НУОП «Гелиус»
Современный мир предъявляет высокие требования к выпускникам школ. Молодые люди должны помимо знаний обладать такими качествами, как мобильность, коммуникабельность, самостоятельность, а также уметь оперативно решать проблемы, делать выбор и нести за него ответственность, самостоятельно овладевать новыми знаниями. Связи с чем одним из приоритетных направлений деятельности нашего педагогического коллектива является научно-исследовательская, учебно-исследовательская и проектная деятельность.
Основная миссия данной деятельности является: воспитать гимназиста, обладающего фундаментальной научной базой, владеющего методологией научного творчества, а так же знакомым с современными информационными технологиями и методами получения, обработки и хранения научной информации.
В реализации выше указанной деятельности основная роль принадлежит НОУП «Гелиос».
Цель общества - дать ученику возможность развить свой интеллект в самостоятельной творческой деятельности, с учетом индивидуальных особенностей и склонностей.
Общество состоит из:
Научно-организационного совета (НОС)
Малого гимназического совета (МГС)
НПЦ (научно-практический центр). В него входят этнографическое объединение, шесть клубов и семь предметных секций.
Обеспечение эффективного развития и саморазвития учащихся ведется через клубы и секции, в которых уделяется большое внимание учебно-исследовательской работе.
Содержание и формы работы НОУ
Основная форма работа НОУ ‑ это секции. В секцию объединяются ребята, которые имеют общие интересы в той или иной области знаний.
Основу нормативно-организационной базы НОУ составляют:
Положение о НОУП
Тематическое планирование работы секций, клубов
Планирование работы НОУ на учебный год.
Научная деятельность включает в себя организационные, трудовые и творческие процессы по управлению этой деятельностью, организацию выполнения ученических научно-исследовательских работ, апробацию и реализацию результатов выполнения ученических научно-исследовательских работ.
Научно-исследовательская работа осуществляется в тесном сотрудничестве учащегося и руководителя из числа учителей-предметников, классных воспитателей. Учащиеся на занятиях получают соответствующие задания для разработки научно-исследовательского проекта, могут создаваться экспериментальные группы, в том числе и междисциплинарные (например: биология-химия-экология и т.д.)
Учащиеся, взаимодействуя с учителями, выполняют творческие задания и вносят свой вклад в разработку темы, что является одним из перспективных средств развития познавательной активности школьников. Проведение научно-исследовательской работы предполагает наличие основных этапов, характерных для научного поиска: постановка проблемы, ознакомление с научно-популярной литературой по данной тематике, овладение методикой исследования, сбор собственного материала, его анализ, обобщение, выводы.
Формами организации работы являются:
ü индивидуальная, групповая работа учащихся под руководством учителей, классных воспитателей и консультантов из числа профессорско- преподавательского состава различных кафедр вузов;
ü олимпиады по различным областям знаний;
ü организация интеллектуальных игр по развитию познавательных интересов и творческих способностей;
ü рецензирование научных работ учащихся при подготовке их к участию в конкурсах и конференциях.
В качестве результатов деятельности НОУ могут выступать: овладение учащимися знаниями, выходящими за пределы учебной программы, освоение учащимися методов и приемов научного исследования, овладение навыками работы и дополнительными литературными источниками.
Так же наряду с учебно-исследовательской деятельностью учащихся, педагогическим коллективом гимназии ведется научно-исследовательская работа. В частности в данном направлении была разработана программа развития гимназии, которая в настоящее время успешно реализуется.
В соответствии со стратегиями программы развития гимназии коллектив реализует следующий проект:
«Использование новых подходов в учебно-воспитательном процессе гимназии в рамках обновления содержания образования»
Значимость данного проекта заключается в том, что он направлен на создание благоприятной атмосферы и обучающей среды для развития интеллектуальных, творческих и социальных качеств учащихся. Результаты участия учащихся в олимпиадах и интеллектуальных соревнований различных уровней отражены на слайде.
Каждый педагог работает над индивидуальной научно-методической или научно-исследовательской темой. Для руководства, контроля и анализа этой работой создан информационный банк данных. В соответствии с научно-методической темой коллектива по результатам научно-методической и научно-исследовательской деятельности в гимназии ежегодно проводятся НПК. Организация научно-исследовательской деятельности влияет на развитие личности педагога, позволяет создать условия для реализации самообразования и потребности к саморазвитию, активно участвовать в педагогическом образовательном пространстве города и области. Так за последние три года обобщение и внедрение педагогического опыта представлено:
Результатом научно-исследовательской работы стала инновационная деятельность по обновлению содержания образования:
· за последний год рецензировано методическим советом городского отдела образования рабочая тетрадь по краеведению для учащихся 7-х классов, УМК по краеведению для учащихся 5-х классов и 19 адоптированных курсов по выбору, в их разработке и реализации участвует весь педагогический коллектив гимназии;
· за предыдущие годы выпущено более 40 статей в различных научных и методических изданиях и итоговых сборниках научно-практических конференций различного уровня;
· педагоги гимназии участники НПК разного уровня;
· на базе гимназии проведено: 8 городских и 6 областных семинара;
· 30 человек отмечены грамотами и благодарственными письмами за подготовку победителей конкурсов, олимпиад, интеллектуальных марафонов, участие в конференциях, творческих конкурсах;
· Деятельность сетевого сообщества