Қарағанды облысы білім басқармасының Қарағанды…
Бауыржан Момышұлы атындағы ЖББМ

Изучаем казахский язык

Алдымен, әуелі
сначала, сперва.
Вопрос-ответ
Всего ответов: 98
Новых вопросов: 0

Об утверждении Правил деятельности психологической службы в организациях среднего образования Приказ Министра просвещения Республики Казахстан от 25 августа 2022 года №377

Об утверждении Правил оценки особых образовательных потребностей
Приказ Министра образования и науки Республики Казахстан от 12 января 2022 года № 4.  Зарегистрирован  в  Министерстве  юстиции  Республики  Казахстан  24  января  2022 года № 26618.
      В  соответствии  с   статьи  5  Закона  Республики  Казахстан  "Об  подпунктом  32) образовании" ПРИКАЗЫВАЮ:
Сноска. Преамбула - в редакции приказа Министра просвещения РК от 29.09.2023 
№ 300(вводится в действие со дня его первого официального опубликования).
      1.  Утвердить   оценки  особых  образовательных  потребностей  согласно  Правила приложению к настоящему приказу.
2. Комитету дошкольного и среднего образования Министерства образования и науки  Республики  Казахстан  в  установленном  законодательством  Республики Казахстан порядке обеспечить:
1) государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;
2) размещение настоящего приказа на интернет-ресурсе Министерства образования и науки Республики Казахстан после его официального опубликования;
3) в течение десяти рабочих дней после государственной регистрации настоящего приказа  представление  в  Юридический  департамент  Министерства  образования  и науки Республики Казахстан сведений об исполнении мероприятий, предусмотренных подпунктами 1) и 2) настоящего пункта.
      3.  Контроль  за  исполнением  настоящего  приказа  возложить  на  курирующего вице-министра образования и науки Республики Казахстан.
4. Настоящий приказ вводится в действие после дня его первого официального опубликования.
Министр образования и
науки Республики Казахстан 
А. Аймагамбетов
Приложение к приказу
Министра образования и науки
Республики Казахстан
от 12 января 2022 года № 4
Правила оценки особых образовательных потребностей
Глава 1. Общее положение
      1.  Настоящие  Правила  оценки  особых  образовательных  потребностей  (далее  – Правила)  разработаны  в  соответствии   статьи  5  Закона  Республики  подпунктом  32)Казахстан  "Об  образовании"  и  определяет  порядок  оценки  особых  образовательных потребностей.
Сноска. Пункт 1 - в редакции приказа Министра просвещения РК от 29.09.2023 № 300(вводится в действие со дня его первого официального опубликования).
2. В настоящих Правилах используются следующие понятия:
      1)  специальные  условия  для  получения  образования  –  условия,  включающие учебные,  а  также  специальные,  индивидуально-развивающие  и коррекционно-развивающие программы и методы обучения, технические, учебные и иные  средства,  среду  жизнедеятельности,  психолого-педагогическое  сопровождение, медицинские,  социальные  и  иные  услуги,  без  которых  невозможно  освоение образовательных  программ  лицами  (детьми)  с  особыми  образовательными потребностями, а также детьми с ограниченными возможностями";
2) лица (дети) с особыми образовательными потребностями – лица (дети), которые испытывают  постоянные  или  временные  потребности  в  специальных  условиях  для получения образования соответствующего уровня и дополнительного образования;
      3)  оценка  особых  образовательных  потребностей  –  определение  необходимых специальных условий для получения образования;
      4)  ребенок  (дети)  с  ограниченными  возможностями  –  ребенок  (дети)  до восемнадцати  лет  с  физическими  и  (или)  психическими  недостатками,  имеющий ограничение  жизнедеятельности,  обусловленное  врожденными,  наследственными, приобретенными  заболеваниями  или  последствиями  травм,  подтвержденными  в установленном порядке.
Глава 2. Порядок оценки особых образовательных потребностей
3. Оценка особых образовательных потребностей у лиц (детей) осуществляется в дошкольных  организациях  и  организациях  среднего  образования  и психолого-медико-педагогических консультациях (далее – ПМПК).
      4.  Порядок  оценки  особых  образовательных  потребностей  в  организациях образования включает следующее:
1) выявление учителем (воспитателем) в ходе учебно-воспитательного процесса лиц(детей) с особыми образовательными потребностями, с использованием наблюдения социально-эмоционального  благополучия  и  особенностей  учебно-познавательной деятельности каждого обучающегося (воспитанника), а также критериальной оценки достижений обучающихся (воспитанников);
2) углубленное обследование и оценка особых образовательных потребностей детейс трудностями обучения специалистами психолого-педагогического сопровождения с согласия родителей (законных представителей);
      3)  оценку  особых  образовательных  потребностей  в  ПМПК  специалистами психолого-педагогического сопровождения организации образования по результатам углубленного обследования детей с выраженными трудностями обучения;
4) междисциплинарную командную оценку особых образовательных потребностей детей в кабинетах психолого-педагогической коррекции и реабилитационных центрах.
      5.  Порядок  оценки  особых  образовательных  потребностей  в  ПМПК  включает следующее:
1) оценку особых образовательных потребностей у детей по инициативе родителей (законных  представителей),  по  рекомендации  организаций  образования  в  ПМПК. 
ПМПК  на  основе  углубленного  обследования  и  оценки  особых  образовательных потребностей определяет объем, виды услуг.
      2)  повторную  оценку  особых  образовательных  потребностей  в  ПМПК  по инициативе  родителей  (законных  представителей)  или  запросу  организаций образования на основании решения службы психолого-педагогического сопровожденияоб оценке особых образовательных потребностей.
6. Порядок оценки образовательных потребностей осуществляется в зависимости отпричин  трудностей  обучения,  которые  выделяют  две  группы  детей  с  особыми образовательными потребностями.
7. В зависимости от причин трудностей обучения первая группа включает детей с трудностями  усвоения  отдельных  учебных  навыков  вследствие  недостаточности психических функций (умственной работоспособности, восприятия, внимания, памяти), а также детей с ограниченными возможностями:
1) нарушениями слуха (неслышащие и слабослышащие при средней потере слуха в речевой области от 40 до 80 децибел, в том числе дети после кохлеарной имплантации) с общим речевым недоразвитием 1-3 уровня;
2) нарушениями зрения (незрячие – с полным отсутствием зрительных ощущений, ссветоощущением  или  остаточным  зрением  до  0,04  на  лучше  видящем  глазу  с коррекцией  очками  и  слабовидящие  –  с  остротой  зрения  от  0,05  до  0,4  на  лучше видящем глазу с коррекцией очками);
3) нарушениями интеллекта (с умственной отсталостью);
4) задержкой психического развития;
5)  нарушениями  речи  (с  общим  недоразвитием  речи  1-3  уровня, 
фонетико-фонематическим  недоразвитием  речи,  ринолалией,  дизартрией,  тяжелым заиканием, нарушениями письменной речи (дислексией, дисграфией);
6) нарушениями опорно-двигательного аппарата;
7) эмоционально-волевыми расстройствами (нарушениями общения и социального взаимодействия (аутизмом), нарушениями и трудностями поведения);
8) со сложными (сочетанными) нарушениями.
8. В зависимости от причин трудностей обучения вторая группа включает детей, не имеющих нарушений умственного и физического развития, особые образовательные потребности  которых,  обусловлены  социально-психологическими  и  факторами, 
препятствующими их включению в образовательный процесс:
      1)  с  микросоциальной  и  педагогической  запущенностью,  воспитывающиеся  в семьях из категорий социально уязвимых слоев населения;
2) испытывающие трудности в адаптации к местному социуму (беженцы, мигранты,кандасы);
3) дети с инвалидностью.
      9.  Для  первой  группы  детей,  трудности  обучения  которых  обусловлены ограниченными  возможностями  развития,  проводится  оценка  образовательных потребностей для определения потребности в:
1) изменений (адаптаций) учебного плана и учебных программ;
2) изменений способов и критериев оценивания результатов обучения;
3) использований вариативных, специальных и альтернативных методов обучения, в том числе основанных на принципах прикладного анализа поведения;
      4)  подборе  учебников  и  учебно-методических  комплексов  (далее  –  УМК), подготовка индивидуальных учебных материалов;
      5)  специальной  психолого-педагогической  поддержке  педагога-психолога, специального  педагога  (в  том  числе  олигофренопедагога,  сурдопедагога, тифлопедагога, логопеда (учитель-логопед), педагога-ассистента (на постоянной или навременной основе – до формирования способности ребенка учиться самостоятельно в классе (группе);
6) выборе программы обучения (общеобразовательная, специальная);
7) созданий безбарьерной среды и адаптаций учебного места;
8) обеспечений компенсаторными и техническими средствами;
9) сопровождений социального педагога;
10) услуге индивидуального помощника для детей с инвалидностью, имеющих 
затруднения в передвижении, предоставляемом в соответствии с  Заместителя приказомПремьер-Министра  -  Министра  труда  и  социальной  защиты  населения  Республики Казахстан  от  29  июня  2023  года  №  260  "Об  утверждении  Правил  проведения медико-социальной  экспертизы"  (зарегистрирован  в  Реестре  государственной регистрации нормативных правовых актов под № 32922).
Сноска. Пункт 9 с изменением, внесенным приказом Министра просвещения РК от 29.09.2023 № 300(вводится в действие со дня его первого официального опубликования).
10. Основанием для удовлетворения выявленных образовательных потребностей детей первой группы является заключение и рекомендации ПМПК в соответствии с Министра просвещения Республики Казахстан от 31 августа 2022 года № 385 приказом
"Об утверждении Типовых правил деятельности организаций дошкольного, начального,  основного  среднего,  общего  среднего,  технического  и  профессионального, послесреднего  образования,  специализированных,  специальных,  организациях образования  для  детей-сирот  и  детей,  оставшихся  без  попечения  родителей, организациях дополнительного образования для детей и взрослых (зарегистрирован в Реестре  государственной  регистрации  нормативных  правовых  актов  под  №  29329), решение службы психолого-педагогического сопровождения и (или) педагогического совета организации образования.
Сноска. Пункт 10 - в редакции приказа Министра просвещения РК от 29.09.2023 № 300(вводится в действие со дня его первого официального опубликования).
11. Для детей второй группы проводится оценка образовательных потребностей дляопределения потребности в:
1) индивидуальном подходе в обучении без изменения учебного плана и учебных программ;
2) организаций дополнительных занятий за счет вариативного компонента типовогоучебного плана;
3) адаптаций учебного места;
4) поддержке школьного психолога;
5) поддержке социального педагога.
12. Основанием для удовлетворения выявленных образовательных потребностей детей  второй  группы  является  решение  службы  психолого-педагогического сопровождения и (или) педагогического совета организации образования.
 
© 2012. РГП на ПХВ «Институт законодательства и правовой информации Республики Казахстан» Министерства юстиции Республики Казахстан

Об утверждении Правил психолого-педагогического сопровождения в организациях дошкольного, среднего, технического и профессионального, послесреднего образования, дополнительного образования
Приказ Министра образования и науки Республики Казахстан от 12 января 2022 года № 6.  Зарегистрирован  в  Министерстве  юстиции  Республики  Казахстан  18  января  2022 года № 26513.
Сноска. Заголовок - в редакции приказа Министра просвещения РК от 29.09.2023 № (вводится в действие со дня его первого официального опубликования). 300
      В  соответствии  с   статьи  5  Закона  Республики  Казахстан  "Об  подпунктом  31) образовании" ПРИКАЗЫВАЮ:
Сноска. Преамбула - в редакции приказа Министра просвещения РК от 29.09.2023 № 300(вводится в действие со дня его первого официального опубликования).
1. Утвердить  психолого-педагогического сопровождения в организациях  Правиладошкольного,  среднего,  технического  и  профессионального,  послесреднего образования,  дополнительного  образования  согласно  приложению  к  настоящему приказу.
Сноска. Пункт 1 - в редакции приказа Министра просвещения РК от 29.09.2023 № 300(вводится в действие со дня его первого официального опубликования).
2. Комитету дошкольного и среднего образования Министерства образования и науки  Республики  Казахстан  в  установленном  законодательством  Республики Казахстан порядке обеспечить:
1) государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;
2) размещение настоящего приказа на интернет-ресурсе Министерства образования 
и науки Республики Казахстан после его официального опубликования;
3) в течение десяти рабочих дней после государственной регистрации настоящего приказа  представление  в  Юридический  департамент  Министерства  образования  и науки Республики Казахстан сведений об исполнении мероприятий, предусмотренных 
подпунктами 1) и 2) настоящего пункта.
      3.  Контроль  за  исполнением  настоящего  приказа  возложить  на  курирующего вице-министра образования и науки Республики Казахстан.
4. Настоящий приказ вводится в действие после дня его первого официального опубликования.
Министр образования и науки
Республики Казахстан 
А. Аймагамбетов
Приложение к приказу
Министр образования и науки
Республики Казахстан
от 12 января 2022 года № 6
Правила психолого-педагогического сопровождения в организациях дошкольного, среднего, технического и профессионального, послесреднего образования, дополнительного образования
Сноска. Заголовок - в редакции приказа Министра просвещения РК от 29.09.2023 №(вводится в действие со дня его первого официального опубликования). 300
1. Общие положения
1. Настоящие Правила психолого-педагогического сопровождения в организациях дошкольного,  среднего,  технического  и  профессионального,  послесреднего образования,  дополнительного  образования  (далее  –  Правила)  разработаны  в соответствии с  статьи 5 Закона Республики Казахстан "Об образовании подпунктом 31)"  и  определяют  порядок  организации  психолого-педагогического  сопровождения  в организациях  дошкольного,  среднего,  технического  и  профессионального, послесреднего  образования,  дополнительного  образования  (далее  –  организации образования).
Сноска. Пункт 1 - в редакции приказа Министра просвещения РК от 29.09.2023 № 300(вводится в действие со дня его первого официального опубликования).
2. В настоящих Правилах используются следующие понятия:
      1)  специальные  условия  для  получения  образования  –  условия,  включающие учебные,  а  также  специальные,  индивидуально-развивающие  и коррекционно-развивающие программы и методы обучения, технические, учебные и иные  средства,  среду  жизнедеятельности,  психолого-педагогическое  сопровождение, медицинские,  социальные  и  иные  услуги,  без  которых  невозможно  освоение образовательных  программ  лицами  (детьми)  с  особыми  образовательными потребностями, а также детьми с ограниченными возможностям;
2) лица (дети) с особыми образовательными потребностями – лица (дети), которые испытывают  постоянные  или  временные  потребности  в  специальных  условиях  для получения образования соответствующего уровня и дополнительного образования;
      3)  оценка  особых  образовательных  потребностей  –  определение  необходимых специальных условий для получения образования;
      4)  психолого-педагогическое  сопровождение  –  системно-организованная деятельность, реализуемая в организациях образования, в процессе которой создаются социально-психологические и педагогические условия для обучения и развития лиц (детей)  с  особыми  образовательными  потребностями,  в  том  числе  детей  с 
ограниченными  возможностями,  на  основе  оценки  особых  образовательных потребностей.
2. Порядок психолого-педагогического сопровождения в организациях образования
3. Психолого-педагогического сопровождение включает в себя:
      1)  выявление  и  оценка  особых  образовательных  потребностей  лиц  (детей)  с особыми образовательными потребностями;
2) консультативно-методическая помощь педагогам и семье лиц (детей) с особыми образовательными потребностями;
3) создание социально-психологических и педагогических условий для успешного обучения,  развития  и  социализации  лиц  (детей)  с  особыми  образовательными потребностями;
4. Психолого-педагогическое сопровождение на уровнях дошкольного, начального, основного  среднего,  общего  среднего  образования  осуществляют  педагоги  и специалисты организации образования.
5. Психолого-педагогическое сопровождение осуществляется на основании оценки образовательных потребностей лиц (детей):
      1)  с  поведенческими  и  эмоциональными  проблемами,  неблагоприятными психологическими факторами (нарушений воспитания в семье, детско-родительских и внутрисемейных отношений);
      2)  с  барьерами  социально-психологического,  экономического,  языкового культурного  характера  (педагогическая  запущенность  детей  из  семей  социального риска,  дети,  испытывающие  трудности  адаптации  в  обществе  (семьи  беженцев, мигрантов, кандасов).
      3)  с  ограниченными  возможностями  развития  (нарушениями  слуха,  зрения, интеллекта, речи, опорно-двигательного аппарата, задержкой психического развития и эмоционально-волевыми расстройствами).
      6.  Психолого-педагогическое  сопровождение  детей  с  ограниченными 
возможностями осуществляется воспитателями/педагогами в процессе занятий/уроков, а  также  специальными  педагогами,  психологами,  социальными  педагогами, педагогами-ассистентами  при  организации  индивидуальных,  групповых  и подгрупповых  занятий  на  основе  оценки  особых  образовательных  потребностей  и рекомендаций психолого-медико-педагогических консультаций (далее – ПМПК).
      Психолого-педагогическое  сопровождение  категорий  лиц  (детей)  с  особыми образовательными потребностями, указанных в подпунктах 1) и 2) пункта 5 настоящих Правил,  осуществляется  воспитателями/педагогами  в  процессе  занятий/уроков, факультативов, предметных кружков и дополнительных занятий по предметам, а такжепедагогами-психологами,  социальными  педагогами  на  основе  оценки  особых 
образовательных  потребностей,  выполненной  педагогами  в  сотрудничестве  с педагогом-психологом и социальным педагогом.
7. Содержание психолого-педагогического сопровождения включает следующие социально-психологические и педагогические условия:
      1)  изменения  учебного  плана  и  учебных  программ  в  виде  адаптации 
общеобразовательных учебных программ или составления индивидуальных учебных планов и программ;
2) изменения способов оценивания результатов обучения (достижений ученика). При изменении способов оценивания подбираются контрольные задания и критерии оценивания с учетом индивидуальных возможностей учащегося и с учетом содержанияреализуемой учебной программы;
3) использование вариативных, специальных и альтернативных методов обучения. Форма или способ применения методов обучения адаптируются под индивидуальные особенности  ученика  (уменьшение  объема,  количества  заданий,  сокращение  или увеличение  времени  на  выполнение  заданий,  упрощение  учебных  заданий, использование  коротких  и  поэтапных  инструкций,  проговаривание  заданий  вслух, предоставление  образцов  выполнения  заданий,  таблицы,  справочные  материалы). 
Альтернативные методы и технологии обучения применяются в отношении учащихся со специфическими трудностями обучения, обусловленными нарушениями отдельных психических  функций  (восприятия,  памяти,  внимания,  праксиса).  Альтернативные методы и технологии обучения используются в индивидуально-развивающей работе педагогами-психологами  и  специальными  педагогами  (метод  глобального  чтения, 
обучение счету посредством методики "Нумикон", системы Монтессори).
      4)  подбор  учебников,  учебных  пособий,  подготовка  индивидуальных  учебных материалов.  Специальные  учебники,  рабочие  тетради  и  учебные  материалы используются  для  детей  с  нарушениями  зрения  (книги  с  укрупненным  шрифтом, учебные пособия для незрячих, напечатанные шрифтом Брайля; рельефные рисунки, схемы,  специальные  муляжи),  опорно-двигательного  аппарата  (прописи  с  крупным шрифтом),  слуха  (учебные  пособия  с  использованием  символов  (жестовой  речи), 
видеоматериалы  с  титрами,  учебные  компьютерные  программы),  нарушениями интеллекта. Учебники и учебно-методические комплексы, изданные для специальных школ соответствующего вида;
      5)  выбор  формы  обучения.  Обучение  и  воспитание  детей  с  ограниченными возможностями  в  общеобразовательной  группе/классе,  в  специальной  группе/классе общеобразовательной  организации  или  в  специальной  дошкольной  организации,  в специальной  школе  (с  согласия  родителей  и  по  рекомендации  ПМПК),  на  дому  (по заключению врачебно-консультационной комиссии (ВКК));
      6)  создание  безбарьерной  среды  и  адаптация  места  обучения  для  обеспечения физического  доступа  в  организацию  образования  для  лиц  (детей)  с  особыми образовательными потребностями: 1) с ограниченной мобильностью (подвоз к школе, пандусы, перила, подъемники, лифт, специально оборудованное учебное место (стол, стул), места общего пользования (туалет, столовая)), 2) с нарушением зрения (незрячих
,  слабовидящих)  (тактильные  дорожки,  тактильные  указатели,  перила),  3)  с нарушением слуха (визуальные таблицы, звукоусиливающая аппаратура). Адаптация учебного  места  предполагает  приспособление  среды  обучения  под  индивидуальные особенности  лиц  (детей)  с  особыми  образовательными  потребностями  (физические особенности (слух, зрение), поведенческие особенности);
      7)  использование  технических  вспомогательных  (компенсаторных)  средств  и специальных  средств  передвижения  для  обучающихся  с  ограниченными возможностями  (нарушениями  опорно-двигательного  аппарата,  слуха,  зрения,  речи), полученные  в  соответствии  с   Заместителя  Премьер-Министра  -  Министра  приказомтруда и социальной защиты населения Республики Казахстан от 30 июня 2023 года № 
284 "Об утверждении Классификатора технических вспомогательных (компенсаторных)  средств,  специальных  средств  передвижения  и  услуг,  предоставляемых  лицам  с инвалидностью"  (зарегистрирован  в  Реестре  государственной  регистрации нормативных правовых актов под № 32984). Организации образования для создания специальных  условий  приобретают  и  используют  технические  вспомогательные  (компенсаторные)  средства  и  специальные  средства  передвижения,  развивающее оборудование в соответствии с приказом Министра образования и науки Республики 
Казахстан  от  22  января  2016  года  №  70  "Об  утверждении  норм  оснащения оборудованием и мебелью организаций дошкольного, среднего образования, а также специальных организаций образования" (зарегистрирован в в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 13272);
8) специальная психолого-педагогическая поддержка (психолога, специального педагога, педагога-ассистента) детей с ограниченными возможностями осуществляется на основе заключения и рекомендации ПМПК.
Сноска. Пункт 7 с изменением, внесенным приказом Министра просвещения РК от 29.09.2023 № 300(вводится в действие со дня его первого официального опубликования).
8. Психолого-педагогическое сопровождение реализуется в соответствии с Уставом организации образования, нормативными правовыми актами в области образования и науки,  настоящим  Правилами,  договором  между  организацией  образования  и родителями  лиц  (детей)  с  особыми  образовательными  потребностями.  Педагоги психолого-педагогического  сопровождения  входят  в  состав  педагогического  совета 
организации образования, участвуют в работе методических объединений.
9. Психолого-педагогическое сопровождение в организациях образования состоит из двух этапов:
Первый этап:
      Руководитель  общеобразовательной  организации  образования  издает  приказ  и утверждает  Положение  об  организации  психолого-педагогического  сопровождения, утверждает  состав  и  должностные  обязанности  специалистов психолого-педагогического сопровождения, создает условия профессионального роста педагогов и специалистов на междисциплинарной основе.Заместители руководителя организации образования организуют процесс оценки образовательных  потребностей  у  обучающихся,  регулируют  взаимодействие воспитателей/педагогов,  специалистов  и  родителей  на  этапе  проведения  оценки 
образовательных  потребностей  и  в  процессе  психолого-педагогического 
сопровождения  лиц  (детей)  с  особыми  образовательными  потребностями, контролируют  сбор  и  формирование  документации  специалистов,  осуществляющих психолого-педагогическое сопровождение.
Классные руководители организуют взаимодействие педагогов-предметников и родителей, изучают социальную ситуацию развития ребенка совместно с социальным педагогом  организации  образования,  создают  условия  для  благоприятного эмоционально-психологического климата в урочное и вне урочное время.Педагоги организации образования проводят мониторинг учебных достижений, с целью  установления  трудностей  у  обучающихся  в  освоении  учебных  программ, соблюдают  профессиональную  этику  и  конфиденциальность  в  отношении 
индивидуальных  особенностей  лиц  (детей)  с  особыми  образовательными 
потребностями,  при  необходимости  обращаются  за  консультацией  к  психологам, социальным педагогам или специальным педагогам организации образования.
Второй этап:
На основе оценки особых образовательных потребностей или рекомендации ПМПК руководитель  организации  образования  утверждает  индивидуальные  программы психолого-педагогического сопровождения лиц (детей) с особыми образовательными потребностями,  включающие  индивидуальные  учебные  планы,  индивидуальные/адаптированные  учебные  программы,  индивидуально  развивающие  программы 
специалистов,  список  детей  с  особыми  образовательными  потребностями  для психолого-педагогического спровождения.
Заместители руководителя организации образования организуют и контролируют процесс  психолого-педагогического  сопровождения,  участвуют  в  составлении индивидуальной программы психолого-педагогического сопровождения лиц (детей) с особыми образовательными потребностями, обсуждении результатов сопровождения, 
динамики  развития  воспитанника,  учебных  достижений  обучающегося,  включают воспитанников/обучающихся  с  ограниченными  возможностями  во  внеклассные  и досуговые мероприятия, в целях повышения эффективности процесса индивидуальногосопровождения  лиц  (детей)  с  особыми  образовательными  потребностями осуществляют ротацию педагогов-ассистентов в организации образования.
      Педагоги  организации  образования  выполняют  адаптацию  учебных  программ, индивидуализируют процесс обучения и оценки достижений лиц (детей) с особыми образовательными потребностями, восполняя пробелы в знаниях, умениях, навыках, подбирают учебники, учебные материалы, организуют учебно-воспитательный процессс  учетом  индивидуальных  особенностей  развития  лиц  (детей)  с  особыми образовательными  потребностями,  создают  атмосферу  эмоционального  комфорта  на 
занятиях/уроках  и  во  внеклассной  деятельности  с  целью  сохранения  физического, психического  и  нравственного  здоровья  лиц  (детей)  с  особыми  образовательными потребностями.
      Педагог-ассистент  помогает  формированию  у  лиц  (детей)  с  особыми 
образовательными  потребностями  способность  выполнять  правила  поведения  на занятиях/уроках  и  самостоятельную  учебную  деятельность  через  индивидуальное сопровождение.  Предоставление  услуг  педагога-ассистента  на  постоянной  основе обучающимся с нарушениями психофизического развития и поведения осуществляется
на основании рекомендаций ПМПК.
      Решением  заседания  психолого-педагогического  сопровождения  услуги 
педагога-ассистента,  обучающимся  с  легкими  поведенческими  проблемами  и трудностями  адаптации  в  классе,  предоставляются  только  на  одну  четверть. Дальнейшая потребность в помощи педагога-ассистента определяется ПМПК.
Потребность в помощи педагога-психолога или социального педагога определяется оценкой психолого-педагогического сопровождения организации образования.
      Специальные  педагоги,  педагог-ассистент  реализуют  и  участвуют  в  оценке образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями, в составлении индивидуальных  программ  психолого-педагогического  сопровождения,  в  том  числе индивидуальных  учебных  планов,  индивидуальных/адаптированных  учебных программ,  индивидуально-развивающих  программ,  проводят  индивидуальные, 
групповые, подгрупповые развивающие занятия.
10. Для проведения подгрупповых (2-4 ребенка), групповых (6-8 детей) занятий специальные  педагоги  объединяют  лиц  (детей)  с  особыми  образовательными потребностями  по  принципу  общности  содержания  индивидуально  развивающих программ. Количество индивидуальных, подгрупповых, групповых занятий в неделю для лиц (детей) с особыми образовательными потребностями устанавливается с учетом 
его индивидуальных образовательных потребностей и возможностей.
11. Продолжительность индивидуального, подгруппового и группового занятия в дошкольной  организации  определяется  в  соответствии  с   Министра  приказомпросвещения Республики Казахстан от 3 августа 2022 года № 348 "Об утверждении государственных общеобязательных стандартов дошкольного воспитания и обучения, начального, основного среднего и общего среднего, технического и профессионального
, послесреднего образования" (зарегистрирован в Реестре государственной регистрациинормативных  правовых  актов  под  №  29031)  к  продолжительности  организованной учебной  деятельности  для  каждой  возрастной  группы  детей  с  особыми образовательными потребностями и в организации среднего образования – составляет 45 минут.
Сноска. Пункт 11 - в редакции приказа Министра просвещения РК от 29.09.2023 № 300(вводится в действие со дня его первого официального опубликования).
      12.  При  наличии  4-6  детей  с  поведенческими  нарушениями  в  специально оборудованном  помещении  (кабинете)  проводятся  занятия,  направленные  на преодоление трудного поведения с использованием современных методов, технологий и приемов (в том числе на основе принципов прикладного анализа поведения).
13. Для проведения индивидуальных, подгрупповых, групповых занятий кабинеты специалистов оснащаются оборудованием и учебно-дидактическими материалами.
14. Объем и содержание психолого-педагогического сопровождения, в котором нуждается  ребенок,  соответствует  оценке  особых  образовательных  потребностей, 
проводимом несколько раз в течение учебного года.
15. Для создания специальных условий для детей с ограниченными возможностями в организации образования создаются специальные группы/классы.
16. Психолого-педагогическое сопровождение детей с особыми образовательными потребностями,  в  том  числе  психолого-педагогическая  оценка  образовательных потребностей, осуществляется с 1 сентября текущего года по 25 мая следующего года.
17. Контроль процесса психолого-педагогического сопровождения осуществляет администрация  организации  образования  на  основе  нормативных  правовых  актов, 
должностных обязанностей участников образовательного процесса.
18. Нормативная учебная нагрузка в неделю педагогов психолого-педагогического сопровождения  дошкольной  организации  составляет  24  часа,  организации  среднего образования – 16 часов неделю в соответствии с  Республики Казахстан "О  Закономстатусе педагога".
      Тарифные  ставки  (должностные  оклады)  в  месяц  педагогов  –  ассистентов выплачиваются  в  соответствии  с  нормативной  учебной  нагрузкой  в  неделю  и устанавливаются, исходя из затрат их рабочего времени на сопровождение ребенка в астрономических  часах.  Короткие  перерывы  (перемены),  предусмотренные  между уроками/занятиями являются рабочим временем педагога-ассистента.
Количество лиц (детей) с особыми образовательными потребностями на 1 ставку логопеда (учителя-логопеда), психолога (педагога-психолога), специального педагога (дефектолога) в общеобразовательной организации составляет не более 12-14 детей.
      19.  Для  координации  деятельности  и  методической  помощи  педагогам 
психолого-педагогического сопровождения на базе общеобразовательных организаций приказом органа управления образования создаются областные (городские, районные) Ресурсные центры развития инклюзивных практик и обмена опытом.
20. Участниками процесса психолого-педагогического сопровождения являются администрация,  педагогические  кадры  (учителя,  воспитатели,  психолог  (педагог-психолог),  логопед  (учитель-логопед),  специальный  педагог,  социальный педагог,  педагог-ассистент),  работники  организации  образования,  воспитанники/обучающиеся, в том числе лица (дети) с особыми образовательными потребностями и 
их  родители  (законные  представители).  Взаимоотношения  участников 
образовательного  процесса  строятся  на  принципах  гуманизации  образования/воспитания и командного подхода.
      21.  Администрация  организует  психолого-педагогическое  сопровождение  лиц  (детей)  с  особыми  образовательными  потребностями,  обеспечивает  безопасную  и психологическую комфортную среду на основе толерантной культуры поведения всех 
участников образовательного процесса, соблюдает конфеденциальность персональной информации о детях с особыми образовательными потребностями.
      22.  Педагоги-психологи,  педагоги  организации  образования  имеют 
соответствующую профессионально-педагогическую подготовку по работе с детьми с особыми образовательными потребностями, осуществляют психолого-педагогическое сопровождение  и  обучение/воспитание  детей  на  профессиональном  уровне  в соответствии  с  настоящими  Правилами,   Министра  образования  и  науки  приказом
Республики  Казахстан  от  13  июля  2009  года  №  338  "Об  утверждении  Типовых квалификационных  характеристик  должностей  педагогических  работников  и приравненных  к  ним  лиц"  (зарегистрирован  в  Реестре  государственной  регистрации нормативных  правовых  актов  под  №  5750),  Уставом  организации  образования, 
договором с родителями (законными представителями).
23. Администрация и педагоги:
      1)  проводят  опытно-экспериментальную  работу,  внедрение  новых  методик  и технологий психолого-педагогического сопровождения в педагогическую практику;
      2)  осуществляют  свободный  выбор  способов  и  форм  организации 
психолого-педагогического  сопровождения  с  учетом  особых  образовательных потребностей воспитанников/обучающихся;
3) участвуют в работе коллегиальных органов управления организации образования
;
      4)  повышают  квалификацию  по  вопросам  психолого-педагогического 
сопровождения;
5) досрочно проходят аттестацию с целью повышения категории;
      6)  получают  моральное  и  материальное  поощрение  за  успехи  в 
психолого-педагогической  деятельности  в  виде  государственных  наград,  почетных званий, премий и именных стипендий.
 
© 2012. РГП на ПХВ «Институт законодательства и правовой информации Республики Казахстан» 
Министерства юстиции Республики Казахстан

 

Об утверждении Правил деятельности психологической службы в организациях среднего образования

 

Приказ и.о. Министра просвещения Республики Казахстан от 25 августа 2022 года № 377. Зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан 26 августа 2022 года № 29288.

      В соответствии с подпунктом 46-25) статьи 5 Закона Республики Казахстан "Об образовании" ПРИКАЗЫВАЮ:

      1. Утвердить Правила деятельности психологической службы организации среднего образования согласно приложению к настоящему приказу.

     2. Комитету по охране прав детей Министерства просвещения Республики Казахстан в установленном законодательством Республики Казахстан порядке обеспечить:

     1) государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;

     2) размещение настоящего приказа на интернет-ресурсе Министерства просвещения Республики Казахстан после его официального опубликования;

     3) в течение десяти рабочих дней после государственной регистрации настоящего приказа представление в Юридический департамент Министерства просвещения Республики Казахстан сведений об исполнении мероприятий, предусмотренных подпунктами 1), 2) настоящего пункта.

     3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на курирующего вице-министра просвещения Республики Казахстан.

     4. Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.

 

Исполняющий обязанности министра Ш.Каринова

Приложение к приказу исполняющего обязанности
Министра просвещения Республики Казахстан
от 25.08.2022 года №377

 

Правила деятельности психологической службы в организациях среднего образования

 

 Глава 1. Общие положения

      1. Настоящие Правила деятельности психологической службы в организациях среднего образования разработаны в соответствии с подпунктом 46-25) статьи 5 Закона Республики Казахстан "Об образовании" и определяют порядок деятельности психологической службы в организациях среднего образования (далее – психологическая служба).

     2. Психологическая служба является коллегиальным органом организации среднего образования по формированию учебной мотивации, успеваемости, творческой самореализации, стабилизации психологического состояния, профильного самоопределения и других благоприятных условий учебной деятельности обучающихся и воспитанников.

     Деятельность психологической службы направлена на выявление и диагностику трудностей в образовательной деятельности, консультирование, оказание психолого-педагогического сопровождения и поддержку в условиях образовательной среды, предусматривает сохранение и укрепление психологического благополучия у обучающихся, воспитанников, педагогов, родителей или иных законных представителей.

     3. Деятельность психологической службы организуется:

     1) на уровне начального образования – поддержка младшего школьника в развитии познавательной и учебной мотивации, самостоятельности и саморегуляции при адаптации и формировании творческих способностей каждого обучающегося;

     2) на уровне основного среднего образования - адаптация к новым условиям обучения, развитие познавательной и учебной деятельности обучающихся и воспитанников, поддержка в решении задач личностного и ценностно-смыслового саморазвития и самосознания, формирование устойчивости к познавательным процессам;

     3) на уровне общего среднего образования – оказание помощи обучающемуся и воспитаннику в самоопределении и личностной идентичности, профильной ориентации, содействие развитию способности целеполагания и принятия самостоятельных решений, формированию устойчивого мировоззрения.

     Деятельность психологической службы обеспечивается руководителем организаций среднего образования.

     4. Структура, состав специалистов, годовой план работы определяется типом, видом и задачами организаций среднего образования.

     5. В состав психологической службы организации среднего образования входят заместитель руководителя (директора) организации среднего образования, педагог-психолог (в соответствии со штатным расписанием), социальный педагог.

     Состав психологической службы регулируется и утверждается приказом руководителя организации среднего образования.

     Классные руководители, воспитатели, кураторы, педагоги-предметники, медицинские работники участвуют в процессе психолого-педагогического сопровождения обучающихся и воспитанников и взаимодействуют с родителями и иными законными представителями в соответствии с должностными обязанностями.

      6. Должностные обязанности специалистов, обеспечивающих психолого-педагогическое сопровождение, осуществляются в соответствии с приказом Министра образования и науки Республики Казахстан от 13 июля 2009 года № 338 "Об утверждении Типовых квалификационных характеристик должностей педагогов" (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов № 5750).

 Глава 2. Порядок деятельности психологической
службы в организациях среднего образования

     7. Порядок деятельности психологической службы включает:

     1) выявление трудностей в обучении, развитии и воспитании обучающихся и воспитанников, обеспечивается путем проведения наблюдения, бесед, диагностики, а также устных или письменных обращений (запросов) от обучающихся и воспитанников, родителей или иных законных представителей и педагогов;

     2) оказание обучающимся и воспитанникам индивидуального или группового социального и психолого-педагогического сопровождения;

     3) организация и проведение мероприятий по психолого-педагогическому сопровождению, включая интерактивные формы взаимодействия с обучающимися и воспитанниками, педагогами и родителями или иными законными представителями, педагогические советы, семинары и конференции;

     4) обеспечение междисциплинарного взаимодействия педагогов и специалистов, оказывающих социальное и психолого-педагогическое сопровождение;

     5) формирование условий для успешной социализации, осознанного выбора профессиональной направленности, профильной учебной траектории и индивидуального образовательного пространства обучающихся и воспитанников.

     8. Деятельность психологической службы осуществляется с учетом:

     1) соблюдения профессиональной этики;

     2) эмпатии и уважения к личности ребенка;

     3) индивидуальных и возрастных особенностей обучающегося и воспитанника;

     4) интеграции психологических и педагогических знаний;

     5) конфиденциальности информации с соблюдением прав и интересов ребенка;

     6) исключение возможности нанесения вреда здоровью, чести и достоинству обучающихся, воспитанников, родителей или иных законных представителей, педагогов;

     7) научности, комплексности, последовательности, поэтапности и непрерывности сопровождения обучающихся и воспитанников в образовательном процессе.

     9. Педагог-психолог осуществляет свою деятельность по следующим направлениям: диагностическое, консультативное, развивающее (коррекционное), психолого-педагогическое просвещение и организационно-методическое:

     1) диагностическое направление предусматривает индивидуальную и групповую деятельность, психолого-педагогическое изучение обучающихся и воспитанников на протяжении всего периода обучения, определение их индивидуальных особенностей и склонностей, потенциальных возможностей в процессе обучения и воспитания, в профессиональном самоопределении, а также выявление причин и механизмов нарушений в обучении, развитии, социальной адаптации;

     2) консультативное направление предусматривает индивидуальную и групповую деятельность, в форме оказания помощи участникам образовательного процесса: в осознании ими природы или причин возникающих затруднений, в анализе и решении психологических проблем, в актуализации личностных особенностей; содействие сознательному и активному присвоению нового социального опыта; помощь в формировании новых установок и принятии собственных решений; решение различного рода психологических проблем, связанных с трудностями в межличностных отношениях, самосознании и саморазвитии;

     3) развивающее (коррекционное) направление предусматривает индивидуальную работу с обучающимися и воспитанниками по формированию мотивации к новым знаниям, навыкам и умениям, возможностям их приобретения, проявления в учебной и познавательной деятельности. Включает организацию работы с выявленными сложностями в обучении и проблемами поведения, выявляемые в процессе диагностики; в преодолении трудностей в усвоении учебного материала на основе комплексного взаимодействия педагога-психолога с педагогами-предметниками, социальным и специальными педагогами, проведение коррекции психического и (или) физического состояния обучающихся и воспитанников с особыми образовательными потребностями;

     4) психолого-педагогическое просвещение предусматривает содействие личностному профессиональному росту, самоопределению обучающихся и воспитанников, педагогов; содействие формированию потребности у педагогов, родителей и иных законных представителей в психолого-педагогических знаниях и желании использовать их для исключения затруднений в обучении, воспитании и развитии обучающихся и воспитанников (классные часы, семинары, родительские собрания, педагогические советы, интерактивные методы и лектории для педагогов и родителей и иных законных представителей);

     5) организационно-методическое направление предусматривает проведение организационно-методической и научно-методической работы: мониторинг условий образовательной и развивающей среды, анализ результатов социального, психолого-педагогического сопровождения и разработка рекомендаций по его сопровождению, выработка междисциплинарного подхода в сопровождении обучающихся и воспитанников; изучение достижений отечественной и зарубежной науки и практики по психолого-педагогическому, социальному сопровождению в организациях среднего образования, семинарах-практикумах, конференциях; организация и проведение семинаров, тренингов и консультаций по овладению технологиями психолого-педагогического и социального сопровождения обучающихся и воспитанников.

      10. Оценка особых образовательных потребностей, обучающихся и воспитанников осуществляется в соответствии с приказом Министра образования и науки Республики Казахстан от 12 января 2022 года № 4 "Об утверждении правил оценки особых образовательных потребностей" (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 26618).

      Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся и воспитанников с особыми образовательными потребностями осуществляется в соответствии с приказом Министра образования и науки Республики Казахстан от 12 января 2022 года № 6 "Об утверждении правил психолого-педагогического сопровождения в организациях образования" (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 26513).

      11. Для организации деятельности специалистов, входящих в состав психологической службы, предоставляются кабинеты, оснащенные оборудованием и мебелью в соответствии с приказом Министра образования и науки Республики Казахстан от 22 января 2016 года №70 "Об утверждении норм оснащения оборудованием и мебелью организаций дошкольного, среднего образования, а также специальных организаций образования" (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 13272).

      12. Специалистами, входящими в состав психологической службы, осуществляется учетная документация в соответствии с приказом Министра образования и науки Республики Казахстан от 6 апреля 2020 года № 130 "Об утверждении перечня документов обязательных для ведения педагогами организаций среднего, технического и профессионального, после среднего образования и их формы" (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 20317).

      13. Психологическая диагностика, консультирование и тренинги (групповые, индивидуальные) с обучающимися и воспитанниками проводятся с письменного согласия родителей и иных законных представителей согласно приложению № 2 к приказу Министра образования и науки Республики Казахстан от 28 января 2016 года № 93 "Об утверждении форм типового договора оказания образовательных услуг для дошкольных организаций, организаций среднего, технического и профессионального, после среднего образования, типового договора на проведение профессиональной практики и типового договора о дуальном обучении для организаций технического и профессионального, после среднего образования" (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 13227).

      14. При обращении обучающихся и воспитанников к специалистам, обеспечивающим психолого-педагогическое сопровождение:

     1) обучающийся или воспитанник по собственному желанию письменно либо устно обращается к классному руководителю, педагогу-психологу, социальному педагогу, педагогам-предметникам, в администрацию организации среднего образования по вопросам своего личного состояния, поведения, сложностей, возникающих в процессе его обучения, воспитания и развития, а также ситуаций, причиняющих вред его социальному или психологическому благополучию и здоровью, нарушению его прав и интересов;

     2) обращение обучающегося или воспитанника регистрируется и рассматривается специалистами психологической службы;

     3) педагог-психолог письменно согласовывает с родителями или иными законными представителями график, формат оказания и проведения психологической помощи, необходимые для восстановления психологического благополучия обучающегося и воспитанника по психолого-педагогической диагностике, консультированию и коррекции;

     4) по итогам проведенной диагностической работы педагог-психолог определяет причину сложившейся ситуации, составляет психолого-педагогическое заключение и рекомендации, совместно со специалистами психолого-педагогического сопровождения разрабатывает план индивидуальной работы, который утверждается первым руководителем организаций среднего образования;

     5) выполнение рекомендаций и программы индивидуального плана осуществляются согласно установленному графику.

     15. Порядок действий при обращениях родителей или иных законных представителей к специалистам, обеспечивающим психолого-педагогическое сопровождение:

     1) родитель или иной законный представитель в письменной или устной форме обращается по вопросу психологического состояния, поведения обучающегося или воспитанника в процессе его обучения, развития и воспитания, проблем детско-родительских отношений к классному руководителю, педагогу-психологу, социальному педагогу, педагогам-предметниками, в администрацию организации среднего образования;

     2) обращение родителя или иного законного представителя регистрируется и рассматривается специалистами психологической службы;

     3) специалисты психологической службы совместно с классным руководителем изучают ситуацию, и информирует руководителя организации среднего образования, который определяет основного ответственного специалиста психологической службы;

     4) на первичной встрече специалисты психологической службы проводят беседу cродителем или иным законным представителем, формируют представление о причинах возникновения или изменения состояния, или поведения обучающегося или воспитанника, определяют формы и методы востребованной социальной, психолого-педагогической диагностики, консультирования, коррекции, поддержки или сопровождения;

     5) специалистом психологической службы составляется индивидуальный план социального или психолого-педагогического сопровождения, который утверждается первым руководителем организаций среднего образования;

     6) индивидуальный план социального и психолого-педагогического сопровождения составляется в 2-х экземплярах, письменно заверяется родителем или иным законным представителем, один экземпляр которого передается родителю или иному законному представителю, другой остается в организации среднего образования;

     7) при выявлении рисков психологического состояния или поведения, правовых, социальных или семейно-бытовых проблем, обучающийся или воспитанник направляется на консультацию к специалистам соответствующего профиля (в органы и организации здравоохранения, внутренних дел, социальной защиты населения, комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав).

     16. Порядок действий при обращениях педагогов в психологическую службу:

     1) педагоги организаций среднего образования при обнаружении эмоционально-волевых, поведенческих рисков и трудностей в обучении и развитии у обучающихся и воспитанников, а также собственных проблем профессионального выгорания письменно или устно обращаются к специалисту психологической службы;

     2) обращение педагога регистрируется и рассматривается специалистами психологической службы;

     3) специалисты психологической службы изучают ситуацию, и информирует руководителя организации среднего образования, который определяет основного ответственного специалиста психологической службы;

     4) специалист психологической службы определяет формы и методы оказания социального, психолого-педагогического сопровождения.

     17. Специалисты, обеспечивающие психолого-педагогическое сопровождение, соблюдают конфиденциальность полученных данных с учетом прав и интересов обучающихся и воспитанников.

      18. Педагоги, обеспечивающие психолого-педагогические сопровождение, в соответствии с подпунктом 10) статьи 15 Закона Республики Казахстан "О статусе педагога" своевременно письменно или устно сообщают правоохранительным органам и руководству организаций среднего образования о фактах совершения несовершеннолетними или в отношении них действий (бездействия), содержащих признаки уголовного либо административного правонарушения, в том числе ставших известными им в связи с профессиональной деятельностью в организациях образования и (или) вне организаций среднего образования.


 

© 2012. РГП на ПХВ «Институт законодательства и правовой информации Республики Казахстан» Министерства юстиции Республики Казахстан