Родительская компетентность, как условие личностного роста и творческой реализации ребенка.
Педагог-психолог - Воронина Светлана Анатольевна
Служба практической психологии в школе– одно из важнейших условий модернизации системы образования в Казахстане. В современной ситуации, психологическая служба востребована всеми участниками образовательного процесса – детьми и их родителями, педагогами, руководителями, и обеспечивает психологическое просвещение и профилактику, диагностическую, коррекционно-развивающую и консультативную помощь на всех уровнях системы образования.
Одной из задач психологической службы в системе образования является развитие родительской компетенции в условиях детско-родительских отношений. Родительская позиция — это некое целостное образование, это реальная направленность воспитательной деятельности родителей, возникающая под влиянием мотивов воспитания. Семья – это первичная ячейка общества, которая была и остается самым важным и влиятельным фактором социализации личности.
Под родительской компетенцией понимаются некоторые внутренние, потенциальные, психологические и педагогические знания, представления, алгоритмы действий, системы ценностей и отношений, которые проявляются в воспитании и развитии ребенка, способствуют созданию оптимальных условий для полноценного жизнетворчества, успешной самореализации и способности осуществлять самостоятельный выбор ребенка.
Учитывая два важнейших фактора: во-первых, что родитель сознательно и целенаправленно воспитывает ребенка и во-вторых, что внутрисемейная атмосфера воздействует на ребенка, преломляя внутрисемейные отношения в структуре личности растущего человека, одним из нововведений работы психологической службы СОШЛ № 53 стало внедрение интерактивных форм взаимодействия с родителями:
• Семинары обучающего характера
• Психологические практикумы
• Целенаправленные рекомендации
• Совместные занятия с детьми развивающего характера
• Тренинги детско-родительских отношений
• Совместная реализация ребенка и родителя (проектная деятельность)
• Аналитическая – научно-исследовательские результаты
• Психолого-педагогические консилиумы (педагоги и родители)
• Уроки для родителей
• Психологические игры
• Консультирование индивидуальное и групповое
• Анкетирование, психодиагностика
• Просвещение, беседы, тематические лекции
Данные формы работы помогают родителю осваивать конкретные приемы семейного воспитания, формировать навыки и умения более продуктивных детско-родительских отношений, преобразовывать свой внутренний мир, выстраивать свою систему ценностных координат, направленную на сохранение и укрепление психологического здоровья детей. Погружаясь в проблемы возрастных и личностных особенностей подрастающего поколения, основных новообразований, психических процессов, межличностных отношений, родитель совершенствует свое рефлексивное сознание и влияет на общие жизненные перспективы ребенка, его инициативное поведение к самореализации и жизнеосуществлению в целом.