Коммунальное государственное учреждение «Гимназия имени…
КГУ "Гимназия им.Каныша Сатпаева"

Профессиограмма

Любое исследование в области психологии труда, какие бы задачи (теоретические или прикладные) оно не решало, начинается с изучения конкретной профессиональной деятельности. Для ряда массовых профессий уже разработаны профессиограммы.

В самом общем виде профессиограмма определяется как «описательно-технологическая характеристика различных видов профессиональной деятельности», сделанная по определенной схеме и для решения определенных задач.

Важным понятием в психологии труда является психограмма, трактуемая как выделение и описание особенностей человека, необходимых для успешного выполнения определенной трудовой деятельности. Данные свойства называются профессионально важными качествами (ПВК).

На основании целей и задач, для решения которых предназначены те или иные описательные системы профессий, выделяются следующие типы профессиограмм: - информационные (предназначены для использования в профконсультационной и профориентационной работе с целью информирования клиентов о профессиях, которые вызвали у них интерес); - ориентировочно-диагностические (используются для выявления причин сбоев, аварий, низкой эффективности труда и организуются на основе сопоставления реальной работы данного человека или рабочей группы с требуемыми - эффективными - образцами организации трудовой деятельности); - конструктивные (применяются для совершенствования эргатической системы, на основе проектирования новых образцов техники, а также подготовки и организации труда персонала); - методические (служат для подбора адекватных методов исследования данной эргатической системы, т.е. направлены на рефлексию и последующую организацию труда самого специалиста, составляющего профессиографическое описание конкретной работы); - диагностические, целью которых является подбор методик для профотбора, расстановки и переподготовки кадров (например, организация работы по схеме составления аналитической профессиограммы, где сначала исследуется профессия на нормативно-описательном, технологическом и «бюрократическом» уровнях, а затем все это переводится на язык, необходимый для успешной работы ПВК, для которых и подбираются соответствующие психодиагностические методики).

   Перед нами стоит очень трудная задача выбора "своей" профессии. Профессия - это не просто занятие, это любимое занятие. Это не просто работа, это любимая и достойная работа. Профессия - это стимул продвижения! Профессия - это.....

Для того, чтобы понять своё "профессиональное пристрастие" необходимо представлять суть деятельности профессии определённого вида, знать нормы и требования  предъявляемые этой профессией или специальностью к работнику.

В этом активную помощь представляет собой профессиограмма. 

С профессиограммами основных современных профессий можно ознакомиться на сайте: 

http://effecton.biz/109.html

 

Как определиться в выборе? В этом нам помогают профориентационные занятия, экскурсии, тестирования, беседы. Всё это нам предлагается уже сейчас- в школе. Обо всём, что касается учебныхсредне-специальных и высших учреждений, узнают и наши родители. Узнают это на родительских собраниях, в индивидуальных беседах, из буклетов приносимых нами, учениками, домой.