Қарағанды облысы білім басқармасының Қарағанды…
"Григорий Потанин атындағы ЖББМ" КММ
Question answer
Всего ответов: 249
Новых вопросов: 2

Положение о службе психолого-педагогического и медико-социального сопровождения в КГУ «СОШ № 63»

 

1.Общие положения

1.1.Настоящее положение регулирует деятельность Службы психолого-педагогического  и медико-социального сопровождения в КГУ «СОШ № 63» (далее - Служба сопровождения).

1.2. Психолого-педагогическое и медико-социальное  сопровождение является особым видом помощи и поддержки всех участников учебно-воспитательного процесса. Оно представляет собой целостную, системно организованную деятельность специалистов, которые создают социально-психологические, педагогические и социальные  условия для успешного обучения и развития каждого ребенка   в соответствии с его возможностями и потребностями.

1.3. Деятельность Службы сопровождения позволяет:

1) своевременно выявлять детей группы риска школьной дезадаптации и трудностей в обучении;

2).осуществлять раннюю психолого-педагогическую помощь в преодолении  отклонений развития  учащихся (с момента выявления);

3) осуществлять психолого-педагогическое сопровождение учащихся с целью обеспечения эффективного развития, социализации, сохранения и укрепления здоровья, защиты прав детей и подростков в условиях образовательного процесса;

4) оказывать содействие в разработке и реализации программ развития организации образования с учетом создания более благоприятных условий для развития и воспитания детей;

 5) повышать психолого-педагогическую компетентность (психологическую культуру) педагогов, воспитанников, родителей;

 6) осуществлять мониторинг результативности коррекционно-развивающей, воспитательной работы и обучения школьников (психолого-педагогический мониторинг).

1.4. Служба психолого-педагогического и медико-социального  сопровождения является структурным подразделением школы, которая осуществляет на разных образовательных уровнях следующие задачи:

1)  дошкольное образование - ранняя диагностика и коррекция отклонений в развитии, обеспечение готовности к школе детей, посещающих мини-центр  при  КГУ «СОШ № 63»

2) начальная школа - определение готовности к обучению в школе, обеспечение адаптации к школе, повышение заинтересованности школьников в учебной деятельности, развитие познавательной и учебной мотивации, развитие самостоятельности и самоорганизации, поддержка в формировании желания и «умения учиться», развитии творческих способностей каждого ученика с учетом индивидуальных особенностей и потенциальных возможностей;

 3) основная школа - сопровождение перехода ученика в основную школу, адаптация к новым условиям обучения, поддержка в решении задач личностного и ценностно-смыслового самоопределения и саморазвития, помощь в решении личностных проблем и проблем социализации, формирование жизненных навыков, профилактика неврозов, помощь в построении конструктивных отношений с родителями и сверстниками;

 4) средняя школа - помощь ученику в профильной ориентации и профессиональном самоопределении, поддержка в решении экзистенциальных проблем (самопознание, поиск смысла жизни, достижение личной идентичности), развитие временной перспективы, способности к целеполаганию, развитие психосоциальной компетентности.

1.5.Основными принципами работы Службы психолого-педагогического  и медико-социального сопровождения являются:

1) комплексный, междисциплинарный подход к решению любой проблемы развития ребенка;

2) непрерывность сопровождения развития ребенка в образовательном процессе;

3) информационно-методическое обеспечение процесса сопровождения;

4) социально-педагогическое и психологическое проектирование (прогнозирование) сопровождающей деятельности;

5) активное привлечение родителей, педагогического и детского коллектива в мероприятия по психолого-педагогическому сопровождению детей с ограниченными возможностями в развитии.

 

2. Организация психолого–педагогического и медико-социального сопровождения  в  КГУ «СОШ № 63»

2.1. Психолого-педагогическое  и медико-социальноное сопровождение школьников осуществляется на основании заключения и рекомендаций областной психолого-медико-педагогической консультации (далее - ОПМПК), а также данных собственных диагностических обследований школьников и осуществляется  штатными специалистами КГУ «СОШ № 63» (педагогом-психологом, учителем-логопедом, учителем-дефектологом, социальным педагогом, специалистом ЛФК, медицинским работником).

2.2. Для профессионального взаимодействия специалистов службы сопровождения приказом директора в школе создается  психолого-педагогический консилиум (далее - педконсилиум).

2.3.Руководство Службой психолого-педагогического и медико-социального  сопровождения осуществляет   руководитель службы, назначаемый приказом    директора  КГУ «СОШ № 63» Все специалисты службы осуществляют совместную деятельность по сопровождению в соответствии с должностными инструкциями и  функциональными обязанностями. К деятельности службы могут привлекаться учителя-предметники, воспитатели, родители учащихся, руководители кружков (секций), представители общественных объединений и другие заинтересованные лица.

2.4.В своей деятельности Служба психолого-педагогического и медико-социального  сопровождения КГУ «СОШ № 63» руководствуется международными актами в области защиты прав детей: Конвенцией ООН о правах ребенка, Декларацией ООН о правах инвалидов, Конвенцией о борьбе с дискриминацией в области образования, Всемирной Декларацией об обеспечении выживания, защиты и развития детей; Законами  РК «Об образовании»,  «О социальной медико-педагогической и коррекционной поддержке лиц с ограниченными возможностями», приказами и инструкциями Министерства образования и науки РК,  «Методическими рекомендациями по организации психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями» (от 12 декабря 2011 года № 524) и настоящим Положением.

 

3. Цели и задачи Службы психолого-педагогического  и медико-социального сопровождения

3.1.Цель деятельности Службы психолого-педагогического  и медико-социального сопровождения   заключается в организации психолого-педагогического сопровождения всех участников образовательного процесса путем реализации комплекса просветительских, диагностических и коррекционных мероприятий, направленных на создание условий для максимального развития учащихся,  их   успешного обучения и социализации. При этом объектом сопровождения является образовательный процесс, предмет сопровождения – ситуация развития ребенка.

3.2. Задачи Службы психолого-педагогического  и медико-социального сопровождения:

-защита прав и интересов личности воспитанника, обеспечение безопасных условий их психологического и физического развития и обучения, поддержка и содействие в решении психолого-педагогических и медико-социальных проблем;

-комплексная диагностика возможностей и особенностей развития ребенка для предупреждения возникновения проблем развития и обучения;

- разработка и реализация индивидуальных программ, коррекционно-развивающей работы с учащимися, а также адаптация образовательных программ к возможностям и способностям обучающихся;

-содействие укреплению взаимопонимания и взаимодействия между всеми субъектами образовательного процесса;

-консультативно-просветительская работа среди обучающихся, педагогических работников, родителей;

3.3.Специалисты службы психолого-педагогического  и медико-социального сопровождения организуют свою деятельность в соответствии с принципами, перечисленными в п.1.5. данного Положения, согласно своих должностных инструкций.

3.2.Решение о сопровождении ребенка и его семьи принимается совместно  всеми специалистами службы, на основании рекомендаций, заключений ОПМПК.

3.4.Служба психолого-педагогического и медико-социального  сопровождения  работает в тесном контакте с учреждениями и организациями образования, здравоохранения, социальной защиты,  социальными партнерами, оказывающими помощь организации образования в воспитании и развитии обучающихся.

 

4. Основные направления деятельности Службы психолого-педагогического и медико-социального сопровождения

      4.1. К основным направлениям деятельности Службы психолого-педагогического сопровождения относятся:

- психосоциальная диагностика - проведение исследований по определению стартовых возможностей учащихся, индивидуальных особенностей и склонностей личности, ее потенциальных возможностей в процессе обучения и воспитания, а также выявление отклонений в развитии учащихся, причин трудностей в обучении,  социальной адаптации; выявление потенциальной и реальной групп социального риска;

- психокоррекционная работа - совместная деятельность педагога-психолога, социального педагога, учителя-логопеда, учителя-дефектолога, врача  по разработке программ коррекционно-развивающей работы с учащимися; организация и проведение социально-психологических тренингов, ролевых игр, групповых дискуссий среди  родителей, педагогического коллектива по развитию общих и специальных способностей участников образовательного процесса;

- психолого-педагогическое и медико-социальное просвещение участников образовательного процесса с целью создания условий для полноценного личностного развития и самоопределения обучающихся, воспитанников   на каждом возрастном этапе, а также для своевременного предупреждения возможных нарушений в становлении личности и развития интеллекта;

- социально-педагогическое и психологическое консультирование участников образовательного процесса по различным психолого-педагогическим и социально-медицинским проблемам; помощь учащимся и родителям   в преодолении трудной жизненной ситуации; консультирование педагогов в вопросах развития, воспитания и обучения учащихся;

- организационно-методическая деятельность - проведение организационно-методической и научно-методической работы (анализ и обобщение результатов сопровождения, разработка рекомендаций по его совершенствованию, обработка материалов научных исследований); участие в методических объединениях, семинарах-практикумах, конференциях по проблемам воспитания и социализации; участие в разработке и реализации программ оздоровления воспитанников с учетом состояния их здоровья; организация и проведение семинаров, тренингов и консультаций по овладению инновационными методиками; формирование банка данных  детей с ограниченными возможностями, изучение достижений отечественной и зарубежной науки и практики по психолого-педагогическому и медико-социальному сопровождению.

 

5. Документация Службы психолого-педагогического сопровождения

5.1.Перспективный  годовой план работы Службы психолого-педагогического сопровождения, утвержденный директором КГУ «СОШ № 63».

5.2.График работы специалистов сопровождения, утвержденный директором КГУ «СОШ № 63»

5.3.График и протоколы заседаний Службы психолого-педагогического сопровождения

5.4.Психолого-педагогический профиль учащихся с ограниченными возможностями развития;

5.5.Индивидуальные программы коррекционно-развивающей работы, индивидуальные учебные программы для учащихся с ограниченными возможностями;

5.6.План график тематических групповых консультаций и консультаций для отдельных категорий родителей;

5.7.Графики проведения и тематика обучающих семинаров для участников образовательного процесса

5.8.Документы ПМПк;

5.9. Годовой анализ работы Службы психолого-педагогического сопровождения.

5.10. Договоры партнерских отношений

 

6. Ответственность специалистов Службы психолого-педагогического сопровождения

6.1.В установленном законодательством  РК порядке специалисты Службы психолого-педагогического сопровождения несут ответственность за:

-жизнь и здоровье детей во время коррекционных занятий;

-необоснованное вынесение заключения по обследованию ребенка в рамках своей компетенции, повлекшее за собой ухудшение физического или психического здоровья последнего;

-соблюдение прав и свобод личности ребенка;

-конфиденциальность полученных данных при обследовании;

-ведение документации и ее сохранность;

-соблюдение трудовой дисциплины, правил производственной санитарии и противопожарной безопасности.