ҚАРАҒАНДЫ ОБЛЫСЫ БІЛІМ БАСҚАРМАСЫНЫҢ ҚАРАҒАНДЫ…
"№53 МЛ" КММ

Изучаем казахский язык

жұқа
тонкий
Вопрос-ответ
Всего ответов: 189
Новых вопросов: 0

Адаптационный период в школе

Адаптационный период в школе

 

Обычно необходимость адаптации возникает в связи с кардинальной сменой деятельности человека и его социального окружения.

И у первоклассников, и у пятиклассников, и у десятиклассников изменились социальное окружение (новый состав класса и учителей) и система деятельности (новая учебная ситуация новой ступени образования). Ситуация новизны является для любого человека в определенной степени тревожной. Ребенок переживает эмоциональный дискомфорт прежде всего из-за неопределенности представлений о требованиях учителей, об особенностях и условиях обучения, о ценностях и нормах поведения в коллективе класса и пр.

Это состояние можно назвать состоянием внутренней напряженности, настороженности.

Такое психологическое напряжение, будучи достаточно длительным, может привести к школьной дезадаптации: ребенок становится недисциплинированным, невнимательным, безответственным, отстает в учебе, быстро утомляется и просто не хочет идти в школу. Ослабленные дети (а их, к сожалению, из года в год становится все больше и больше) являются наиболее подверженными дезадаптации.

Невозможно через призму собственной тревожности говорить об адекватном восприятии ребенком школьной жизни, развитии отношений с одноклассниками и учителями. Все это осложняет сам учебный процесс, ведь продуктивная работа на уроке становится проблематичной. И потенциальный отличник может превратиться в отстающего и прогульщика.

Независимо от того, каким образом начинается учебный год в школе, процесс адаптации так или иначе идет. Поэтому смысл адаптационного периода в школе состоит в том, чтобы сделать естественный процесс адаптации более интенсивным.

Цель адаптационного периода - помочь ребятам познакомиться друг с другом, с учителями, с новой учебной ситуацией, со школой и школьными правилами.

 

Каковы же задачи адаптационного периода?

 

Для первоклассников:

-помочь ребенку вжиться в позицию школьника (поэтому важно показать различие: школьник - нешкольник);

-ввести понятие оценки, самооценки и различные ее критерии;

- научить ребенка задавать вопрос (не столько в процедурном плане, сколько в смысле решимости);

-подготовить родителей к новой роли - родителя школьника. В пятых классах следует обратить внимание на:

-адаптацию к «разноголосице» требований учителей;

-введение самоконтроля (теперь нет постоянно рядом классной «мамы»);

- выявление (пояснение, понимание) позиции в соответствии с ролью мальчика и ролью девочки, а отсюда - акцент на полоролевое взаимодействие;

-принятие новой позиции - ученик второй ступени школы.

 

В работе с десятиклассниками важными становятся другие задачи:

-принятие позиции «ученик-старшеклассник»;

-принятие новичков в коллектив;

-поиск личностного смысла и мотивации учения для каждого десятиклассника;

-узнавание специфики мира юноши и мира девушки;

-организация самопознания и доброжелательной, конструктивной обратной связи.

Важным этапом адаптационного периода является совместная работа психолога, классного руководителя, администрации, учителей предметников  с родителями. Очень важно выйти на позиции сотрудничества, единство в поддержки и сопровождении детей в этот не легкий период.

Для первоклассника очень важно почувствовать себя принятым в школьную семью, а также реализовать свое желание быть услышанным и понятым. Поэтому на первом этапе адаптационного периода, который длится примерно неделю, учитель прежде всего ставит задачи познакомить детей друг с другом, создать общую доброжелательную атмосферу в классе, дать возможность детям почувствовать себя членами нового сообщества.

Для младшего подросткового возраста характерной особенностью является представление или ощущение себя в известной мере взрослым. Именно поэтому адаптационный период пятиклассников предполагает значительную долю их самостоятельной деятельности. А поскольку референтной группой для данного возраста является группа сверстников, то целесообразно предоставить ребятам возможность все нормы и правила поведения на новом этапе школьной жизни выработать самим.

В юности особенно возрастает необходимость в признании и защищенности, становятся как никогда актуальными потребности в общении и одновременно в обособлении. Общаясь с другими, юноши и девушки ощущают необходимость найти свое «Я», понять свои жизненные перспективы. Поэтому через все содержание адаптационного периода проходит идея самопознания и самоопределения в жизненных ценностях и смыслах, в представлении образа «Я» как собственными глазами, так и глазами других.