1.Общие положения
1.1.Настоящее положение регулирует деятельность Службы психолого-педагогического и медико-социального сопровождения в КГУ «СОШ № 63» (далее - Служба сопровождения).
1.2. Психолого-педагогическое и медико-социальное сопровождение является особым видом помощи и поддержки всех участников учебно-воспитательного процесса. Оно представляет собой целостную, системно организованную деятельность специалистов, которые создают социально-психологические, педагогические и социальные условия для успешного обучения и развития каждого ребенка в соответствии с его возможностями и потребностями.
1.3. Деятельность Службы сопровождения позволяет:
1) своевременно выявлять детей группы риска школьной дезадаптации и трудностей в обучении;
2).осуществлять раннюю психолого-педагогическую помощь в преодолении отклонений развития учащихся (с момента выявления);
3) осуществлять психолого-педагогическое сопровождение учащихся с целью обеспечения эффективного развития, социализации, сохранения и укрепления здоровья, защиты прав детей и подростков в условиях образовательного процесса;
4) оказывать содействие в разработке и реализации программ развития организации образования с учетом создания более благоприятных условий для развития и воспитания детей;
5) повышать психолого-педагогическую компетентность (психологическую культуру) педагогов, воспитанников, родителей;
6) осуществлять мониторинг результативности коррекционно-развивающей, воспитательной работы и обучения школьников (психолого-педагогический мониторинг).
1.4. Служба психолого-педагогического и медико-социального сопровождения является структурным подразделением школы, которая осуществляет на разных образовательных уровнях следующие задачи:
1) дошкольное образование - ранняя диагностика и коррекция отклонений в развитии, обеспечение готовности к школе детей, посещающих мини-центр при КГУ «СОШ № 63»
2) начальная школа - определение готовности к обучению в школе, обеспечение адаптации к школе, повышение заинтересованности школьников в учебной деятельности, развитие познавательной и учебной мотивации, развитие самостоятельности и самоорганизации, поддержка в формировании желания и «умения учиться», развитии творческих способностей каждого ученика с учетом индивидуальных особенностей и потенциальных возможностей;
3) основная школа - сопровождение перехода ученика в основную школу, адаптация к новым условиям обучения, поддержка в решении задач личностного и ценностно-смыслового самоопределения и саморазвития, помощь в решении личностных проблем и проблем социализации, формирование жизненных навыков, профилактика неврозов, помощь в построении конструктивных отношений с родителями и сверстниками;
4) средняя школа - помощь ученику в профильной ориентации и профессиональном самоопределении, поддержка в решении экзистенциальных проблем (самопознание, поиск смысла жизни, достижение личной идентичности), развитие временной перспективы, способности к целеполаганию, развитие психосоциальной компетентности.
1.5.Основными принципами работы Службы психолого-педагогического и медико-социального сопровождения являются:
1) комплексный, междисциплинарный подход к решению любой проблемы развития ребенка;
2) непрерывность сопровождения развития ребенка в образовательном процессе;
3) информационно-методическое обеспечение процесса сопровождения;
4) социально-педагогическое и психологическое проектирование (прогнозирование) сопровождающей деятельности;
5) активное привлечение родителей, педагогического и детского коллектива в мероприятия по психолого-педагогическому сопровождению детей с ограниченными возможностями в развитии.
2. Организация психолого–педагогического и медико-социального сопровождения в КГУ «СОШ № 63»
2.1. Психолого-педагогическое и медико-социальноное сопровождение школьников осуществляется на основании заключения и рекомендаций областной психолого-медико-педагогической консультации (далее - ОПМПК), а также данных собственных диагностических обследований школьников и осуществляется штатными специалистами КГУ «СОШ № 63» (педагогом-психологом, учителем-логопедом, учителем-дефектологом, социальным педагогом, специалистом ЛФК, медицинским работником).
2.2. Для профессионального взаимодействия специалистов службы сопровождения приказом директора в школе создается психолого-педагогический консилиум (далее - педконсилиум).
2.3.Руководство Службой психолого-педагогического и медико-социального сопровождения осуществляет руководитель службы, назначаемый приказом директора КГУ «СОШ № 63» Все специалисты службы осуществляют совместную деятельность по сопровождению в соответствии с должностными инструкциями и функциональными обязанностями. К деятельности службы могут привлекаться учителя-предметники, воспитатели, родители учащихся, руководители кружков (секций), представители общественных объединений и другие заинтересованные лица.
2.4.В своей деятельности Служба психолого-педагогического и медико-социального сопровождения КГУ «СОШ № 63» руководствуется международными актами в области защиты прав детей: Конвенцией ООН о правах ребенка, Декларацией ООН о правах инвалидов, Конвенцией о борьбе с дискриминацией в области образования, Всемирной Декларацией об обеспечении выживания, защиты и развития детей; Законами РК «Об образовании», «О социальной медико-педагогической и коррекционной поддержке лиц с ограниченными возможностями», приказами и инструкциями Министерства образования и науки РК, «Методическими рекомендациями по организации психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями» (от 12 декабря 2011 года № 524) и настоящим Положением.
3. Цели и задачи Службы психолого-педагогического и медико-социального сопровождения
3.1.Цель деятельности Службы психолого-педагогического и медико-социального сопровождения заключается в организации психолого-педагогического сопровождения всех участников образовательного процесса путем реализации комплекса просветительских, диагностических и коррекционных мероприятий, направленных на создание условий для максимального развития учащихся, их успешного обучения и социализации. При этом объектом сопровождения является образовательный процесс, предмет сопровождения – ситуация развития ребенка.
3.2. Задачи Службы психолого-педагогического и медико-социального сопровождения:
-защита прав и интересов личности воспитанника, обеспечение безопасных условий их психологического и физического развития и обучения, поддержка и содействие в решении психолого-педагогических и медико-социальных проблем;
-комплексная диагностика возможностей и особенностей развития ребенка для предупреждения возникновения проблем развития и обучения;
- разработка и реализация индивидуальных программ, коррекционно-развивающей работы с учащимися, а также адаптация образовательных программ к возможностям и способностям обучающихся;
-содействие укреплению взаимопонимания и взаимодействия между всеми субъектами образовательного процесса;
-консультативно-просветительская работа среди обучающихся, педагогических работников, родителей;
3.3.Специалисты службы психолого-педагогического и медико-социального сопровождения организуют свою деятельность в соответствии с принципами, перечисленными в п.1.5. данного Положения, согласно своих должностных инструкций.
3.2.Решение о сопровождении ребенка и его семьи принимается совместно всеми специалистами службы, на основании рекомендаций, заключений ОПМПК.
3.4.Служба психолого-педагогического и медико-социального сопровождения работает в тесном контакте с учреждениями и организациями образования, здравоохранения, социальной защиты, социальными партнерами, оказывающими помощь организации образования в воспитании и развитии обучающихся.
4. Основные направления деятельности Службы психолого-педагогического и медико-социального сопровождения
4.1. К основным направлениям деятельности Службы психолого-педагогического сопровождения относятся:
- психосоциальная диагностика - проведение исследований по определению стартовых возможностей учащихся, индивидуальных особенностей и склонностей личности, ее потенциальных возможностей в процессе обучения и воспитания, а также выявление отклонений в развитии учащихся, причин трудностей в обучении, социальной адаптации; выявление потенциальной и реальной групп социального риска;
- психокоррекционная работа - совместная деятельность педагога-психолога, социального педагога, учителя-логопеда, учителя-дефектолога, врача по разработке программ коррекционно-развивающей работы с учащимися; организация и проведение социально-психологических тренингов, ролевых игр, групповых дискуссий среди родителей, педагогического коллектива по развитию общих и специальных способностей участников образовательного процесса;
- психолого-педагогическое и медико-социальное просвещение участников образовательного процесса с целью создания условий для полноценного личностного развития и самоопределения обучающихся, воспитанников на каждом возрастном этапе, а также для своевременного предупреждения возможных нарушений в становлении личности и развития интеллекта;
- социально-педагогическое и психологическое консультирование участников образовательного процесса по различным психолого-педагогическим и социально-медицинским проблемам; помощь учащимся и родителям в преодолении трудной жизненной ситуации; консультирование педагогов в вопросах развития, воспитания и обучения учащихся;
- организационно-методическая деятельность - проведение организационно-методической и научно-методической работы (анализ и обобщение результатов сопровождения, разработка рекомендаций по его совершенствованию, обработка материалов научных исследований); участие в методических объединениях, семинарах-практикумах, конференциях по проблемам воспитания и социализации; участие в разработке и реализации программ оздоровления воспитанников с учетом состояния их здоровья; организация и проведение семинаров, тренингов и консультаций по овладению инновационными методиками; формирование банка данных детей с ограниченными возможностями, изучение достижений отечественной и зарубежной науки и практики по психолого-педагогическому и медико-социальному сопровождению.
5. Документация Службы психолого-педагогического сопровождения
5.1.Перспективный годовой план работы Службы психолого-педагогического сопровождения, утвержденный директором КГУ «СОШ № 63».
5.2.График работы специалистов сопровождения, утвержденный директором КГУ «СОШ № 63»
5.3.График и протоколы заседаний Службы психолого-педагогического сопровождения
5.4.Психолого-педагогический профиль учащихся с ограниченными возможностями развития;
5.5.Индивидуальные программы коррекционно-развивающей работы, индивидуальные учебные программы для учащихся с ограниченными возможностями;
5.6.План график тематических групповых консультаций и консультаций для отдельных категорий родителей;
5.7.Графики проведения и тематика обучающих семинаров для участников образовательного процесса
5.8.Документы ПМПк;
5.9. Годовой анализ работы Службы психолого-педагогического сопровождения.
5.10. Договоры партнерских отношений
6. Ответственность специалистов Службы психолого-педагогического сопровождения
6.1.В установленном законодательством РК порядке специалисты Службы психолого-педагогического сопровождения несут ответственность за:
-жизнь и здоровье детей во время коррекционных занятий;
-необоснованное вынесение заключения по обследованию ребенка в рамках своей компетенции, повлекшее за собой ухудшение физического или психического здоровья последнего;
-соблюдение прав и свобод личности ребенка;
-конфиденциальность полученных данных при обследовании;
-ведение документации и ее сохранность;
-соблюдение трудовой дисциплины, правил производственной санитарии и противопожарной безопасности.