Краеведческий отряд
Тема: "Край, в котором я живу"
Учитель истории: Хамитова Б.Ж.
Пояснительная записка
Актуальность.
Многое связывает человека с местом, где он родился и вырос. Милый сердцу край, родной город, его жители, природа, пройдя через сознание, становятся неотъемлемой частью человеческой судьбы. Где бы мы ни жили, на каком бы языке ни говорили, Казахстан – наша общая, большая, единственная Отчизна. Однако у каждого из нас есть ещё и свой, дорогой сердцу уголок земли, где он сделал первые шаги, нашёл первых друзей, получил путёвку в жизнь. Это наша Малая Родина.
Изучение родного края становится основой для гармоничного и всестороннего развития личности школьника, создаёт тот нравственный стержень, который поможет юному человеку противостоять натиску бездуховности, сохранить чистоту души; способствует раннему формированию «исторического чувства», чувства сопричастности к прошлому, ответственности за сохранение национального культурного наследия. Содержание программы «Край, в котором я живу» отражает комплексно-системный подход к изучению родного края как некой целостности. Такой подход позволяет рассматривать природные, экономические, социальные и культурные факторы в их равноправном взаимодействии. Данная программа составлена с учетом регионального компонента. Она сочетает в себе курсы истории, краеведения, этнографии.
Главная идея программы – развитие способностей и творческого потенциала ребенка через приобщение к изучению родного края, посредством формирования навыков поисковой работы.
Данная программа ориентирована на детей среднего звена, учитывает возрастные и психологические особенности .
Цель программы:
Воспитание гражданина Казахстана, патриота малой родины, знающего и любящего свой край: его традиции, верования, памятники архитектуры, культуры и желающего принять активное участие в его развитии.
Программа нацеливает образовательный процесс на решение следующих взаимосвязанных задач:
образовательные:
ознакомить детей с историей и современной жизнью Республики Казахстан.
дать школьникам основные знания об истории образования Казахского ханства , о культурных, политических, экономических особенностях Республики Казахстан.
познакомить с достопримечательностями, людьми, прославившими родной край;
овладеть формами и приемами учебно-исследовательской деятельности;
воспитательные:
формирование гражданского мировоззрения, воспитания чувства любви к «малой родине», бережного отношения к историческому наследию;
формирование толерантности и толерантного поведения в условиях многонациональности республики;
формирование экологической культуры, способности самостоятельно оценивать уровень безопасности окружающей среды, как среды жизнедеятельности; бережного отношения и ответственного поведения в ней;
воспитание потребности в здоровом образе жизни;
развивающие:
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, стимулирование стремления знать как можно больше о родном крае;
развитие потребности к самостоятельному изучению истории края через исследовательскую деятельность;
формирование навыков работы с историческими источниками, научно-популярной литературой и периодической печатью.
Формы и методы обучения
Данная программа рассчитана на 26 дней, обучения детей 12- 13 лет. В этом возрасте идёт активный процесс формирования знаний, оценок, чувств, переживаний, развития творческих способностей и интересов.
Для успешной реализации программы необходимо создать условия для формирования у детей целостного восприятия прошлого и настоящего своего края, осмысление своего места в нём, осознание своей ответственности за него. Это напрямую зависит от правильного выбора и применения методов обучения:
Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:- словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т.д.)
- наглядный (показ иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.)- практический ( выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.)Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:- объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию- репродуктивный – учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности- частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом- исследовательский – самостоятельная творческая работа учащихся. Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся на занятиях:- фронтальный – одновременная работа со всеми учащимися- индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы- групповой – организация работы в группах.- индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем
В процессе изучения курса краеведения с учащимися будут проводиться беседы, встречи, викторины, конкурсы, экскурсии в музеи, походы. Учащиеся подготовят сообщения, доклады, презентации, альбомы, используя в работе краеведческий материал.
Практические занятия можно проводить в помещении при организации выставок, конкурсов, бесед и викторин, деловых игр, игр – путешествий, виртуальных экскурсий.
Предполагаемые результаты обучения
Дети, прошедшие обучение по данной программе, получат информацию о своей «малой Родине», географическом положении и климатических условиях, растительном и животном мире, экономике, промышленных предприятиях .Познакомятся с богатой историей местности, культурой и традициями жителей нашего края, получат навыки толерантного поведения в многонациональной республике. Узнают основные источники получения информации и научатся работать с ними; научатся вести проектную и исследовательскую деятельность, узнают способы образования топонимов. Выходы на природу дадут детям элементарные туристские навыки.
Обучение по данной программе позволит детям привить такое качество, как любовь к Родине через любовь к своему краюи уважение к его жителям.
Календарно-тематическое планирование.
№ |
Наименование тем |
Количество часов |
|
теория |
|
||
1 |
«Край, в котором я живу». Цели и задачи краеведческого отряда. Беседа по правилам безопасного поведения на занятиях. |
1.06 |
|
2 |
Моя малая родина. Экскурсия в Центральный парк. |
2.06 |
|
3 |
Мой район. Экскурсия по микрорайону Голубые пруды. Составления плана расположения объектов на микрорайоне. |
3.06 |
|
4 |
Образование Казахского ханства. |
4.06 |
|
5 |
Традиционное хозяйство и культура казахов. Экскурсия в краеведческий музей. |
6.06 |
|
6 |
Казахстан — мой край родной. Экскурсия на конный завод |
7.06 |
|
7 |
История городища Чирик Рабад. Экскурсия в музей Кар ГУ |
8.06 |
|
8 |
Городище Бабиш Молда |
9.06 |
|
9 |
Загадочные уголки Древнего Аркаима |
10.06 |
|
10 |
Изготовление макета |
11.06 |
|
11 |
История мавзолея Айша Биби и Бабаджа хатун |
13.06 |
|
12 |
Изготовление макета |
14.06 |
|
13 |
История мавзолея Ходжа Ахмеда Яссауи |
15.06 |
|
14 |
Изготовление макета |
16.06 |
|
15 |
Экскурсия В НИШ |
17.06 |
|
16 |
Моя семья: Творческое задание: написать сочинение «Один день нашей семьи» |
18.06 |
|
17 |
Занятие-диспут “Что бы я сделал для города и Октябрьского района, если бы был главой администрации” |
20.06 |
|
18 |
Дом, в котором я живу:Творческое задание: коллаж «Наш дом» |
21.06 |
|
19 |
Конкурс презентаций. По изученным темам. |
22.06 |
|
20 |
Экологическая памятка. Создание памятки о природе Карагандинской области и бережном отношении к ней. |
23.06 |
|
21 |
Их именами названы проспекты и улицы. К.Сатпаев. Сбор материала о К.Сатпаеве. Г.Мустафин. Сбор материала о жизни и творчестве . С.Сейфуллин. Сбор материала о жизни и творчестве С.Сейфуллина. Ф.Кривогуз. Сбор материала о жизнедеятельности Ф.Кривогуза. |
24.06 |
|
22 |
«Любимое местечко» Конкурс рисунков и коллажей. |
25.06 |
|
23 |
Урок обобщение. |
27.06 |
|
24 |
Защита проектов. |
28.06 |
|
Работа в краеведческом отряде рассчитан на 26 день.
10.00- 15.00 ч.
10.00-10.30 – определение маршрута поисковой деятельности.
С 10.30-14.00 -маршрут по плану.
14.00-15.00 - оздоровительные мероприятия ( плавание в бассейне). Изучение истории края может способствовать не только углублению и систематизации знаний, получаемых учащимися по истории Казахстана, но и акцентировать внимание на новых содержательных линиях. Во- первых появляется возможность, последовательно исследовать историю микрорайона, историю области.
Формы и методы обучения.
1. Работа в малых группах и парах.
2. Индивидуальная работа.
3. Метод проекта.
Актуализация программы.
1. Рациональная организация учебной деятельности способствует: выработке навыков самообразования и саморазвития, формированию устойчивой положительной мотивации обучения у учащихся.
Ожидаемые результаты:
1. Развитие мотивационно - ценностного отношения к личностям в историческом процессе.
2. Развитие информационной культуры.
3. Развитие навыков самостоятельной работы с дополнительной литературой, исследовательской культуры учащихся.
4. Развитие познавательного интереса и творческой активности.
5. Знания истории края.
Учащиеся должны уметь:
1. Работать с историческими источниками;
2. Характеризовать, анализировать, обобщать основные события связанные с Карагандинской области.
3. Выражать собственное мнение.
Список учащихся краеведческого отряда
№
|
Ф.И.О ученика |
Год рожд. |
Дом.адрес |
класс |
1. |
Мукажанова Фаризат |
2004 |
Г.П д.4 кв 187 тел 213119. Сот 87000725785 |
6 «В» |
2. |
Тен Елизавета |
2004 |
Шахтерский 31 квартал 9 дом т: 354132 |
6 «В» |
3. |
Аянова Аяулым |
2003 |
Г.П 5/4 кв 53 т: 216734 |
6 «В» |
4. |
Жинбекова Сабина |
2004 |
Г.п 11 кв 37 |
6 «В» |
5. |
Елюсизова Айдана |
2004 |
Г.п 7 кв 101 т: 216600 |
6 «В» |
6. |
Шаймуратов Нуртассын |
2004 |
Г.П 4 кв 134 т: 911808 |
6 «В» |
7. |
Толеубай Ержанат |
2004 |
Г.П 10 кв 109 т: 308208 |
6 «В» |
8. |
Мукажанов Фархат |
2004 |
Г.П 4 кв 187 т: 213118 |
6 «В» |
9. |
Ахметова Диана |
2003 |
Г.П 7 кв 40 т: 216339 |
7 «Г» |
10. |
Молдаханова Сабина |
2003 |
Мамраева 36 кв 9 |
7 «Г» |
11. |
Хакимов Данияр |
2003 |
Мамраева 12 кв 189 т: 212867 |
7 «Г» |
12. |
Жансеитов Алиби |
2004 |
Г.Пмкрн ГП д.13 кв.6 т. 23-11-18 |
8 «Г» |
13. |
Божбанов Бауржан |
2004 |
Г.Пмкрн ГП д.8 кв 26 т. 23-21-45 |
8 «Г» |
14. |
Панов Кирилл |
2004 |
мкрн ГП д.12 кв187 т.30-90-36 |
8 «Г» |
15. |
Дауленбаева Диана |
2004 |
Г.пмкрн ГП д.18 кв.154 т.30-90-17 |
8 «Г» |
16. |
Чубук Дарья |
2004 |
Г.ПМкрн Г.п д. 6 кв 192 т: 76-97-31 |
8 «Г» |
17. |
Ахмедина Аймира |
2004 |
Г.п 7 кв 22 |
8 «Г» |
Учитель: Хамитова Багдат Женисовна
2016г. Сегодня отряд "Следопыт" посетил центральный парк
Работа над проектом
Работа учеников 6 класса над проектом "Чирик Рабат"
Ребята на свежем воздухе, в походе.
Работа над проектом Древний Аркаим
Игры на свежем воздухе