно-нравственное;
· Правовая культура;
· Пропаганда ЗОЖ;
· Воспитание межэтнической толерантности и общественного согласия;
· Работа с родительской общественностью;
· Поддержка инициатив молодёжи;
· Информационно-пропагандиская работа.
Работая над развитием воспитательной системы, созданием воспитательного пространства нами определены критерии эффективности воспитательного процесса:
· удовлетворенность учащихся и их родителей жизнедеятельностью школы;
· защищенность и комфорт учащихся;
· характер межличностных отношений в школе, классе;
· создание благоприятных условий для реализации потенциала учащихся.
Воспитательная работа школы охватывает весь педагогический процесс, интегрируя учебные знания, занятия в объединениях дополнительного образования, внеклассные и внешкольные мероприятия.
Основной целью воспитательной работы является создание условий для всестороннего развития личности, для самовыражения и саморазвития учащихся. Под этим подразумевается формирование у учащихся таких целостных качеств как аккуратность, исполнительность, чувство долга, искренность. Правдивость, доброжелательность, развитие их самостоятельности, общественной активности, воспитание умения находить общий язык со своими сверстниками и взрослыми, поставить цель и добиваться её достижения, проявлять инициативу организаторских способностей учащихся.
Для достижения этой цели классные руководители ставили перед собой и решали следующие задачи:
- воспитание общечеловеческих ценностей таких как: уважительное отношение учащихся к школе, друг к другу и к себе, терпимость к взглядам другого человека, чуткость, отзывчивость. Воспитание ценности дружбы и товарищества,гражданско-патриотического воспитания учащихся;
- создать условия для проявления и раскрытия творческих способностей, развитие художественного эстетического потенциала личности,организация праздников, творческих дел, работа кружков,спортивныхсекций;
- организовать постоянную социально-педагогическую поддержку для учащихся, учителей, родителей;
- поддерживать и расширять систему дополнительного образования в школе;
- воспитание трудолюбия;
- формирование здорового образа жизни. Создание условий для физического развития учащихся;
- участие в городских, областных, республиканских, международныхконкурсах и фестивалях;
- организация ученического самоуправления;
- обеспечение тесных связей с семьёй;
- организация методической помощи классным руководителям;
В школе работали 26классных руководителя.В воспитательной деятельностиклассными руководителямиприменяются такие эффективные психолого-педагогические технологии как: опора на совместную деятельность и общение детей в школьных коллективах («ребенок - ребенок», «ребенок – родитель», «ребенок – учитель»); игровые, в т.ч. театрализованные методы; интерактивные формы воспитательных мероприятий (разработка проектов, дискуссии, создание и защита социальных проектов).
В целом, воспитательная система школы оказывает большое влияние на:
· социальную адаптацию и участие школьников в общественно-значимых делах;
· развитие эмоционально-ценностной стороны образовательного процесса;
· приобщение подрастающего поколения к духовной картине мира, отражающие ведущие достижения мировой культуры и национальных культур народов, проживающих на территории Казахстана.
При подведении итогов воспитательной работы 2013-2014 учебного года было принято решение в 2014-2015 учебном году решить следующие воспитательные задачи:
1. Развивать школьные традиции, создавая благоприятные условия для всестороннего развития личности учащихся;
2. Способствовать развитию ученического самоуправления. Формировать активную гражданскую позицию и самосознание гражданина РК;
3. Максимально вовлекать родителей в жизнь школы и привлекать их к реализации программы развития;
4. Продолжить работу по предупреждению правонарушений и безнадзорности среди несовершеннолетних и по предупреждению наркомании среди подростков, максимально привлекать детей группы “риска” к участию в жизни школы, класса, занятиях кружков, секций, создание условий для сохранения и укрепления здоровья учащихся;
5. Активизировать работу по изучению уровня воспитанности учащихся;
6. Совершенствовать систему методической работы с классными руководителями;
7. Усовершенствовать работу школьной библиотеки;
8. Повысить у учащихся интерес к внеклассной работе.
Выполнение этих задачвоспитательной работы рассматривалисьи обсуждалисьна планерках администрации и педагогического коллектива, совещаниях при директоре, заседаниях МО классных руководителей и педсоветах.
Организация внеурочной деятельности учащихся в основной средней школе №8осуществляется с учетом комплексного плана по воспитательной работе. Данный документ отражает главную суть воспитательной работы в школе, направленную, в том числе, и на создание условий внеурочной деятельности обучающихся и организации дополнительного образования.
Занятость учащихся во внеурочное время:
За учебный год в школе работали 13 кружков: «Ғибрат» клуб бабушек, «Қызғалдақ» клуб девочек, «Азамат» клуб мальчиков, клуб «Жас қалам», кружок «Шебер қолдар», кукольный театр «Тұмар», кружок выразительного чтения «Жыршуақ», кружок «Ұлттық ойындар», кружок «Юный инспектор», кружок «Юный натуралист», «Баскетбол», «Волейбол», «Футбол». Кружок «Ғибрат» основывается на развитии знании этнокультуры у учащихся, принимают активное участие бабушки, которые умело рассказывают о традициях и обычаях казахского народа. Благодаря содействию клуба бабушек в школе открылся музей этнического характера.
Ежегодно наш кукольный театр «Тұмар» принимает активное участие на областном конкурсе кукольных театров. В 2014-2015 учебном году коллектив кукольного театра «Тұмар» занял ІІІ место в номинации «Қуыршақ театры».
Под руководством вожатого Кузембаева М.К. участники кружка «Жас қалам» выпустили школьный журнал «Балбұлақ». Направление клубов «Азамат», «Қызғалдақ» охватывает вопросы по правовому всеобучу и поддержка инициатив молодежи по разработке проектов социального характера.
Кружок «Юный натуралист» работает с текущего года. Результаты работы положительные, кружковцы высадили ростки цветов во дворе школы.
Патриотическое воспитание школьников:
В формировании и развитии личности учащихся школа отводит ведущую роль гражданско-патриотическому воспитанию, которое способствует становлению социально значимых ценностей у подрастающего поколения.
Так, в течение 2014– 2015года педагогическим коллективом была проделана большая работа по этому направлению:
· Учебный год традиционно начинается с праздника знаний «1 сентября - День Знании». В этот день проводятся уроки патриотической направленности: «Бір мақсат, бір мүдде, бір болашақ» Ежегодно в декабре проводятся открытые классные часы, посвящённые Дню независимости РК, Дню Первого Президента.
· Воспитывается уважение к Символам РК (учащиеся на школьных линейках и традиционных праздниках исполняют Государственный гимн РК, участвуют в тематических беседах и викторинах по данной тематике). Ежегодно проводится тестирование на знание Государственных символов РК.
· Становлению общечеловеческих ценностей: школьники участвуют в мероприятиях, посвященных Дню великой Победы;в чествовании ветеранов ВОВ, тыла; в коллективном просмотре кинофильмов о войне; в торжественных мероприятиях, посвящённых знаменательным датам на центральной площади; в мероприятиях, посвящённых традиционному месячнику «Патриот»; в традиционных школьных делах: «Дне Конституции», «Дне независимости РК», «Дне Великой победы»; в спортивных мероприятиях гражданско-патриотического направления. Второй год лучшие учащиеся школы вступают в ряды РДЮО «Жас Ұлан».
«Я – гражданин»
Основной целью в области правового воспитания является поддержание среди учащихся дисциплины, правопорядка в школе, направленных на обеспечение нормальных условий для учебного процесса.
Работа по правовому воспитанию учащихся школы осуществлялась комплексно и целенаправленно в соответствии с планами по следующим направлениям:
· Организация воспитательно-профилактической работы:
Организация и проведение правового воспитания (планирование, контроль, проведение лекций, бесед, диспутов, викторин, встреч с сотрудниками правоохранительных органов).
Систематически проводятся заседания совета профилактикиправонарушений среди несовершеннолетних детей. В период учебного года на учете ГДН состоял 1 учащийся Муталапов Руслан. К концу учебного года Муталапов Р. был снят с учета с окончанием основной средней школы и положительной психолого-педагогической характеристики СПС. Также на учете в ГДН состоит Малев Евгений за мелкое хулиганство. Несовершеннолетний охвачен в пришкольном летнем лагере, находится под контролем классного руководителя и воспитателей лагеря.
Систематически в классах проводятся родительские собрания по 4 в каждом классе по различной тематике.
·Изучение контингента и выявление лиц, склонных к правонарушениям
(информация от классных руководителей, школьного актива);
· Курирование работы классных руководителей по правовому воспитанию учащихся(получение информации о проведении мероприятий и состояния дисциплины в классах, отчеты за четверть, методическая помощь);
· Оказание помощи классным руководителям в работе с недисциплинированными учащимися (методическая помощь, проведение бесед, расследований, заседаний совета профилактики);
· Организация и руководство работой Совета профилактики. На заседаниях совета обсуждаются вопросы не только поведения учащихся, их успеваемости, но и даются методические рекомендации родителям по воспитанию детей.
· Контроль за соблюдением учащимися требований Устава школы и Правил поведения (организация дежурства педагогов по школе, ежедневный обход помещений и территории школы, присутствие на занятиях в классах) В течение учебного года в школе осуществляется контроль за соблюдением учащимися правил поведения и требований Устава школы. С этой целью актив классов оказывает помощь педагогам в поддержании дисциплины и порядка во время проведения занятий. В перерывах между занятиями, согласно графику, организовано дежурство по школе на этажах и в столовой школы. Под руководством классных руководителей актив классов успешно обеспечивает соблюдение Правил поведения учащихся в школе.
· Контроль за посещаемостью занятий(получение информации от классных руководителей ежедневно устно, каждую четверть письменно, контроль состоящих на внутришкольном учёте). Классные руководители своевременно реагируют на пропуски уроков и непосещение школы без уважительных причин отдельными учащимися.
· Работа по профилактике наркоманиипроводилась за отчетный период в соответствии с планами работы. Лиц, склонных к употреблению наркотиков, лиц занимающихся распространением наркотиков не выявлено.
Большую помощь в решении вопросов воспитательной работы оказывает социально-профилактическая и психолого-педагогическая служба.
Духовно-нравственное воспитание школьников:
С целью содействия духовно-нравственному развитию детей через приобщение их к традициям казахской народной культуры проводится большая работа по данному направлению.
Основные задачиданного направления:
· развитие интереса к истории, культуре, быту, языку родного края;
· развитие интереса к поиску, исследованиям, научно-познавательной деятельности;
· развитие творческих способностей учащихся;
· воспитание бережного отношения к плодам труда, опыту предшествующих поколений;
· сохранение исторического наследия и исторической памяти;
· развитие деятельности учащихся по охране памятных мест, памятников истории и культуры родного края;
· организация проведения конкурсов, викторин, олимпиад, походов и экскурсий.
Мероприятия в рамках данного направления:
· Театрализованные инсценировки сказок на казахском языке.
· Викторины: «Знаешь ли ты Государственные Символы Казахстана?».
· Мероприятия к 23-летию независимости РК: устный журнал «Моя гордость, боль ирадость - желтоқсан», праздничный концерт ко Дню Независимости «Гүлдене бер, туған өлкем Қазақстан».
· Концертная программа «Наурыз келді далама».
· Посещение библиотек, краеведческих музеевво время городских мероприятий, посвящённых юбилейным датам Республики.
Здоровый образ жизни:
Выполняя задачу массового привлечения детей и подростков к систематическим занятиям физической культурой и спортом, в школе проводятся спортивно-массовые мероприятия, в которых принимают участие школьники, учителя, родители.
На сегодняшний день в школе функционирует 5спортивных секций и кружков: Дзюдо, Гандбол, Қазақша күрес, Зимнее Президентское многоборье, Черлидинг.
В период с 2014– 2015год в них занимаетсяболее 200 учащихся нашей школы.
Традицией школы на протяжении многих лет является «День здоровья», в нем принимают участие дети с 1-9классы, учителя школы и родители. Проводятся всевозможные спортивные конкурсы, эстафеты, «Толағай», «Веселые старты», кросс, соревнования пофутболу,баскетболу, волейболу.
Много времени уделяется профилактике здорового образа жизни во внеурочное время и на классных часах. В период учебного годаучащиеся и учителя школы принимали участие в городских соревнованиях по спортивным играм.
Общекомандные результаты:ІІІ место в кустовых соревнованиях по волейболу среди девочек, ІІІ место на городском первенстве по Қазақ күресі, ІІІ место на городском первенстве по Президентскому многоборью, І место областное соревнование по баскетболу, ІІ место на областном соревновании по Қазақ күресі.
Результативность индивидуального участия учащихся в соревнованиях:
Төлен Аслан І место – городское соревнование по Қазақ күресі, Щербакова Ангелина І место – в соревнованиях по настольному теннису в рамках программы «Городские Лиги», Жақсыбай Қасым І место – в городском соревнований по Қазақ күресі, Төлен Аслан ІІІ место – в Первенстве по дзюдо, Камитов Таир І место – городской чемпионат по Таэквандо, Турғанәлі Заңғар І место в городском чемпионате по жиму штанги лежа, Каденов Аян ІІ место – в турнире «Зима-2015» по футзалу, Маркин Андрей ІІ место - в городских соревнованиях по волейболу в рамках программы «Школьная Лига», Бакешов Осман ІІІ место – в соревнованиях по многоборью, Сансызбаев Аңсаған ІІІ место – в городском соревнований по многоборью, Қалиасқар Рустам І место – в областном первенстве по кикбоксингу, Бейбитов Ақыл ІІІ место – в областном первенстве по ушу-саньда, Анасов Данекер ІІІ место – в областном первенстве по дзюдо, Куатов Алибек ІІІ место – в областном первенстве по дзюдо, Амантаев Ернат ІІІ место – в областном первенстве по боксу, Комелева Дарья ІІІ место – республиканский турнир по спортивной гимнастике.
В становлении личности учащихся школа большую роль отводит нравственно-эстетическому воспитанию, которое способствует духовному формированию личности, развитию творческих задатков, способностей, дарований и талантов. В течение всего учебного года были сохранены главные традиции школы, которые наполнили воспитательную работу интересной, содержательной деятельностью. К ним относятся:
· День знаний;
· День здоровья;
· День пожилого человека;
· День учителя;
· Осенний бал;
· День независимости РК;
· Новый год;
· День самоуправления;
· 8 марта;
· Наурыз;
· День единства народов Казахстана;
· День Победы в Великой Отечественной войне;
· Последний звонок;
Также традицией школы является регулярное посещение театра им. С.Сейфуллина, русский драматический театр Станиславского.
Ориентируясь на высокие достижения, учащиеся школы принимают участие и в городских мероприятиях: конкурс «Я-гражданин»,вокальное исполнение песен на городских конкурсах патриотической песни.
Большое воспитательное значение имеет экскурсия. За прошедший период учащиеся побывали в Областном краеведческоммузее, в Областную библиотеку имени Гоголя.Но самые незабываемые впечатления учащиеся получили от поездки в город Астану.
Работа по проориентации в школе:
Профориентационная работа в школе является неотъемлимой частью всего учебно-воспитательного процесса, формирует у учащихся способность выбирать сферу деятельности, оптимально соответствующую личностным особенностям и запросам рынка труда.
Работа по профессиональной ориентации учащихся проводится в соответствии с планом работы:
· Диагностика склонности школьников к определенному виду деятельности;
· Презентация востребованных в регионе профессий и специальностей;
· Встречи с успешными выпускниками школы «Они учились в нашей школе»;
· Экскурссии на ведущие предприятия, расположенные на территории региона;
· Конкурсы сочинений для учащихся среднего звена «Что я думаю о профессиональном будущем», «Мое профессиональное будущее»;
· Конкурсы рисунков для учеников младших классов «Радуга профессиий», «Моя любимая профессия»;
· Тематические классные часы по профориентации учащихся 9-х классов;
· Проведение классных родительских собраний по вопросам знакомства с учебными заведениями, расширение представлений о мире профессий;
· Классные часы – встречи «Знакомство с профессиями родителей»;
· Внеклассные мероприятия «Все работы хороши, выбирай на вкус»;
· Психологические тренинги и тестирование выпускных классов.
Работа с родителями:
Школа и семья – два важнейших воспитательно-образовательных института, которые изначально призваны дополнять друг друга и взаимодействовать между собой. С этой целью в школе ведётся большая работа с родителями по плану, который включает в себя такие направления:
· Повышение психолого – педагогической культуры родителей через организацию лекториев.
· Индивидуальная работа с родителями: Консультации с родителями по интересующим их вопросам «Спрашивайте – отвечаем»
· Совместные мероприятия с родителями:
· Классные родительские собрания;
· Общешкольныеродительские собрания;
· Совместные праздники родителей и учащихся;
· Экскурсии;
· Выставки.
Ежегодно ведётся работа с родителями, целью которой является – дать психолого- педагогические знания через родительские собрания, консультации администрации школы, классных руководителей, психолога, социального педагога по социальным вопросам, вопросам педагогической коррекции, складывающихся отношений между детьми и взрослыми в отдельных семьях, индивидуальные беседы об особенностях возраста и методах воспитания детей, по профилактике жестокого обращения с детьми, употребления ПАВ и правонарушений, сохранению и укреплению здоровья.
Работа МО классных руководителей:
Методическое объединение классных руководителей работает по теме «Система работы школы по организации учебно-воспитательного процесса на основе личностно-ориентированного подхода».
Методическое объединение включает 26человек.
Систематически в течение года проводятся заседания МО, где классные руководители решают такие проблемы как:
· Обсуждение и утверждение плана работы МО на год, назначение ответственных за подготовку и проведение традиционных мероприятий.
· Анализ планов воспитательной работы за прошлый учебный год
· Утверждение графика проверки проведения открытых мероприятий, тематики родительского лектория.
· Подготовка праздничных мероприятий.
· Разработка положений конкурсов.
· Проведение акции «Забота».
· Подготовка и проведение Дня открытых дверей.
· Лекции по ЗОЖ, просмотр видеороликов.
· Летняя занятость учащихся.
· Анализ работы МО классных руководителей.
В 2014-2015 учебном году провели 4 заседания МО классных руководителей.
В ходе анализа воспитательной работы были выявлены недостатки в работе:
· Невысокий уровень работы по самоуправлению школьников;
· Недостаточно активна работа по обобщению опыта классных руководителей.
· Не на должном уровне проводится работа информационно-пропагандиского характера (выпуск школьного журнала «Балбұлақ», освещение в СМИ методической работы классных руководителей, освещение в СМИ творческой работы учащихся)
Исходя из данных проблем, пути решения мы видим в следующем:
1. Активизировать методическую деятельность классных руководителей;
2. При планировании воспитательной работы классным руководителям необходимо шире использовать различные формы воспитательной работы;
3. Развивать школьные традиции, создавая благоприятные условия для всестороннего развития личности учащихся;
4. Способствовать развитию ученического самоуправления. Формировать активную гражданскую позицию и самосознание гражданина РК;
5. Продолжить работу по предупреждению правонарушений и безнадзорности среди несовершеннолетних и по предупреждению наркомании среди подростков, максимально привлекать детей группы “риска” к участию в жизни школы, класса, занятиях кружков, секций, создание условий для сохранения и укрепления здоровья учащихся;
6. Совершенствовать систему методической работы с классными руководителями;
7. Усовершенствовать работу школьной библиотеки;
8. Повысить у учащихся интерес к внеклассной работе.