Коммунальное государственное учреждение «Гимназия имени…
КГУ "Гимназия им.Каныша Сатпаева"

Журнал \"Школа: день за днем\" №2 Страница 7

 

 

Педагогическое эссе

 

 

 

 

 

Рассохина Ю.В. Наставник. (Педагогическое эссе)

 

Строгих учителей ученики обычно начинают ценить не сразу, а только через много лет, когда повзрослеют и поймут, как много для них сделали эти непреклонные педагоги, какой фундамент смогли заложить.Лидия Алексеевна, мой первый наставник, была из разряда строгих учителей. Я, подобно легкомысленным ученикам, тоже не сразу смогла оценить ее труд. Попав по распределению в среднюю школу на маленькой станции, я считала, что мне не повезло - моим наставником был директор школы.

Высокая, статная, с узлом черных волос, она произвела впечатление строгой, интеллигентной, влюбленной в свое дело без остатка. Этого остатка у нее не было даже на хозяйственные дела. Она не занималась огородом, коровой и прочим. Ведь муж любил ее безмерно и все делал сам. Но в деревне такое отношение к жене вызывает не просто зависть, а неприкрытую злобу. Очень часто в маленьком женском коллективе можно было услышать шипение за ее спиной. Спокойной жизни я с ней не знала. Лидия Алексеевна чуть не каждый день была на моих уроках, иногда даже проверяла планы, беседовала, разбирала удачные и неудачные моменты урока. Конечно, я от этого уставала. Кто из нас любит контроль и искренне благодарит за критику? Помнится, я решила сделать ответный ход против такой навязчивой помощи, решив сама донимать Лидию Алексеевна. Под предлогом, что хочу поучиться, я стала ходить к ней на уроки. Она мне не отказывала. Долго разбирала со мной каждый урок, спрашивала мое мнение. В результате неожиданно для себя помощи я получила в два раза больше. С тех пор никто и никогда так со мной не занимался. Этот год стал для меня еще одним университетом. Навсегда запомнился мой первый День учителя. До начала занятий Лидия Сергеевна, очень веселая, похорошевшая, прошла к моему столу и поздравила меня с первым профессиональным праздником, положив на стол книгу с теплой надписью.

Через год я вышла замуж и уехала в другой район. Приезжала как-то за справками уже с дочкой. Лидия Алексеевна приняла меня радостно, долго расспрашивала, рассказывала о делах своей школы. Та же осанка, маникюр, сдержанные манеры, правильная речь.Я знала, что она родилась и выросла в глухой деревеньке недалеко от этой станции. Но что-то у меня никак не срасталось. Откуда такое достоинство, такие манеры? Все прояснил сюжет местного телевидения. Рассказывали, что награда нашла ее маму, которую подростком эвакуировали из Ленинграда. В кадре я узнала Лидию Алексеевну, и все встало на свои места. Я поняла, почему она была здесь белой вороной и почему ее многим хотелось заклевать.

Совсем недавно мне опять понадобилась справка с первого места работы, и я, с удивлением, узнала, что в школе уже другой директор. Заранее настроившись с предубеждением, я шла в директорский кабинет. В дверях я встретила женщину, которая меня очаровала. Пышноволосая, улыбчивая, с необычным разрезом зеленых глаз, она очень приветливо приняла меня, оперативно решила деловые проблемы. На мой вопрос о Лидии Алексеевне я получила ответ, что она вот только что провела уроки и ушла домой. - Она теперь уже на пенсии и взяла только часы. Встречаясь с учителями соседнего района, я всегда спрашивала о своем наставнике. Мне всегда отвечали одно и тоже:- Она больше не директор, ведет часы. Но все как-то уклонялись от дальнейшей беседы, комкали речь, отворачивали глаза. Случайно я узнала, что не все так безмятежно. Оказывается Лидия Алексеевна, со своей любовью к наставничеству, несколько лет воспитывала и наставляла будущего директора своей школы, ту зеленоглазую, открывала ей все, к чему сама шла долгие годы.Хотя силы и желание работать с выходом на пенсию не исчезли, ей, как интеллигентному человеку, показалось, что лучше уступить дорогу молодым и быть рядом, чтобы помочь, поддержать. Но не зря говорят, хочешь узнать человека – дай ему власть. Первое, что сделала новоиспеченная директриса – она выгнала из школы старого директора. На освободившееся место тут же приняла какую-то недоучившуюся особу. Я не знаю всех подробностей, но думаю, что они ужасны. Без работы в школе жизнь Лидии Алексеевны не имела бы смысла: ни огород, ни хозяйство, ни рукоделие её так и не привлекли. Чтобы не быть живым трупом она попросилась к знакомым директорам соседних школ на работу. Ей дали несколько часов в одной школе и факультатив по зарубежной литературе в другой за мизерную почасовую оплату.

Я с болью в душе представляю себе, как пожилая женщина, в нарядной строгой одежде, тропится, чтобы успеть забраться в электричку. Полчаса едет в холодном вагоне с шумными пьяными. Зимой возвращается затемно и проходит, сдерживая кипящие слезы, мимо своей родной школы, в которой каждый уголок связан с ее трудом, ее жизнью.

Почему эта опытная, мудрая женщина за несколько лет совместной работы не смогла разглядеть человека, предугадать поступки, увидеть завистливые и злобные огоньки в красивых глазах? Наверное, потому, что сумела сохранить в душе веру в добро и благородство. Эта история подлинная, но думается, что она не единичная. Что-то подобное случалось и в ваших школах, не правда ли, уважаемые коллеги?

 

Рассохина Ю.В. 2008 г.

 

 

 

скачать Педагогическое эссе.doc

 

 

Журнал "Школа: день за днем">>>>>>>>