Международная программа оценки образовательных достижений обучающихся
PISA - международное исследование оценки уровня математической, читательской и естественнонаучной грамотности 15-летних обучающихся. Проект координирует Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Исследование реализуется Консорциумом с участием ведущих международных организаций в области образования. В первом цикле PISA- 2000 приняли участие 43 страны, в т.ч. 34 члена ОЭСР. В PISA-2015 число участников составило 71 страна. К исследованию в 2018 году планируют присоединиться еще 11 стран. Цель исследования: оценить, обладают ли обучающиеся, получившие общее обязательное образование, знаниями и умениями, необходимыми для полноценного функционирования в обществе (функциональная грамотность). Дополнительно изучается влияние различных факторов на образовательные достижения обучающихся. Это социо-экономические аспекты, характеристика организаций образования и образовательные возможности подростков вне школы. Проект PISA предоставляет возможность сопоставить различные системы образования и использовать опыт ведущих стран ОЭСР при разработке национальных стратегий образования. Исследование проводится трехлетними циклами. В каждом цикле определяется приоритетное направление.
Читательская грамотность |
2000, 2009, 2018 |
Математическая грамотность |
2003, 2012 |
Естественнонаучная грамотность |
2006, 2015 |
Казахстан принимает PISA участие с 2009 года.
|
PISA-2009 |
PISA-2012 |
PISA-2015 |
Всего организаций образования |
200 |
218 |
232 |
В том числе (по типу) |
|||
Школы |
184 |
200 |
205 |
Колледжи |
16 |
18 |
27 |
Всего обучающихся |
5 590 |
5 808 |
7 843 |
Из них: |
|||
с казахским языком обучения |
3 194 |
3 522 |
4 806 |
с русским языком обучения |
2 396 |
2 286 |
3 037 |
В PISA-2012 казахстанские 15-летние обучающиеся показали значительный рост баллов по математической (+27) и естественнонаучной грамотности (+25) (432 и 425 баллов по 1000 - балльной международной шкале соответственно). При этом показатель успешности читательских компетенций повысился лишь на 3 балла (393 балла). Итоги PISA-2015 будут официально представлены ОЭСР в декабре 2016 года. Совершенствуется технология проведения исследования. В PISA-2015 57 стран из 71 приняли участие в компьютерном формате, который позволяет определить уровень читательской, математической и естественнонаучной грамотности на основе IT-навыков. ОЭСР рассматривается возможность в перспективе введения нового четвертого направления «Глобальные компетенции». Тест оценивает креативность, критическое мышление, лидерство и способность 15-летних обучающихся адаптироваться в заранее спроектированной нестандартной ситуации.
Подробнее читайте:
- Национальный отчет "Основные результаты международного исследования PISA-2015"
- Инструментарий Международгого исследования PISA-2018/компьютерный формат
- Международный отчет «Результаты PISA 2009» (ОЭСР);
- Международный отчет «Результаты PISA 2012» (ОЭСР);
- Национальный отчет по итогам международного исследования PISA-2009 в Казахстане;
- Национальный отчет «Основные результаты международного исследования PISA-2012»;