О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Казахстан "Об образовании"
Закон Республики Казахстан от 24 октября 2011 года № 487-IV
Примечание РЦПИ!
Порядок введения в действие настоящего Закона РК см. ст. 2.
Статья 1. Внести в Закон Республики Казахстан от 27 июля 2007 года "Об образовании" (Ведомости Парламента Республики Казахстан, 2007 г., № 20, ст. 151; 2008 г., № 23, ст. 124; 2009 г., № 18, ст. 84; 2010 г., № 5, ст. 23; № 24, ст. 149; 2011 г., № 1, ст. 2; № 2, ст. 21; № 5, ст. 43; № 11, ст. 102; Закон Республики Казахстан от 15 июля 2011 года "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам совершенствования разрешительной системы", опубликованный в газетах "Егемен Қазақстан" и "Казахстанская правда" 30 июля 2011 г.; Закон Республики Казахстан от 22 июля 2011 года "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам миграции населения", опубликованный в газетах "Егемен Қазақстан" и "Казахстанская правда" 6 августа 2011 г.) следующие изменения и дополнения:
1) по всему тексту:
слова "участникам войны и к инвалидам", "участникам войны и инвалидам" заменить словами "участникам и инвалидам Великой Отечественной";
слова "учебного и воспитательного процесса", "Учебный и воспитательный процесс", "учебной и воспитательной работы" заменить соответственно словами "учебно-воспитательного процесса", "Учебно-воспитательный процесс", "учебно-воспитательной работы";
2) в статье 1:
подпункт 2) изложить в следующей редакции:
"2) академия – высшее учебное заведение, реализующее образовательные учебные программы высшего и послевузовского образования по одной-двум группам специальностей;";
дополнить подпунктами 2-1), 2-2), 2-3), 3-1) и 5-1) следующего содержания:
"2-1) академическая мобильность – перемещение обучающихся или преподавателей-исследователей для обучения или проведения исследований на определенный академический период: семестр или учебный год в другое высшее учебное заведение (внутри страны или за рубежом) с обязательным перезачетом освоенных образовательных учебных программ в виде кредитов в своем высшем учебном заведении или для продолжения учебы в другом высшем учебном заведении;
2-2) аккредитационные органы – юридические лица, которые разрабатывают стандарты (регламенты) и проводят аккредитацию организаций образования на основе разработанных ими стандартов (регламентов);
2-3) стандарты (регламенты) аккредитации – документы аккредитационного органа, устанавливающие требования к процедуре аккредитации;";
"3-1) методический кабинет – структурное подразделение органов управления образования, обеспечивающее организационно-методическое сопровождение, анализ и оценку результативности образовательного процесса, обобщение и распространение инновационного педагогического опыта, что способствует творческому росту педагогических кадров и их профессиональной самореализации;";
"5-1) профильная школа – учебное заведение, реализующее образовательную учебную программу общего среднего образования;";
подпункт 7) изложить в следующей редакции:
"7) международная стипендия "Болашак" – стипендия, учреждаемая Президентом Республики Казахстан для обучения граждан Республики Казахстан в ведущих зарубежных высших учебных заведениях по очной форме обучения или прохождения стажировки научными, педагогическими, инженерно-техническими и медицинскими работниками в зарубежных организациях;";
дополнить подпунктами 7-1), 7-2), 7-3) и 7-4) следующего содержания:
"7-1) ваучерно-модульная система повышения квалификации – форма повышения квалификации, предоставляющая работнику образования возможность выбора организации, содержания и сроков обучения, финансируемая на основе подушевого норматива, установленного государством и оформленного в виде именного документа (ваучера), обеспеченного определенной суммой денег;
7-2) институт повышения квалификации – организация образования, реализующая актуальные образовательные учебные программы профессионального повышения квалификации и переподготовку кадров в системе непрерывного образования, осуществляющая поддержку инновационных процессов в образовании, обеспечивающих эффективность методической работы;
7-3) присвоение квалификации – процедура подтверждения совокупности индивидуальных способностей, профессиональных знаний, умений и навыков, необходимых для выполнения работы в рамках соответствующего вида профессиональной деятельности по конкретной специальности;
7-4) специальные условия для получения образования – условия для получения образования, включая специальные образовательные учебные программы и специальные методы обучения, технические и иные средства, среду жизнедеятельности, а также медицинские, социальные и иные услуги, без которых невозможно освоение общеобразовательных и профессиональных образовательных учебных программ лицами с ограниченными возможностями;";
в подпункте 10) слово "профессионального" заменить словом "высшего";
дополнить подпунктом 10-1) следующего содержания:
"10-1) образовательный кредит – деньги, предоставляемые заемщику финансовыми организациями для оплаты обучения на условиях срочности, платности и возвратности;";
подпункт 12) после слова "сети" дополнить словами ", а также рейтинговых показателей достижений деятельности";
подпункт 16) изложить в следующей редакции:
"16) аккредитация организаций образования – процедура признания аккредитационным органом соответствия образовательных услуг установленным стандартам (регламентам) аккредитации с целью предоставления объективной информации об их качестве и подтверждения наличия эффективных механизмов его повышения;";
дополнить подпунктом 17-1) следующего содержания:
"17-1) особый статус организации образования – особый режим функционирования, предоставляющий возможность самостоятельного определения порядка приема на обучение, реализации самостоятельно разработанных образовательных учебных программ, использования собственных норм и нормативов в области учебной, научной и методической деятельности, выдачи документов об образовании собственного образца;";
подпункт 18) изложить в следующей редакции:
"18) гимназия – учебное заведение, реализующее общеобразовательные и дополнительные образовательные учебные программы начального, основного среднего и общего среднего образования, обеспечивающие расширенное и углубленное образование по общественно-гуманитарному и иным направлениям обучения в соответствии со склонностями и способностями обучающихся;";
дополнить подпунктами 18-1), 18-2), 18-3) и 18-4) следующего содержания:
"18-1) научно-методическая работа – вид деятельности, основанный на достижениях науки и передового педагогического опыта и направленный на совершенствование функционирования и развития системы непрерывного образования;
18-2) кандидат наук, доктор наук – ученые степени, присужденные на основании защиты диссертаций соискателями;
18-3) докторант – лицо, обучающееся в докторантуре;
18-4) докторантура – профессиональная образовательная учебная программа послевузовского образования, направленная на подготовку научных и педагогических кадров с присуждением ученой степени доктор философии (PhD), доктор по профилю;";
подпункты 19) и 20) исключить;
дополнить подпунктами 21-1), 21-2) и 21-3) следующего содержания:
"21-1) высшая техническая школа – учебное заведение, реализующее интегрированные образовательные учебные программы технического и профессионального, послесреднего образования;
21-2) исследовательский университет – высшее учебное заведение, реализующее утвержденную Правительством Республики Казахстан программу развития на пять лет и самостоятельно разработанные образовательные учебные программы высшего и послевузовского образования по трем и более группам специальностей, использующее результаты фундаментальных и прикладных научных исследований для генерации и трансферта новых знаний;
21-3) инклюзивное образование – совместное обучение и воспитание лиц с ограниченными возможностями, предусматривающие равный доступ с иными категориями обучающихся к соответствующим образовательным учебным программам обучения, коррекционно-педагогическую и социальную поддержку развития посредством обеспечения специальных условий;";
подпункты 23) и 24) исключить;
подпункт 25) изложить в следующей редакции:
"25) институт – высшее учебное заведение, реализующее образовательные учебные программы высшего образования;";
дополнить подпунктами 26-1), 28-1) и 29-1) следующего содержания:
"26-1) интегрированные образовательные учебные программы – образовательные учебные программы, разработанные на основе объединения соответствующих содержательных аспектов образовательных учебных программ;";
"28-1) центры адаптации несовершеннолетних – организации, находящиеся в ведении органов образования, обеспечивающие прием и временное содержание безнадзорных и беспризорных детей в возрасте от трех до восемнадцати лет для установления родителей или других законных представителей, детей, оставшихся без попечения родителей или лиц, их заменяющих, в случае невозможности их своевременного устройства, детей, отобранных при непосредственной угрозе их жизни или здоровью органом опеки и попечительства от родителей (одного из них) или от других лиц, на попечении которых они находятся, а также детей, направляемых в специальные организации образования;";
"29-1) профессиональная подготовка – часть системы технического и профессионального образования, предусматривающей реализацию профессиональных образовательных учебных программ с сокращенным сроком обучения по подготовке специалистов технического и обслуживающего труда;";
подпункт 30) изложить в следующей редакции:
"30) оценка профессиональной подготовленности – определение степени соответствия уровня квалификации (способности) выпускника организаций образования, реализующих образовательные учебные программы технического и профессионального, послесреднего образования, к выполнению работы в рамках соответствующего вида профессиональной деятельности;";
подпункты 31) и 32) исключить;
подпункт 35) изложить в следующей редакции:
"35) колледж – учебное заведение, реализующее образовательные учебные программы общего среднего и технического и профессионального образования или послесреднего образования;";
дополнить подпунктами 35-1), 37-1), 37-2) и 38-1) следующего содержания:
"35-1) кооперативное обучение – одна из форм организации профессиональной подготовки кадров, основанной на корпоративной ответственности государства, работодателей и учебных заведений;";
"37-1) образовательный грант Первого Президента Республики Казахстан – Лидера Нации "Өркен" (далее – грант "Өркен") – грант, учреждаемый Первым Президентом Республики Казахстан для оплаты обучения одаренных детей в специализированных организациях образования "Назарбаев Интеллектуальные школы";
37-2) ассоциированный профессор (доцент), профессор – ученые звания, присваиваемые уполномоченным органом в области образования по ходатайству высшего учебного заведения или научной организации;";
"38-1) внешкольная организация дополнительного образования – учебно-воспитательная организация, реализующая образовательные учебные программы дополнительного образования обучающихся и воспитанников;";
подпункты 39) и 40) изложить в следующей редакции:
"39) дополнительное образование – процесс воспитания и обучения, осуществляемый с целью удовлетворения всесторонних потребностей обучающихся и воспитанников;
40) лицей – учебное заведение, реализующее общеобразовательные и дополнительные образовательные учебные программы основного среднего и общего среднего образования, обеспечивающие расширенное и углубленное естественно-математическое образование учащихся в соответствии с их склонностями и способностями;";
дополнить подпунктами 41-1) и 41-2) следующего содержания:
"41-1) магистрант – лицо, обучающееся в магистратуре;
41-2) магистратура – профессиональная образовательная учебная программа послевузовского образования, направленная на подготовку научных и педагогических кадров с присуждением академической степени "магистр" по соответствующей специальности;";
подпункт 43) исключить;
дополнить подпунктом 45-1) следующего содержания:
"45-1) государственный выпускной экзамен – одна из форм итоговой аттестации обучающихся в организациях общего среднего образования, являющаяся необходимым условием для получения ими документа государственного образца, свидетельствующего об окончании курса общего среднего образования;";
подпункт 46) изложить в следующей редакции:
"46) учебная программа – программа, определяющая по каждой учебной дисциплине (предмету) содержание и объем знаний, умений, навыков и компетенций, подлежащих освоению;";
дополнить подпунктами 49-1), 51-1), 53-1) и 53-2) следующего содержания:
"49-1) грант "Лучшая организация среднего образования" – деньги, выделяемые ежегодно местными исполнительными органами области, города республиканского значения и столицы государственным организациям среднего образования по итогам конкурса на основе рейтинговых показателей;";
"51-1) слушатель резидентуры – специалист, осваивающий образовательные учебные программы послевузовского углубленного медицинского образования по клиническим специальностям;";
"53-1) студент – лицо, обучающееся в организации образования, реализующей образовательные учебные программы технического и профессионального, послесреднего и высшего образования;
53-2) опорная школа (ресурсный центр) – организация общего среднего образования, на базе которой консолидируются образовательные ресурсы близлежащих малокомплектных школ для проведения краткосрочных сессионных занятий и промежуточной и итоговой аттестации обучающихся в целях обеспечения доступа к качественному образованию учащимся малокомплектных школ;";
подпункты 54), 55) и 56) изложить в следующей редакции:
"54) университет – высшее учебное заведение, реализующее образовательные учебные программы высшего образования, магистратуры и докторантуры по трем и более группам специальностей, осуществляющее фундаментальные и прикладные исследования, являющееся научным и методическим центром;
55) училище – учебное заведение, реализующее образовательные учебные программы основного среднего, общего среднего, технического и профессионального или послесреднего образования в области культуры и искусства;
56) единое национальное тестирование – одна из форм итоговой аттестации обучающихся в организациях общего среднего образования, совмещенная со вступительными экзаменами в организации образования, дающие послесреднее или высшее образование;";
дополнить подпунктами 56-1) и 56-2) следующего содержания:
"56-1) национальное высшее учебное заведение – высшее учебное заведение, являющееся ведущим научным и методическим центром страны, имеющее особый статус;
56-2) национальный исследовательский университет – высшее учебное заведение, имеющее особый статус и утвержденную Правительством Республики Казахстан программу развития на пять лет, реализующее самостоятельно разработанные образовательные учебные программы высшего и послевузовского образования по трем и более группам специальностей, использующее результаты фундаментальных и прикладных научных исследований для генерации и трансферта новых знаний;";
подпункт 57) изложить в следующей редакции:
"57) доктор философии (PhD), доктор по профилю – ученая степень, присуждаемая лицам, освоившим профессиональные образовательные учебные программы докторантуры по соответствующим специальностям и защитившим диссертацию;";
3) в пункте 1 статьи 3:
подпункт 4) после слова "гражданских" дополнить словами "и национальных";
подпункт 8) изложить в следующей редакции:
"8) единство обучения, воспитания и развития;";
4) в статье 4:
в подпункте 4) слова "(за исключением подготовки специалистов в организациях образования Комитета национальной безопасности Республики Казахстан)" заменить словами "(за исключением организаций образования, осуществляющих подготовку специалистов для Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований)";
подпункт 5) дополнить словами "для оплаты высшего образования";
дополнить подпунктом 5-1) следующего содержания:
"5-1) утверждает правила присуждения и размеры гранта "Өркен";";
в подпункте 6) слова "и сроки действия" исключить;
в подпункте 7) слова "и Правила аккредитации организаций образования" исключить;
в подпункте 12) слова "инновационном университете" заменить словами "особом статусе организации образования";
подпункт 15) дополнить словами "и определяет направления расходования международной стипендии "Болашак";
подпункт 20) исключить;
подпункты 21) и 22) изложить в следующей редакции:
"21) утверждает правила формирования, направления расходования и учета средств, выделяемых на оказание финансовой и материальной помощи обучающимся и воспитанникам государственных учреждений образования из семей, имеющих право на получение государственной адресной социальной помощи, а также из семей, не получающих государственную адресную социальную помощь, в которых среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, и детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, проживающим в семьях, детям из семей, требующих экстренной помощи в результате чрезвычайных ситуаций, и иным категориям обучающихся и воспитанников, определяемым коллегиальным органом управления организации образования, в размере не менее одного процента от бюджетных средств, выделяемых на текущее содержание общеобразовательных школ;
22) утверждает правила проведения конкурса на присуждение гранта "Лучшая организация среднего образования" с установлением порядка и размера его предоставления;";
дополнить подпунктами 22-1) и 22-2) следующего содержания:
"22-1) определяет порядок гарантирования образовательных кредитов, предоставляемых финансовыми организациями;
22-2) определяет порядок направления специалиста на работу, предоставления права самостоятельного трудоустройства, освобождения от обязанности или прекращения обязанности по отработке гражданами, указанными в пункте 17 статьи 47 настоящего Закона, обучавшимися на основе государственного образовательного заказа;";
в подпункте 23) слова "положения о порядке их назначения, прохождения" заменить словами "порядка их назначения,";
дополнить подпунктами 24-1) и 25-1) следующего содержания:
"24-1) утверждает размеры квоты приема при поступлении на учебу в организации образования, реализующие профессиональные образовательные учебные программы технического и профессионального, послесреднего и высшего образования, по представлению уполномоченного органа в области образования;";
"25-1) определяет размер, источники, виды и порядок предоставления социальной помощи гражданам, указанным в части второй пункта 4 статьи 8 настоящего Закона;";
5) в статье 5:
дополнить подпунктом 2-1) следующего содержания:
"2-1) утверждает распределение государственного образовательного заказа на подготовку специалистов с высшим образованием в магистратуре и докторантуре в разрезе специальностей;";
подпункт 3) после слова "ежегодного" дополнить словом "национального";
в подпункте 6) слова "(кроме медицинского и фармацевтического образования)" исключить;
дополнить подпунктом 6-1) следующего содержания:
"6-1) согласовывает государственные общеобязательные стандарты образования медицинского, фармацевтического и военного образования;";
подпункт 7) исключить;
дополнить подпунктом 7-1) следующего содержания:
"7-1) организует разработку и утверждает типовые учебные планы и программы детских музыкальных школ, детских художественных школ и детских школ искусств;";
подпункты 8) и 9) изложить в следующей редакции:
"8) выдает лицензии и (или) приложения на право осуществления образовательной деятельности:
юридическим лицам, реализующим общеобразовательные программы начального, основного среднего, общего среднего образования;
юридическим лицам, реализующим профессиональные программы технического и профессионального образования, в том числе по профессиям и специальностям;
юридическим лицам, реализующим профессиональные программы послесреднего, высшего, послевузовского образования, в том числе по специальностям;
юридическим лицам, реализующим духовные образовательные программы;
9) проводит государственную аттестацию организаций образования независимо от форм собственности и ведомственной подчиненности, реализующих образовательные программы:
дошкольного воспитания и обучения, начального, основного среднего и общего среднего образования;
специального и специализированного образования;
дополнительного образования для детей;
дополнительного образования по спорту для детей и юношества;
технического и профессионального, послесреднего образования;
высшего и послевузовского образования (за исключением медицинского и фармацевтического образования);";
дополнить подпунктом 9-1) следующего содержания:
"9-1) определяет базовые высшие учебные заведения, осуществляющие инновационную деятельность и внедряющие результаты научных исследований в производство;";
подпункты 10) и 12) изложить в следующей редакции;
"10) устанавливает требования и порядок признания аккредитационных органов, в том числе зарубежных, и формирует реестр признанных аккредитационных органов, аккредитованных организаций образования и образовательных учебных программ;";
"12) разрабатывает и утверждает правила проведения единого национального тестирования и комплексного тестирования;";
в подпункте 13) слово "уровням" заменить словом "видам";
в подпункте 14) слово "время" заменить словом "сроки";
подпункт 18) исключить;
в подпункте 20) слова "порядок подтверждения" заменить словами "правила оценки";
в подпункте 22) слова "организует заказ" заменить словами "разрабатывает и утверждает правила по организации заказа, хранению, учету и выдаче";
подпункт 25) после слов "учебно-методической" дополнить словами "и научно-методической";
дополнить подпунктами 25-1), 25-2) и 26-1) следующего содержания:
"25-1) разрабатывает и утверждает правила организации деятельности подготовительных отделений высших учебных заведений Республики Казахстан;
25-2) создает при высших учебных заведениях учебно-методические объединения по родственным группам специальностей и утверждает положения об их деятельности;";
"26-1) организует разработку и утверждает нормы оснащения оборудованием и мебелью организаций дошкольного, начального, основного среднего, общего среднего, технического и профессионального образования;";
подпункт 27) изложить в следующей редакции:
"27) разрабатывает и утверждает правила организации работы по подготовке, экспертизе, апробации и проведению мониторинга, изданию учебников, учебно-методических комплексов и учебно-методических пособий и организует эту работу;";
дополнить подпунктом 27-1) следующего содержания:
"27-1) формирует и утверждает перечень учебников, учебно-методических комплексов, пособий и другой дополнительной литературы, в том числе на электронных носителях, разрешенных к использованию в организациях образования;";
подпункт 29) изложить в следующей редакции:
"29) разрабатывает и утверждает правила организации и проведения Президентской олимпиады по предметам естественно-математического цикла, республиканских олимпиад и конкурсов научных проектов по общеобразовательным предметам, республиканских конкурсов исполнителей и конкурсов профессионального мастерства;";
дополнить подпунктом 29-1) следующего содержания:
"29-1) формирует и утверждает перечень республиканских и международных олимпиад и конкурсов научных проектов (научных соревнований) по общеобразовательным предметам, конкурсов исполнителей, конкурсов профессионального мастерства и спортивных соревнований;";
подпункт 33) исключить;
подпункт 35) изложить в следующей редакции:
"35) разрабатывает и утверждает правила конкурсного замещения руководителей государственных учреждений среднего образования;";
дополнить подпунктом 36-1) следующего содержания:
"36-1) присваивает ученые звания ассоциированного профессора (доцента), профессора по ходатайству высшего учебного заведения и научных организаций;";
подпункт 41) изложить в следующей редакции:
"41) разрабатывает, утверждает и устанавливает порядок направления для обучения за рубежом, в том числе в рамках академической мобильности;";
подпункт 42) исключить;
подпункт 43) изложить в следующей редакции:
"43) разрабатывает и утверждает правила размещения государственного образовательного заказа на дошкольное воспитание и обучение, подготовку специалистов с техническим и профессиональным, послесредним, высшим и послевузовским образованием, а также на подготовительные отделения высших учебных заведений;";
дополнить подпунктами 44-1), 44-2), 44-3), 44-4), 44-5), 44-6), 45-1), 45-2), 45-3), 46-1), 46-2), 46-3), 46-4), 46-5), 46-6), 46-7), 46-8) и 46-9) следующего содержания:
"44-1) разрабатывает и утверждает правила разработки, апробации и внедрения образовательных учебных программ, реализуемых в режиме эксперимента в организациях образования;
44-2) осуществляет информационное обеспечение органов управления системой образования;
44-3) организует разработку и утверждает правила организации и функционирования единой информационной системы образования;
44-4) утверждает нормы расходов, типовые договора на обучение и прохождение стажировки по международной стипендии "Болашак";
44-5) утверждает номенклатуру видов организаций образования и типовые правила их деятельности, в том числе малокомплектных школ;
44-6) формирует и утверждает перечень услуг, связанных с государственным образовательным заказом;";
"45-1) организует разработку и утверждает правила деятельности психологической службы в организациях среднего образования;
45-2) получает сведения, содержащиеся в национальных реестрах идентификационных номеров в соответствии с законодательством Республики Казахстан;
45-3) разрабатывает и утверждает типовые правила внутреннего распорядка организации образования;";
"46-1) организует разработку и утверждает методику подушевого нормативного финансирования среднего, технического и профессионального образования;
46-2) организует разработку и утверждает правила подушевого финансирования среднего, технического и профессионального образования;
46-3) организует разработку и утверждает методику ваучерно-модульной системы повышения квалификации;
46-4) организует разработку и утверждает правила обеспечения дистанционного повышения квалификации;
46-5) разрабатывает и утверждает правила подтверждения уровня квалификации педагогов;
46-6) разрабатывает и утверждает механизм целевой подготовки магистров и докторов PhDв базовых высших учебных заведениях;
46-7) разрабатывает и утверждает правила назначения ректоров государственных высших учебных заведений;
46-8) определяет и утверждает требования к университетским интернет-ресурсам;
46-9) организует разработку и утверждает технические условия к школам-интернатам, профильным школам;";
6) в статье 6:
в пункте 2:
дополнить подпунктом 5-1) следующего содержания:
"5-1) утверждает государственный образовательный заказ на дошкольное воспитание и обучение, размер подушевого финансирования и родительской платы;";
подпункт 6) после слова "порядке" дополнить словами "по согласованию с уполномоченным органом в области образования";
подпункты 7), 7-1) и 7-2) исключить;
подпункты 11), 12) и 13) изложить в следующей редакции:
"11) направляет средства на оказание финансовой и материальной помощи обучающимся и воспитанникам государственных учреждений образования из семей, имеющих право на получение государственной адресной социальной помощи, а также из семей, не получающих государственную адресную социальную помощь, в которых среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, и детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, проживающим в семьях, детям из семей, требующих экстренной помощи в результате чрезвычайных ситуаций, и иным категориям обучающихся и воспитанников, определяемым коллегиальным органом управления организации образования, в размере не менее одного процента от бюджетных средств, выделяемых на текущее содержание общеобразовательных школ;
12) обеспечивает приобретение и доставку учебников и учебно-методических комплексов на бумажных и электронных носителях для организаций образования, реализующих на основе государственного заказа профессиональные образовательные учебные программы технического и профессионального образования, а также специализированные и специальные общеобразовательные учебные программы;
13) обеспечивает организацию и проведение школьных олимпиад и конкурсов научных проектов по общеобразовательным предметам, конкурсов исполнителей и конкурсов профессионального мастерства областного масштаба;";
в подпункте 14) слова "по спорту" заменить словами ", осуществляемое на областном уровне";
дополнить подпунктом 20-1) следующего содержания:
"20-1) ежегодно до 15 апреля представляет в уполномоченные органы в области образования и здравоохранения заявки о потребности в кадрах в сельской местности с последующим трудоустройством согласно представленным заявкам;";
в подпункте 22) слова "департамента образования" заменить словами "органа управления образованием";
дополнить подпунктами 22-1), 24-1), 24-2), 24-3), 24-4) и 24-5) следующего содержания:
"22-1) осуществляет образовательный мониторинг;";
"24-1) оказывает содействие попечительским советам;
24-2) организует кадровое обеспечение государственных организаций образования;
24-3) выплачивает победителям конкурса – государственным учреждениям среднего образования грант "Лучшая организация среднего образования";
24-4) выдает разрешение на обучение в форме экстерната в организациях образования, реализующих специализированные и специальные общеобразовательные учебные программы;
24-5) обеспечивает материально-техническую базу районных методических кабинетов, института повышения квалификации;";
в пункте 3:
в подпункте 2) слово "обязательного" исключить;
подпункт 3) изложить в следующей редакции:
"3) организует и обеспечивает среднее образование, включая вечернюю (сменную) форму обучения, и среднее образование, предоставляемое через организации образования интернатного типа;";
подпункты 6), 6-1) и 6-2) исключить;
подпункт 7) изложить в следующей редакции:
"7) утверждает государственный образовательный заказ на подготовку специалистов с техническим и профессиональным, послесредним образованием;";
дополнить подпунктом 7-1) следующего содержания:
"7-1) утверждает государственный образовательный заказ на дошкольное воспитание и обучение, размер подушевого финансирования и родительской платы;";
подпункты 11) и 15) изложить в следующей редакции:
"11) направляет средства на оказание финансовой и материальной помощи обучающимся и воспитанникам государственных учреждений образования из семей, имеющих право на получение государственной адресной социальной помощи, а также из семей, не получающих государственную адресную социальную помощь, в которых среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, и детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, проживающим в семьях, детям из семей, требующих экстренной помощи в результате чрезвычайных ситуаций, и иным категориям обучающихся и воспитанников, определяемым коллегиальным органом управления организации образования, в размере не менее одного процента от бюджетных средств, выделяемых на текущее содержание общеобразовательных школ;";
"15) обеспечивает организацию и проведение школьных олимпиад, конкурсов научных проектов по общеобразовательным предметам, конкурсов исполнителей и конкурсов профессионального мастерства в масштабе города республиканского значения, столицы;";
в подпункте 25) слова "департаментов образования" заменить словами "органа управления образованием";
дополнить подпунктами 25-1), 25-2), 25-3), 25-4), 25-5), 25-6), 25-7) и 25-8) следующего содержания:
"25-1) организует заказ и обеспечение организаций образования, реализующих общеобразовательные учебные программы основного среднего, общего среднего образования и профессиональные программы технического и профессионального, послесреднего образования, бланками документов государственного образца об образовании и осуществляет контроль за их использованием;
25-2) осуществляет образовательный мониторинг;
25-3) оказывает содействие попечительским советам;
25-4) организует кадровое обеспечение государственных организаций образования;
25-5) обеспечивает методическое руководство психологической службой в организациях образования;
25-6) выплачивает победителям конкурса – государственным учреждениям среднего образования грант "Лучшая организация среднего образования";
25-7) выдает разрешение на обучение в форме экстерната в организациях основного среднего, общего среднего образования, а также в организациях образования, реализующих специализированные и специальные общеобразовательные учебные программы;
25-8) обеспечивает материально-техническую базу районных методических кабинетов, института повышения квалификации;";
в пункте 4:
в подпункте 4) слово "обязательного" исключить;
подпункты 6), 6-1) и 6-2) исключить;
подпункты 10) и 11) изложить в следующей редакции:
"10) обеспечивает организацию и проведение школьных олимпиад и конкурсов научных проектов по общеобразовательным предметам, конкурсов районного (городского) масштаба;
11) направляет средства на оказание финансовой и материальной помощи обучающимся и воспитанникам государственных учреждений образования из семей, имеющих право на получение государственной адресной социальной помощи, а также из семей, не получающих государственную адресную социальную помощь, в которых среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, и детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, проживающим в семьях, детям из семей, требующих экстренной помощи в результате чрезвычайных ситуаций, и иным категориям обучающихся и воспитанников, определяемым коллегиальным органом управления организации образования, в размере не менее одного процента от бюджетных средств, выделяемых на текущее содержание общеобразовательных школ;";
дополнить подпунктами 19-1) и 19-2) следующего содержания:
"19-1) осуществляет образовательный мониторинг;
19-2) организует заказ и обеспечение организаций образования, реализующих общеобразовательные учебные программы основного среднего, общего среднего образования, бланками документов государственного образца об образовании и осуществляет контроль за их использованием;";
подпункты 20) и 21) исключить;
дополнить подпунктами 21-1), 21-2) и 21-3) следующего содержания:
"21-1) осуществляет кадровое обеспечение государственных организаций образования;
21-2) обеспечивает методическое руководство психологической службой в организациях образования;
21-3) выдает разрешение на обучение в форме экстерната в организациях основного среднего, общего среднего образования;";
пункт 5 дополнить подпунктом 1-1) следующего содержания:
"1-1) обеспечивает функционирование опорных школ (ресурсных центров);";
7) в пункте 2 статьи 7 слова "в том числе ведомственных" исключить;
8) в статье 8:
часть третью пункта 2 дополнить словами ", за исключением военных учебных заведений";
часть вторую пункта 3 изложить в следующий редакции:
"Государство принимает меры по созданию системы гарантирования образовательных кредитов, выдаваемых финансовыми организациями.";
в пункте 4:
внесено изменение в часть первую на казахском языке, текст на русском языке не изменяется;
часть вторую изложить в следующей редакции:
"К категории граждан Республики Казахстан, которым оказывается социальная помощь, относятся:
1) дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей;
2) дети с ограниченными возможностями в развитии, инвалиды и инвалиды с детства, дети-инвалиды;
3) дети из многодетных семей;
4) дети, находящиеся в центрах временной изоляции, адаптации и реабилитации несовершеннолетних;
5) дети, проживающие в школах-интернатах общего и санаторного типов, интернатах при школах;
6) дети, воспитывающиеся и обучающиеся в специализированных интернатных организациях образования для одаренных детей;
7) воспитанники интернатных организаций;
8) дети из семей, имеющих право на получение государственной адресной социальной помощи, а также из семей, не получающих государственную адресную социальную помощь, в которых среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума;
9) дети, которые по состоянию здоровья в течение длительного времени обучаются по программам начального, основного среднего, общего среднего образования на дому или в организациях, оказывающих стационарную помощь, а также восстановительное лечение и медицинскую реабилитацию;
10) иные категории граждан, определяемые законами Республики Казахстан.";
часть третью исключить;
в пункте 5 слова "лечебных организациях" заменить словами "организациях, оказывающих стационарную помощь, а также восстановительное лечение и медицинскую реабилитацию";
пункт 6 изложить в следующей редакции:
"6. Государство, реализуя цели инклюзивного образования, обеспечивает гражданам с ограниченными возможностями в развитии специальные условия для получения ими образования, коррекции нарушения развития и социальной адаптации на всех уровнях образования.";
9) в статье 9:
пункт 3 дополнить частью второй следующего содержания:
"Создание соответствующих организаций образования, классов, групп с государственным языком обучения является приоритетным направлением.";
в пункте 4 слова "в программу" заменить словами "в перечень предметов при проведении";
10) главу 2 дополнить статьей 9-1 следующего содержания:
"Статья 9-1. Аккредитация организаций образования
1. Аккредитация организации образования осуществляется на добровольной основе.
Организация образования самостоятельна в выборе аккредитационного органа.
2. Решение о проведении аккредитации или об отказе в проведении аккредитации принимается аккредитационным органом по результатам рассмотрения заявлений организацией образования и представленных документов, перечень которых определяется аккредитационным органом.
Условия и сроки проведения аккредитации определяются в договоре о проведении аккредитации между организацией образования и аккредитационным органом.
3. Аккредитационный орган проводит институциональную или специализированную аккредитацию в соответствии со своими стандартами (регламентами) аккредитации.
4. Аккредитация организации образования проводится за счет средств организации образования.
5. Организации образования вправе пройти национальную и международную институциональную, специализированную аккредитацию в аккредитационных органах, внесенных в реестр уполномоченного органа.
6. Институты повышения квалификации вправе пройти аккредитацию на общих основаниях в соответствии с законодательством Республики Казахстан.";
11) в статье 10:
подпункт 3) изложить в следующей редакции:
"3) органов управления образованием и соответствующей инфраструктуры, в том числе организаций учебно-методического и научно-методического обеспечения, осуществляющих образовательный мониторинг;";
дополнить подпунктом 4) следующего содержания:
"4) объединений субъектов образовательной деятельности.";
12) в статье 11:
подпункт 3) после слов "к государственным символам" дополнить словами "и государственному языку";
в подпункте 10) слова "на знаниях" заменить словами "на знании и компетентности";
в подпункте 12) слово "ориентации" заменить словом "мотивации";
дополнить подпунктом 14) следующего содержания:
"14) создание специальных условий для получения образования лицами с ограниченными возможностями.";
13) в статье 14:
части вторую и третью пункта 1 изложить в следующей редакции:
"Типовые учебные программы разрабатываются в соответствии с требованиями государственных общеобязательных стандартов образования.
Рабочие учебные программы разрабатываются на основе соответствующих типовых учебных планов и типовых учебных программ.";
пункты 7 и 8 изложить в следующей редакции:
"7. Типовые учебные программы по военным специальностям утверждаются руководителем соответствующего государственного органа по согласованию с уполномоченным органом в области образования.
8. Типовые учебные программы по медицинским и фармацевтическим специальностям утверждаются уполномоченным органом в области здравоохранения по согласованию с уполномоченным органом в области образования.";
14) в статье 16:
часть третью пункта 1 исключить;
часть четвертую пункта 2 изложить в следующей редакции:
"Срок освоения общеобразовательной учебной программы основного среднего образования – пять лет.
При переходе на двенадцатилетнее образование срок освоения общеобразовательной учебной программы основного среднего образования – шесть лет.";
в части первой пункта 3 слова "социально-гуманитарному, естественно-научному, технологическому и другим направлениям для осуществления ориентированной допрофессиональной подготовки обучающихся" заменить словами "естественно-математическому и общественно-гуманитарному направлениям";
15) статью 17 изложить в следующей редакции:
"Статья 17. Образовательные учебные программы технического и
профессионального образования
1. Техническое и профессиональное образование является составной частью уровня среднего образования и направлено на подготовку квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена по основным направлениям общественно-полезной профессиональной деятельности.
2. Образовательные учебные программы технического и профессионального образования в зависимости от их содержания и уровня квалификации подготовки обучающихся делятся на образовательные учебные программы:
1) предусматривающие подготовку кадров по массовым профессиям технического и обслуживающего труда.
Содержание образовательных учебных программ предусматривает:
изучение интегрированных курсов по общеобразовательным предметам, являющимся профилирующими для освоения общепрофессиональных и специальных дисциплин, прохождение производственного обучения и профессиональной практики по приобретению профессиональных навыков;
присвоение обучающимся установленного уровня профессиональной квалификации (разряда, класса, категории) по конкретной профессии;
2) предусматривающие овладение сложными (смежными) профессиями и практическими навыками выполнения работ во всех отраслях экономики, связанными с высокими технологиями и профессиональной деятельностью.
Содержание образовательных учебных программ предусматривает:
изучение общеобразовательных, общегуманитарных, экономических, общепрофессиональных, специальных дисциплин, прохождение производственного обучения и профессиональной практики по приобретению и закреплению профессиональных навыков;
присвоение обучающимся повышенного уровня профессиональной квалификации по конкретной специальности;
3) обеспечивающие подготовку специалистов среднего звена.
Содержание образовательных учебных программ предусматривает изучение интегрированных образовательных учебных программ технического и профессионального образования с образовательными учебными программами 1-2 курсов высших учебных заведений.
По итогам промежуточной аттестации (после каждого курса обучения) обучающимся присваивается достигнутый уровень профессиональной квалификации (разряд, класс, категория) по конкретной специальности.
По завершении полного курса обучения и прохождения итоговой аттестации обучающимся присваивается квалификация специалиста среднего звена.
3. Образовательные учебные программы технического и профессионального образования по специальностям культуры и искусства разрабатываются с учетом принципа ранней профессионализации и особенностей подготовки обучающихся по указанным специальностям. Продолжительность обучения зависит от сложности учебных программ и уровня присваиваемой квалификации и определяется соответствующим государственным общеобязательным стандартом образования.
4. Образовательные учебные программы технического и профессионального образования для граждан, имеющих общее среднее образование, предусматривают изучение общепрофессиональных, экономических, специальных дисциплин и выполнение учебно-производственных работ, определяющих будущую профессиональную деятельность по избранной специальности.
5. Образовательные учебные программы технического и профессионального образования состоят из программ теоретического и производственного обучения и профессиональной практики.";
16) в статье 19:
заголовок и пункт 1 изложить в следующей редакции:
"Статья 19. Специальные образовательные учебные программы
1. Специальные образовательные учебные программы разрабатываются на основе образовательных учебных программ начального, основного среднего, общего среднего, технического и профессионального образования и направлены на обучение и развитие лиц с ограниченными возможностями, учитывают психофизические особенности и познавательные возможности обучающихся и воспитанников, определяемые с учетом рекомендаций психолого-медико-педагогических консультаций.";
пункт 3 после слов "Республики Казахстан," дополнить словами "в общеобразовательных школах";
17) в части первой пункта 1 статьи 20 слова "младших специалистов обслуживающего и управленческого труда по гуманитарным специальностям" заменить словами "специалистов технического, обслуживающего и управленческого труда";
18) в статье 21:
в пункте 2:
предложение первое части второй изложить в следующей редакции:
"Профессиональные образовательные учебные программы высшего образования включают дисциплины обязательного компонента и компонента по выбору.";
часть третью изложить в следующей редакции:
"Высшие учебные заведения вправе на конкурсной основе разрабатывать и внедрять инновационные образовательные учебные программы, содержащие новейшие технологии и методы обучения, направленные на дальнейшее развитие и совершенствование системы образования.";
пункт 5 изложить в следующей редакции:
"5. Высшие военные учебные заведения реализуют профессиональные образовательные учебные программы по военным специальностям, утверждаемые руководителем соответствующего государственного органа по согласованию с уполномоченным органом в области образования.";
19) в статье 23:
пункт 1 изложить в следующей редакции:
"1. Образовательные учебные программы дополнительного образования направлены на удовлетворение всесторонних потребностей обучающихся, воспитанников и специалистов.";
подпункт 2) пункта 2 изложить в следующей редакции:
"2) переподготовки и повышения квалификации специалистов, направленные на развитие профессиональных компетенций, адекватных современным требованиям.";
20) статью 24 исключить;
21) в статье 26:
дополнить пунктами 1-1 и 2-1 следующего содержания:
"1-1. Порядок приема в организации образования, имеющие особый статус, определяется ими самостоятельно.";
"2-1. Прием на обучение граждан Республики Казахстан, которым присужден грант "Өркен", осуществляется специализированными организациями образования "Назарбаев Интеллектуальные школы".";
в пункте 4:
слово "высшего" заменить словом "послевузовского";
после слов "образования в" дополнить словом "ведущих";
дополнить частью второй следующего содержания:
"С гражданами Республики Казахстан, которым присуждена международная стипендия "Болашак", заключается договор на обучение по международной стипендии "Болашак".";
пункт 5 изложить в следующей редакции:
"5. При проведении конкурса на получение образовательных грантов, а также на зачисление в состав обучающихся по государственному образовательному заказу на подготовку кадров с техническим и профессиональным, послесредним и высшим образованием преимущественное право имеют:
1) лица, награжденные знаком "Алтын белгі";
2) лица, имеющие документы об образовании автономных организаций образования;
3) победители международных олимпиад и конкурсов научных проектов (научных соревнований) по общеобразовательным предметам (награжденные дипломами первой, второй и третьей степени), республиканских и международных конкурсов исполнителей и спортивных соревнований (награжденные дипломами первой, второй и третьей степени) последних трех лет, перечень которых определяется уполномоченным органом в области образования, а также победители Президентской, республиканских олимпиад и конкурсов научных проектов по общеобразовательным предметам (награжденные дипломами первой, второй и третьей степени) текущего года при условии соответствия выбранной ими специальности предмету олимпиады, конкурса или спортивного соревнования.
В случае одинаковых показателей при проведении конкурса на получение образовательных грантов, а также на зачисление в состав обучающихся по государственному образовательному заказу на подготовку кадров с техническим и профессиональным, послесредним и высшим образованием преимущественное право имеют дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, инвалиды Iи IIгрупп, лица, приравненные по льготам и гарантиям к участникам войны и инвалидам войны, инвалиды с детства, дети-инвалиды, которым согласно заключению медико-социальной экспертизы не противопоказано обучение в соответствующих организациях образования, и лица, имеющие документы об образовании (свидетельства, аттестаты, дипломы) с отличием.";
дополнить пунктом 5-1 следующего содержания:
"5-1. В случае отказа обладателя образовательного гранта до зачисления его в высшее учебное заведение свидетельство о присуждении образовательного гранта аннулируется, а образовательный грант присуждается в установленном порядке.";
в пункте 7 слова "и научно-исследовательские организации" исключить;
22) в статье 27 слова "и экстерната" заменить словами ", экстерната и дистанционной форме обучения для детей с ограниченными возможностями";
23) в статье 28:
в пункте 1 слова "учебными программами и рабочими учебными планами" заменить словами "учебными планами и рабочими учебными программами";
в части первой пункта 3 слово "учебного" заменить словом "образовательного";
пункт 9 изложить в следующей редакции:
"9. Итоговая аттестация обучающихся в организациях общего среднего образования осуществляется в форме единого национального тестирования или в форме государственного выпускного экзамена.
Итоговая аттестация обучающихся в организациях общего среднего образования и желающих в год завершения обучения поступить в организации образования, дающие послесреднее или высшее образование, осуществляется в форме единого национального тестирования.
Итоговая аттестация обучающихся в организациях общего среднего образования, не принявших участие в едином национальном тестировании, в случаях, определяемых Правительством Республики Казахстан, осуществляется в форме государственного выпускного экзамена и позволяет в год завершения обучения поступить в организации образования, дающие послесреднее или высшее образование, через комплексное тестирование.";
24) в статье 29:
в заголовке слова "научной и учебно-методической" заменить словами "учебно-методической и научно-методической";
в пункте 1:
слова "науки и образования" заменить словами "образования и науки";
слова "научная и учебно-методическая" заменить словами "учебно-методическая и научно-методическая";
в пункте 2:
в абзаце первом слова "научной и учебно-методической" заменить словами "учебно-методической и научно-методической";
в абзаце третьем слова "департаментов образования" заменить словами "органов управления образованием";
в пункте 3 слова "научной и учебно-методической", "научного и учебно-методического" заменить соответственно словами "учебно-методической и научно-методической", "учебно-методического и научно-методического";
25) статью 30 изложить в следующей редакции:
"Статья 30. Дошкольное воспитание и обучение
1. Дошкольное воспитание детей до шести (семи) лет осуществляется в семье или с одного года до достижения школьного возраста в дошкольных организациях.
2. Дошкольное обучение осуществляется с пяти лет в виде предшкольной подготовки детей к обучению в школе.
Предшкольная подготовка обязательна и осуществляется в семье, дошкольных организациях, предшкольных классах общеобразовательных школ, лицеев и гимназий.
Предшкольная подготовка в государственных организациях образования является бесплатной.";
26) в статье 31:
пункт 1 после слова "шести" дополнить словом "(семи)";
пункт 2 после слов "являются школа," дополнить словами "малокомплектная школа,";
27) в статье 32:
в части первой пункта 1 слова "профессиональных лицеях," исключить;
пункт 2 исключить;
28) дополнить статьей 32-1 следующего содержания:
"Статья 32-1. Профессиональная подготовка
1. Профессиональная подготовка направлена на ускоренное приобретение обучающимися новых или измененных профессиональных навыков, необходимых для выполнения определенного вида работ. Профессиональная подготовка не сопровождается повышением образовательного уровня обучающегося.
2. Профессиональная подготовка работников или иных лиц, не состоящих в трудовых отношениях с работодателем, проводится работодателем непосредственно в организации, учебных центрах, на курсах, а также в различных учебно-производственных структурах юридических лиц или в организациях образования, реализующих образовательные учебные программы технического и профессионального, послесреднего образования.
3. Профессиональная подготовка осуществляется за счет средств работодателя или иных средств, не запрещенных законодательством Республики Казахстан, в соответствии с договором обучения.
Формы, содержание и объем профессиональной подготовки определяются работодателем на основании действующих образовательных учебных программ по соответствующей профессии.
К формам профессиональной подготовки относятся обучение на предприятии, переобучение по другой специальности, кооперативное обучение на основе корпоративной ответственности и ученичества.
4. Лицам, успешно прошедшим квалификационный экзамен по оценке профессиональной подготовленности, присваивается соответствующий уровень квалификации по конкретной специальности и выдается свидетельство (сертификат) о присвоении квалификации установленного образца.";
29) в части второй статьи 33 слово "гуманитарным" исключить;
30) статью 34 исключить;
31) части первую и вторую пункта 2 статьи 35 изложить в следующей редакции:
"2. Профессиональные образовательные учебные программы высшего образования реализуются в высших учебных заведениях.
Основными видами высших учебных заведений являются национальный исследовательский университет, национальное высшее учебное заведение, исследовательский университет, университет, академия, институт и приравненные к ним (консерватория, высшая школа, высшее училище).";
32) пункт 2 статьи 36 изложить в следующей редакции:
"2. Послевузовское образование осуществляется в магистратуре и докторантуре высших учебных заведений, в резидентуре высших учебных заведений и научных организаций, а также путем направления стипендиатов международной стипендии "Болашак" на обучение в ведущие зарубежные высшие учебные заведения по очной форме обучения в соответствии с перечнем специальностей, ежегодно утверждаемым в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан.
Реализация профессиональных образовательных учебных программ послевузовского образования по военным специальностям осуществляется в адъюнктуре высших военных учебных заведений.";
33) статью 37 изложить в следующей редакции:
"Статья 37. Дополнительное образование
1. Дополнительное образование детей осуществляется в организациях образования и внешкольных организациях, виды которых определяются уполномоченным органом в области образования.
Образовательные услуги по образовательным учебным программам дополнительного образования обучающимся предоставляются организациями образования, реализующими общеобразовательные учебные программы начального, основного среднего и общего среднего образования, и на договорной основе.
2. Образование взрослых (лиц, достигших восемнадцатилетнего возраста) направлено на удовлетворение их образовательных потребностей в течение всей жизни для получения дополнительного объема знаний и навыков в соответствии с происходящими социально-экономическими изменениями в обществе.
Образование взрослых осуществляется организациями образования, а также юридическими лицами, имеющими структурные подразделения, реализующими дополнительные образовательные учебные программы.
3. Повышение квалификации и переподготовка кадров осуществляются в организациях образования, реализующих образовательные учебные программы дополнительного образования, научных организациях, институтах повышения квалификации, на производстве и при прохождении стажировки научными, педагогическими, инженерно-техническими и медицинскими работниками в зарубежных организациях по международной стипендии "Болашак".
4. Повышение квалификации руководящих кадров, педагогических и научных работников организаций образования осуществляется не реже одного раза в пять лет.
5. Повышение квалификации и переподготовка медицинских и фармацевтических кадров осуществляются в медицинских организациях образования и науки.
6. Граждане Республики Казахстан вправе участвовать в конкурсе на присуждение международной стипендии "Болашак" для прохождения стажировки.
Научный руководитель победителя Президентской олимпиады имеет преимущественное право при равенстве баллов на присуждение международной стипендии "Болашак" для прохождения стажировки.
С гражданами Республики Казахстан, которым присуждена международная стипендия "Болашак", заключается договор о прохождении стажировки по международной стипендии "Болашак".";
34) дополнить статьей 37-1 следующего содержания:
"Статья 37-1. Индивидуальная педагогическая деятельность
1. Индивидуальная педагогическая деятельность, сопровождающаяся получением доходов, является предпринимательской деятельностью. Государственная регистрация лица, занимающегося индивидуальной педагогической деятельностью, осуществляется в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
2. Индивидуальная педагогическая деятельность не лицензируется.";
35) в статье 39:
пункт 1 дополнить частью второй следующего содержания:
"Организации образования, прошедшие специализированную аккредитацию в аккредитационных органах, внесенных в реестр аккредитационных органов, аккредитованных организаций образования и образовательных учебных программ, вправе выдавать гражданам документы об образовании собственного образца по аккредитованным образовательным учебным программам (специальностям).";
дополнить пунктом 1-1 следующего содержания:
"1-1. Организации образования, имеющие особый статус, могут выдавать документы об образовании собственного образца.";
пункт 2 после слова "образца" дополнить словами "либо собственного образца,";
дополнить пунктом 5 следующего содержания:
"5. Документы об образовании, выданные зарубежными высшими учебными заведениями, научными центрами и лабораториями гражданам Республики Казахстан – обладателям международной стипендии "Болашак", признаются в Республике Казахстан без прохождения процедур признания или нострификации.";
36) в статье 40:
дополнить пунктом 2-1 следующего содержания:
"2-1. В случае неполучения лицензии на право занятия образовательной деятельностью в течение шести месяцев с момента государственной регистрации в качестве юридического лица организация образования ликвидируется в судебном порядке.
Течение данного срока приостанавливается на срок рассмотрения уполномоченным органом в области образования материалов организации образования о получении лицензии на право занятия образовательной деятельностью.";
пункт 4 изложить в следующей редакции:
"4. Организации образования в зависимости от реализуемых образовательных учебных программ могут быть следующих типов:
1) дошкольные организации;
2) общеобразовательные организации (начального, основного среднего, общего среднего);
3) технического и профессионального образования;
4) послесреднего образования;
5) высшего образования;
6) высшего и послевузовского образования;
7) специализированные организации образования;
8) специальные организации образования;
9) организации образования для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей);
10) организации дополнительного образования для детей;
11) организации дополнительного образования для взрослых.
Номенклатура видов организаций образования утверждается уполномоченным органом в области образования.";
37) пункт 1 статьи 41 дополнить подпунктом 4-1) следующего содержания:
"4-1) основания и порядок отчисления обучающихся, воспитанников;";
38) в статье 43:
в пункте 3:
подпункт 2) изложить в следующей редакции:
"2) разработка и утверждение рабочих учебных планов и рабочих учебных программ, кроме утверждения рабочих учебных программ по военным специальностям;";
дополнить подпунктом 2-1) следующего содержания:
"2-1) разработка и утверждение образовательных учебных программ с сокращенными сроками обучения;";
в подпункте 15) слово "законами" заменить словом "законодательством";
подпункт 16) исключить;
подпункт 17) изложить в следующей редакции:
"17) присуждение обучающимся в высших учебных заведениях академических степеней "бакалавр" и "магистр";";
дополнить подпунктом 18) следующего содержания:
"18) внедрение современных форм профессиональной подготовки кадров.";
дополнить пунктами 4 и 5 следующего содержания:
"4. Организация образования, имеющая особый статус, самостоятельно утверждает форму договора оказания образовательных услуг.
5. Организации образования, имеющие особый статус, осуществляют образовательную деятельность на основе самостоятельно разработанных образовательных учебных программ, соотношения обучающихся и профессорско-преподавательского состава, норм учебной нагрузки, форм и размеров оплаты труда.";
39) в статье 44:
пункт 4 исключить;
в пункте 5 слово "Правительством" заменить словом "законодательством";
в пункте 6 слова "должности и освобождает от должностей своих заместителей и" заменить словами "должность и освобождает от должности";
40) дополнить статьей 45-1 следующего содержания:
"Статья 45-1. Социальное партнерство в области
профессионального образования
1. Социальное партнерство в области профессионального образования ориентировано на повышение адекватности результатов деятельности системы образования, приближение уровня подготовки кадров к потребностям отраслей экономики и работодателей, укрепление связей обучения с производством, привлечение дополнительных источников финансирования.
2. Основными направлениями взаимодействия партнеров в области профессионального образования являются:
1) участие работодателей в разработке государственных общеобязательных стандартов образования, типовых учебных планов и программ;
2) организация профессиональной практики обучающихся с использованием технологической базы предприятий, стажировок преподавателей специальных дисциплин и специалистов;
3) развитие взаимодействия сторон по вопросам подготовки специалистов и содействия их трудоустройству;
4) привлечение к процессу обучения специалистов, имеющих опыт профессиональной деятельности в соответствующих отраслях экономики;
5) участие в организации контроля качества профессионального образования и оценке профессиональной подготовленности выпускников;
6) привлечение финансовых средств работодателей на развитие организаций образования.";
41) в статье 47:
часть вторую пункта 2 изложить в следующей редакции:
"К обучающимся относятся учащиеся, кадеты, студенты, магистранты, адъюнкты, интерны, курсанты, слушатели и докторанты.";
в пункте 3:
подпункт 6) после слов "специальности на другую" дополнить словами ", с платной основы на обучение по государственному образовательному заказу";
в подпункте 7) слова "в порядке, установленном Правительством Республики Казахстан" исключить;
подпункт 8) после слова "залами," дополнить словами "компьютерными классами и";
дополнить пунктом 6-2 следующего содержания:
"6-2. Победители международных олимпиад и конкурсов научных проектов (научных соревнований) по общеобразовательным предметам последних трех лет, а также участники данных международных олимпиад и конкурсов научных проектов (научных соревнований) по общеобразовательным предметам текущего года (за исключением выпускников, претендующих на получение аттестата особого образца и знака "Алтын белгі") получают сертификаты о результатах единого национального тестирования, выданные уполномоченным органом в области образования, на основании перевода итоговых оценок в баллы сертификатов. Шкала для перевода годовых оценок обучающегося в баллы сертификатов утверждается уполномоченным органом в области образования.";
в пункте 7:
части первую и вторую изложить в следующей редакции:
"7. Студентам, интернам, магистрантам, докторантам, слушателям резидентуры, слушателям подготовительных отделений высших учебных заведений, обучающимся в организациях образования по государственному образовательному заказу по очной форме обучения (кроме учащихся профессиональных лицеев), может выплачиваться государственная стипендия. Правила назначения и выплаты государственной стипендии, а также ее размеры утверждаются Правительством Республики Казахстан.
Государственная именная стипендия выплачивается наиболее одаренным магистрантам высших учебных заведений и обучающимся высших учебных заведений Республики Казахстан по очной форме обучения на основании решений ученых советов высших учебных заведений.";
дополнить частью третьей следующего содержания:
"Инвалиды по зрению и инвалиды по слуху, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей и находящиеся под опекой (попечительством), а также студенты и магистранты, имеющие по результатам очередной промежуточной аттестации обучающихся только оценки "отлично", имеют право на получение повышенной государственной стипендии, размер которой определяется Правительством Республики Казахстан.";
пункт 8 исключить;
дополнить пунктом 15-1 следующего содержания:
"15-1. Обучающиеся обязаны соблюдать форму одежды, установленную в организации образования.";
пункт 17 изложить в следующей редакции:
"17. Граждане из числа аульной (сельской) молодежи, поступившие в пределах квоты, установленной подпунктом 3) пункта 8 статьи 26 настоящего Закона, на обучение по педагогическим, медицинским и ветеринарным специальностям, обязаны отработать соответственно в государственных организациях образования, государственных медицинских организациях, в подразделениях государственных органов, осуществляющих деятельность в области ветеринарии, либо в государственных ветеринарных организациях, расположенных в сельской местности, не менее трех лет после окончания высшего учебного заведения.
Граждане, обучающиеся по педагогическим и медицинским специальностям на основе государственного образовательного заказа, обязаны отработать в государственных организациях образования и государственных медицинских организациях в порядке, определяемом Правительством Республики Казахстан.
Граждане, поступившие на обучение в докторантуру по программе докторов философии (PhD) на основе государственного образовательного заказа, обязаны отработать в высших учебных заведениях или научных организациях не менее трех лет после завершения обучения.
Обеспечение мониторинга и контроля за соблюдением выполнения лицами, указанными в настоящем пункте, своих обязанностей по отработке или возмещению расходов бюджетных средств в случае неотработки возлагается на поверенного агента уполномоченного органа в области образования.";
дополнить пунктами 17-1, 17-2, 17-3 и 17-4 следующего содержания:
"17-1. Право на первоочередное распределение на работу в государственные организации образования и государственные медицинские организации имеют:
1) лица, супруги которых проживают, работают или проходят службу в населенном пункте, предоставившем вакансию, или близ-расположенном населенном пункте;
2) лица, у которых один или оба родителя являются инвалидами Iи IIгруппы, а также лица, являющиеся опекунами и попечителями, постоянно проживающие в населенном пункте, предоставившем вакансию.
17-2. Освобождение от обязанности по отработке, предусмотренной пунктом 17 настоящей статьи, предоставляется решением комиссии по персональному распределению молодых специалистов следующим категориям молодых специалистов:
1) лицам в случае отсутствия вакансий в населенном пункте либо в близрасположенном населенном пункте по месту проживания, работы или прохождения службы супруга (супруги);
2) инвалидам Iи IIгруппы;
3) лицам, поступившим для дальнейшего обучения в магистратуру, резидентуру, докторантуру;
4) беременным женщинам, лицам, имеющим, а также самостоятельно воспитывающим ребенка (детей) в возрасте до трех лет.
17-3. Прекращение обязанности по отработке, предусмотренной пунктом 17 настоящей статьи, без возмещения расходов, понесенных за счет бюджетных средств, связанных с обучением, наступает:
1) в связи с исполнением обязанностей по отработке;
2) в связи со смертью обучающегося (молодого специалиста), подтверждаемой соответствующими документами;
3) в случае установления инвалидности Iи IIгруппы в течение срока отработки;
4) в связи с освобождением от обязанности по отработке в случаях, предусмотренных пунктом 17-2 настоящей статьи.
17-4. За неисполнение обязанности по отработке, предусмотренной пунктом 17 настоящей статьи, молодой специалист обязан возместить расходы, понесенные за счет бюджетных средств в связи с его обучением, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 17-2 настоящей статьи, в бюджет.";
42) в статье 48:
в пункте 1 слово "стимулированию" заменить словом "формированию";
в пункте 4 слова "среднего, технического и профессионального" заменить словами "начального, основного среднего, общего среднего, технического и профессионального, послесреднего";
43) подпункты 2) и 3) пункта 2 статьи 49 изложить в следующей редакции:
"2) обеспечить предшкольную подготовку с дальнейшим определением детей в общеобразовательную школу;
3) выполнять правила, определенные уставом организации образования;";
44) в статье 51:
в части второй пункта 3 слова "и трудовым договором" исключить;
дополнить пунктом 6 следующего содержания:
"6. Педагогическим работникам запрещается использовать образовательный процесс в целях политической агитации, религиозной пропаганды или для побуждения обучающихся к действиям, противоречащим Конституции Республики Казахстан и законодательству Республики Казахстан.";
45) в статье 52:
в части второй пункта 1:
слово "негосударственных" заменить словом "частных";
слово "действующим" исключить;
пункт 4 после слова "эксперимента" дополнить словами ", за работу с детьми с ограниченными возможностями";
пункт 5 после слова "работников" дополнить словом "государственных";
в пункте 7:
в части первой:
в абзаце первом слова "государственных организаций образования устанавливается не более" заменить словами ", непосредственно осуществляющих учебно-воспитательный процесс в государственных организациях образования, устанавливается";
в подпункте 1):
абзац второй изложить в следующей редакции:
"для организаций начального, основного среднего, общего среднего, технического и профессионального, послесреднего образования;";
абзац третий исключить;
дополнить подпунктом 4) следующего содержания:
"4) 25 часов для воспитателей специальных организаций образования и организаций образования для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.";
часть вторую изложить в следующей редакции:
"Продолжительность рабочего времени работников организаций образования, для которых не установлена нормативная учебная нагрузка, устанавливается в соответствии с трудовым законодательством Республики Казахстан.";
абзац первый пункта 8 после слова "государственного" дополнить словом "образовательного";
46) в статье 53:
подпункт 2) пункта 1 после слов "56 календарных дней для педагогических работников" дополнить словами "и приравненных к ним лиц";
в пункте 3:
подпункт 2) дополнить словами ", направления расходования которого определяются Правительством Республики Казахстан";
в подпункте 3) слова "государственный грант" заменить словом "вознаграждение";
47) в статье 55:
пункт 3 изложить в следующей редакции:
"3. Образовательный мониторинг осуществляется с помощью комплекса статистических и аналитических оценочных показателей для внешней и внутренней оценки качества системы образования.";
дополнить пунктами 4, 5 и 6 следующего содержания:
"4. Внешняя оценка учебных достижений является одним из видов независимого от организаций образования мониторинга за качеством обучения.
Внешняя оценка учебных достижений осуществляется в целях оценки качества образовательных услуг и определения уровня освоения обучающимися образовательных учебных программ основного среднего, общего среднего образования и объема учебных дисциплин, предусмотренных государственными общеобязательными стандартами образования высшего образования.
5. Внешняя оценка учебных достижений проводится после окончания основного среднего, общего среднего и высшего образования:
в основной школе (после 9 (10) класса) – с целью определения дальнейшей траектории обучения;
в общей средней (профильной) школе – с целью оценивания уровня учебных достижений;
в высшем образовании – выборочно, с целью мониторинга освоения учебной программы по направлениям обучения.
6. Перечень организаций основного среднего, общего среднего образования и специальностей высшего образования, по которым проводится внешняя оценка учебных достижений, определяется уполномоченным органом в области образования.";
48) пункт 2 статьи 57 изложить в следующей редакции:
"2. Лицензирование образовательной деятельности юридических лиц, реализующих образовательные учебные программы технического и профессионального, послесреднего, высшего, послевузовского образования, по новым для них профессиям и специальностям с учетом уровней профессиональной квалификации производится на общих основаниях независимо от наличия у них лицензии.";
49) статью 58 исключить;
50) в статье 59:
в пункте 3:
подпункт 2) исключить;
подпункт 3) изложить в следующей редакции:
"3) контроль за соблюдением законодательства Республики Казахстан об образовании и квалификационных требований, предъявляемых к образовательной деятельности.";
пункт 4 дополнить частями второй и третьей следующего содержания:
"Для организаций образования, реализующих образовательные учебные программы технического и профессионального образования, послесреднего, высшего и послевузовского образования, государственная аттестация осуществляется также по специальностям.
Организации образования, прошедшие институциональную и специализированную аккредитацию в аккредитационных органах, внесенных в реестр аккредитационных органов, аккредитованных организаций образования и образовательных учебных программ, освобождаются от процедуры государственной аттестации по аккредитованным образовательным учебным программам (специальностям) на срок аккредитации, но не более 5 лет.";
дополнить пунктом 4-1 следующего содержания:
"4-1. Организации образования, подлежащие государственной аттестации, проводят самооценку и представляют материалы самооценки в государственные органы управления образованием.";
пункты 6 и 7 исключить;
51) подпункт 4) пункта 3 статьи 61 изложить в следующей редакции:
"4) кредиты финансовых организаций;";
52) в статье 62:
часть вторую пункта 3 исключить;
пункт 4 дополнить частью второй следующего содержания:
"Перечень услуг, связанных с государственным образовательным заказом, утверждается уполномоченным органом в области образования.";
в части третьей пункта 5 слова ", предусмотренная международными договорами, заключенными Республикой Казахстан," заменить словами "и (или) их филиалах, созданных в порядке, предусмотренном пунктом 4 статьи 65 настоящего Закона,";
дополнить пунктом 5-1 следующего содержания:
"5-1. Финансирование подготовки кадров с высшим образованием на основе образовательного гранта осуществляется в организациях образования, прошедших институциональную аккредитацию в аккредитационных органах, внесенных в реестр аккредитационных органов, аккредитованных организаций образования и образовательных учебных программ.
Финансирование подготовки кадров по отдельным специальностям высшего образования на основе образовательного гранта осуществляется в организациях образования, прошедших специализированную аккредитацию по этим специальностям в аккредитованных органах, внесенных в реестр аккредитационных органов, аккредитованных организаций образования и образовательных учебных программ.
Финансирование подготовки кадров по специальностям послевузовского образования на основе образовательного заказа осуществляется в организациях образования, прошедших институциональную аккредитацию в аккредитационных органах, внесенных в реестр аккредитационных органов, аккредитованных организаций образования и образовательных учебных программ.
Финансирование подготовки кадров по отдельным специальностям послевузовского образования на основе образовательного заказа осуществляется в организациях образования по образовательным учебным программам, прошедшим специализированную аккредитацию в аккредитационных органах, внесенных в реестр аккредитационных органов, аккредитованных организаций образования и образовательных учебных программ.";
в части второй пункта 8:
слово "послесреднего," исключить;
слова "по договору возмездного оказания образовательных услуг" заменить словами "на платной основе";
дополнить словами "или государственного образовательного заказа";
53) в статье 63:
в пункте 2:
часть первую изложить в следующей редакции:
"2. Государственным учреждениям образования запрещается:
1) предоставлять обучающимся и воспитанникам образовательные услуги на платной основе в рамках государственного общеобязательного стандарта образования;
2) взимать с учащихся и педагогических работников деньги, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 3 статьи 63 настоящего Закона.";
в части второй слова "учебные программы профессионального обучения по подготовке работников массовых профессий" заменить словами "образовательные учебные программы технического и профессионального образования";
в пункте 3:
абзац первый после слов "платной основе" дополнить словами "с заключением договора об оказании платных услуг";
в подпункте 8) слово "обучения" заменить словом "образования";
предложение второе части первой пункта 6 исключить;
54) статью 64 дополнить пунктом 4 следующего содержания:
"4. Государственные учреждения среднего образования, получившие на конкурсной основе грант "Лучшая организация среднего образования", расходуют грант на материально-техническое и научно-методическое обеспечение образовательного процесса.";
55) пункт 2 статьи 68 изложить в следующей редакции:
"2. Лица, поступившие на обучение с соответствующими сроками обучения в организации образования до введения в действие настоящего Закона, заканчивают обучение по образовательным программам, действовавшим на момент поступления на обучение, с выдачей документа об образовании установленного образца, действовавшего на момент поступления на обучение.".
Статья 2. Настоящий Закон вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования, за исключением:
1) абзацев одиннадцатого – двадцать третьего подпункта 5), абзацев шестого, двадцать шестого, сорок шестого подпункта 6) статьи 1, которые вводятся в действие по истечении шести месяцев после его первого официального опубликования;
2) абзацев девятого и десятого подпункта 52) статьи 1, которые вводятся в действие с 1 января 2014 года;
3) абзацев седьмого и восьмого подпункта 52) статьи 1, которые вводятся в действие с 1 января 2015 года.
Президент
Республики Казахстан Н. НАЗАРБАЕВ
© 2012. РГП на ПХВ «Институт законодательства и правовой информации Республики Казахстан» Министерства юстиции Республики Казахстан