"Қарағанды облысы білім басқармасының Қарағанды…
"Қазыбек Нұржанов атындағы гимназия" КММ

Learning the Kazakh language

сараң
скупой
Question answer
Всего ответов: 26
Новых вопросов: 11

Жаз - 2013

Паспорт программы

Основания для разработки Программы:

·        Настоящая Программа разработана в соответствии с:

·        Конвенцией ООН о правах ребенка;

·        Конституцией РК;

·        Законом РК "Об образовании";

·        Закон РК «О правах ребенка»,

·        Планом воспитательной работы гимназии на 2012-2013 учебный год;

·        Уставом гимназии №9.

Программа разработана в целях создания необходимых условий для организации детского отдыха, активизации деятельности гимназии по развитию детского отдыха и занятости, развития личности ребенка в каникулярный период, укрепления здоровья детей.

Цель Программы:  создание возможностей для получения полноценного отдыха и успешной социализации детей и подростков на основе интеграции нормативно-правовой базы, ресурсного обеспечения летнего отдыха и воспитательной деятельности в образовательном процессе с учетом воспитательных возможностей дополнительного образования.

Целевое назначение Программы:

          Программа «Лето» ориентирована на обеспечение социальной защищенности и оздоровления учащихся КГУ гимназия №9, развитие способности к творческому самовыражению в учебной, трудовой, досуговой деятельности.

          Программа направлена на развитие у учащихся навыков здорового образа жизни, самообразования, творческого потенциала.

          Программа направлена на удовлетворение потребностей:

·              Гимназии - в создании условий для воспитания здорового подрастающего поколения, будущих граждан города Караганды;

·              Детей и подростков - стимулирующих развитие познавательных интересов, разносторонних способностей и творческих проявлений личности;

·              Родителей- в обеспечении условий для максимального вовлечения учащихся в цикл  оздоровительно- досуговых мероприятий, в создании комфортных условий отдыха;

·              Общества - в реализации Программы развития, направленной на формирование личности, способной к продуктивной деятельности в сфере производства, культуры, общественных отношений;

Сроки, этапы реализации Программы:

Апрель-сентябрь 2013 года.

I этап - организационно-методический. Апрель-май.

II этап – содержательно - деятельностный. Июнь-август.

III этап - контрольно-аналитический. Август-сентябрь.

Ожидаемые результаты реализации Программы:

Реализация программы позволит:

·        Создать условия по обеспечению оздоровительного процесса учащихся гимназии №9 г.Караганды, их трудовой, досуговой занятости;

·        Увеличить охват детей и подростков организованными формами отдыха до 100%;

·        Поднять творческую активность детей, уровень саморазвития ребенка в творческой деятельности;

·        Развить навыки управления и взаимопомощи в ходе деятельности разновозрастных отрядов;

·        Снизить случаи детского дорожно-транспортного травматизма.

Контроль за реализацией Программы

·        Оперативный контроль начальников лагерей, директора гимназии.

·        Открытый просмотр реализации программных мероприятий.

·        Оперативная информация.

·        Отчет председателя комиссии по организации летнего отдыха учащихся

Пояснительная записка

В настоящее время общество осознало необходимость осуществления культурных целей образования, ориентированных на личность и ее саморазвитие в конкретных педагогических системах, в том числе в летний период. Летние каникулы составляют значительную часть годового объема свободного времени школьников, но далеко не все родители могут предоставить своему ребенку полноценный, правильно организованный отдых. Каждому родителю хочется, чтобы ребёнок на каникулах был занят какой-либо деятельностью.

Учреждения образования по-прежнему остаются главными организатороми занятости, отдыха и оздоровления детей. Летняя занятость детей сегодня - это не только социальная защита, это еще и пространство для творческого развития, обогащения духовного мира и интеллекта ребенка, что создает условия для социализации молодого человека с учетом реалий современной жизни.

Во время летних каникул происходит разрядка накопившейся за год напряженности, восстановление израсходованных сил, здоровья, развитие творческого потенциала. Эти функции выполняет летний лагерь с дневным пребыванием детей, трудовые объединения школьников. Такие формы занятости играют важную роль в системе оздоровления и воспитания детей, когда многие семьи находятся в сложных экономических и социальных условиях. Совместная деятельность способствуют формированию у ребят коммуникативных навыков.

Цель на предстоящее лето - сохранение, стабилизация и дальнейшее развитие системы детского отдыха, оздоровления и занятости детей и подростков, максимальное удовлетворение потребности в оздоровлении и организованной занятости детей гимназии №9 в период летних каникул.

Комплексная Программа "Лето - 2013" подготовлена гимназией №9 в соответствии с Распоряжением Премьер-министра РК №86-р от 28.06.2011г. «Об организации отдыха, оздоровления и занятости детей и подростков в период летних каникул 2011-2015 года» и предусматривает комплексное решение поставленных задач через разнообразные формы занятости детей с учетом их возрастных, психолого-педагогических особенностей, интересов и возможностей, а также равномерное планирование деятельности лицея во время всех трех месяцев летних каникул.

Разработка данной программы организации летнего каникулярного отдыха, оздоровления и занятости детей школьного возраста была вызвана:

·        повышением спроса родителей и детей на организованный отдых школьников;

·        обеспечением преемственности в работе летних оздоровительных лагерей с дневным пребыванием детей предыдущих лет;

·        модернизацией старых форм работы с детьми в каникулярный период и введением новых;

·        необходимостью использования богатого творческого потенциала подростков и педагогов в реализации целей и задач программы.

Летний отдых - это не просто прекращение учебной деятельности ребенка. Это активная пора его социализации, продолжение образования. Именно поэтому обеспечение занятости школьников в период летних каникул является приоритетным направлением государственной политики в области образования детей и подростков.

Ведущими ценностями в условиях организации отдыха и занятости детей и подростков в летний период являются:

1) физическое оздоровление школьников;

2) сохранение и укрепление эмоционально-психологического здоровья воспитанников.

Данная программа по своей направленности является комплексной, т.е. включает в себя разноплановую деятельность, объединяет различные направления оздоровления, отдыха и занятости детей и подростков в период летних каникул в условиях летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием и трудовых объединений.

По продолжительности программа является краткосрочной, т.е. реализуется в период летних каникул и рассчитана на учащихся гимназии №9 в возрасте от 7 до 16 лет. При комплектовании особое внимание уделяется детям из малообеспеченных, неполных и многодетных семей, а также детям, находящимся в трудной жизненной ситуации.

Программа «Лето-2013» ставит в центр своей деятельности личность ребенка и его здоровье, развитие учащихся, поиск новых методических решений в воспитательной работе, разнообразных форм, увлекающих детей и включающих их в активную деятельность. Исходя из вышесказанного, были определены основные направления работы по организации отдыха и деятельности учащихся гимназии в летний период:

üХудожественно-эстетическое;

Спортивно-оздоровительное; Гражданско-патриотическое; Трудовое.

С целью организации летнего отдыха детей на базе гимназии №9 создаются:

Летний оздоровительный лагерь с дневным пребыванием детей «Бота» (1-5 класс), Ремонтно-строительная бригада (10 класс), Бригады по озеленению «Жасыл ел» (5-8 класс), «Летняя школа» (2-5 классы); Профильный лагерь по основам наук (8,10 класс);

Цели и задачи программы

Цель Программы: комплексное решение организации оздоровления, отдыха и занятости детей и подростков в летнее время; создание благоприятных условий для получения полноценного отдыха, занятости и оздоровления детей и подростков, в том числе  из социально незащищенных семей, опекаемых детей.

Задачи Программы:

1. Создание благоприятных условий для организованного отдыха детей.

2. Укрепление здоровья, содействие полноценному физическому и психическому развитию детей.

3. Организация работы с детьми и подростками, оказавшимися в трудной жизненной ситуации; профилактика безнадзорности и правонарушений.

4. Привлечение родителей и общественных организаций к организации летнего отдыха и занятости учащихся.

5. Организация ежедневных мероприятий для детей и подростков.

6. Приобщение детей к культурным ценностям, вовлечение их в досуговую деятельность.

7. Приобщение школьников к здоровому образу жизни как к одному из главных путей в достижении успеха.

8. Предупреждение детского дорожно-транспортного травматизма в летний период через систему мероприятий в рамках организации летней кампании.

9. Обеспечение мер безопасности при организации летней работы.

10. Оформление информационного стенда «Лето – 2013».

Программа основана на следующих принципах:

1. Принципы дифференциации и интеграции различных форм оздоровительной и воспитательно-образовательной работы.

2. Принцип природосообразности - учет возрастных особенностей, половых различий, индивидуальных потребностей при определении форм летнего отдыха.

3. Принцип успеха и поддержки - создание условий добровольности и выбора - предоставление ребенку возможности выбора формы летнего отдыха и занятости, исходя из его личных потребностей и интересов, в соответствии с собственным желанием.

4. Принцип максимизации ресурсов означает, что в ходе подготовки и реализации программы будут использованы все возможности (материально-технические, кадровые, финансовые, психолого-педагогические и др.) для наиболее успешного (оптимального решения поставленных задач).

5. Принцип демократизации деятельности детских объединений.

Специфика программы

Основные направления реализации программы

Несмотря на то, что в основу программы положено сохранение и укрепление здоровья школьников, создание условий для здорового образа жизни в период летних каникул, по своей направленности Программа является комплексной, т.е. включает в себя разноплановую деятельность, объединяет различные направления оздоровления, отдыха и воспитания детей.

Тематическая направленность мероприятий на 2013 год:

·        День Защиты детей;

·        День символов Республики Казахстан;

·        День столицы;

·        Всемирный день борьбы с наркоманией.

Приоритеты отдаются гражданско-патриотическому, спортивно-оздоровительному, художественно-эстетическому и трудовому воспитанию.

Основные направления воспитания детей и подростков в летний период:

Направление

Формы деятельности

Художественно-эстетическое воспитание

Это направление отражает в себе художественное и эстетическое воспитание детей. Различные мероприятия этого направления должны способствовать развитию у детей чувства ответственности, надежности, честности, заботливости и уважения по отношению к себе, к другим людям и к порученному делу, а также чувства прекрасного, бережного отношения к природе. Это направление должно способствовать творческому развитию детей и их инициативе. Необходимо создать все условия для реализации этого направления, т.к. мероприятия этого направления благоприятствуют самореализации, самосовершенствованию и социализации ребенка в жизни.

- Беседы, викторины по истории родного края (района, города) гимназии, символике РК;

-Линейки;

-Конкурсы;

-Праздники, утренники;

-Конкурсы рисунков, плакатов;

-Литературные конкурсы;

-Посещение музеев, выставок и театров.

Спортивно-оздоровительное воспитание

В это направление входят мероприятия, пропагандирующие здоровый образ жизни. Разрабатываются и проводятся различные встречи, экскурсии, соревнования, конкурсные программы по физической культуре, ОБЖ, противопожарной безопасности, правилам дорожного движения, по оказанию первой медицинской помощи. С помощью спорта и физкультуры решаются задачи физического воспитания: укрепление здоровья, физическое развитие детей. Творчески подходя к делу, можно разнообразить, сделать увлекательной самую обыкновенную утреннюю гимнастику.

- Ежедневная утренняя зарядка;

- Спортивные соревнования,

- Праздники в гимназии;

- Работа спортивных секций на базе гимназии;

- Оздоровление в плавательном бассейне ОКДСШ №77, «Дельфин»;

- Беседы, конкурсы, викторины по спорту;

- День Здоровья;

- Беседы, викторины на тему ЗОЖ;

- Конкурсы плакатов о ЗОЖ, на тему противопожарной безопасности;

-Встречи с инспектором дорожной полиции, медицинским работником;

Экскурсии в пожарную часть.

Гражданско-патриотическое воспитание

Это направление включает в себя все мероприятия, носящие патриотический, исторический и культурный характер. Мероприятия этого направления должны воспитывать в детях патриотизм, любовь к родному краю, чувство гордости за свою страну, за ее историю и культуру.

- Линейка Памяти (22 июня, День Памяти);

- Викторины, беседы (День символов, День столицы);

-Встречи с ветеранами, участниками ВОВ.

Трудовое воспитание

Это направление занимает особое место в системе воспитания. Именно в процессе трудовой деятельности происходит физическое и умственное развитие, воспитание аккуратности, желание поддерживать чистоту и порядок. В трудовом воспитании школьников большое место занимает хозяйственно-бытовой труд: уборка помещения, работа на пришкольном участке, в библиотеке, компьютерном классе, живом уголке.

-Работа на пришкольном участке;

-Работа по благоустройству школьного двора;

- Работа в библиотеке;

  - Работа в компьютерном классе.

Обеспечение программы

Методическое обеспечение

Методические журналы. Пособия, где предлагаются программы различной направленности.

Мероприятия

Сроки

Ответственные

1.Провести обучение руководителей летних оздоровительных и трудовых объединений.

Май, июнь

Заместитель директора по ВР

2. Провести целевые инструктажи по ОТ и ТБ.

Перед началом работ

Начальник штаба "Лето"

3. Подготовить методические разработки основных праздников, конкурсов, смотров и т. д.

Май-август

Начальники штаба, заместитель директора по ВР, руководители творческих объединений

4. Проведение тренингов для командиров отрядов, вожатых, командиров штабов (детское самоуправление).

Ежемесячно в летний период

Заместитель директора по ВР

Кадровое обеспечение

Оздоровление и развитие детей в значительной степени зависит от знаний, умений и подготовленности к работе тех взрослых, которые организуют жизнедеятельность лагеря, трудовых объединений. В реализации программы участвуют опытные педагоги гимназии №9: социальный педагог, педагог-психолог, школьный библиотекарь гимназии, учителя физической культуры, классные воспитатели, учителя-предметники.

Воспитатели в пришкольном и профильном лагерях, руководители РСБ, бригад по озеленению несут ответственность за жизнь и здоровье детей, соблюдение распорядка дня, норм санитарной и пожарной безопасности, организацию и содержание оздоровительно - воспитательной и досуговой деятельности, работу органов самоуправления и проведение досуговых мероприятий в рамках Программы, анализирует деятельность отрядов.

Специальные кадры (библиотекарь, физкультурный работник, социальный педагог, музыкальный работник) осуществляют специализированную педагогическую деятельность в рамках функциональных обязанностей, могут быть привлечены для педагогической поддержки работы органов самоуправления, для организации досуговых мероприятий.

Учителя-предметники отвечают за содержание деятельности своих кружков, результативность работы и привлечение ребят к деятельности, участвуют в подготовке массовых мероприятий.

Педагогическое кредо коллектива:

Принцип педагогического профессионализма; Принцип уважения личности ребёнка; Принцип сотрудничества, сотворчества, содружества; Принцип поддержки детских инициатив и творчества; Принцип самоуправления детского коллектива; Принцип сочетания общечеловеческих и национальных культурных ценностей в организации жизнедеятельности детей; Принцип индивидуального подхода и коллективного творчества; Принцип позитивного решения конфликтных ситуаций.

Механизм реализации программы

К участию в реализации Программы предусматривается педагогический коллектив гимназии, педагоги дополнительного образования, учреждения дополнительного образования и культуры.

Перечень мероприятий Программы предусматривает решение конкретных задач, взаимосвязанных и скоординированных по времени, включая материально-техническое, методическое, кадровое и организационное обеспечение.

Планируется проведение комплекса мероприятий по созданию благоприятных условий для укрепления здоровья и организации досуга детей в летний период.

Предусматривается развитие и поддержка коллектива педагогов, занимающихся организацией летнего отдыха оздоровления детей.

Намечается проведение педагогических совещаний по итогам работы летней кампании в лицее, методических совещаний по накоплению, распространению и обобщению опыта организации работы летнего лагеря с дневным пребыванием.

Предусматриваются мероприятия по созданию «методической копилки».

Этапы реализации программы:

1.     Организационно-методический (апрель-май):

Изучение интересов детей и их родителей, учет результатов работы в предыдущем сезоне;

Выбор задач, форм и методов работы по оздоровлению детей;

Сбор информации по летней занятости учащихся лицея;

Подбор руководящих кадров, воспитателей для работы с детьми;

Подготовка материальной базы;

Проведение инструктивно-методических совещаний;

Создание нормативной базы летней оздоровительной кампании;

Координация деятельности с различными ведомствами, организациями, учреждениями;

Комплектование отрядов.

2. Содержательно-деятельностный этап (июнь-август):

Непосредственное проведение летней оздоровительной кампании согласно плану мероприятий по реализации программы, плану трудовых объединений;

Создание методических пособий и программных средств по организации летнего труда и отдыха учащихся.

3. Контрольно - аналитический этап (август-сентябрь):

Подведение итогов летней оздоровительной кампании;

Анализ работы лагеря, трудовых объединений школьников, выявление инновационных подходов;

Анализ деятельности лицея по реализации Программы.

Комплекс мер по реализации программы:

Мероприятие

Сроки

Ответственный

1. Приказ о мерах по организации летнего отдыха в школе.

До 25 мая

Директор гимназии Бартош С.Н.

2. Составить смету расходов на оздоровительный лагерь дневного пребывания, турпоходы.

До 27 мая

Зам.директора гимназии по ВР Римшелите М.З.

3. Организовать работу:

РСБ (ремонтно-строительных бригад)

Бригад по озеленению «Жасыл ел» (благоустройство школьной территории)

До 27 мая

Бартощак П.С. – учитель технологии

Васюкевич С.Н.  –учитель биологии

 

4. Разработать программу оздоровительного лагеря дневного пребывания для учащихся 1-4 классов (3 сезона с 1 июня по 1 августа)

До 27 мая

 Диордица Е.В. – начальник лагеря

5. Разработать программу работы профильного лагеря по основам наук

До 27 мая

Попорва М.А. – зам.директора по УВР

6. Для летнего лагеря дополнительно разработать кружковые программы:

Кружок ИЗО

Кружок музыки

Спортивная секция

До 27 мая

Ашихмина Т.В. – учитель ИЗО

Ляшок Т.П. – учитель музыки

Сохрякова Л.И. – учитель физкультуры

7. Организовать прохождение медосмотра для персонала и воспитателей лагеря.

До 27 мая

Саратова А.М. - медработник

8. Подготовить необходимое оборудование и инвентарь для лагеря, отрядов по благоустройству территории и на пришкольном участке.

К 27 мая

Заместитель директора по АХЧ, начальник штаба "Лето", начальник лагеря, руководители отрядов.

9. Оформить информационный стенд «Лето-2012».

К 25 мая

Зам.директора гимназии по ВР Римшелите М.З.

10. Разработать сценарии праздников открытия и закрытия лагеря, Дня столицы, Дня символов, линейки Памяти (22 июня).

К 27 мая

Диордица Е.В. – начальник лагеря

С целью реализации Программы администрация гимназии готовит следующие документы:

Нормативно-правовая база.

Приказ об организации отдыха, оздоровления и занятости детей и подростков в период летних каникул. Списочный состав летних трудовых, оздоровительных объединений (по месяцам). Утвержденный состав комиссии по организации летнего отдыха учащихся гимназии. Списочный состав учащихся, нуждающихся в помощи социальных служб района по организации летнего отдыха и оздоровления. Пакет инструкций по охране труда и техники безопасности всех участников воспитательного процесса в летний период. Договоры и приказы. Документы по доступности спортивного зала, спортплощадки, актового зала, компьютерного класса, библиотеки школы для детей и подростков в летний период (циклограммы работы).

Условия реализации программы:

1. Подбор педагогических кадров.

2. Разнообразие видов деятельности, создающих ситуацию развития каждого.

3. Отбор педагогических приемов и средств с учетом возрастных, интеллектуальных и психологических особенностей детей и подростков.

Формы занятости учащихся в летний период

Программа предусматривает следующие формы занятости учащихся летом:

Летний оздоровительный лагерь дневного пребывания на базе гимназии №9 «Бота»; Профильный лагерь по основам наук; Трудовые объединения школьников: Ремонтно-строительные бригады; Бригады по озеленению; Творческие объединения (кружки) по интересам, спортивные секции; üЗанятость учащихся в спортивном зале, на спортивных площадках школы и микрорайона; Занятость опекаемых детей, детей-сирот; Занятость детей-инвалидов и детей из малообеспеченных семей; Оказание адресной помощи детям из малообеспеченных семей, опекаемым, детям-инвалидам; Временное трудоустройство подростков старшей школы.

 

Диагностика реализации содержания программы

 

Мероприятия

Срок

Ответственный

1. Вопросы по организации и реализации Программы рассматривать на совещании при директоре.

Апрель-май

Римшелите М.З. – зам.директора по ВР

1.1 Совещание при директоре

1.1.1.          1.1.1 о ходе подготовки реализации Программы «Лето-2013».

1.1.2.          1.1.2 о ходе работы комиссии  "Лето" по реализации Программы        

1.1.3.          1.1.3 анализ деятельности комиссии «Лето-2013».

 

Март-апрель

 

Ежемесячно

 

Август

 

Римшелите М.З.

 

Диордица Е.В.

 

Римшелите М.З.

2.     Комиссия «Лето-2013»

2.1 Отчет руководителей объединений всех видов.

2.2 О работе кружков и секций

2.3 О занятости учащихся  социально- незащищенных категорий

 

Ежемесячно

 

Руководители объединений, кружков, секций, социальный педагог

3.     3. Сдача информации о занятости учащихся гимназии №9 в летний период

4.     3.1. Списочный состав учащихся, нуждающихся в адресной социальной помощи.

5.     3.2. Информация по определению 9-классников.

6.     3.3. Информация о работе в летний период (цифровая).

7.     3.4. Отчет о занятости в летний период (по факту)

 

 

 

К 25.05.2013г.

 

 

До 25.08.2013г.

 

К 15 числу каждого месяца

К 28.08.2013г.

 

 

 

Социальный педагог

 

 

Классный воспитатель

Старший вожатый

 

Зам.директора по ВР

Документы, которые должен иметь начальник штаба «Лето-2013»:

Разрешения УГСЭН и управления по ЧС на все смены; Приказы по лагерю; Списки детей и сотрудников, заверенные мед. работником ( для обучающихся данной школы ); Режим работы лагеря; Программы деятельности лагеря, кружков, праздников и т.д.; Планы работ (воспитательной, оздоровительной) всех объединений - календарный и ежедневный; Заявления от родителей; Документы по ОТ и ТБ; Журнал учета инструктажей по ОТ и ТБ для сотрудников лагеря; Журнал учета инструктажей по ОТ, ТБ, ПДД, противопожарной безопасности, водоемах и т. д. для детей и подростков; Ведомости на получение денег от родителей, отчеты об их расходовании; Журнал учета посещаемости детей и подростков;

Документы по ежедневному контролю:

За воспитательной работой; По оздоровлению; По контролю за пищеблоком (наличие меню по дням и сумма его стоимости); За санитарным состоянием помещений; Отчеты по каждой смене.

Документы, которые должен иметь медицинский работник в летний период:

Полные развернутые списки детей и сотрудников лагеря; Санитарные книжки на всех сотрудников лагеря, включая работников пищеблока; Результаты предварительного осмотра детей при приеме в лагерь; Распределение детей на медицинские группы для занятий физкультурой, организации диетического питания; Документы контроля за питанием; Документы по проведению санитарных противоэпидемических мероприятий; Отчеты по каждой смене.

Сотрудничество гимназии №9 в летний период с учреждениями дополнительного образования, культуры и спорта:

ДК Нового Майкудука; Академический театр музыкальной комедии; Экомузей Музей изобразительных искусств; Плавательные бассейны «Дельфин» и ОКДСШ №77; РЦ "Ботакоз"; Дворовый клуб «Нурби».