Отчётный доклад
директора КГУ «Основная средняя школа №78» Мяленко А.А.
перед родительской общественностью за первое полугодие
2015-2016 учебного года
В первом полугодии 2015-2016 учебного года работа школы была направлена на реализацию государственной политики в области образования в соответствии с законом РК «Об образовании», Государственной программой развития образования в РК на 2011-2020 годы» и другими нормативными актами.
Педагогический коллектив школы 2-й год работает над темой: «Компетентностный подход в обучении на основе внедрения инновационных технологий в период перехода на 12-летнее образование».
Задачи, поставленные в начале учебного года перед коллективом, успешно реализовываются. Улучшилась координирующая роль классных руководителей по сохранению и повышению уровня обученности учащихся. Активизировалась работа со способными детьми. Продвинулся процесс работы над анализом и самоанализом образовательного процесса. Идет работа в направлении изучения различных педагогических технологий, увеличилось количество учителей, прошедших уровневые курсы нового формата.
Школа работает на основании учебного плана школы на 2015-2016 учебный год, составленного в соответствии с типовыми учебными планами, утвержденными приказом МОН РК № 367 от 2013 года (ГОСО РК 2.3.4.01-2013) и Инструктивно-методическим письмом «Об особенностях преподавания основ наук в организациях среднего общего образования Республики Казахстан в 2015-2016 учебном году». При составлении учебного плана соблюдалась преемственность между ступенями обучения и классами, сбалансированность между предметными циклами, отдельными предметами. Уровень недельной нагрузки на ученика не превышал предельно допустимого.
Режим работы школы: 6-ти дневная рабочая неделя в 1-9 классах, 5-ти дневная в классе предшкольной подготовки. Аттестация учащихся осуществляется по четвертям. В 1-ом классе в 1-ом полугодии действовала безоценочная система обучения.
Образовательная программа школы и учебный план предусматривают выполнение функции школы - обеспечение базового общего среднего образования и развитие ребенка в процессе обучения. Главным условием для достижения этих целей является включение каждого ребенка на каждом учебном занятии в деятельность с учетом его возможностей и способностей.
Организация образовательного процесса в 1-м полугодии реализовывалась в следующих направлениях:
1. Выполнение закона об образовании. Организация всеобуча.
Обучение в школе велось на русском языке.
Школа имеет государственную лицензию № 14004474 от 04.04.2014г. на занятие образовательной деятельностью по программам начального и основного среднего образования.
На начало учебного года в школе обучались 295 учащихся 1-9 классов (14 класс-комплектов) и 1 класс предшкольной подготовки (15 детей). На конец 1-го полугодия -295 ученика. За 1-е полугодие прибыло - 9, выбыло -9 учащихся.
Как показывают данные, причина выбытия – это смена места жительства (область, страны СНГ и дальнего зарубежья).
1-4 классы (8 класс-комплектов) - 161 учащийся.
5-9 классы (6 класс-комплектов) - 134 учащихся.
Сохранность контингента учащихся представлена в таблице:
Год |
Количество учащихся на начало года |
Количество учащихся на конец года |
Сохранность контингента |
2012-2013 |
267 |
262 |
-5 |
2013-2014 |
274 |
281 |
+7 |
2014-2015 |
294 |
293 |
-1 |
1-е полугодие 2015-2016 |
295 |
295 |
0 |
Согласно статье 8 закона РК «Об образовании» школа реализует право граждан на получение доступного бесплатного предшкольного, начального и основного среднего образования.
Права и обязанности участников образовательного процесса отражены в Уставе школы, Правилах поведения обучающихся. В течение 1-го полугодия осуществлялся контроль посещаемости занятий учащимися со стороны администрации школы, социального педагога, классных руководителей, что фиксировалась в специальных листах посещаемости. Однако некоторыми учащимися продолжались пропуски занятий без уважительной причины. На основании предоставленных школой документов ученица 8 класс Циммерман К. отправлена на 3 месяца в ЦАН г. Темиртау.
Сильные стороны:
1. Систематизирован учет детей, проживающих на микрорайоне.
2. Нет детей, уклоняющихся от обучения.
3. Сохранилось количество класс-комплектов.
Слабые стороны:
1. Низкая наполняемость 3-4 классов.
2. Есть дети, пропускающие уроки без уважительной причины.
Пути решения:
1. Наладить сотрудничество в д/с «Алпамыс» (дни открытых дверей, посещение родительских собраний), организовать работу по преемственности (детский сад -начальная школа).
2. Организовать работу школы будущих первоклассников в летний период по подготовке детей к школе.
3. Систематически обновлять сайт школы в интернете. Размещать на сайте информацию для родителей о деятельности школы и правилах приема детей в 1-ый класс.
2. Качественный и количественный состав педагогических кадров.
В школе работает 26 учителей, из них 6 - совместители. В школе работает 5 пенсионеров. Все учителя с высшим педагогическим образованием.
В основном, в школе работают учителя со стажем работы от 15 лет и больше.
Молодых специалистов в школе нет (1приняли, через неделю рассчиталась).
В 1-ом полугодии ещё 3 учителя прошли уровневые курсы новой модификации.
на сегодняшний день в школе работает 5 таких учителей (1 уровень - 2, 2-ой уровень - 1, 3-й уровень - 3, и ещё один учитель - в декретном отпуске). Общее количество учителей, прошедших уровневые курсы составляет 25%.
Сильные стороны:
1.Усилен интерес учителей школы к своевременному прохождению курсовой и уровневой подготовке.
2. Все учителя системно проходят курсовую подготовку на базе филиала «Өрлеу» ИПК.
3. Увеличилось количество учителей прошедших уровневые курсы новой модификации.
Слабые стороны:
1. Нехватка учителей начальных классов.
2. Противоречие между большой информативностью образовательной среды и недостаточной подготовленностью некоторых педагогов к работе в данных условиях.
3. Недостаточно изучается и внедряется передовой педагогический опыт.
3. Результативность УВП. Анализ деятельности по реализации Госстандарта РК.
В 2015-2016 учебном году за основу в 1-9 классах взят ГОСО-2012. При составлении учебного плана соблюдалась преемственность между ступенями обучения и классами. Школьный компонент был распределен на изучение предметов по базисному учебному плану на индивидуально-групповые занятия, проектно-исследовательскую деятельность с целью углубления и коррекции знаний учащихся.
Критериями успешности УВП, как и в прошлом году, были конечные результаты образовательной деятельности, которые выразились:
- в уровне обученности учащихся всех ступеней обучения;
- в результатах предметных олимпиад и конкурсов всех уровней;
- в результатах итоговой аттестации и качестве знаний учащихся по предметам;
- в профессиональном определении выпускников школы.
Результативность качества образования по школе стабильна.
3.1. Результативность успеваемости учащихся школы.
Успеваемость по школе составляет: 100%, качество знаний -40,4%.
По начальной школе качество знаний составляет 45% (12 отличников и 38 хорошистов). По основной школе качество знаний составляет 36,4% (11 отличников и 38 хорошистов). Анализ сравнительных показателей по сравнению с прошлым годом показывает, что произошло небольшое снижение качества знаний на 0,4%.
Есть резерв: отличников - 5 учеников с одной "четвёркой"
хорошистов - 23 ученика с одной "тройкой".
Самое высокое качество знаний во 2-х классах (66,6%), в среднем звене - в 5 классе (43%). Самое низкое в начальных классах, в 3-х классах (41%), а в среднем звене в 9 классе (29,1%).
Исходя из анализа за первое полугодие, во 2-м полугодии необходимо:
- продолжить работу по осуществлению контроля за уровнем преподавания предметов, включённых в перечень ВОУД;
- продолжить посещение уроков администрацией по плану на 2-е полугодие;
- активизировать работу со слабоуспевающими учащимися;
- грамотно организовать работу с одарёнными детьми с целью подготовки их к олимпиадам и конкурсам;
- продолжить работу по организации разноуровнего обучения школьников с целью повышения качества обучения и во избежание неуспеваемости;
- взять на контроль успеваемость в 9 классе;
- усилить работу по профилактике пропусков уроков учащимися без уважительных причин.
Сильные стороны: преодолено снижение качества знаний при переходе из 4-го в 5-ый класс.
Слабые стороны: низкое качество знаний в 7-9 классах.
Пути решения: 1) усилить работу по повышению уровня мотивации к обучению в 7-
9 классах через уроки и внеклассную работу по предмету;
2) учителям- предметникам проводить индивидуальную работу с
учащимися на основе их интересов, потребностей,
индивидуальных особенностей.
3.2. Работы с детьми, имеющими повышенную мотивацию
В соответствие с планом работы на 2015-2016 учебный год в сентябре - октябре был скорректирован банк данных способностей учащихся, их одаренности на основе психолого-педагогического тестирования, индивидуальных собеседований и непосредственной практической деятельности учащихся. Анализ современных психолого-педагогических трактовок понятия «одаренность» позволил нам выделить следующие виды одаренности:
- Общая интеллектуальная (академическая) одаренность - 4,7%
- Информационно - коммуникативная одаренность - 10%
- Творческая одаренность – 20%
- Спортивная одаренность – 23%
Создание условий, обеспечивающих выявление и развитие одаренных детей, реализация их потенциальных возможностей является одной из приоритетных социальных задач.
Учитывая, что в городе сложилась система работы с одаренными детьми (конкурсы, предметные олимпиады, проекты, научные общества учащихся, выставки), а также созданы определенные условия для личностно - ориентированного образования, администрация и учителя школы предприняли усилия для создания собственной системы работы с одаренными детьми.
Были запланированы и проведены ряд мероприятий, направленных на развитие интеллектуальных способностей: дистанционная олимпиада КИО по предметам, проведен школьный тур Республиканской олимпиады школьников, охват детей составил 40%. Так же дети приняли участие в разных конкурсах:
Республиканская олимпиада (городской тур) школьников |
|||||
|
Участник |
класс |
предмет |
учитель |
|
1. |
Захарчук Егор |
8 а |
Казахский язык |
Актаева Ж. К |
|
2. |
Давыдов Никита |
9 а |
Математика |
Жумабекова М. С |
|
3. |
Туртбаев Алишер |
9 а |
История Казахстан |
Захарова М. К |
|
4. |
Стрельцова Настя |
8 а |
История Казахстана |
Захарова М.К. |
|
5. |
Спивакова Кристина |
9 а |
Технология |
Сапрыкина Г. А |
|
Результат: Спивакова Кристина отмечена в номинации. |
|||||
Международные олимпиады «Британский бульдог». |
|||||
6. |
Участвовали 6 участников |
5-8 |
Английский язык |
Муратбекова А.О |
|
7. |
За участие сертификаты |
||||
Областной интеллектуальный марафон «Парасат-2015» |
|||||
8. |
Участвовали 9 участников |
2-9 |
история |
Учителя истории |
|
За участие сертификаты |
|||||
Республиканский интеллектуальный марафон «Ак бота-2015» |
|||||
9. |
Участвовали 13 человек |
3-9 |
Русский язык, математика, биология |
Учителя предметники |
|
10. |
Результат: Кацанова Милана
|
4 «а» класс |
3 место |
Мошкина А.А |
|
11. |
(за участие сертификаты) |
||||
Международный игра-конкурс «Русский медвежонок – языкознание для всех-2015» |
|||||
12. |
Участвовали 21 человек |
2-9 |
Русский язык |
Учителя - предметники |
|
13. |
(за участие сертификаты) |
||||
Результатов пока нет.
Учителя школы выбирают такие формы обучения, при которых гибко и вариативно используются разнообразные приемы, методы обучения, не характерные для традиционного урока.
Рекомендации:
§ психологу школы Анненковой В. В. вести психологическое наблюдение за наиболее проявившими себя учащимися; дать рекомендации педагогам;
§ руководителям ШМО запланировать во 2-м полугодии интеллектуальные марафоны по предметам (в рамках предметных недель),
§ отметить работу с одаренными учащимися учителей – наставников,
§ продолжить работу по выявлению одаренных детей,
§ применять индивидуальный подход в обучении данной категории учащихся с целью развития индивидуальных форм работы с одаренными детьми;
§ усилить работу по подготовке учащихся к олимпиадам;
§ нацелить свою работу с детьми для достижения больших результатов участия школьников в конкурсах.
§
3.3. Работа со слабоуспевающими
Основными формами работы со слабоуспевающими являются дополнительные индивидуальные занятия. Учителя имеют индивидуальные планы работы со слабоуспевающими учащимися, владеют возрастной методикой преподавания предмета, применяют методы и приемы личностно-ориентированного характера, используют дифференцированный подход в обучении. При организации работы по усвоению знаний с учащимися группы учебного риска большое внимание уделяется повторению ранее изученного материала. Процесс повторения пролонгирован, но нет системности в работе учителя. Для дополнительных консультативных занятий учащимися ведутся отдельные тетради. Все учителя ведут мониторинг качества обучения по предметам, где фиксируют и отслеживают результаты выполнения письменных работ по проверке знаний слабоуспевающих учащихся. На уроке и ДЗ (дополнительных занятиях) учителями ведется учет и анализ ошибок допускаемых учениками.(Актаева Ж.К., ЖамиленоваГ.Б., Жумабекова М.С., Муратбекова А.О, Ковтик О.И). Указанными учителями- предметниками осуществляется индивидуально-личностный подход. После проведения контрольных работ, административных работ проводится анализ ошибок: тематические, вычислительные, ошибки на внимание, ошибки предыдущих тем. В ходе выполнения работы над ошибками учителя работают над их устранением. Учащиеся, получившие неудовлетворительную оценку работают в тетради. Решают задания для приобретения навыков умений и знаний по теме или по ошибкам, которые допустили. С каждым учеником работа ведется индивидуально. (в данном направлении положительно можно отметить работу Жамиленовой Г.Б., Актаевой Ж.К, Ковтик О.И,). Каждое задание оценивается. Консультации проводятся и вне графика, по просьбам учащихся (Жумабекова М.С., Муратбекова А.О.)
Ф.И. ученика |
Причины неуспеваемости |
Использованы виды опроса |
Формы ликвидации пробелов |
Результат работы |
Воробьев Александр |
Несформированность учебной деятельности |
фронтальный, индивидуальный |
дополнительные занятия по предмету, индивидуадьные консультации, ведение индивидульных карт успеваемости; использование разнообразных приёмов мотивации учения, |
Выполнение текущих и контрольных работ на оценку «удовл.» |
Сулейменов Максут |
низкий уровень развития памяти, внимания. |
фронтальный, индивидуальный |
дифференцированные по степени сложности задания на уроке, дополнительные занятия по предмету, индивидуальные консультации, помощь «сильных» одноклассников, |
Выполнение текущих и контрольных работ на оценку «удовл.» |
Большакова Нина |
пробелы в знаниях и умениях |
фронтальный, индивидуальный |
дифференцированные по степени сложности задания на уроке, создание ситуации успеха |
Выполнение текущих и контр-ых работна оц-у «удовл.» |
Руденко Валерия |
низкий уровень развития логического мышления |
фронтальный, индивидуальный |
дополнительные занятия по предмету, индивидуальные консультации использование разнообразных приёмов мотивации учения, создание ситуации успеха |
Выполнение текущих и контрольных работ на оценку «удовл.» |
Копылов Алексей |
несформированность учебной деятельности,отрицательное отношение к учению |
фронтальный, индивидуальный |
дифференцированные по степени сложности задания на уроке, помощь «сильных» одноклассников, ведение индивидуальных карт успеваемости; создание ситуации успеха |
Выполнение текущих и контрольных работ на оценку «удовл.» |
Лобзанов Максим |
пробелы в знаниях и умениях |
фронтальный, индивидуальный |
дифференцированные по степени сложности задания на уроке, помощь «сильных» одноклассников, ведение индивидуальных карт успеваемости; использование разнообразных приёмов мотивации учения, создание ситуации успеха |
Выполнение текущих и контрольных работ на оценку «удовл.» |
На уроках основная форма работы со слабоуспевающими (на основании анализа поурочного планирования учителей предметников) – индивидуальные задания пониженного уровня.(нет системности в работе учителей). Многие учителя не дают дифференцированное домашнее задание.
Выводы:
1. Итоги контроля подтверждают, что работа учителей предметников по формированию положительного отношения к учению, качественного знаний у слабоуспевающих обучающихся находится на удовлетворительном уровне.
2. Работа, направленная на помощь слабоуспевающим учащимся ведется как на уроках, так и вне уроков, однако формы и методы данной работы однообразны, сводятся в основном к дополнительным занятиям. Учащиеся не всегда посещают дополнительные занятия.
3. С целью ликвидации пробелов в знаниях слабоуспевающих школьников используют различные формы и методы работы на уроке и во внеурочное время.
4. Не всегда в системе и на всех этапах урока организуют работу со слабыми учениками.
5. Эпизодически используют карточки-подсказки.
4. Воспитательная работа.
В школе налажена спортивно-массовая работа. 5 сентября проведён День здоровья, в котором приняли участие все классы. В этот же день в центральном парке в рамках республиканской акции «Фестиваль здоровья» прошёл городской легкоатлетический кросс. Результат – 1-е место (девочки).
26 сентября проводился традиционный легкоатлетический кросс «Золотая осень» среди учащихся общеобразовательных школ г. Караганды. Результат: девушки – 1 место, юноши – 3 место.
В октябре команда мальчиков 7-9 классов заняла 3 место в кустовых соревнованиях по футболу. В ноябре 3 место в аналогичных соревнованиях по баскетболу.
В декабре проводились городские соревнования по мини-футболу среди 5-6 и 7-8 классов по программе «Школьная лига». Наши команды в кустовых соревнованиях заняли первые места и вышли в финальную стадию, войдя в восьмёрку лучших команд города.
5. Работа с родителями
Основными формами работы с родителями в школе являются:
- родительские собрания (классные, общешкольные);
- дни открытых дверей, ярмарки;
- индивидуальные беседы с родителями классных руководителей и
администрации школы.
Работа велась на основании следующих нормативных документов: Закон РК «Об образовании», Закон РК «О браке и семье», Закон РК «О профилактике правонарушений среди несовершеннолетних», а так же Устава школы, Положения о попечительском совете школы.
В первом полугодии было проведено 1 общешкольное родительское собрание: октябрь – организационное, и классные родительские собрания в 1-9 классах. Родительские собрания показали хорошую работу классных руководителей 1-6 классов с родителями учащихся и слабую работу в 8-х классах и 9а. Очень важными и нужными являются собрания родителей учащихся 9-х классов, на которых школа ориентирует родителей на пути дальнейшего получения образования их детьми. Так же можно отнести к числу удачных форм работы с родителями индивидуальные беседы с классными руководителями и администрацией. Во время подобных бесед учителя и администрация имеют возможность познакомиться с микроклиматом в семье, обговорить волнующие родителей проблемы.
Совместно с родителями проводились различные праздники и КТД (День спорта, День семьи, Дни здоровья, Новый год, школьная ярмарка.)
Во втором полугодии необходимо активизировать данную работу. Одной из главных целей сегодняшних общественных слушаний является активизация роли родителей в формировании гражданственности и социальной ответственности подрастающего поколения.
6.Итоги 2015 финансового года.
В 2015 году на содержание школы из бюджета было выделено 58 382,6 тыс. т.
Основная часть расходов - это заработная плата сотрудников и налоги (49441,9). Связь, коммунальные и прочие услуги – 5 434тыс. т.
Пособие опекунам – 2794,7тыс.т.
Всеобуч (питание, канцтовары, путёвки в ДОЦ) – 402тыс. т.;
Медикаменты – 19тыс.
Приобретение – 227 тыс.т. (бумага, канцтовары, гипохлорид, моющие средства, подписка, хозтовары, классные журналы).
На текущий ремонт, приобретение мебели, оргтехники, оборудования средста не выделялись.
В августе-сентябре из республиканского бюджета получили учебники на сумму 767 тыс.тенге. для 3-7 классов.
Задачи на второе полугодие 2015-2016 учебного года
1. Продолжить совершенствовать систему подготовки учащихся 9-х классов к ВОУД.
2. Повысить качество знаний учащихся до 45%.
3. Стимулировать работу учителей по обмену передовым опытом.
4. Проводить семинары по обмену опытом в рамках сетевого сообщества.
5. Создать творческую атмосферу в школе путем организации:
- предметных олимпиад;
- разных конкурсов и соревнований;
- работы органа самоуправления учащихся.
6. Проводить тематические педсоветы и семинары, направленные на образование педагогов школы.
7. Проводить работу по повышению роли родительской общественности в учебно-воспитательном процессе школы и реализации прав родителей в управлении школой.