"Қарағанды қаласы әкімдігінің "Қарағанды қаласының…
"№88 ЖББМ" КММ

Изучаем казахский язык

Қылыш түбі – ұрыс.
С саблей играть – драки не миновать.
Вопрос-ответ
Всего ответов: 35
Новых вопросов: 0

Советы родителям

 

В помощь родителям

 

Нежелание ребенка идти в школу

Иногда родителям приходится сталкиваться с такой проблемой, как нежелание ребенка идти в школу. Причины такого поведения ребенка могут быть разными.

Отсутствие положительных эмоций и удовлетворения от учебы и внеучебной деятельности; Неумение общаться и находить контакт со сверстниками; Отставание в учебе, трудности в усвоении материала; «Смысловой барьер» между учителем и учеником; Переход из одного класса (школы) в другой; Непринятие одноклассниками в свой коллектив (негативные межличностные отношения в классе); Отсутствие заинтересованности родителей в делах ребенка; «Мнение компании» - влияние друзей, приятелей во дворе; Осознание ребенком того, что он учится в не совсем обычной школе (коррекционной);

Что же делать родителям, если ребенок не желает идти в школу и любыми способами уклоняется от учебы?

Постарайтесь выяснить причину. Если ребенок не идет на контакт, то обратитесь к специалисту, который поможет решить данную проблему. Если Ваш ребенок расположен к разговору и принимает Вашу помощь, поддерживайте его желание общаться своим одобрением, согласием со всем, что он говорит. Не спорьте, не критикуйте, не давайте советов. Найдите общие интересы с ребенком. Подчеркните в нем положительные качества. Обсудите то, что представляет трудности. Разработайте общий план действий по изменению ситуации. Распределите роли и обязанности. В случае неуспеваемости ребенка в школе, следует укреплять его веру в свои способности, возможности. Приобретите союзников среди одноклассников. Избегайте конфликтов с учителями, постарайтесь больше рассказывать им о положительных сторонах Вашего ребенка. В случае негативного влияния на ребенка со стороны сверстников необходимо мягко пресекать данное общение – покажите непривлекательные стороны и последствия такого общения Во всем принимайте сторону ребенка и решительно поддерживайте его.

Если ваш ребенок уходит из дома.

Чаще всего подростки уходят из дома в возрасте 9-15 лет.

Причинами этого могут быть семейные проблемы:

Отсутствие внимания к детям и их проблемам со стороны родителей; неумение находить контакт с ребенком или нежелание общаться с ним; несправедливое наказание и нарекание в адрес ребенка; отсутствие контроля над ребенком в связи с занятостью родителей, вынужденных совмещать несколько рабочих мест; переживание ребенком ссор или разводов в семье; появление новых членов семьи; социальное неблагополучие в семье (алкоголизм, наркомания, насилие); отсутствие у ребенка уверенности в его поддержке родителями.

    Проблема ухода ребенка из дома не исчезнет сама собой, если на неё не обращать внимания и вовремя не отреагировать, наоборот добавятся другие более сложные проблемы.

    Если вы заметили, что ваш ребенок стал замкнутым, агрессивно реагирует на ваши просьбы или замечания и часто уходит из дома, то ему необходима помощь и, в первую очередь, именно с вашей стороны.

постарайтесь поговорить с ребенком и выяснить, что же произошло; обратитесь за помощью к специалистам (психологу, неврологу, детскому психиатру); создайте благоприятные условия в семье, окружите ребенка заботой и вниманием, чтобы он не чувствовал себя одиноким или обделенным в чем- либо, чтобы знал, что его любят, понимают, сочувствуют и готовы защитить; чаще доверяйте ребенку ответственные задания и хвалите его за выполнения, даже если у него не получилось.

ЕСЛИ:

Ребенка постоянно критикуют, он учится ненавидеть; Ребёнок живет во вражде, он учится быть агрессивным; Ребёнка высмеивают, он становится замкнутым; Ребёнок растёт в упрёках, он учится жить с чувством вины; Ребёнок растет в терпимости, он учится понимать другого; Ребенка хвалят, он учится быть благородным; Ребёнок растёт в честности, он учится быть справедливым; Ребенок растет в безопасности, он учится верить в людей; Ребёнка поддерживают, он учится ценить себя; Ребенок живет в понимании и дружелюбии, он учится находить любовь в этом мире.

АНТИСТРЕССОВЫЕ ПРИЁМЫ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ, РОДИТЕЛЕЙ.

9 ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ ПРАВИЛ

1.  Пол дня в неделю нужно проводить так, как вам нравиться: плавайте, танцуйте, прогуливайтесь или просто сидите на скамейке в парке. ХВАТИТ ОТДАВАТЬ СЕБЯ ТОЛЬКО РАБОТЕ!

2.   Не реже одного раза в деньговорите самому  дорогому для вас человеку тёплые слова. Не сомневайтесь, что он (она) не скажет вам в ответ то же самое. В НАШЕМ СУРОВОМ МИРЕ ОДНО ОСОЗНАНИЕ ТОГО, ЧТО ВАС КТО-ТО ЛЮБИТ, СПОСОБНО ЗАЩИТИТЬ ОТ ТЯЖЁЛЫХ СРЫВОВ!

3.   2-3 раза в неделюдавайте  себе физнагрузку. Упражнения не должны быть изматывающими, но если после занятий вам не понадобиться душ, значит вы что-то делайте неправильно или же просто неправильно тренировались.

4.   Пейте больше воды(не менее 1-1,5 литров в день).

5.   1 раз в неделюзанимайтесь тем, что вам вредно.

6.    Не позволяйте расхищать свою жизнь. Бесцеремонные люди крадут ваше время.

7. Когда вы подавлены или рассержены, займитесь интенсивной физической работой: вскопайте огород, раскидайте сугробы, переставьте мебель, покричите. Подобные поступки неплохо защищают человека от стрессов.

8.  Съедайте по одному банану в день.

9.  Купите телефон, который позволит вам ограничиться от ненужных звонков.

Серьёзные несерьёзные проблемы

                         адаптации организма и психологии личности ребёнка.   

 

Для хорошего самочувствия детям нужны шахматы,

кошка, лыжи и собака. Есть ли у вашего ребенка шахматы,

кошка, лыжи и собака? Или хотя бы хомяк.

Есть ли у вашего ребенка хоть что-нибудь из этого списка?

В настоящее время переход из начальной школы в среднюю совпадает с концом детства — достаточно стабильным периодом развития.

Некоторые родители, неудовлетворенные учебой и поведением ребенка в начальной школе, возлагают большие надежды на переход в среднюю школу, полагая, что именно в пятом классе все начнется по-настоящему. И эти родительские ожидания вольно или невольно передаются детям. Ребенок тоже начинает ждать «новой жизни».

Конец 4 класса

  Падает уровень учебной активности

  Падает уровень родительского авторитета

  Изменения внутригрупповых взаимоотношений                                    

     ( перераспределение ролей, противостояние в среде девочек)

Начало 5 класса

  На первом месте мотивация общения, обретение высокого социального статуса

  Конфликты в детской среде

  Новые условия среды обучения

Снижение или отсутствие контроля

Действительно, обучение в средней школе происходит более интенсивно и требует от учащихся большей самостоятельности. Однако не следует ожидать от перехода в среднюю школу слишком многого. Обучение в пятом классе опирается на базу навыков и знаний, полученных в начальной школе.

Переход учащихся из начальной школы в среднюю справедливо считается кризисным периодом.

Возрастные особенности младшего подростка:

потребность в достойном положении в коллективе сверстников, в семье; повышенная утомляемость;  стремление обзавестись верным другом; стремление избежать изоляции, как в классе, так и в малом коллективе; повышенный интерес к вопросу о “соотношении сил” в классе; стремление отмежеваться от всего подчеркнуто детского; отсутствие авторитета возраста; отвращение к необоснованным запретам; восприимчивость к промохам учителей; переоценка своих возможностей, реализация которых предполагается в отдаленном будущем; отсутствие адаптации к неудачам; отсутствие адаптации к положению “худшего”; ярко выраженная эмоциональность; требовательность к соответствию слова делу; повышенный интерес к спорту; увлечение коллекционированием, увлечение музыкой и киноискусством;

 

ПРИВЫЧКА К КОНТРОЛЮ

    В начальной школе учащиеся всегда находятся в поле зрения педагога, который контролирует степень их готовности к очередному уроку, помогает урегулировать конфликтные ситуации с другими учителями (например, ребенок забыл физкультурную форму, не принес альбом). Учитель начальных классов находится в тесном контакте с родителями. Он внимательно следит за тем, чтобы вся необходимая информация была записана в дневник и доведена до их сведения.

В средней школе дети оказываются предоставленными сами себе:

они должны самостоятельно переходить из кабинета в кабинет, готовиться к урокам,

И очень часто им приходится самостоятельно решать вопросы с учителями:

опоздания на урок, забывания какой-нибудь учебной принадлежности, не сделанное задание —

  Всё это становится более серьезным проступком, чем в начальной школе.

   С классным руководителемпятиклассники встречаются только на уроках, которые он ведет, и на редких, к сожалению, классных часах. Естественно, что и родители не могут быть в курсе всего происходящего в школе.

   Получается, что учащиеся, которые еще вчера были под постоянным контролем со стороны учителя и родителей, теперь должны совмещать учебные и организационные стороны школьной жизни.

Некоторые дети в силу своих психологических особенностей

не готовы к подобной самостоятельности –

совмещать учебные и организационные стороны школьной жизни:

они испытывают растерянность, всё время всё путают и забывают, не могут сосредоточиться на учёбе.

Другие дети настолько привыкли к постоянному контролю со стороны взрослых, что неспособны самостоятельно организовать собственную школьную жизнь.

   Все это, естественно, ведет к снижению успеваемости!

   Каждый учитель по-своему реагирует на происходящее в классе и предъявляет ученикам определенные требования. Например, для одного шум во время урока может быть естественным фоном его объяснений, а другой строго наказывает за малейшее отвлечение. Ребенку необходимо время, чтобы привыкнуть и научиться вести себя в соответствии с требованиями.

    Следует помнить, что и учитель должен привыкнуть к классу, настроиться на работу с ним. Многие учителя, которые берут пятый класс, до этого работали с выпускниками — взрослыми, самостоятельными учениками, а теперь также вынуждены привыкать к тому, что их новые подопечные нуждаются в дополнительном контроле, напоминаниях. Они могут рассуждать о серьезных вещах и терять одежду, учебники, забывать, в каком кабинете следующий урок и как зовут их учителя.

    Период адаптации к новым правилам и требованиям может занимать у ребёнка от одного месяца до целого года. В это время и может наблюдаться некоторый спад успеваемости, так как дети скорее заняты изучением формы, нежели содержания учебной деятельности.

НАЧАТЬ СНАЧАЛА

   Как и любой кризис, переход в среднюю школу имеет и свои положительные стороны.Новая учебная ситуация позволяет преодолеть сложившиеся в начальной школе стереотипы.

  Основной особенностью перехода в пятый класс, как уже говорилось, является смена учителей. Все предметы теперь ведут разные преподаватели. И хотя это создает определенные трудности, в то же время появление нового учителя всегда шанс для ребенка построить свои взаимоотношения с предметом по-новому.

   Именно возможность для ребенка начать учебную жизнь сначала и является ключевым положительным моментом перехода в среднюю школу. Но сделать это ребенок может только при помощи окружающих: учителей и родителей.

   Можно ли избежать серьезных проблем с учебой при переходе в среднюю школу? Опыт показывает, что можно. Но для этого необходимо учитывать все факторы, влияющие на качество обучения в пятом классе.

ПРИЧИНЫ НЕУСПЕВАЕМОСТИ

  Кроме рассмотренных специфических причин, влияющих на качество успеваемости в пятом классе, существуют и другие, характерные не только для этого возраста.Причины неуспеваемости, характерные

именно для пятиклассника:

Физиологические изменения.

Неуверенность в себе. Личные проблемы. Отсутствие способностей. Отсутствие интереса.    Физиологические изменения    В этот период не только происходит коренная перестройка ранее сложившихся психологических структур, но …

   Переход в среднюю школу может совпасть с началом физиологических изменений в организме ребенка. Этот период связан с гормональной перестройкой органов и систем организма. Психическая нагрузка у младших подростков увеличивается, а их сердце и кровеносные сосуды работают не совсем согласо­ванно: сердце почти как у взрослого человека, а просвет кровеносных сосудов невелик, поэтому дети быстрее утомляются, появляется капризность, раздражительность, головные боли. У девочек в это время устанавливаются месячные циклы, что само по себе – болезненный процесс. И с девочками обязательно надо проговаривать о том, что будет происходить в их организме и как себя при этом вести, объяснив происходящее с ней обязательно с положительной стороны, не заостряя внимание на сексуальной стороне, но поговорив о будущем ребёнке.

  В адаптационной период дети могут стать более тревожными, робкими, плаксивыми или, напротив, «развязными», чрезмерно шумными, суетливыми. У них может снизиться работоспособность, они могут стать забывчивыми, неорганизованными. Иногда нарушается сон (всё время хочется спать), аппетит... Подобные функциональные отклонения в той или иной форме характерны примерно для 70—80 % школьников. Следствием этих явлений являются рассеянность, ослабление памяти, внимания.

  У большинства детей подобные отклонения носят единичный характер и исчезают, как правило, через 2—4 недели после начала учебы. Однако есть дети, у которых процесс адаптации затягивается на 2—3месяца и даже больше.

   С адаптационным периодом часто связаны и заболевания детей.Подобные заболевания носят психосоматический характер.

  В период адаптации важно обеспечить ребенку спокойную,щадящую обстановку, четкий режим, то есть сделать так, чтобы пятиклассник постоянно ощущал поддержку и помощь со стороны родителей. Естественно, что для адаптации ребенку в такой ситуации требуется больше времени. Все эти причины и так усугубляют адаптацию ребёнка к старшей школе, а особенно тогда, когда дети тревожны и привязаны к родителям (к маме).

   При слишком длительном процессе адаптации, а также при наличии множества функциональных отклонений необходимо обратиться к школьному психологу.

Неуверенность в себе

   Сформировавшись однажды, неуверенность в себе, в своих способностях «переходит» с ребенком из класса в класс. Ребенок как бы заранее считает, что у него ничего не выйдет, и даже не решается пробовать.

  Причиной такой неуверенности в себе могут быть повышенная тревожность, давление со стороны близких, их излишняя требовательность, боязнь не оправдать ожиданий. Неуверенность в себе может особенно сильно проявляться в переходном возрасте. Ребенок начинает критически относиться к себе и своим успехам, своей внешности и способностям чего-либо достичь. У многих подростков наблюдается резкое падение самооценки. Помочь ребенку преодолеть эти трудности, почувствовать себя успешным и компетентным можно, только разобравшись в их причинах.

Отсутствие способностей Скорее речь идёт об отсутствии у ребёнка каких-то выдающихся способностей, на что надеялись родители. Но в пятом классе появляются новые предметы, и у ребенка есть возможность проявить себя в совершенно новых сферах. Личные проблемы

   Резкое ухудшение качества обучения может быть связано с личными проблемами ребенка: поссорился с другом, влюбился, проблемы в семье и т.д. Знание того, что тревожит ребенка, поможет с терпением и пониманием отнестись к его неуспеваемости. Иногда достаточно переждать какое-то время, и всё войдет в колею, а иногда необходима поддержка и помощь специалиста — психолога.

Отсутствие интереса

   Очень частое явление — ребенок плохо учится, потому что ему неинтересно. Причины могут быть разные: постоянные неудачи, плохие отношения с учителем или сверстниками, личные проблемы. Иногда ребенок заявляет, что ему неинтересно учиться, потому что он не понимает, как то, что они изучают в школе, может пригодиться ему в жизни.

Объяснения, что потом это тебе точно пригодится или что учиться надо для общего развития, в этом случае не годятся. Но

Родители могут постараться наглядно показать ребёнку смысл изучения того или иного предмета.

Жизнь постоянно ставит перед человеком задачи, требующие применения школьных знаний: например:

без таблицы умножения очень сложно сосчитать, сколько денег понадобится на покупку продуктов. А знание алфавита помогает ориентироваться в каталогах и энциклопедиях.

   Разгадывание кроссвордовтребует наличия определённых знаний на уровне школьной программы (географии, истории, литературы). 

   Можно попросить у ребёнка помощи, вместе с ним поискать ответ в учебниках. Отправляясь с детьми в путешествие или просто добираясь из одного конца города в другой, можно предложить им рассчитать скорость движения или пройденное расстояние.

   Когда кто-то из родных или знакомых собирается в путешествие, обсудите, как ему одеться и на какой климат рассчитывать, какие традиции надо будет соблюдать.

   Собственный огород или даже цветы на подоконнике — хороший практикум по ботанике и даже генетике (в прошлом году цвели красные и белые гвоздики, а теперь из собранных с них семян почему-то выросли розовые).

   А обсуждение различных кинотрюков продемонстрирует необходимость знания физических законов.

 

1. Если вас что-то беспокоит в поведении ребёнка, постарайтесь как можно скорее встретиться и обсудить это с классным руководителем.

2. Если в семье произошли какие-то события, повлиявшие на психологическое состояние ребенка (развод, отъезд в долгую командировку кого-то из родителей, рождение ещё одного ребенка и т.д.) сообщите об этом классному руководителю. Именно изменениями в семейной жизни часто объясняются внезапные перемены в поведении детей.

3. Проявляйте интерес к школьным делам, обсуждайте сложные ситуации, вместе ищите выход из конфликтов.

4. Помогите ребёнку выучить имена новых учителей, предложите ему описать их, отметить какие-то особые черты.

5.Посоветуйте ребенку в затруднительных ситуациях обращаться за помощью к классному руководителю.

6.В первое время можно помочь своему ребёнку в подготовке домашних заданий (даже если в начальной школе дети делали уроки самостоятельно), и в преодолении трудностей в учёбе, которые нередко возникают на первых этапах обучения в средней школе.

7.Не следует сразу ослаблять контроль за учебной деятельностью ребёнка, если в период обучения в начальной школе он привык к вашему контролю. Приучайте его к самостоятельности постепенно: он должен сам собирать портфель, звонить одноклассникам и спрашивать про уроки, делать часть домашних заданий на продлёнке.

 

По Образу и подобию живут наши дети. По нашему Образу и нашему подобию!

  Безразличие, ограниченность эмоционального общения и активного доброжелательного внимания со стороны близких взрослых приводит к появлению у ребенка невротизма и тревожности. Нарушение эмоционального контакта ребёнка с родителями представляет для него сильный психотравмирующий фактор.

   Именно в этот период, когда, кажется, что они чуть-чуть освободились от детей, они более всего им необходимы.

   Позади пелёнки, бессонные ночи с малышом, позади даже первые классы, когда боишься оставить одного дома, проверяешь дневники и тетрадки... Теперь они свободны. И можно подумать о себе, о работе, карьере, и не так много осталось, чтобы использовать последний или предпоследний женский шанс. И, Боже упаси, мне кого-то в этом упрекнуть. Всё так.

  Если подростка не принимает мир взрослых, то он идёт в свой мир – мир себе подобных. За ответами на вопросы, за пониманием. Потому что там больше шансов для того, чтобы быть услышанным и понятым.

  И вот тогда в процессе стихийно-группового общения, складывающегося в разного рода компаниях, тревожащие моменты в поведении части подростков, такие, как агрессивность, жестокость, повышенная тревожность, могут принять устойчивый характер.

  Часто приходится сталкиваться с семьями, в которых родители тревожны от того, что они не востребованы, что испытывают необычные для них материальные затруднения, что они просто не вписываются в схему жизни. Вот они сами невольно и создают трудные условия для жизни своих детей.

В современном мире отношения в семье изменились, изменилась степень поддержки, которую имеет как взрослый человек, так и ребёнок. А это служит условием возникновения разного рода пограничных расстройств, которые приводят:

— к депрессиям;

— к агрессии;

— к суицидам.

    Учитывая эти психологические особенности, учителя, которые преподают в средних классах, могут присмотреться к тем ученикам, которые провоцируют или становятся участниками разного рода конфликтов, т.к. когда приходит время разбираться в суицидной ситуации, то, как правило, эти ребята оказываются из психологически неблагоприятных семей.

   А если человек, 11-ти — 17-ти лет живёт в семье, где нарушены детско-родительские отношения, где постоянные конфликты, непонимание, то это вводит его в стрессовое, а потом – и в депрессивное состояние.

  Поэтому уставшие от отчуждения, холодных отношений в семье, подростки иногда бессознательно провоцируют конфликт и становятся агрессивными.

  А чтобы воспитывать миролюбие, надо, прежде всего, самим обладать таким качеством, таким свойством. Сейчас мало людей у которых это свойство есть в наличии душевных сил, и всё же я думаю, что самый эффективный способ – это начинать с самих себя. И начинать не с глобальных изменений своей личности, своего характера, а потихоньку, помаленьку. Быть уверенными, испытывать радость и счастье. Дети чувствуют счастливых людей и тянутся к ним.

  Для ребёнка главное — иметь перед собой пример, достойный подражания.

   Легкий пример: можете ли вы приучить ребёнка к порядку, если у самого на столе, в комнате, в кладовке, в гараже, на кухне чёрт ногу сломит? Вот так и в остальном.

  Не бойтесь быть просто людьми, человеками. Будьте искренними с самими собой, с детьми. Школа – это не только объяснение нового материала и закрепление старого, контрольные и дежурства. Это ещё и общение, взаимодействие, а лучше – взаимопонимание.

  Заходя куда-либо – улыбайтесь (себе, другим людям, всем своим больным зубам… и здоровым тоже. А что им тоже приятно будет!) Вам улыбнутся в ответ. День задастся по-другому, пройдёт лучше и радостнее.

  Рассказываёте о себе, о своей жизни, о том, как вы были маленькими, как влюблялись. Расскажите о своих переживаниях, о радостных моментах в жизни, о неприятных и горьких.    

Хотелось бы прочесть стих Н.И. Дереклеевой для раздумья.

 

Чем проповедь выслушать,

Мне лучше бы взглянуть.

И лучше проводить меня,

Чем указать мне путь.

Глаза умнее слуха,

Поймут всё без труда.

Слова порой запутаны

Пример же – никогда.

Тот лучший проповедник –

Кто веру в жизнь провёл.

Добро увидеть в действии –

Вот лучшая из школ.

 

И если всё мне показать –

Я выучу урок.

Понятней мне движенье рук,

Чем быстрых слов поток.

Должно быть, можно верить

И мыслям и словам

Но я уж лучше погляжу,

Что делаешь ты сам.

Вдруг я неправильно пойму

Твой правильный совет.

Зато пойму, как ты живёшь,

По правде или нет.

 

 

 

Критерии агрессивности ребенка

(Лаврентьева Г.П., Титаренко Т.М., 1992)

1. Временами кажется, что в него вселился злой дух.

2. Он не может промолчать, когда чем-то недоволен.

3. Когда кто-то причиняет ему зло, он обязательно старается отплатить тем же.

4. Иногда ему без всякой причины хочется выругаться.

5. Бывает, что он с удовольствием ломает игрушки, что-то разбивает, потрошит.

6. Иногда он так настаивает на чем-то, что окружающие теряют терпение.

7. Он не прочь подразнить животных.

8. Переспорить его трудно.

9. Очень сердится, когда ему кажется, что кто-то над ним подшучивает.

10. Иногда у него вспыхивает желание сделать что-то плохое, шокирующее окружающих.

11. В ответ на обычные распоряжения стремится сделать все наоборот.

12. Часто не по возрасту ворчлив.

13. Воспринимает себя как самостоятельного и решительного.

14. Любит быть первым, командовать, подчинять себе других.

15. Неудачи вызывают у него сильное раздражение, желание найти виноватых.

16. Легко ссорится, вступает в драку.

17. Старается общаться с младшими и физически более слабыми.

18. У него нередки приступы мрачной раздражительности.

19. Не считается со сверстниками, не уступает, не делится.

20. Уверен, что любое задание выполнит лучше всех.

Положительный ответ на каждое предложенное утверждение оценивается в 1 балл.

Высокая агрессивность — 15—20 баллов.

Средняя агрессивность —7—14 баллов.

Низкая агрессивность —1—6 баллов.

Критерии агрессивности (схема наблюдения за ребенком)

1. Часто теряет контроль над собой.

2. Часто спорит, ругается со взрослыми.

3. Часто отказывается выполнять правила.

4. Часто специально раздражает людей.

5. Часто винит других в своих ошибках.

6. Часто сердится и отказывается сделать что-либо.

7. Часто завистлив, мстителен.

8. Чувствителен, очень быстро реагирует на различные действия окружающих (детей и взрослых), которые нередко раздражают его.

Предположить, что ребенок агрессивен можно лишь в том случае, если в течение не менее чем 6 месяцев в его поведении проявлялись хотя бы 4 из 8 перечисленных признаков. Ребенку, в поведении которого наблюдается большое количество признаков агрессивности, необходима помощь специалиста: психолога или врача.