Қарағанды облысы білім басқармасының Қарағанды…
«Балдәурен» бөбекжайы

Формирование навыка пересказа

 

 

 

 Развитие навыка пересказа у детей 3-4 лет.

 

В дошкольный период особое внимание следует уделять развитию у детей связной речи. Правильно организованный пересказ окажет помощь в работе над речевыми навыками. Обучение пересказу способствует обогащению словарного запаса, развитию восприятия, памяти, внимания, мышления.

При этом совершенствуется произношение, усваиваются нормы построения предложений и целого текста. Пересказ литературных произведений  это способ развития речи на основе образца, суть которого заключается в связном изложении прослушанного текста. Речевая деятельность ребёнка, связанная с пересказом, выступает первоначально в форме ответов на вопросы, можно также привлекать детей к совместному пересказу с педагогом, побуждая произносить отдельные слова или предложения (при повторном рассказывании воспитателем сказки). Наиболее эффективным приемом обучения пересказу является, прием когда дети включаются в повторный рассказ взрослого, повторяя одно, два слова или целое предложение. Если ребенок запомнит начало сказки, то он сможет пересказать ее самостоятельно. На этой ступени пересказывания вопросы детям лучше не задавать, а напоминать сам текст, тогда ребенок лучше воспроизводит содержание сказки. После пересказа сказки можно переходить к пересказу коротких рассказов. Хорошие результаты в обучении малышей пересказу дает индивидуальная работа, которая проводится в утренние или в вечерние часы.

Родителям необходимо выслушивать своих детей по дороге из детского сада или дома, высказывая интерес к содержанию рассказа. Тем самым будет обеспечена тренировка в пересказе всем детям.

Текстами для пересказывания могут быть: 1) сообщения бытового характера, которые можно предложить детям в процессе свободного каждодневного общения и которые они пересказывают друг другу или взрослым членам семьи;

2) произведения художественной литературы, которые дети пересказывают. 

Темами могут быть события, случаи, происшедшие или же могущие произойти по дороге на работу, на прогулке в лесу, в парке и т. д.; это могут быть описания животных, цветов, какого-то дома, дерева, леса — словом, всего, что окружает человека. Естественно, что рассказы эти будут иметь форму монолога-повествования, монолога-описания.

Итак, пересказ по подсказывающим вопросам называют отраженным,цель этого приема — добиться от детей повторения не отдельных слов, а целых фраз художественного произведения, помочь непроизвольному запоминанию текста.

Детям четвертого года жизни взрослыйпомогает прямыми вопросами, облегчая пересказ наводящими, а иногда и подсказывающими вопросами.
Если пересказывается стихотворный текст, нужно, чтобы дети уже знали из него наизусть отдельные, наиболее часто употребляемые, легко запоминающиеся строчки. Тогда на ваши вопросы они могут отвечать цитатами из стихотворения, но надо это с ними заранее обговорить. При пересказе прозы также желательно, чтобы ответы детей были возможно ближе к художественному тексту. Поэтому прямые вопросы должны помогать им как можно полнее использовать не только словарь, но и синтаксис текста. Если дети забыли текст, то можно подсказать. Например, пересказывается сказка Л. Н. Толстого «Три медведя».

- Где были медведи, когда Маша забрела в их домик?

Ребенок. Медведей не было дома, они ушли гулять по лесу.

- Сколько комнат было в медвежьем домике и какие?

Ребенок. В домике было две комнаты: одна — столовая, другая — спальня. (Если ребенок недосказал последнюю часть предложения, можно задать подсказывающий вопрос.)

- В какую комнату вошла девочка сначала и что она там увидела?

Ребенок. Девочка вошла в столовую и увидела на столе три чашки с похлебкой.

- Чьи эти были чашки? Как различались они по величине?

Ребенок. Первая чашка, очень большая, была Михаилы Ивановича. Вторая чашка, поменьше, была Настасьи Петровны. Третья, синенькая чашечка была Мишуткина.

- Что хотели делать медведи, когда вернулись домой голодные?

Ребенок. Медведи пришли домой голодные и захотели обедать.

-. И как же они повели себя, когда увидели, что кто-то трогал их еду?

Ребенок с хорошо развитой речью может полностью воспроизвести текст, отвечающий на этот вопрос: «Большой медведь взял свою чашку, взглянул и заревел страшным голосом: «Кто хлебал из моей чашки!» Настасья Петровна посмотрела...» Но в большинстве случаев дети четвертого года жизни не могут ответить на данный вопрос полностью. Вы должны помочь им наводящими вопросами:

— Сначала скажи, каким голосом заревел большой медведь, Михаила Иванович, когда увидел, что кто-то хлебал из его чашки. Что он проревел?

— Теперь скажи, как зарычала медведица Настасья Петровна. Что она прорычала?

— А теперь скажи, каким голосом запищал медвежонок Мишутка, увидев свою пустую чашечку. Что он пропищал?

Дальнейшее содержание сказки дети излагают также с помощью прямых и наводящих вопросов.

Пересказ произведений повествовательного и описательного типа детьми четвертого года с опорой на вопросы взрослого — ведущая форма обучения рассказыванию. Обучение пересказу таких произведений должно опираться на реальные образы: словесные приемы должны сопровождаться дидактической игрой или показом реальных предметов.

Роль художественной литературы в развития ребенка огромна. Художественная литература является действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания, оказывает большое влияние на общее развитие ребенка, непосредственно способствует формированию готовности к учению, открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, дает прекрасные образцы русского литературного языка. Огромно ее воспитательное, познавательное и эстетическое значение, так как, расширяя знания ребенка об окружающем мире, она воздействует на личность малыша, развивает умение тонко чувствовать форму и ритм родного языка. Мы знаем, что обучение пересказу  дошкольников,  играет большую роль, не только в обучении, но и воспитании и в развитии ребенка. Научившись сопереживать героям художественных произведений, дети начинает замечать настроение близких и окружающих их людей. В них начинают пробуждаться гуманные чувства - способность проявить участие, доброта, протест против несправедливости. Это основа, на которой воспитывается принципиальность, честность.

Чувства ребенка развиваются в процессе усвоения им языка тех произведений, с которыми его знакомят. Путешествие в мир сказки развивает воображение фантазию детей, побуждает их самих к сочинительству. Воспитанные на лучших литературных образцах в духе гуманности дети и в своих рассказах и сказках проявляют себя справедливыми, защищая обиженных и слабых и наказывая злых.

Таким образом, помогая детям овладевать языком художественного текста, выполняются задачи не только обучения, но и воспитания.