Заведующая библиотекой
Матвеева Мария Ивановна
Школьная библиотека основана в 1961 году с момента открытия нашей школы. Находится на первом этаже школы, совмещена с читальным залом на 4 посадочных мест, общая площадь библиотеки 50,3 кв м.
Штат библиотеки: 1 человека. Заведующая библиотекой Матвеева Мария Ивановна
В 2012 году техническое обеспечение библиотеки пополнилось пятью компьютерами для читателей и одним для автоматизации библиотечных процессов, имеется принтер, сканер и ксерокс.
Основной фонд библиотеки насчитывает: 20 673 экз, в том числе на казахском языке 1118 экз, на русском языке соответственно 18 504 экз.
Учебный фонд библиотеки составляет 8135 экз. В текущем учебном году поступило новой литературы всего 1475 экз, в том числе на казахском языке 80 экз, на русском 1209 экз, на других языках 186 экз.
На текущий 2015-2016 год выписано 7 периодических изданий: Индустриальная Караганда, Каз.правда, Орталык Казахстан ,Егемен Казахстан,Мүғалім. KZ, Самопознание, Дружные ребята.
В библиотеке проводится следующая работа:
- Обеспечение учебно-воспитательного процесса и самообразования путём библиотечного и информационно-библиографического обслуживания учащихся и педагогов:
- Построение работы школьной библиотеки согласно плану учебно-воспитательной работы в школе;
- Обучение читателей пользованию книгой и другими носителями информации, поиску, отбору и умению оценивать информацию;
- Совершенствование традиционных и освоение новых библиотечных технологий;
- Формирование библиотечного фонда в соответствии с образовательными программами;
- Выдача библиографических справок, составление списков литературы для учащихся и учителей;
- Выступления на педсоветах, родительских собраниях, методических объединениях по мере поступления новой учебной и методической литературы.
- Формирование у школьников навыков независимого библиотечного пользователя; (обучение пользованию носителями информации, отбору, поиску и критической оценке информации);
- Формирование навыков работы с книгой;
- Формирование личности учащихся средствами культурного наследия (беседы, литературные игры, утренники, викторины, литературные занятия;
- Популяризация лучших документов библиотечными формами, организация выставок и стендов, проведение культурно-массовой работы;
- Уроки внеклассного чтения (начальные классы);
- Работа с библиотекой им. М. Ауэзова
- Создание актива библиотеки и работа с ним;
- Мероприятия в помощь учебно-воспитательному процессу.
В течение всего года, ведется следующая работа с учебным и основным фондом:
•Составление совместно с учителями-предметниками заказа на учебную литературу, с учётом их требований, его оформление;
• Утверждение и согласование заказа администрацией школы, передача его методисту;
• Приём и техническая обработка поступивших учебников, оформление накладных, запись в книгу суммарного учёта,
• штемпелевание, оформление картотеки;
• Приём и выдача учебников;
• Информирование учителей и учащихся о новых поступлениях учебников;
• Проведение работы по сохранности учебного фонда;
• Изучение и анализ использования учебного фонда;
• Расстановка новых изданий в фонде;
• Проведение рейдов по проверке состояния учебников;
• Работа по очистке фонда;
• Инвентаризация учебного фонда и его переоценка.
Анализ работы школьной библиотеки за 2014-2015 учебный год.
Цель работы нашей школьной библиотеки:
Создание условий для воспитания разносторонней, интеллектуально и духовно развитой личности на основе использования литературных традиций и достижений современных информационных технологий.
В связи с модернизацией Казахстанского образования понятие «педагогическая функция библиотеки» наполняется новым содержанием. Изменение содержания учебных программ, форм и методов обучения, структуры внеучебной деятельности предполагает активное участие школьной библиотеки в учебно-воспитательном процессе. Библиотека становится информационным центром школы.
Ни для кого не секрет, что дети сейчас мало читают, да изменилась и мотивация чтения - книга становится источником полезной информации. Конечно, одна из главных задач школьной библиотеки - обеспечить учебный процесс.
Но наиглавнейшей, самой важной миссией считаем приобщение к чтению, формирование читательского вкуса, воспитание читателя. Чтобы он, читатель, познавая электронный мир и погружаясь в него, любил и ценил книгу. Чтобы чтение для него стало удовольствием, самостоятельной ценностью, достойным занятием.
На 1 сентября 2014 года учебный фонд школьной библиотеки составил 11558 книг. Школьные учебники –4202 экземпляров. Учебники нового поколения –3436 экземпляров.
Обеспеченность учебниками составляет:
1 класс-65%, 2 класс-96%, 3 класс-100%, 4 класс-100%, 5 класс- 56%, 6 класс-60%, 7 класс-40%, 8класс-60%, 9 класс-38 %, 10 класс-90%, 11 класс-63%. Общий процент обеспеченности 55%. Учащиеся из малообеспеченных и многодетных семей обеспечиваются учебниками в первую очередь.
Контрольные показатель посещаемости составил в отчётном году 12- осталось на том же уровне, что в предыдущем году. В библиотеке дети находятся почти на всех переменах, после уроков: читают, выбирают книги, просто рассматривают журналы, работают над рефератами и сообщениями. Все книги - в свободном доступе. К сожалению, фонд художественной литературы у нас устаревший, нет книг современных детских писателей, мало книг для начинающих читателей - первоклассников.
Источники комплектования самые разные: книги приносят в библиотеку учащиеся и родители, дарят педагоги.
Количественный показатель обращаемость составил в отчётном году 0,30 это на 0,04 выше предыдущего.
Перед началом учебного года были проведены перерегистрация ученических карточек, приём и выдача обучающимся школьных учебников на новый учебный год из школьного фонда. В первую очередь полностью были обеспечены учебниками учащиеся льготных категорий. Потом были выданы учебники всем остальным, при наличии их в библиотеке.В библиотеке систематически ведется «Дневник работы», в котором учитываются сведения о количестве и составе читателей, об объеме выданных изданий и распределении их по отделам.
Основные формы индивидуального обслуживания:
беседа при записи в библиотеку, беседа при выдаче документов, беседа о прочитанном; анализ читательских формуляров,
В течение полугодия проводились рейды по проверке школьных учебников у учащихся. Систематически проводился разбор и подшивка периодической печати. В течение полугодия в библиотеке оформлялись тематические полки: ко Дню пожилого человека, ко Всемирному Дню прав ребёнка - «Вместе мы изменим мир», «Не ломай свою судьбу», посвященная борьбе с наркоманией, «Здоровым быть модно!», «1 декабря – День Первого Президента Республики Казахстан», «Вершины Независимости» ко дню Независимости РК.
В библиотеке есть постоянные выставки «Қазақстан туған өлкем», «Тәлеусіз Қазақстаның негініз қалаушысы»
Был организован и проведен конкурс рисунков «Бабушка рядышком с дедушкой», посвященный Дню пожилых людей. В ноябре среди учащихся 5-9 классов проводился конкурс по теме «Кто много читает – тот много знает», а также читательская конференция «В направлении цели Ноль. Ноль новых ВИЧ-инфекций. Ноль дискриминации. Ноль смертей в следствие СПИД.» и пресс-конференция – «Курение – «За» и «Против».
Важнейшим направлением деятельности библиотеки является раскрытие фонда через выставки. Провела беседу со школьниками 5 -7 классов - «1 декабря – день первого Президента РК Н.А. Назарбаева» , где рассказала о его жизненном пути, представила им презентацию о Назарбаеве Н.А. Так
же провела выставку – беседу «Ко дню Независимости Казахстана». В библиотеке оформляются разнообразные выставки как к юбилейным и знаменательным датам, так и к различным месячникам. Также имеются постоянно действующие книжные выставки: «Жана кітаптар», «Этих дней
не смолкнет слава», «Мемлеттік тілі», «Бір ел - бір кітап»,
« Қазақстан – 2050 Стратегиясы қалыптасқан мемлекеттің жаңа саяси бағыты», «ПДД», «О профилактике наркомании, табакокурения».
Наиболее значимыми и удачными были циклы выставок к календарным датам «Караганде – 80», «Новогодний калейдоскоп», «Мемлекеттіқ қазақылық - 550 жыл ». Подбирая материал к этим выставкам, стараешься рассказать не только историю праздника, сообщить интересные факты, но и предложить литературу с выставки и побеседовать с читателями. Особое внимание уделяется выставкам, посвященным писателям-юбилярам.Регулярно оформлялись информационные листки ко всем международным
и всемирным праздникам. Были оформлены информационные стенды посвящённые Посланию Президента «Нұрлы Жол - путь в будущее», «Первый», ко дню первого Президента РК, «Планета толерантности», «Всемирный день Спасибо», ко дню рождения Википедии. В честь празднования Дня Независимости РК среди учащихся 5-6-х классов проводился конкурс рисунков «Мой Независимый Казахстан». В течение полугодия для учащихся и классных руководителей была оказана помощь
в подборе литературы, стихов, песен и др. материала, для подготовки общешкольных праздников: «День Языков народов Казахстана», «День пожилого человека», «День Учителя», «День Независимости РК», «Новогодний праздник». Ежедневно для учащихся школы оказывается помощь в подборе справочной и художественной литературы к урокам.
Все мероприятия, проводимые библиотекой, были нацелены на литературное, историческое, толерантное просвещение школьников, содействующее патриотическому, нравственному, эстетическому воспитанию и формирующее привлекательный образ книги и чтения. Оформила папки: «Өлкентау», «Караганда - шахтёрская столица»«Мемлекеттік тіл - менің тілім», «Казақстан тарихындағы атаулар» .
В библиотеки работает актив из учащихся 7-х - 10-х, классов, который проводит рейды по проверки сохранности учебников. Работает «Мастерская» по ремонту книг среди учеников начальных классов. В октябре и декабре проводились рейды по проверке сохранности школьных учебников у учащихся.
Систематически проводится разбор и подшивка периодической печати. Проводилась беседа с учащимися 1-4 классов о бережном отношении к книге.
В течение полугодия в библиотеке оформлялись тематические полки: «Выбор профессии – дело серьёзное», «И горек дым войны» - к 70 - летию Великой Победы.
Провела полную инвентаризацию фонда школьных учебников в декабре месяце. В январе была заполнена вкладка «Библиотека» в программе «Білімал»
В течение полугодия для учащихся и классных руководителей была оказана помощь в подборе литературы, стихов, песен и другого материала, для подготовки общешкольных праздников.
Многие ребята школы систематически посещают школьную библиотеку, особенно младшие школьники. Ежедневно для учащихся школы оказывается помощь в подборе справочной и художественной литературы к урокам. Учащиеся и педагоги активно пользовались электронной библиотекой. Принимала активное участие в декадах по толерантности и республиканской декаде самопознания. Так во время декады толерантности в библиотеке были проведены викторины для 5-7 и 9-10 классов. Совместно с учителями литературы были проведены конкурсы эссе и экспресс – опрос на тему «Что значит быть толерантным?» . Во время декады самопознания были оформлены 2 информационных стенда о настоящей дружбе и о рукопожатии. Был проведён конкурс платов «Я человек эпохи самопознания».
Работа по самообразованию:
использую в своей работе информацию из профессиональных изданий «Школьная библиотека», приказы, письма, инструкции о библиотечном фонде, Интернет - сайты о библиотеках и библиотечной деятельности школьных библиотек, а так же опыт лучших школьных библиотекарей города, посещаю семинары, присутствую на открытых мероприятиях, индивидуальные консультации с методистом ГорОО.
Анализируя работу школьной библиотеки за 2014-2015 учебный год, можно сделать следующий вывод: Школьная библиотека оказывает помощь учителям, классным руководителям в проведении массовых мероприятий, классных часов. Производится подбор литературы, сценариев, стихов; оформляются книжные выставки. Библиотека пропагандирует чтение. Стараюсь добиться систематического чтения, прививаю интерес к периодической печати, веду работу с читательским активом. Работа библиотеки проводится в соответствии с годовым планом библиотеки и планом работы школы на 2014/2015 учебный год. Выявлены основные проблемы, над которыми необходимо работать в 2015- 2016 учебном году: 1. Снизилась читательская активность у учащихся, книгу заменил Интернет. 2. В фонде содержится много устаревшей литературы и литературы, пришедшей в негодность и устаревшего содержания. Задачи, над которыми стоит работать в 2015-2016 учебном году: 1. Активизировать читательскую активность у школьников, находить новые формы приобщения детей к чтению, возможно через электронные издания и Интернет-проекты. 2. Пополнять фонд новой художественной и детской литературой, раз в год проводить акцию «Подари книгу школе». 3. Продолжить работу над повышением качества и доступности информации, качеством обслуживания пользователей. 4. Обучать читателей пользоваться книгой и другими носителями информации, поиску, отбору и умению оценивать информацию через библиотечные уроки. 5. Формировать эстетическую и экологическую культуру и интерес к здоровому образу жизни. 6. Обновить стенды и вывески, активнее проводить рекламу деятельности библиотеки и библиотечного сайта. |
ПЛАН
РАБОТЫ БИБЛИОТЕКИ КГУ СОШ №88
на 2015 - 2016 учебный год
Цели и задачи библиотеки:
1.Обеспечение участникам образовательного процесса - обучающимся, педагогическим работникам, родителям (иным законным представителям) обучающихся доступа к информации, знаниям, идеям, культурным ценностям посредством использования библиотечно-информационных ресурсов общеобразовательного учреждения на различных носителях.
2.Сбор, накопление и обработка информации и доведение её до пользователей.
3.Оказание консультационной помощи педагогам, родителям, учащимся в получении информации.
4. Привлечение детей к чтению через индивидуальную и массовую работу.
5.Способствовать формированию у читателей навыков независимого библиотечного пользователя.
Основные функции библиотеки:
1.Образовательная. Библиотека поддерживает и обеспечивает образовательные цели школы, осуществляет свою деятельность в соответствии с основными направлениями развития образования в школе.
2. Информационная. Библиотека предоставляет возможность использовать информацию вне зависимости от ее вида, формата, носителя.
3. Культурная. Библиотека организовывает мероприятия, формирующие культурное и социальное самосознание, содействует эмоциональному развитию учащихся.
|
№ п/п |
Название мероприятия |
Дата проведения |
|||||||||
|
I. Постоянная работа: |
|||||||||||
|
1 |
Обслуживание читателей согласно расписанию работы библиотеки. Создание и поддержание комфортных условий для работы читателей Индивидуальная работа с читателями. Проведение беседы с вновь записавшимися читателями о правилах пользования библиотекой. Выдача справок в читальном зале. |
постоянно |
|||||||||
|
2 |
Работа с библиотечным фондом. Своевременно вести учет и обработку новых поступлений Прием и обработка: -сверка накладных с поступлением, -запись в книгу суммарного учета, - запись в инвентарную книгу - штемпелевание, -оформление картотеки учебников, -оформление тетради без инвентарного учета |
По мере поступления |
|||||||||
|
3 |
Работа с педагогическим коллективом Консультационно-информационная работа, направленная на оптимальный выбор учебников в новом учебном году. Информирование учителей о новых поступлениях учебников и учебных пособий. |
В теч. уч. года
По мере поступления |
|||||||||
|
4 |
Проведение ежемесячных санитарных дней.
|
1 раз в месяц |
|||||||||
|
II. Текущая работа |
|||||||||||
|
1 |
Работа с учебниками: прием и выдача учебников |
По отдельному графику |
|||||||||
|
2 |
Запись в школьную библиотеку учащихся, поступивших в старшие классы, перерегистрация формуляров |
Август – сентябрь |
|||||||||
|
3 |
Выдача недостающих учебников и на 2015 - 2016 уч. год |
Сентябрь, январь |
|||||||||
|
4 |
Подготовка формуляров и «Тетради выдачи учебников для 1-4 классов» |
Апрель, май |
|||||||||
|
5 |
Проведение работы по сохранности учебного фонда (рейды по классам, проверки состояния учебников во время сдачи) |
2 четверть |
|||||||||
|
6 |
Работа по мелкому ремонту книг и учебников. Организация мелкого ремонта литературы и учебниковна каникулах |
В теч. уч. года на каникулах |
|||||||||
|
7 |
Оказание помощи в поиске литературных источников при подготовке к проведению предметных недель |
По запросам читателей |
|||||||||
|
8 |
Работа с должниками. Просмотр читательских формуляров с целью выявления задолжников, информирование классных руководителей
|
Постоянно |
|||||||||
|
9 |
Информирование учителей, родителей об укомплектованности учебных фондов |
На педагогическом совете |
|||||||||
|
10 |
Обмен учебниками с другими образовательными учреждениями
|
Май - сентябрь |
|||||||||
|
11 |
Пополнение портфолио библиотекаря |
Постоянно |
|||||||||
|
12 |
Помещать информацию о работе библиотеки на сайт школы |
В теч. уч. года |
|||||||||
|
III. Комплектование и организация книжного фонда
|
|||||||||||
|
1 |
Изучение состава фонда и анализ его использования. Диагностика обеспеченности учащихся школы учебниками в новом учебном |
Сентябрь |
|||||||||
|
2 |
Подготовка перечня учебников, планируемых к использованию в новом учебном году. Утверждение на педагогическом совете перечня учебников на 2016 -2017 учебный год |
3 четверть |
|||||||||
|
3 |
Анализ качественного и количественного состояния учебников. Ежегодная инвентаризация учебников. Составление списка неиспользуемых учебников для обменно-резервного фонда |
Май, июнь |
|||||||||
|
4 |
Проработать и оформить заказ на учебники на 2016 - 2017 учебный год |
февраль |
|||||||||
|
5 |
Осуществление контроля выполнения сделанного заказа |
постоянно |
|||||||||
|
6 |
Списание фонда учебников и учебных пособий с учетом ветхости и смены образовательных программ |
В теч. уч. года |
|||||||||
|
7 |
Отобрать и списать ветхую и устаревшую по содержанию литературу из основного фонда |
Январь |
|||||||||
|
8 |
Списать брошюры временного значения |
Январь |
|||||||||
|
9 |
Изъять из инвентарной книги списанную литературу |
Январь |
|||||||||
|
10 |
Выдача списанной литературы на кабинеты. Сдача макулатуры |
По мере списания |
|||||||||
|
11 |
Своевременно оформить подписку на периодическую печать (при наличии финансирования) |
Ноябрь, май |
|||||||||
|
12 |
Комплектовать библиотечный фонд на традиционных и нетрадиционных носителях информации |
В теч. уч. года |
|||||||||
|
13 |
Приём литературы, полученной в дар, учёт и обработка
|
по мере пост. |
|||||||||
|
14 |
Пополнять фонд информационными ресурсами сети интернет |
В теч. уч. года |
|||||||||
|
15 |
Соблюдение правильной расстановки фонда на стеллажах |
Постоянно |
|||||||||
|
IV. Массовые мероприятия
|
|||||||||||
|
1 |
Литературный слайд-урок, посвященный Году литературы |
1 четверть |
|||||||||
|
2 |
Конкурс сочинений о толерантности |
2 четверть |
|||||||||
|
3 |
Слайд-викторина «Есть чудо на земле с названьем дивным – книга!» (5 - 6 кл.) |
4 четверть |
|||||||||
|
4 |
Библиотечный урок «Держава мудрости». Знакомство с библиотекой. Правила пользования библиотекой ( 1 кл.) |
2 четверть
|
|||||||||
|
5 |
Краеведческий час в библиотеке (7-8 кл.) |
3 четверть |
|||||||||
|
6 |
Неделя детской книги «Книжкины именины» Выставки: В мире столько разных книжек 21 марта - Всемирный день поэзии 2 апреля – Международный день детской книги Литературное слайд-путешествие «В гости к писателям и их героям», посвященное писателям – юбилярам года Литературно-игровая программа «Весь мир большой от А до Я откроет книжная страна» |
март, апрель
|
|||||||||
|
7 |
Библиографическая игра «От глиняной таблички к печатной страничке» |
3 четверть |
|||||||||
|
8 |
Час поэзии «Военная лирика Константина Симонова» (100 лет со дня рождения К.М. Симонова, поэта, прозаика и драматурга) |
2 четверть
|
|||||||||
|
9 |
Интернет-ассорти «Похвала чтению» |
2 четверть
|
|||||||||
|
V. Реклама библиотечного фонда: выставки |
|||||||||||
|
1 |
Тематические выставки: Выставка-память «Запечатленная память: Великая Отечественная война в русской литературе» 2 сентября – 70 лет победы во Второй мировой войне Календарь знаменательных и литературных дат Выставки произведений писателей-юбиляров учебного года: 7 сентября – 145 лет со дня рождения русского писателя Александра Ивановича Куприна (1870-1938) 13 сентября – 80 лет со дня рождения русского писателя Альберта Анатольевича Лиханова (1935)
|
В теч. уч. года
Сентябрь |
|||||||||
|
2 |
3 октября – 120 лет со дня рождения русского поэта Сергея Есенина (1895-1925) 5 октября – 95 лет со дня рождения казахского поэта Жубана Молдагалиева 7 октября – 100 лет со дня рождения русской поэтессы Маргариты Алигер (1915 – 1992) 22 октября – 145 лет со дня рождения русского писателя, лауреата Нобелевской премии по литературе (1953) Ивана Алексеевича Бунина (1870-1953) 23 октября – 95 лет со дня рождения итальянского писателя Джанни Родари (1920-1980) 25 октября – 85 лет со дня рождения казахстанского писателя Насреддина Сералиева 26 октября – Международный день школьных библиотек
|
Октябрь
|
|||||||||
|
3 |
3 ноября – 120 лет со дня рождения поэта Э.П. Багрицкого (1895-1934) 7 ноября – 85 лет со дня рождения казахского поэта Еркеша Ебекенова 13 ноября – 165 лет со дня рождения английского писателя Роберта Стивенсона (1850 - 1894) 15 ноября – 100 лет со дня рождения казахского писателя Малика Габдуллина 24 ноября -120 лет со дня рождения основоположника детской казахской литературы Сапаргали Бегалину 26 ноября – 130 лет со дня рождения казахского поэта Мыржакыпа Дулатова 28 ноября – 135 лет со дня рождения русского поэта Александра Александровича Блока (1880-1921) 28 ноября – 100 лет со дня рождения русского поэта, писателя Константина (Кирилла) Михайловича Симонова (1915-1979) 28 ноября – 110 лет со дня рождения русского писателя Гавриила Николаевича Троепольского (1905-1995) 28 ноября – 80 лет со дня рождения Жумекена Нажимеденова 30 ноября – 180 лет со дня рождения американского писателя Марка Твена (н.и. Сэмюэл Ленгхорн Клеменс) (1835-1910) |
Ноябрь |
|||||||||
|
4 |
4 декабря – 190 лет со дня рождения поэта А.Н. Плещеева (1825-1893) 5 декабря – 195 лет со дня рождения русского поэта Афанасия Афанасьевича Фета (н.ф. Шеншин) (1820-1892) 16 декабря - 240 лет со дня рождения писательницы Джейн Остин 23 декабря - 70 лет со дня рождения казахской писательницы Алтыншар жагановой 24 декабря – 105 лет со дня рождения писателя Бауыржана Момышулы 30 декабря – 150 лет со дня рождения английского писателя Редьярда Киплинга (1865 - 1936)
|
Декабрь
|
|||||||||
|
5 |
3 января – 80 лет со дня рождения русского поэта Николая Михайловича Рубцова (1936–1971) 12 января – 140 лет со дня рождения американского писателя Джека Лондона (1876–1916) 14 января – 105 лет со дня рождения русского писателя Анатолия Наумовича Рыбакова (1911–1998) 15 января – 190 лет со дня рождения русского писателя, публициста Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина (1826–1889) 15 января – 125 лет со дня рождения русского поэта, прозаика, критика, переводчика Осипа Эмильевича Мандельштама (1891–1938) 24 января – 240 лет со дня рождения немецкого писателя Эрнста Теодора Амадея Гофмана (1776–1822)
|
Январь |
|||||||||
|
6 |
5 февраля – 180 лет со дня рождения литературного критика, публициста Николая Александровича Добролюбова (1836–1861) 15 февраля – 110 лет со дня рождения татарского поэта Мусы Мустафовича Джалиля (1906–1944) 16 февраля – 180 лет со дня рождения русского писателя Николая Семёновича Лескова (1831–1895) 17 февраля – 110 лет со дня рождения детской поэтессы Агнии Львовны Барто (1906–1981) 24 февраля – 230 лет со дня рождения немецкого филолога, фольклориста, сказочника Вильгельма Гримма (1786–1859)
|
Февраль |
|||||||||
|
7 |
Конкурс стихов о маме. Неделя детской книги |
Март |
|||||||||
|
8 |
6 апреля – 175 лет со дня рождения русского поэта Ивана Захаровича Сурикова (1841–1880) 15 апреля – 130 лет со дня рождения русского поэта Николая Степановича Гумилева (1886–1921) 15 апреля – 90 лет со дня рождения русской детской писательницы Эммы Эфраимовны Мошковской (1926–1981)
|
Апрель |
|||||||||
|
9 |
15 мая – 125 лет со дня рождения русского писателя Михаила Афанасьевича Булгакова (1891–1940) 15 мая – 160 лет со дня рождения американского писателя-сказочника Франка Лаймена Баума (1856–1919)
|
Май июнь |
|||||||||
|
10 |
Выставки новинок |
по мере поступления |
|||||||||
|
11 |
Информацию о поступлении учебников, литературы и др. источников информации помещать на сайт школы |
по мере поступления |
|||||||||
Индивидуальная работа |
|
|||||||||||
1. |
Обслуживание читателей на абонементе: учащихся, педагогов |
|
Постоянно |
Библиотекарь |
|
|||||||
2. |
Рекомендательные беседы при выдаче книг |
все |
В течение года |
Библиотекарь |
|
|||||||
3. |
Беседы о прочитанном |
1-5 классы |
В течение года |
Библиотекарь |
|
|||||||
4. |
Беседы о новых книгах (книжные выставки новых поступлений) |
все |
По мере поступления |
Библиотекарь |
|
|||||||
5. |
Выставка одной книги «Это новинка!» |
все |
По мере поступления |
Библиотекарь |
|
|||||||
6. |
«Десять любимых книг» - рейтинг самых популярных изданий (оформление выставки) |
все |
Май |
Библиотекарь |
|
|||||||
7. |
Оказание помощи при составлении учебных проектов. Библиотечное обслуживание читателей (учащихся, педагогов, родителей). |
все |
В течение года |
Библиотекарь |
|
|||||||
8. |
Беседы о новых книгах, поступивших в библиотеку |
|
|
Библиотекарь |
|
|||||||
9. |
Оказание помощи и подбор нужной информации для решения викторины учащимся |
|
|
Библиотекарь |
|
|||||||
10. |
Оказание помощи при составлении учебных проектов, рефератов.
|
Старшие классы |
|
Библиотекарь |
|
|||||||
Работа с родителями |
|
|||||||||||
1. |
Оказывать консультативную помощь в приобретении учебников. |
все |
Май, июнь, Август |
Библиотекарь |
|
|||||||
2. |
Предоставление родителям информации о новых учебниках. Составление библиографического списка учебников, необходимых школьникам к началу уч. г. |
|
сентябрь |
Библиотекарь |
|
|||||||
3. |
Отчет обеспечения уч-ся учебной литературой на родительской конференции |
|
октябрь |
Библиотекарь |
|
|||||||
4. |
Информация для родителей «Читаем в зимние, летние каникулы» |
|
декабрь |
Библиотекарь |
|
|||||||
5. |
Выступление на родительских собраниях по классам с информацией о чтении детей младшего – школьного возраста. |
|
По мере надобности |
Библиотекарь |
|
|||||||
6. |
Согласование с родителями заказа на учебную литературу |
|
апрель |
Библиотекарь |
|
|||||||
7. |
Информация для родителей «Читаем летом», и что приобрести за лето к новому уч. году. |
|
Май-июнь |
Библиотекарь |
|
|||||||
Работа с педагогическим коллективом |
|
|||||||||||
1. |
Обзор новой методической литературы |
все |
По мере поступления |
Библиотекарь |
|
|||||||
2. |
Участие в подготовке семинаров, педагогических советов |
|
В течение года |
Библиотекарь |
|
|||||||
3. |
Подготовка к праздничному концерту ко Дню Учителя |
|
Октябрь |
Библиотекарь |
|
|||||||
4. |
Оказание помощи учителям в проведении открытых занятий. |
|
По запросу |
Библиотекарь |
|
|||||||
5. |
Подбор литературы, оформление выставок, проведение игр, обзоров литературы в помощь учителям предметникам, кл. руководителям |
|
По запросу |
Библиотекарь |
|
|||||||
Работа с библиотечным активом |
|
|||||||||||
1. |
Продолжить работу с библиотечным активом из учащихся 8 класса: *проводить заседания библиотечного актива; * участие в рейдах по проверке сохранности учебников; * оказание помощи в обработке фондов, оформлении, соблюдении порядка в библиотеке |
8 класс |
Октябрь |
Библиотекарь, |
|
|||||||
2. |
Составить план работы |
|
Октябрь |
Библиотекарь |
|
|||||||
3. |
Заседания актива |
|
1 раз в месяц |
Библиотекарь |
|
|||||||
4. |
Создать новый актив читателей из младших классов. |
5-6 кл. |
Конец учебного года |
Библиотекарь |
|
|||||||
5. |
Силами актива проводить ремонт книг, подшивку журналов и газет
|
|
В течение года |
Библиотекарь |
|
|||||||
Формирование библиотечного фонда |
|
|||||||||||
1. Работа с фондом учебной литературы |
|
|||||||||||
1 |
Подведение итогов движения фонда. Анализ обеспеченности учащихся школы учебниками и учебными пособиями на учебный год |
|
Сентябрь |
Библиотекарь |
|
|||||||
2. |
Утверждение перечня учебников на учебный год |
|
Сентябрь, июнь |
Методический совет |
|
|||||||
3. |
Формирование общешкольного заказа на учебники |
|
Январь |
Библиотекарь |
|
|||||||
4. |
Оформление заказа |
|
Январь |
Библиотекарь |
|
|||||||
5. |
Прием и обработка поступивших учебников: - оформление накладных - запись в книгу суммарного учета - штемпелевание - оформление картотеки |
|
По мере поступления |
Библиотекарь |
|
|||||||
6. |
Составление отчетной документации, диагностика уровня обеспеченности учащихся учебниками |
|
По мере требования |
Библиотекарь |
|
|||||||
7. |
Прием и выдача учебников |
|
Май-июнь Август - сентябрь |
Библиотекарь |
|
|||||||
8. |
Оформление выставки «Знакомьтесь – новые учебники». |
|
По мере поступления |
Библиотекарь |
|
|||||||
9. |
Списание фонда с учетом ветхости и смены программ. |
|
Июнь, декабрь |
Библиотекарь |
|
|||||||
10. |
Рейд по проверке сохранности учебников |
|
октябрь, апрель |
Библиотекарь, актив б-ки |
|
|||||||
11. |
Составление электронного каталога «Учебники и учебные пособия» |
|
В течение года |
Библиотекарь |
|
|||||||
2. Работа с фондом художественной литературы |
|
|||||||||||
1. |
Обеспечение свободного доступа в библиотеке: - к художественному фонду (для учащихся 1-4 классов) - к фонду периодики (для всех) |
|
Постоянно |
Библиотекарь |
|
|||||||
2. |
Выдача изданий читателям |
|
Постоянно |
Библиотекарь |
|
|||||||
3. |
Соблюдение правильной расстановки фонда на стеллажах |
|
Постоянно |
Библиотекарь |
|
|||||||
4. |
Систематическое наблюдение за своевременным возвратом в библиотеку выданных изданий |
|
Конец четверти |
Библиотекарь, классные руководители |
|
|||||||
5. |
Работа по мелкому ремонту литературы с привлечением актива библиотеки и учащихся на уроках труда в начальных классах |
|
По мере потребности |
Библиотекарь, классные руководители |
|
|||||||
6. |
Периодическое списание фонда с учетом ветхости, морального износа и невостребованности |
|
Июнь |
Библиотекарь |
|
|||||||
7. |
Расстановка фонда после ремонта |
|
В течение года |
Библиотекарь |
|
|||||||
8. |
Оформление новых разделителей |
|
В течение года |
Библиотекарь |
|
|||||||
9. |
Оформление подписки на 1,2 полугодие 2016 года |
|
Ноябрь, май |
Библиотекарь |
|
|||||||
10. |
Санитарный день |
|
Последняя суббота месяца |
Библиотекарь |
|
|||||||
11. |
Акция «Подари книгу библиотеке». |
|
май |
Библиотекарь, кл. руководит. |
|
|||||||
Справочно – библиографическая работа |
|
|||||||||||
1. |
Создание картотек: «Внеклассная работа», СКС периодических изданий. |
|
В течение года |
Библиотекарь |
|
|||||||
|
|
|
|
|
|
|||||||
|
|
|
|
|
|
|||||||
2. |
Работа с электронной каталогизацией фонда
|
|
В течение года |
Библиотекарь |
|
|||||||
|
|
|
|
|
|
|||||||
|
|
|
|
|
|
|||||||
3. |
Экскурсия в библиотеку «Дом, в котором живут книги» |
1 класс |
февраль |
Библиотекарь |
|
|||||||
4. |
Выставка-просмотр справочных изданий |
2-9 кл. |
с 16 по 30 ноября |
Библиотекарь |
|
|||||||
5. |
«Посвящение в читатели».
|
1 класс |
март |
Совместно с с/б-кой |
|
|||||||
|
Беседы, консультации на темы: Роль и назначение библиотеки. Понятие абонемент, читальный зал. Расстановка книг на полках, самостоятельный выбор книг при открытом доступе (тематические полки, книжные выставки, ящики для выбора книг). Правила и умения обращаться с книгой. Формирование у детей бережного отношения к книге. Ознакомление с правилами общения и обращения с книгой. Обучение умению обернуть книгу, простейшему ремонту книг... |
все |
постоянно |
библиотекарь |
|
|||||||
Профессиональное развитие работников |
|
|||||||||||
1. |
Участие в городских семинарах проводимых отделом образования. |
|
В течение года |
Библиотекарь |
|
|||||||
2. |
Принимать участие в работе семинаров, методических объединений. |
|
|
В течение года |
|
Библиотекарь |
|
|||||
3. |
Самообразование: - чтение газеты «Библиотека в школе», «Библиотека»; - приказов, писем, инструкций о библиотечном деле. |
|
|
В течение года |
|
Библиотекарь |
|
|||||
4. |
Совершенствование традиционных и освоение новых библиотечных технологий. |
|
|
В течение года |
|
Библиотекарь |
|
|||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||
Повышение квалификации.
1. Работа по самообразованию:
Ø освоение информации из профессиональных изданий;
Ø использование опыта лучших школьных библиотекарей;
Ø посещение семинаров, участие в конкурсах, присутствие на открытых мероприятиях, индивидуальные консультации.
2. Регулярное повышение квалификации.
3. Совершенствование традиционных и освоение новых библиотечных технологий.
4.Расширение ассортимента библиотечно-информационных услуг, повышение их качества на основе использования новых технологий: компьютеризация библиотеки, использование электронных носителей, создание видеотеки, аудиотеки и т.д.
Работа с библиотечным фондом.
1. Изучение состава фонда и анализ его использования.
2. Формирование фонда библиотеки традиционными и нетрадиционными носителями информации.
3. Формирование общешкольного заказа на документы основного фонда (при наличии бланка-заказа).
4. Комплектование фонда (в том числе периодикой) в соответствии с образовательной программой школы.
5. Оформление подписки на периодику, контроль доставки.
6. Прием, систематизация, техническая обработка и регистрация новых поступлений.
7. Учет библиотечного фонда.
8. Прием и оформление документов, полученных в дар, учет и обработка.
9. Выявление и списание ветхих, морально устаревших и неиспользуемых документов по установленным правилам и нормам (в том числе оформление актов и изъятие карточек из каталогов).
10. Выдача документов пользователям библиотеки.
11. Расстановка документов в фонде в соответствии с ББК.
12. Оформление фонда (наличие полочных, буквенных разделителей, индексов), эстетика оформления.
13. Проверка правильности расстановки фонда.
14. Обеспечение свободного доступа пользователей библиотеки к информации.
15. Работа по сохранности фонда:
Ø Организация фонда особо ценных изданий и проведение периодических проверок сохранности.
Ø Систематический контроль за своевременным возвратом в библиотеку выданных изданий.
Ø Обеспечение мер по возмещению ущерба, причиненного носителям информации в установленном порядке.
Ø Организация работы по мелкому ремонту и переплету изданий с привлечением библиотечного актива.
Ø Обеспечение требуемого режима систематизированного хранения и физической сохранности библиотечного фонда.
16. Оформление накладных и их своевременная сдача в централизованную бухгалтерию.
17. Инвентаризация.
Работа по пропаганде библиотечно-библиографических знаний. Справочно-библиографическая работа.
1. Ознакомление пользователей с минимумом библиотечно-библиографических знаний:
Ø знакомство с правилами пользования библиотекой;
Ø знакомство с расстановкой фонда;
Ø ознакомление со структурой и оформлением книги;
Ø овладение навыками работы со справочными изданиями и др.
Воспитательная работа.
1.Формирование у школьников навыков независимого библиотечного пользователя: обучение пользованию носителями информации, поиску, отбору и критической оценке информации.
2.Способствование формированию личности учащихся средствами культурного наследия, формами и методами индивидуальной и массовой работы:
Ø беседы;
Ø диспуты;
Ø литературные игры;
Ø викторины;
Ø библиотечные занятия и т.д.
3.Популяризация лучших документов библиотечными формами работы, организация выставок и стендов и проведение культурно-массовой работы.
4. Создание актива библиотеки и работа с ним.
5. Работа с другими библиотеками.
Информационная работа.
1.Сопровождение учебно-воспитательного процесса информационным обеспечением педагогических работников:
Ø совместная работа по составлению заказа на учебно-методические документы;
Ø обзоры новых поступлений;
Ø подбор документов в помощь проведению предметных недель и других общешкольных и классных мероприятий;
Ø оформление книжных выставок на изучаемую тему по какому-либо предмету;
Ø помощь в подборе документов при работе над методической темой школы;
Ø помощь в подборе документов для подготовки педсоветов, заседаний метод. объединений и т.д.
2.Сопровождение учебно-воспитательного процесса информационным обслуживанием учащихся:
Ø на абонементе;
Ø подбор литературы для написания рефератов, докладов и т.д.;
Ø помощь в подготовке к общешкольным и классным мероприятиям;
Ø проведение индивидуальных и групповых библиотечных занятий.
3.Информационное обслуживание родителей обучающихся:
Ø информирование о пользовании библиотекой их детьми;
Ø оформление выставок документов для родителей на актуальные темы;
Ø индивидуальная работа по подбору дополнительного материала для обучающихся:
Ø выступление на родительских собраниях с информацией о новых поступлениях в фонд библиотеки.
Плана работы с учебным фондом.
1. Составление совместно с учителями-предметниками заказа на учебники с учетом их требований, его оформление.
2. Согласование и утверждение бланка-заказа администрацией школы, его передача районному методисту.
3. Контроль за выполнением сделанного заказа.
4. Прием и техническая обработка поступивших учебников: оформление накладных, запись в книгу суммарного учета, штемпелевание, оформление картотеки.
5. Оформление отчетных документов (анализ использования вариативных программ, диагностика уровня обеспеченности учащихся и др.).
6. Прием и выдача учебников.
7. Информирование учителей и учащихся о новых поступлениях учебников и учебных пособий.
8. Периодическое списание ветхих и устаревших учебников.
9. Проведение работы по сохранности учебного фонда.
10. Работа с резервным фондом учебников:
Ø ведение его учета;
Ø размещение на хранение;
Ø составление сведений для картотеки межшкольного резервного фонда;
Ø передача в другие школы.
11. Изучение и анализ использования учебного фонда.
12. Работа с каталогами, тематическими планами издательств на учебно-методическую литературу.
13. Пополнение и редактирование картотеки учебной литературы.
14. Расстановка новых изданий в фонде.
15. Проведение рейдов по проверке состояния учебников.
16. Оформление накладных на учебную литературу и их своевременная передача в бухгалтерию.