Қарағанды қаласы әкімдігінің «Қарағанды қаласының…
"№85 ЖББОМ" КММ

Learning the Kazakh language

Дау даудан қорқады.
Спор спорящего боится.
Question answer
Всего ответов: 31
Новых вопросов: 5

Совершенствование навыков чтения у младших школьников.

 

                                         Коломеец Е. Ю.

                                                              учитель начальных классов

                                СОШ № 85

                                   г. Караганда

 

                  Совершенствование навыков чтения у младших школьников.     

                                           

«Чтение — это окошко, через которое дети

видят и познают мир и самих cебя ».

В. Сухомлинский.

 

Чтение в жизни каждого культурного человека, занимает важное место. Хорошая книга - и воспитатель, и учитель, и друг. Вспоминаются слова В. А. Сухомлинского о том, что можно жить и быть счастливым, не овладев математикой. Но нельзя быть счастливым, не умея читать.

Научить детей правильному, беглому, осознанному, выразительному чтению – одна из главных задач начального обучения. И эта задача чрезвычайно актуальна, так как чтение играет огромную роль в образовании, воспитании и развитии человека. Умения и навыки чтения формируются не только как важнейший вид речевой и умственной деятельности, но и как сложный комплекс умений и навыков, имеющий общеучебный характер, используемый учениками при изучении всех учебных предметов.

Жизнь показывает, что если ученик научился читать в период обучения грамотности, то он в коллективе класса занимает заметное место, верит в свои силы, и, наоборот, если ребенок не овладел чтением, он чувствует какую-то ущербность, теряет веру в свои силы, в способность успешно учиться .

Проблема становления навыка чтения, обучения восприятию и пониманию текста– одна из самых острых и постоянных проблем школьного обучения и ее успешное решение во многом зависит от первых шагов ребенка, обучающегося читать.

Изменившиеся социальные условия предъявляют иные, чем в прошлом, количественные и качественные требования к объёму и способу восприятия информации. Слабочитающий ученик, перейдя в среднее, а затем и в старшее звено школы, будет если не тонуть, то захлебываться в потоке информации. Надеяться “на авось”, на то, что с годами беглость чтения придёт сама, не стоит.

Вопрос, как научить детей читать быстро, рационально, эффективно и сознательно интересует каждого учителя.

Одним из вариантов повышения качества чтения в начальных классах является целенаправленное управление обучением чтению. В процессе работы формируются навыки осознанного чтения и умения самостоятельно работать с текстом с помощью системы специальных упражнений и способов действий, активно влияющих на основные параметры чтения: осмысление, технику, выразительность.

Важно творчески использовать различные приёмы, упражнения, видоизменять и комбинировать их в зависимости от возраста и подготовки класса.

Какие же это упражнения? К ним относятся упражнения по совершенствованию навыков чтения:

1) дыхательная гимнастика и подготовка голоса.

2) упражнения, направленные на развитие четкости произношения;

3) упражнения, вырабатывающие внимание к слову и его частям и являющиеся предпосылкой правильного чтения;

 4) упражнения, развивающие оперативное поле чтения и память;

 5) упражнения, развивающие гибкость и скорость чтения вслух и про себя, умение угадывать последующий текст.

         Формировать навык владения дыханием и голосом я предлагаю с помощью следующих упражнений.

  Задуйте свечу.  Сделайте глубокий вдох и разом выдохните весь воздух. Задуйте одну большую свечу. А теперь представьте, что на руке стоят три свечки. Сделайте глубокий вдох и выдохните тремя порциями, задувая каждую свечку. Представьте, что перед вами именинный пирог. На нем много маленьких свечек. Сделайте глубокий вдох и постарайтесь задуть как можно больше маленьких свечек, сделав максимальное количество коротких выдохов.

Использование скороговорки(хором):

Как на горке на пригорке

Стоят 33 Егорки (глубокий вдох)

Раз Егорка, два Егорка……( до полного выдоха).

  Необходимо отметить, сто уже через несколько занятий воздуха хватает на большее количество Егорок.

В цветочном магазине.

Представьте, что вы пришли в магазин цветов и почувствовали восхитительный аромат цветущих растений. Сделайте шумный вдох носом и выдох (2 – 3 раза).

Предлагаю упражнения следующего вида для развития четкости произношения:

А) Самолеты взлетают: у-у-у.

    Машины едут: ж-ж-ж.

    Лошадки поскакали: цок-цок-цок.

    Рядом ползет змея: ш-ш-ш.

    Муха бьется в стекло: з-з-з-з.

Б) чтение шепотом и медленно:

    ра-ра-ра – начинается игра,

    ры-ры-ры – у нас в руках шары,

    ру-ру-ру – бью рукою по шару.

Г) чтение тихо и умерено:

     арка арца                арла арча

    арса аржа                арса аржа

Д) чтение громко и быстро:

     гарь – парь – жарь

     дверь – зверь – червь

Е) чтение скороговорок, чистоговорок, пословиц, поговорок.

 

Чтение блоков.

Данный этап направлен главным образом на системные тренировки речевого аппарата ребенка, на раннее выявление дефектов речи, а также на отработку навыка чтения целыми словами. Материал для упражнений – это наиболее часто встречающиеся в русском языке парные буквосочетания и слова с такими буквосочетаниями. Он распределен по группам таким образом, чтобы строго последовательно соблюсти основной принцип обучения от простого к сложному.

Аа уа ау иа ея ия ао яя яю ее ею

Еу ад аж ай ам ап ах ей ел ем

Ед еж ек иж из ик ил им иф их ой  и т. д.

(Вторая группа блоков).

Ага бай сам шар пах

Аут баз бык бер вон

Выя дар дом бей ели

Чтение буквосочетаний со стечением нескольких согласных в конце слова.

(Третья группа блоков)

Бокс борт борщ верх волк

Гонг диск Ейск зюйд пунш

Лувр люфт лязг матч мозг

(Фразы для чтения.)

 

Морж мёрз, но полз.

Майкл ел борщ и торт.

На борт жал болт.

 

При прочтении этих блоков полезно начать обучать понятию ударения, ударного слога. Например, предложить детям прочитать буквосочетание га-га-га! Сначала с ударением на первый слог, затем на второй и на третий.  В процессе чтения блоков не только вырабатываются и закрепляются навыки чтения, но и обеспечивается тренировка  соответствующих участков речевого аппарата.

    Интонационная разминка.

Нередко, требуя от ребят выразительного чтения, учитель не называет, какими конкретно критериями определяется это понятие. Несомненно, что понятие «выразительное чтение» - многогранно, и способность читать выразительно во многом зависит от жизненного опыта детей, сформированности эмоционального воспитания, глубины чувств. И, конечно, в начальной школе работа над формированием умения читать выразительно только начинается. Правильным будет начать эту работу с формирования трёх умений.

Развивать и придавать своему голосу интонации: радостные и печальные, ласковые и гневные, шуточные и серьёзные, насмешливые и одобрительные, а также интонации перечисления, завершения, противостояния. Выбирать нужный темп чтения (быстрый, ритмичный или плавный, размерный или же их сочетание). Ставить логическое ударение в предложении.

 

Умение ставить логическое ударение, выделяя голосом слово, словосочетание, определяющее смысл всего предложения, можно отрабатывать практически на любом из стихотворных текстов, предложив ребятам выделить голосом сначала первое слово в строчках, затем второе, третье, четвертое.

Н-р: Подай мне деревянную ложку!

Выделите голосом сначала слово деревянную, затем – мне, потом – подай.

Как меняется смысл предложения?

Вывод. « Логически ударное» слово уточняет смысл  всего предложения.

 

Упражнения, вырабатывающие внимание к слову и его частями являющиеся предпосылкой правильного чтения, развивающие оперативное поле чтения и память.

Чтение трудных слов с доски с последующим объяснением значения этих слов, чтение слов наоборот: ецнлос, ансев, цясем.

Весьма полезны и принимаемы детьми еще и такие виды чтения, как “игра в прятки” и “мнимое слово”.

“Игра в прятки”:ведущий начинает читать не сначала, а где попало, называя только страницу, остальные должны найти и подстроиться под чтение ведущего. Дети очень радуются, когда первыми успевают найти абзац, который читает ведущий.

“Мнимое слово”:учитель в ходе чтения произносит неправильно слово, дети прерывают чтение и прочитывают слово с исправлением. Этот вид чтения привлекателен тем, что они имеют возможность поправить самого учителя, что поднимает их собственный авторитет и придает уверенность в своих силах. Слабо читающему ученику больше помогает такой вид работы, как “чтение за диктором”. Диктором может быть и учитель, и хорошо читающий ученик, можно использовать и грамзапись произведения.

Большую пользу приносит и хоровое чтение. Здесь уже на равных работают все учащиеся: как быстро читающие, так и читающие медленно.

Складывание слов из половинок: Друж         шебник

                                                               Вер           ный

                                                               Мороз       хушка

                                                               Вол            ная

                                                               Сказоч       ный

 

Прохождение словесных лабиринтов. (Найди слова на тему “Школа”).

Д         И         Р          А         Н         О         Ч         И         Т

У         Р          Е         К         Е         Ц         Т          Е         Е

Ч         Е         Б          Т          О         Р          Р          Т          Л

Ш        М        Н         П         Е         Н         А         Д         Ь

Т          А         И         К         Л         А         У         Ь          К

Е         М        А         Т          И         К         Р          И         С

О         З          А         У         Р          А         О         К         Т

В         А         К         Ч         Л         Я         И         Р          О

У         Ч         А         К         Н         Е         Ц         У         А

Среди буквенного текста спрятались различные слова. Найди их и

 подчеркни карандашом.     

 гранатлпорогрдлёъвшлгусирооркурылоошуткилрпооршг

кгненгромдпалргорылпомамалооодпапалдрлогномлоолт

зещсинийлрпокакойдпооГришалрокогтишпогалкалтортл

Динамическое чтение.

На доске или карточке записан столбик из 5-7 слов с  постепенным увеличением количества букв в словах.

«Буксир»

Учитель читает вслух, изменяя скорость чтения. Ученики читают вслух, стараясь успеть за учителем.

«Ловушка»

Учитель или хорошо читающий ученик читает знакомый текст и заменяет некоторые слова синонимами. Ученики ищут эту замену.

«Прыжки»

Чтение через слово.

«Голова и хвост».

Учитель или ученик начинает читать предложение, а остальные дети находят его в тексте и дочитывают все вместе.

« Кто быстрее?»

На доске написано предложение, на столе рассыпаны тексты. По сигналу ученики ищут в текстах данное предложение.

Восстановление текста.

Небольшой текст разрезается на кусочки. Бригада из 2-3 человек восстанавливает текст.

Чтение строчек наоборот по словам.Написанное прочитывается таким образом, что последнее слово оказывается первым.

Солнце и ветер.

Разденет человека прежде кто, ветром с солнце заспорили. Платье человека с сдувать ветер стал. Запахивается да надвигает шапку крепче только всё человек, а распахивает платье и, рвёт шапку и. Человека ветер раздел не и так. Солнце взялось. Шапку сдвинул, человек распахнулся - припекло только. Человек разделся вовсе и - солнце припекло ещё.

 

Это упражнение уводит от привычного стереотипа чтения слева направо, развивает точность движений глаз, предупреждает ошибки в грамматической форме слова, пропуски и перестановки слов и слогов.

 

Только живое, эмоциональное, разнообразное по своим приемам ведение уроков чтения привлекает и удерживает внимание детей, развивает интерес к чтению, который потом не угасает у них и в последующих классах