Что заставляет детей быть такими жестокими и агрессивными по отношению к своим сверстникам?
Причин очень много. Разделим их на несколько групп:
Педагогические. Не последнюю роль здесь играет позиция учителя. Ребёнок с большей вероятностью подвергнется травле в той обстановке, где и сами педагоги позволяют себе насмешки и унижения в адрес учеников. Кроме того, учитель может занимать в ситуации буллинга стороннюю позицию, зная о проблеме, но не вмешиваясь в неё;
психологические;
социальные;
семейные (недостаток родительской любви и внимания, физическая и вербальная агрессия со стороны родителей, чрезмерный контроль).
К мотивам буллинга можно отнести:
зависть;
месть (когда жертва травли сама становится буллером, стремясь наказать обидчиков за причинённые страдания);
самоутверждение в коллективе;
стремление быть в центре внимания, выглядеть «круто»;
желание нейтрализовать соперника посредством его унижения.
Родителям важно вовремя распознать, что ребёнок стал жертвой травли. Об этом могут свидетельствовать следующие признаки:
ребёнок негативно относится к школе, использует любую возможность, чтобы туда не ходить;
возвращается из школы подавленный;
часто плачет без очевидной причины;
ничего не рассказывает об одноклассниках и школьной жизни;
нарушение сна и аппетита;
синяки и ссадины на лице или теле, порванная одежда.
Потенциальный буллер – это человек:
с низкой самооценкой, которую он стремится поднять за счёт унижения других;
стремящийся быть в центре внимания любой ценой;
агрессивный, жестокий, склонный к доминированию и манипулированию;
чаще с проблемами в семейных и детско-родительских отношениях.
С уважением социальный педагог.
Контакты