"Қарағанды қаласы әкімдігінің "Қарағанды қаласының…
"№88 ЖББМ" КММ

Қазақ тілін үйренеміз

Алыс
далеко
Сұрақ-жауап
Барлық жауаптар: 35
Жаңа сұрақтар: 0

Кодекс этики

 

 

Кодекс этики

Нормами кодекса этики и служебного поведения сотрудников руководствуются педагоги и все сотрудники, работающие с обучающимися, родителями и коллегами в КГУ СОШ № 88 г. Караганды.

Данный кодекс этики и служебного поведения сотрудников определяет основные нормы профессиональной этики:

- регулирующие отношения между педагогами и обучающимися, а также другими  участниками образовательного процесса;

- защищающие их человеческую ценность и достоинство;

- поддерживающие качество профессиональной деятельности педагогов и честь их профессии;

- создающие культуру образовательного учреждения, основанную на доверии, ответственности и справедливости.

 

ИСТОЧНИКИ И ПРИНЦИПЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЭТИКИ

 

Нормы педагогической этики устанавливаются на основании общечеловеческих моральных норм, Устава и правил внутреннего распорядка гимназии.

Основу норм кодекса этики и служебного поведения сотрудников школы составляют следующие основные принципы: человечность, справедливость, профессиональность, ответственность, терпимость, демократичность, партнерство и солидарность.

 

ОСНОВНЫЕ НОРМЫ

 

Личность педагога

 

1. Профессиональная этика педагога требует призвания, преданности своей работе и чувства ответственности при исполнении своих обязанностей.

 

2. Педагог требователен по отношению к себе и стремится к самосовершенствованию. Для него характерны самонаблюдение, самоопределение и самовоспитание.

 

3.Для педагога необходимо постоянное совершенствование профессиональной деятельности: повышение квалификации, поиск и внедрение инновационных  методов работы.

 

Ответственность

 

4. Педагог несет ответственность за качество и результаты доверенной ему педагогической деятельности.

 

5. Педагог несет ответственность за физическую, интеллектуальную, эмоциональную и духовную защиту  обучающихся при проведении занятий и во внеурочной  деятельности.

 

6. Педагог несет ответственность за порученные ему администрацией функции и доверенные ресурсы.

 

Авторитет, честь, репутация

 

7. Своим поведением педагог поддерживает и защищает исторически сложившуюся профессиональную честь педагога.

 

8. В общении с обучающимися  и родителями педагог уважителен, вежлив и корректен. Он знает и соблюдает нормы этикета, подходящие для каждой отдельно взятой ситуации.

 

9. Авторитет педагога основывается на компетенции, справедливости, такте, умении заботиться о своих воспитанниках. Педагог не создает свой авторитет при помощи некорректных способов и не злоупотребляет им.

 

10. Педагог имеет право на неприкосновенность личной жизни

 

11. Алкоголизм и табакокурение несовместимо с профессией педагога.

 

12. Педагог дорожит своей репутацией.

 

Взаимоотношения с другими  участниками образовательного процесса

 

Общение педагога с обучающимися

 

13. Педагог сам выбирает подходящий стиль общения с обучающимися, основанный на взаимном уважении.

 

14. В первую очередь педагог должен быть требователен к себе. Требовательность педагога по отношению к воспитаннику позитивна и хорошо обоснованна. Педагог никогда не должен терять чувства меры и самообладания.

 

15. Педагог выбирает такие методы работы, которые поощряют в его воспитанниках развитие положительных черт и взаимоотношений: самостоятельность, самоконтроль, самовоспитание, желание сотрудничать и помогать другим.

 

16. При оценке поведения и достижений своих воспитанников педагог стремится укреплять их самоуважение и веру в свои силы, показывать им возможности совершенствования, повышать мотивацию обучения.

 

17. Педагог является беспристрастным, одинаково доброжелательным и благосклонным ко всем своим ученикам. Приняв необоснованно принижающие обучающегося оценочные решения, педагог должен постараться немедленно исправить свою ошибку.

 

18. Педагог постоянно заботится о культуре своей речи и общения. В его речи исключены ругательства, грубые и оскорбительные фразы.

 

19. Педагог соблюдает дискретность. Педагогу запрещается сообщать другим лицам доверенную лично ему воспитанником информацию, за исключением случаев, предусмотренных законодательством РК.

 

20. Педагог не злоупотребляет своим служебным положением. Он не может использовать своих воспитанников, требовать от них каких-либо услуг или одолжений.

 

21. Педагог не имеет права требовать от обучающихся  вознаграждения за свою работу, в том числе и дополнительную. Если педагог занимается частной практикой, условия вознаграждения за труд должны быть согласованы в начале работы и закреплены договором.

 

22. Педагог терпимо относится к религиозным убеждениям и политическим взглядам обучающихся. Он не имеет права  навязывать воспитанникам свои взгляды.

 

Общение между педагогами

 

23. Взаимоотношения между педагогами основываются на принципах коллегиальности, партнерства и уважения. Педагог защищает не только свой авторитет, но и авторитет своих коллег. Он не принижает своих коллег в присутствии воспитанников или других лиц.

 

24. Педагоги избегают необоснованных и скандальных конфликтов во взаимоотношениях. В случае возникновения разногласий они стремятся к их конструктивному решению.

 

25. Педагоги гимназии избегают конкуренции, мешающей их партнерству при выполнении образовательного и воспитательного процесса. Педагогов объединяют взаимовыручка, поддержка, открытость и доверие.

 

26. Правом и обязанностью педагога является оценка деятельности коллег и администрации гимназии. Преследование педагога за критику строго запрещено. Критика, в первую очередь, должна быть внутренней, т. е. она должна высказываться в гимназии между педагогами, а не за пределами гимназии. Высказывать ее следует с глазу на глаз, а не за глаза. В гимназии не должно быть места сплетням.

 

27. Критику следует обнародовать только в тех случаях, если на нее совершенно не реагируют, если она провоцирует преследования со стороны администрации или в случаях выявления преступной деятельности.

 

28. Критика, направленная на работу, решения, взгляды и поступки коллег или администрации, не должна унижать подвергаемое критике лицо. Она должна быть обоснованной, конструктивной, тактичной, необидной, доброжелательной. Важнейшие проблемы и решения в педагогической жизни обсуждаются и принимаются в открытых педагогических дискуссиях.

 

29. Педагоги не прикрывают ошибки и проступки друг друга.

 

Взаимоотношения с администрацией ОУ

 

30. Взаимоотношения в гимназии базируются на принципах свободы слова и убеждений, терпимости, демократичности и справедливости.

 

31. В гимназии соблюдается культура общения, выражающаяся во взаимном уважении, доброжелательности и умении находить общий язык. Ответственность за поддержание такой атмосферы несет  руководитель.

 

32. Администрация школы терпимо относится к разнообразию политических, религиозных, философских взглядов, вкусов и мнений, создает условия для обмена взглядами, возможности договориться и найти общий язык. Различные статусы педагогов, квалификационные категории и обязанности не должны препятствовать равноправному выражению всеми педагогами своего мнения и защите своих убеждений.

 

33. Администрация школы  не может дискриминировать, игнорировать или преследовать педагогов за их убеждения или на основании личных симпатий или антипатий. Отношения администрации с каждым из педагогов основываются на принципе равноправия.

 

34. Администрация школы не может требовать или собирать информацию о личной жизни педагога, не связанной с выполнением им своих трудовых обязанностей.

 

35. Оценки и решения  руководителя школы  должны быть беспристрастными и основываться на фактах и реальных заслугах педагогов. Претенденты на более высокую квалификационную категорию должны отбираться и поддерживаться независимо от их личной близости или покорности главе администрации.

 

36. Педагоги имеют право получать от администрации информацию, имеющую значение для работы в данном  учреждении. Администрация не имеет права скрывать или тенденциозно извращать информацию, могущую повлиять на карьеру педагога и на качество его труда. Важные для педагогического сообщества решения принимаются в учреждении на основе принципов открытости и общего участия.

 

37. Интриги, непреодолимые конфликты, вредительство коллегам и раскол в педагогическом  коллективе мешают образовательному учреждению выполнять свои непосредственные функции. Руководитель гимназии, который не может совладать с острыми и затянувшимися конфликтами, должен подать в отставку.

 

38. Образовательное учреждение дорожит своей репутацией. В случае выявления преступной деятельности педагогов или  сотрудников, а также грубых нарушений профессиональной этики  руководитель  учреждения должен подать в отставку.

 

Взаимоотношения педагога с родителями и опекунами обучающихся

 

39. Педагог консультирует родителей и опекунов по проблемам воспитания детей, помогает  разрешить конфликты между родителями и обучающимися.

 

40. Педагог не разглашает высказанное детьми мнение о своих родителях или опекунах или мнение родителей или опекунов - о детях. Передавать такое мнение другой стороне можно лишь с согласия лица, довершившего педагогу упомянутое мнение.

 

41. Педагоги должны уважительно и доброжелательно общаться с родителями обучающихся. Они не побуждают родительские комитеты, чтобы они по каким-либо поводам организовывали для педагогов угощения, поздравления и тому подобное.

 

42. Отношения педагогов с родителями не должны оказывать влияния на оценку личности и достижений обучающихся.

 

Взаимоотношения педагога  с обществом

 

43. Педагог является не только учителем, тренером и воспитателем  обучающихся, но и общественным просветителем, хранителем культурных ценностей, порядочным и образованным человеком.

 

44. Педагог старается внести свой вклад в согласие общества. Не только в частной, но и в общественной жизни педагог избегает распрей, конфликтов, ссор. Он более других готов предвидеть и решать проблемы, разногласия, знает способы их решения.

 

45. Педагог имеет право пользоваться различными источниками информации.

 

46. При отборе и передаче информации обучающимся педагог соблюдает принципы объективности, пригодности и пристойности. Тенденциозное извращение информации или изменение ее авторства недопустимо.

 

47. Педагог может по своему усмотрению выбрать вид воспитательной деятельности и создавать новые методы воспитания, если они с профессиональной точки зрения пригодны, ответственны и пристойны.

 

48. Педагог имеет право открыто (в письменной или в устной форме) высказывать свое мнение о школьной, региональной или государственной политике просвещения, а также о действиях участников образовательного процесса, однако его утверждения не могут быть тенденциозно неточными, злонамеренными и оскорбительными.

 

49. Педагог не обнародует конфиденциальную служебную информацию, предназначенную для внутренних нужд гимназии.

 

Использование информационных ресурсов педагогом

 

50. Педагоги и  сотрудники гимназии должны бережно и обоснованно расходовать материальные и другие ресурсы. Они не должны использовать имущество школы  (помещения, мебель, телефон, телефакс, компьютер, копировальную технику, другое оборудование, почтовые услуги, транспортные средства, инструменты и материалы), а также свое рабочее время для личных нужд. Случаи, в которых педагогам разрешается пользоваться вещами и рабочим временем, должны регламентироваться правилами сохранности имущества учреждения.

 

Личные интересы и самоотвод

 

51. Педагог и руководитель школы объективен и бескорыстен. Его служебные решения не подчиняются собственным интересам, а также личным интересам членов семьи, родственников и друзей.

 

52. Если педагог является членом совета, комиссии или иной рабочей группы, обязанной принимать решения, в которых он лично заинтересован, и в связи с этим не может сохранять беспристрастность, он сообщает об этом лицам, участвующим в обсуждении, и берет самоотвод от голосования или иного способа принятия решения.

 

53. Педагог не может представлять свое учреждение в судебном споре с другим учреждением, предприятием или физическими лицами в том случае, если с партнерами по данному делу его связывают какие-либо частные интересы или счеты, и он может быть заинтересован в том или ином исходе дела. О своей заинтересованности он должен сообщить главе администрации и лицам, рассматривающим данное дело.

 

Подарки и помощь гимназии

 

54. Педагог является честным человеком и строго соблюдает законодательство РК.

С профессиональной этикой педагога не сочетаются ни получение взятки, ни ее дача.

 

55. В некоторых случаях, видя уважение со стороны обучающихся, их родителей или опекунов и их желание выразить ему свою благодарность, педагог может принять от них подарки.

 

56. Педагог может принимать лишь те подарки, которые: 1) преподносятся добровольно;

2) не имеют и не могут иметь своей целью подкуп педагога;

3) достаточно скромны, т. е. это вещи, сделанные руками самих учеников или их родителей, созданные ими произведения, цветы, сладости, сувениры или другие недорогие вещи.

 

57.Педагог не делает намеков, не выражает пожеланий, не договаривается с другими педагогами, чтобы они организовали обучающихся  или их родителей для вручения таких подарков или подготовки угощения.

 

58.Руководитель гимназии или педагог может принять от родителей обучающихся любую бескорыстную помощь, предназначенную школы . О предоставлении такой помощи необходимо поставить в известность общественность и выразить публично от ее лица благодарность.

 

Прием на работу и перевод на более высокую должность сотрудников

 

59. Руководитель гимназии должен сохранять беспристрастность при приеме на работу нового сотрудника или повышении своего сотрудника в должности. Он не может назначить своим заместителем члена своей семьи или своего родственника, а также предоставлять им какие-либо иные привилегии.

 

60. Педагог не может оказывать давление на администрацию с тем, чтобы в учреждение, где он работает, был принят член его семьи, родственник или близкий друг или чтобы вышеупомянутые лица были повышены в должности. Он не должен принимать участия в рассмотрении этого вопроса на педагогическом совете и принятии решения.

 

61. Недопустимо брать вознаграждение в какой бы то ни было форме за приём на работу, повышение квалификационной категории, назначение на более высокую должность и т. п.