Цели и задачи:
1. Познакомить учащихся с простейшими элементами вокально-хорового обучения (звукообразование, звуковедение и певческое дыхание, артикуляция и постановка корпуса);
2. Научить правильному и бережному отношению к собственному голосу;
3. Воспитывать интерес и любовь к музыке;
4. Приучать детей быть внимательными слушателями и хороши исполнителями.
Действующие лица:
Красная шапочка:
Саша Боярская 3 «а»
Учительница вокала:
Лебедева Алина
Сказочные персонажи (эльфы, феи и пр.)
Чтецы:
Ряскина Софья, Ганнова Яна, Кравченко Мария, Ионова Юлия,
Игра:
Маша Кравченко.
Музыкальный материал:
1) «Песенка красной шапочки» (минус),
2) «Звуки музыки» (ф-но),
3) «Петь приятно и удобно» (ф-но),
4) «Во поле береза стояла» (ф-но),
5) «Песенка про дикцию» (ф-но),
6) «Улыбка» (минус).
1 часть
Во время входа в зал звучит музыка
На сцену выхолят 5 чтецов
1. Соня
Это чудо! Это чудо!
Музыка живет повсюду!
Прилетает ниоткуда и играет, и поет,
На концерте соловьином,
В дальнем крике журавлином,
Даже в писке комарином
Всюду музыка живет!
2. Яна
Едва только ветер подует с реки-
К нам музыка в окна стучится:
Ведут перекличку трамваев звонки,
Чирикает первая птичка.
3. Маша
Веселая музыка в доме моем,
Со скрипкой дружна и с фаготом,
И если вы спросите, как мы живем,
Ответим: - живем, как по нотам!
4. Юля
Нам с нею легко на параде шагать.
И что-нибудь делать не скучно.
А если захочется нам помечтать,
То снами она неразлучна.
5. Алина
Привет тебе, ветра веселый гопак!
Привет тебе, дождик звенящий!
Нельзя без друзей нам на свете никак,
А музыка- друг настоящий!
Ведущий (О.М.):
Здравствуйте ребята! Сегодня мы расскажем вам удивительную историю, которая произошла с одной вам знакомой сказочной героиней. Но прежде чем вы ее увидите, отгадайте о ком идет речь?
Загадка о красной шапочке
Да вот и она сама.
Входит и поет песню Красная шапочка «Если долго, долго, долго»
Саша Боярская 3 «а»
Красная шапочка
Здравствуйте, вы меня узнали? (дети отвечают). Сегодня я хочу рассказать вам историю которая произошла со мной совсем недавно. Однажды я путешествовала по стране сказок, встретилась с Буратино, Мальвиной и другими сказочными героями и как-то проходя мимо прекрасного замка я услышала прекрасное пение.
Мне оно очень понравилось, и я решила посмотреть: кто же это так красиво поет. Я вошла в замок....(пауза) прошла по коридорам.....(пауза), вошла в зал и увидела...
Исполнение песни «Звуки музыки» (вок. группа)
Учитель
Феи , эльфы, посмотрите, у нас гостья. Как тебя зовут и что привело тебя в наш Замок Пения?
Красная шапочка
Меня зовут Красная шапочка, я героиня одной из сказок (автор???). Проходя мимо вашего замка я услышала прекрасное пение. Мне очень нравиться петь и я хочу научиться красиво петь. пришла
Учитель
Проходи, присаживайся где тебе больше всего нравиться. Знакомься , это-феи, это-эльфы. Все они занимаются в Школе для певцов, вокалистов.
2 часть
Учитель
Сейчас мы займемся очень важным делом- будем учиться правильной вокально-певческой постановке корпуса. Тому как нужно сидеть или стоять во время пения.
Ребята, (обращается к залу), кто из вас сможет весь день простоять на одной ноге? .. (пауза) А с поднятыми вверх руками?... (пауза) Или вытянув шею?... (пауза)
(ребята выкрикивают с места)
Такое не под силу даже гимнастам, вы быстро устанете из-за неестественной позы, которую вы принимали. В таком положении стоять неудобно и тяжело. От того, как держит свое тело человек, взрослый или ребенок, зависит его осанка и самочувствие. Хорошая осанка необходима всегда, а во время пения ... особенно. Обо всем об этом вам расскажет наша песня, слушайте внимательно.
Исполнение песни «Петь приятно и удобно»
Учительница.
Чему научили нас сказочные герои в этой песне?
Ответы детей
Вед
Стоять во время пения нужно прямо, невертеть головой, если сидишь во время пения, спинка т оже должна быть прямой, ногиупирать в пол, не вертеть ими. Покажите.
3 часть
Учитель.
А сейчас давайте поучимся правильно дышать. В пении дыхание одно из самых важных! Ребята, когда вы хотите произнести какую-нибудь фразу, вы делаете вдох, набирая воздух, и говорите до тех пор, пока воздух не закончиться. Тогда вы снова делаете вдох и продолжаете говорить.
Для того чтобы спеть музыкальную фразу, нужно тоже набрать бесшумно воздух и постараться как можно дольше его задержать. Вы наверно подумали, а зачем?
Секрет в том, что музыкальная фраза должна быть плавной, а если вы будете делать много вдохов, то мелодия будет разорванная на кусочки.
Послушайте, мы сейчас споем вам русскую народную песню «Во поле береза стояла», а вы послушайте и обратите внимание на разницу исполнения.
Пение «Во поле береза стояла»
петь делая частые вдохи, на одном дыхании (можно озвучить)
Вед
Ну что заметили разницу? Какую?
4 часть
Учительница
Красная шапочка, ты внимательно запомнила наши советы?
Красная Шапочка
Да. А ваши ученики могут сами что-нибудь рассказать о том почему они так красиво поют?
Учительница
Хорошо. Сейчас они прочтут вам стихотворения - подсказки, внимательно слушайте и те кто хотят могут выполнять.
Феи читают стихотворение медленно, дети повторяют
1. Настя
Это очень интересно
Научиться песни петь.
Но не куждому известно,
Как дыханием владеть.
2. Меруерт
Мягким деалть вдох старайся,
Вдыхай носом, а не ртом.
Да смотри, не отвлекайся,
Сделал вдох ...(пауза)- замри потом.
3.Асель
Выдох делай тихим, плавным,
Как кружение листа-
Вот и выйдет песня славной,
И свободна, и чиста!
Маша Кравченко
Ребята, вы любите играть? Сейчас мы поиграем в игру, которая поможет нам научиться правильному певческому дыханию. Представьте, все вы- певцы хора, а ты (выбирается один человек из вок. группы) – будешь дирижер.
Кто знает кто такой дирижер? Правильно, руководитель хора.
Певцы хора положите свою правую руку на живот. Дирижер, произнося коротко «раз», одновременно поднимает руку вверх. Певцы делают вдох и задерживают дыхание. Вдох нужно делать носом, рот закрыт. Рука должна чувствовать как при вдохе живот как-бы «выпячивается» чуть вперед- мышцы напрягаются. Держите дыхание до тех пор, пока дирижер не опустит руку и не скажет медленно «ДВА-а-а».
Проводится игра, привлекаются ребята из зала
Вед.
Итак, ребята, кто запомнил, каким доджен быть вдох? Каким выдох? Как нужно расходовать воздух?
5 часть
Учитель
Молодцы, ребята. На улице сейчас зимняя пора, я хотела бы вас предупредить, что человеческий голос очень хрупок и нуждается в бережном отношении к нему. А вы знаете ребята что такое голос?
У нас в горле есть голосовые связки. Когда они смыкаются, возникает звук- голос. Если не беречь горло, напрягать его криками на перемене, есть холодное мороженное, кричать на улице в холодную погоду, голосовые связки воспаляются и голос получается грубым и сиплым.
Игра на внимание
6 часть
Учитель
И конечно, важно во время пения четко произносить слова. Ребята вы замечали артисты в театре могут говорить даже шепотом, а их слова понятны и слышны в любом уголке зала, в любом ряду. Это потому что слышимость отдельных слов, фраз зависит не от громкости, а от четкости произношения.
Часто ребята не замечают, что они непонятно говорят. Слова произносят неясно, «глотают буквы», поэтому иногда бывает трудно понять, разобрать слова. Вот послушайте одну песенку, в которой слышится совсем не то, что было на самом деле, и попробуйте найти в ней ошибки. Она так и называется «Песенка про дикцию»!
«Песенка про дикцию»
Учительница
Так какие слова были пропеты неправильно, невнятно?(ответы ребят)
7 часть
Данил
Музыка во всем, она повсюду
В шелесте листы, в мерцанье звезд.
Музыке я верю, словно другу
И за ней пройду я сотни верст.
У каждого на свете есть песенка своя:
Поет о счастье ветер, деревья и поля.
То радостно, то грустно, то громко, то нежней
Поет скворец искусно и маленький ручей.
Шумит ли сад цветущий, идет ли снег зимой-
Прекрасен мир поющий, и ты с ним вместе пой!!!
Учительница. Мы прощаемся с вами, и надеемся что вы запомнили правила красивого пения. А в конце нашей встречи давайте все вместе споем песню В. Шаинского «Улыбка»